Рынок как институт. Типы рынков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, установленным на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Основными составляющими рынка являются:

- Спрос

- Предложение

- Конкуренция

- Цена

- Частная собственность

Объекты рынка – это товары и деньги.

В качестве товаров выступают не только производственная функция, но и факторы производства.

В качестве денег объектами являются все финансовые средства, важнейшие из которых деньги.

Субъекты рынка – это продавцы и покупатели. В их качестве выступают: домохозяйка, фирмы, государство.

Функции рынка:

- Через рынок осуществляется регулирование общественного производства

- Устанавливаются связи производителей и потребителей

- Через рынок осуществляется учёт затрат на производство продукции

- На рынке устанавливаются цены

- Рынок дифференцирует (производит), т.е. на рынке выживает та фирма, у которой затраты на производство продукции более низкие.

У рынка есть свои «+» и «-»:

+ Гибкость, приспособленность к изменяющимся условиям.

+ Оперативное использование новых технологий при производстве продукции

+ Независимость производителей и потребителей в принятии решений

+ Способ удовлетворять самые разные потребности

 

- Рынок не гарантирует право на труд и доход

- Не создаёт стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования

- Не ориентирован на производство необходимых товаров, а удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги.

    Современный рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его можно классифицировать по ряду признаков:

1) По объектам рыночного обмена.

Виды рынка:

- Товарный

- Денежный

2) По организации рыночного обмена:

- Оптовый

- Розничный

- Экспортный

- Импортный

3) По формам собственности

- Частный

- Государственный

4) По видам конкуренции

- Рынок совершенной конкуренции

- Рынок несовершенной конкуренции

Признаки рынка совершенной конкуренции:

- На данном рынке присутствует множество покупателей и продавцов

- Полная мобильность всех ресурсов

- Имеет место полная информированность о ценах данного рынка

- Однородность товаров и услуг

- Цены устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения, а на данном рынке отсутствует какая-либо ценовая дискриминация

Если отсутствует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции для данного трынка, то его можно отнести к рынку несовершенной конкуренции

5) По деятельности участников рынка в обеспечении соответствующих потребностей, начиная от духовных и до производственных

Производственный рынок – это составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и личные интересы общества, удовлетворяя их потребность в средствах производства и предметах потребления.

Данный рынок можно разделить на:

- Рынок средств производства – это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства

- Рынок потребительский – это рынок товарного обращения, где осуществляется купля-продажа предметов потребления, т.е. продукция или товары, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных или коллективных целей

- Рынок рабочей силы – это сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы (работодателем) и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в сфере материального производства

- Финансовый рынок – это совокупность операций по ссудам и займам купли и продажи иностранной валюта, обмену ценных бумаг и др.

- Рынок интеллектуальной продукции – включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершённые в этой области работы.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.