Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, установленным на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
Основными составляющими рынка являются:
- Спрос
- Предложение
- Конкуренция
- Цена
- Частная собственность
Объекты рынка – это товары и деньги.
В качестве товаров выступают не только производственная функция, но и факторы производства.
В качестве денег объектами являются все финансовые средства, важнейшие из которых деньги.
Субъекты рынка – это продавцы и покупатели. В их качестве выступают: домохозяйка, фирмы, государство.
Функции рынка:
- Через рынок осуществляется регулирование общественного производства
- Устанавливаются связи производителей и потребителей
- Через рынок осуществляется учёт затрат на производство продукции
- На рынке устанавливаются цены
- Рынок дифференцирует (производит), т.е. на рынке выживает та фирма, у которой затраты на производство продукции более низкие.
У рынка есть свои «+» и «-»:
+ Гибкость, приспособленность к изменяющимся условиям.
+ Оперативное использование новых технологий при производстве продукции
+ Независимость производителей и потребителей в принятии решений
+ Способ удовлетворять самые разные потребности
- Рынок не гарантирует право на труд и доход
- Не создаёт стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования
- Не ориентирован на производство необходимых товаров, а удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги.
Современный рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его можно классифицировать по ряду признаков:
1) По объектам рыночного обмена.
Виды рынка:
- Товарный
- Денежный
2) По организации рыночного обмена:
- Оптовый
- Розничный
- Экспортный
- Импортный
3) По формам собственности
- Частный
- Государственный
4) По видам конкуренции
- Рынок совершенной конкуренции
- Рынок несовершенной конкуренции
Признаки рынка совершенной конкуренции:
- На данном рынке присутствует множество покупателей и продавцов
- Полная мобильность всех ресурсов
- Имеет место полная информированность о ценах данного рынка
- Однородность товаров и услуг
- Цены устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения, а на данном рынке отсутствует какая-либо ценовая дискриминация
Если отсутствует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции для данного трынка, то его можно отнести к рынку несовершенной конкуренции
5) По деятельности участников рынка в обеспечении соответствующих потребностей, начиная от духовных и до производственных
Производственный рынок – это составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и личные интересы общества, удовлетворяя их потребность в средствах производства и предметах потребления.
Данный рынок можно разделить на:
- Рынок средств производства – это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства
- Рынок потребительский – это рынок товарного обращения, где осуществляется купля-продажа предметов потребления, т.е. продукция или товары, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных или коллективных целей
- Рынок рабочей силы – это сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы (работодателем) и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в сфере материального производства
- Финансовый рынок – это совокупность операций по ссудам и займам купли и продажи иностранной валюта, обмену ценных бумаг и др.
- Рынок интеллектуальной продукции – включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершённые в этой области работы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.