1. Меркантильная школа – 2 периода: ранний – середина 16 в., поздний – 17в.
Основные идеи:
- Золотые и серебряные деньги и сокровища олицетворяют богатство нации.
- Приумножение богатства требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли (поощрение экспорта, сдерживание импорта, поддержка национальной промышленности)
- Конкуренция вредна, её нужно избегать.
Система торгового баланса – Серра, Малейнс – важно, чтобы общая сумма вывозимых товаров в денежном изменении превышала аналогичный показатель ввоза.
Добавленная стоимость – приращение стоимости в результате обработки материала.
Важный момент – колониальная экспансия – захват внешних рынков.
Недостатки теории:
- Наивное отожествление богатства и денег
- Сильный акцент на развитие промышленности
- Источник богатства искали лишь в сфере обращения (в торговле)
Представители: Антуан Монкретьен, Томас Мен, Серра, Малейнс.
2. Физиократия – «природовластие»
Основные идеи:
- Экономический либерализм – невмешательство государства в экономическую жизнь общества.
- Исключительная производительность труда, прилагаемого к земле. Земля – единственный источник богатства народов. Только из земли берется чистый продукт.
Чистый продукт – сумма производимого продукта за вычетом затрат на его производство.
Этот избыток – дар природы, который можно получить лишь приложив труд к земле. Промышленный же труд придает продукту земли новую форму.
Общество делили на 3 класса: крестьяне – производительный класс, ремесленники – бесплодный класс, дворяне – бессильный класс.
- Единый земельный налог.
Представители: Ф.Кенэ, А.Тюрго.
3. Классическая школа (политэкономия): к. 18 – н. 19 вв.
Представитель: Уильям Петти (1623-1687) – его труды – «Политическая арифметика», «Трактат о налогах и сборах».
Национальное богатство – земля и остальное имущество (земля, сооружения, скот, домашнее имущество, запасы).
4 производственных фактора: земля, труд, квалификация работника, средства труда (1 и 2 –главные факторы, 3 и 4 – второстепенные).
Представитель: Адам Смит (1723-1790) – трактат «Исследование о природе и причинах богатства народов».
- Идея о «невидимой руке» (рыночные законы)
- Источник богатства – годовой труд каждой нации
- Важную роль играет разделение труда
- Теория стоимости и цены – труд является единственным всеобщим и единственно точным мерилом стоимости.
Представитель: Давид Рикардо (1772-1823) – «Начало политической экономии и налогового обложения»
Рассмотрел проблемы стоимости, ренты (прибыль землевладельцев), налогов.
В стоимости товаров следует учитывать не только труд, затрачиваемый на их производство. Истинная стоимость товаров, обладающих полезностью зависит не только от количества труда, требуемого для их производства, но и от редкости предметов.
4. Марксистская школа
Основатель – Карл Маркс
Все продукты производства создаются трудом рабочих. Затраты труда образуют стоимость товара. Капиталист оплачивает только часть труда рабочего, чтобы тот мог иметь некий минимум средств существования (необходимый продукт). Разница – прибавочный продукт образует прибавочную стоимость, которая становится капиталистической прибылью.
5. Неоклассическая школа
Основатель – Маршалл – главный труд «Принципы экономики».
Характеризовал экономическую деятельность людей, как «частную» ситуацию, т.е. на уровне фирмы, отрасли.
Центральное место в исследованиях занимает проблема свободы ценообразия на рынке.
Представитель: Дж.Б.Кларк – гл. труды «Философия богатства», «Распределение богатства».
Сформулировал закон предельной производительности: цена фактора производства обусловлена ее относительной дефицитностью. Суть закона: фактор производства – труд или капитал – может приращиваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором не сравняется с его ценой.
Представитель: В.Паретто
Исследовал проблемы общего экономического равновесия.
В работе «Учение политической экономии» сформулировал понятие общей максимальной полезности (оптимум Паретто).
6. Кейнсианство
Экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной денежно-кредитной политики.
Дж.Кейнс – гл. труд «Трактат о вероятности»
2 тенденции: американская и европейская.
7. Институционально-социологическое направление
Институциализм – альтернатива неоклассического направления экономической теории.
Течения институционализма:
- Социально-психологическое (Т.Ведлен)
- Социально-правовое (Дж.Коммонс)
- Конъюктурно-статистическое (Митчелл)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.