Размещение полезащитных лесных полос
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

линейные защитные лесные насаждения, создаваемые на равнинных территориях и плоских водоразделах, на орошаемых и неорошаемых землях для защиты пахотных земель и сельскохозяйственных растений от неблагоприятных климатических факторов. Полезащитные лесные полосы способствуют снижению скорости ветра, задержанию и равномерному распределению на полях снега, уменьшению поверхностного стока атмосферных осадков, повышению влажности почвы и уменьшению испарения влаги, предотвращению дефляции, улучшению общего микроклимата и гидрологического режима территории, повышению эффективности агрономических мероприятий, предохранению посевов сельскохозяйственных культур от вымерзания, засухи, суховеев, пыльных бурь, повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Полезащитные лесные полосы играют важную природоохранную роль, являясь частью экологического каркаса агроландшафта. В условиях, где водная эрозия не превышает допустимой величины, основные (продольные) полезащитные лесные полосы располагают поперек направления наиболее опасных ветров (суховейных, метельных, вызывающих пыльные бури). На эрозионно-опасных склонах крутизной более 1--1,5° полезащитные лесные полосы л. п. размещают поперек склонов. Направление полезащитных лесных полос может отклоняться от перпендикулярного на угол не более 30°, при этом уменьшают межполосное расстояние. Вспомогательные полезащитные лесные полосы, предназначенные для защиты полей от ветров др. направлений, располагают перпендикулярно основным полосам. Расстояние между основными полезащитными лесными полосами определяют исходя из ожидаемой их защитной высоты и дальности мелиоративного влияния (30 Н), эродируемости почв и применяемых систем земледелия.

Расстояние между основными полезащитными лесными полосами: на серых лесных почвах, оподзоленных и выщелочных черноземах -- 600 м; типичных и обыкновенных черноземах -- 500; на южных черноземах и песчаных почвах в лесостепной зоне -- 400; на темно каштановых и каштановых почвах в сухостепнойзоне -- 350; на светлокаштановых почвах в полупустынной зоне -- 250; на песчаных и супесчаных почвах в степной зоне -- 100--250 м. В районах с сильной дефляцией расстояние между основными полезащитными полосами уменьшают на 40%, средней -- на 20 и слабой -- на 10--15%.

Вспомогательные полезащитные лесные полосы на черноземных почвах располагают на расстоянии 1500--2000 м, на темно-каштановых почвах -- 1000--1500, в районах с неустойчивым направлением ветров -- через 1000 м. В местах пересечения основных и вспомогательных полезащитных лесных полос оставляют разрывы шириной 20--30 м. Иногда разрывы шириной до 10 м оставляют непосредственно в полезащитных лесных полосах. Конструкция полезащитных лесных полос, как правило, ажурная или продуваемая. Размещение выращиваемых древесных пород -- рядовое. Ранее применяли также гнездовой, шахматный, диагонально групповой способы размещения. В зависимости от размеров взрослых деревьев и необходимой ветропроницаемости полезащитные лесные полосы в лесной и лесостепной зонах на неорошаемых землях создают из 2--3 рядов, в степной зоне -- из 3 рядов, сухостепной и полупустынной -- из 3--4 рядов, на орошаемых землях -- из2--3 рядов. Ширина полезащитных лесных полос в лесной и лесостепной зонах --7,5--10,0 м, степной -- 12 м, в сухостепной зоне и полупустыне -- 16--20 м. Размещение посадочных мест в рядах на выщелоченных, типичных и обыкновенных черноземах составляет 1--2 м, на южных черноземах и каштановых почвах -- 2 м. При диагонально групповом и шахматном способах размещения расстояние между посадочными местами в рядах -- 6--8 м; при строчно-луночных посевах дуба: между лунками -- 1 м, между группами лунок -- 3 м.

По составу полезащитные лесные полосы могут быть чистыми и смешанными.

В качестве главной породы предпочтительно применять дуб. Иногда в опушечный ряд полос из дуба вводят быстрорастущую породу, например березу, что позволяет обеспечить более раннее наступление желаемого мелиоративного эффекта. На каштановых почвах в опушечный ряд высаживают низкорослые кустарники, чередуя их с деревьями. Полезащитные лесные полосы создают посадкой сеянцев, саженцев, черенков,

посевом желудей. Подготовку почвы ведут по системе черного пара; на землях, подверженных дефляции, -- по системе раннего пара с плантажной вспашкой на глубину 50--60 см. На чистых от сорняков полях в лесостепной и степной зонах на черноземах допустимо создание полезащитных лесных полосы по глубокой зяби.


21 Размещение полевых дорог

Полевые дороги проектируются в дополнение к существующей и проектируемой магистральной дорожной сети в целях обеспечения:

— подъездов к любому полю и рабочему участку;
— устойчивой связи полей с магистральной дорожной сетью, производственными и хозяйственными центрами;
— удобства выполнения технологических процессов в полях и обслуживания техники.

Полевые дороги подразделяются на основные и вспомогательные. Основные выполняют роль полевых магистралей, обслуживают весь севооборот или группу полей и предназначены для систематической перевозки людей, грузов и техники. Эти дороги являются постоянно действующими и должны иметь ширину 6-10 м. Как правило, они имеют твердое или переходного типа покрытие.


Вспомогательная дорожная сеть предназначена для временного, ограниченного использования: обслуживания сельскохозяйственной техники, вывоза урожая, подвоза удобрений и т. п. Так как интенсивность движения на этих дорогах небольшая, их проектируют шириной 3-4 м.

Густота полевой дорожной сети зависит от величины грузооборота, размеров и площади полей (рабочих участков). Дороги проектируют по границам полей, совмещая с лесополосами и другими элементами организаций территории.

По отношению к лесным полосам дороги проектируются с наветренной стороны, выше по рельефу, с южной, наименее затененной стороны. Это важно для того, чтобы дорогу меньше заваливало снегом и она быстрее просыхала, становилась проезжей для техники и транспортных средств. По этой же причине недопустимо размещать полевые дороги по тальвегам, вдоль осушительных каналов.

При сравнении вариантов размещения полевых дорог предпочтение отдается тому, где меньше их протяженность, требуется меньше затрат на прокладку и обслуживание, а также обеспечивается более надежная транспортная связь в неблагоприятных погодных условиях.





Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.