Непосредственным поводом к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц — Рима и Константинополя.
Русь и православие
Объединительная роль Православной Церкви была огромна еще в домонгольский период в связи с феодальной раздробленностью Руси, когда митрополиту и епископам нередко приходилось мирить князей во время их междоусобиц. По сути дела, церковь выступала тогда как важнейший фактор национального единства.
Это стало особенно ясно после вторжения на Русь татаро-монголов, когда русский народ сумел сохранить свою идентичность именно как христианский народ. Не случайно самый обширный общественный слой древнерусского общества стал именоваться крестьянами от слова "христианин". В период татарского ига, продолжавшегося почти два с половиной столетия роль русского церковного руководства в государственных делах еще более возросла.
После усиления Москвы и увеличения численности русских войск, после начала объединения земель русских борьба с монголами как с носителями ислама, как с "погаными, неверными" стала культовой. На западе уже давно отошла в прошлое эпоха крестовых походов, а на Востоке она только началась. Церковь встала на сторону великого московского князя, а после падения Константинополя в 1453 году и последовавшей гибели Византии, русская православная церковь стала оплотом для борьбы с неверными на Востоке. Священники благословляли, перед боем с монголами, русских воинов. Борьба русских и монголов превратилась из чисто политического дела в религиозную борьбу. После победы Ивана III над ханом Ахматом, разорении столицы Золотой Орды, имели место набеги на Русь татарских ханов Крыма и Казани. Причем теперь конфликт стал многосторонним.
Большие трудности испытывало духовенство в связи с разорением и упадком Киева. Митрополиты находились в постоянных разъездах, не имея надежного пристанища в бывшем стольном городе. Упорное стремление князей Юго-Западной Руси (Галицко- Волынское княжество) получить помощь против татар от католических монахов и Папы Римского заставило митрополита переориентироваться на северо-восточных князей. В итоге центр Русской митрополии переместился на Северо-Восток Руси, результатом чего оказалось, что сначала Владимир-на-Клязьме, а с 1325 г. - Москва стали общерусскими политическими центрами.
Русская Церковь (в лице Ростовского архиепископа Вассиана и др.) оказала значительную поддержку светской власти при окончательном освобождении от татарского ига в 1480.
Московский князь, претендуя на власть во всех русских землях, должен был подкреплять ее авторитетом церковного иерарха. Поэтому он стремился сделать Москву не только административным центром, но и религиозным. Здесь обустраивается резиденция митрополита, здесь возводятся каменные соборы, сюда переносятся святыни (икона Владимирской Богоматери), здесь появляются свои святые (первый московский митрополит Петр, затем Алексий и позднее Иона; князь Даниил и другие).
Митрополиты нуждались в князьях как защитниках своего имущества и своих владений. Например, сменивший митрополита Киприана Фотий обнаружил, что все митрополичье
имущество разграблено и для его собственного существования средств нет. Только с помощью великого князя все было возвращено и митрополия восстановлена.
Без помощи великого князя вряд ли московским митрополитам удалось бы сохранить свое владычество над всей своей огромной епархией. К примеру, в середине XV в. новгородский архиепископ Евфимий явно стал тяготиться своим подчиненным положением и стал стремиться к сепаратизму. В условиях междоусобия в великокняжеской семье ему почти удалось отделиться от московской митрополии. Но с помощью власти московского князя «заблудшие овцы» были возвращены в лоно официальной церкви.
Фактически московскому митрополиту подчинились девять епископий: Новгородская, Рязанская, Ростовская, Суздальская, Тверская, Коломенская, Пермская, Сарская и Подонская (с середины XV в. она стала базироваться в Крутицах на окраине Москвы).
В материальном отношении Церковь считалась независимой от вели-кокняжеской власти. Ее доходы складывались из пожертвований верующих, платы за отправление церковных обрядов и судебные разбирательства по духовным вопросам, а также средств, получаемых от земельных владений собственно церквей и монастырей. Однако, несомненно, что вклады великого князя и членов его семьи составляли немалую их часть.
Золотоордынское владычество, опустошительные набеги и тяготы по уплате дани подталкивали многих людей к тому, чтобы уйти подальше от мирской суеты в монастыри. В данном случае характерен пример Сергия Радонежского. Его родители жили в Ростове и окончательно разорились. Для себя и своих детей они выбрали один путь – в монастырь.
Но, вероятно, без средств стать иноком какого-нибудь монастыря было невозможно, поэтому юноша (в миру Варфоломей) поселился в уединенном месте в лесу и стал вести там монашеский образ жизни. Поскольку его жилище было недалеко от Ростовской дороги, многие узнали о нем и стали приходить и селиться рядом. Так возник Троице- Сергиев монастырь.
Примеру Сергия последовали многие его ученики и стали в XV в. активно осваивать бескрайние северные просторы. Там были основаны Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов, Соловецкий, Антониево-Сийский и многие другие. Пока это были лишь небольшие скиты с малочисленной и скромной братией. Но со временем они превратятся в крупнейших и богатейших землевладельцев (и путем пожертвований, и путем покупок), в центры духовной мысли и книгописания.
С середины XV в. положение православной церкви начинает меняться. После взятия в 1453 г. Константинополя турками московская митрополия становится фактически независимой. Свои внутренние дела иерархи начинают решать самостоятельно на совместном соборе. Даже вопрос о новом митрополите становится его прерогативой, правда, при одобрении кандидатуры великим князем. Позднее именно великий князь, а затем и царь будет называть его имя. Первым избранным митрополитом стал Иона (в 1448 г.). После его смерти таким же образом на митрополию был возведен Филипп, затем Геронтий и т. д.
Однако, став самостоятельной (от Константинополя), попав под влияние великого князя, московская митрополия потеряла часть своих владений. В 1459 г. Казимир IV поставил в Киеве своего митрополита, и территория Великого княжества Литовского перестала подчиняться московскому митрополиту. В этих условиях церковные иерархи еще больше осознали свою зависимость от великого князя и теснее стали сплачиваться вокруг его трона. Хотя до полной гармонии в отношениях светских и духовных властей было еще далеко.
«Москва-третий Рим» ©Филофей Псковский
Теория, провозгласившая Русь, Московию, её столицу Москву политическим и религиозным центром Европы возникла в ХVI веке в пору правления Россией великого князя Московского Ивана Третьего (1440-1505), когда русское общество окончательно избавилось от монголо-татарского ига, раздвинуло свои границы, организовалось в сильное, обширное, централизованное, уверенно управляемое государство. Субъективным же фактом провозглашения Москвы третьим Римом стала женитьба Ивана III на византийской принцессе, племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог.
После падения «второго Рима» — Константинополя «третий Рим» — Москва возомнила себя единственным в мире убежищем правой веры и истинного благочестия. В то время православная Русь считала себя единственной обладательнице Христа и христианства; греков она презирала, а инославные вероисповедания ставила на одну доску с язычеством. Говоря словами В. О. Ключевского, органический порок древнерусского церковного общества заключался в том, что «оно считало себя единственным истинно правоверным в мире, свое понимание Божества исключительно правильным, Творца вселенной представляло своим собственным русским Богом, никому более не принадлежавшим и неведомым» (Е. Н. Трубецкой «О христианском отношении к современным событиям»)
Билет№12:Европа и Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное
время: причины, этапы, альтернативы развития, итоги
политической борьбы.( прочитайте про альтернативы
развития)
События, произошедшие в Московском государстве на рубеже XVI—XVII веков, вошли в историю под названием «Смутное время».
Для него характерны следующие события и явления:
династический, социально-политический и экономический кризис; появление самозванцев, претендующих на Русский престол; гражданская война, кризис государственности;
иностранная интервенция и разорение страны.
Хронологические границы Смуты в самом широком смысле: 1584—1618 гг. — с кончины Ивана IV и до урегулирования внешнеполитических проблем со странами-интервентами Польшей и Швецией.
Начало «Смутного времени»
18 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581), младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе, отданном ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного двадцатисемилетний Федор Иванович (1584-1598). При нем фактически правителем страны стал шурин царя (брат жены Федора – Ирины)
Борис Годунов.
Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. Среди бояр, входивших в регентский совет, были Никита и Федор Никитич Романовы - брат и племянник первой жены Ивана Грозного, а также Иван Петрович Шуйский - отец будущего русского царя.
В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва, а также обвинения, инспирированные противниками Годунова, приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти.
Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. Земский собор избирает царем Бориса Годунова.
Против царя выступили все слои населения этим, воспользовался московский монах Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу под видом чудом спасшегося царевича Дмитрия. Борис Годунов внезапно умирает и в мае 1605
г. ЛжеДмитрий I провозглашается царем, однако он не выполнил обещание данное полякам. Поляки грабили русские земли и в мае 1606 г. в Москве вспыхнула антипольское восстания. ЛжеДмитрий I убит, а царем провозгласили Василия Шуйского. (1606-1610).
Он дал оформленное в виде крестоцеловальной записи (целовал крест)
обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы.
С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки были перенесены по приказу Василия Шуйского через три дня после коронации из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых.
В 1606 г. против Шуйского вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Болотникова, объявившего себя воеводой царя Дмитрия. Повстанцы (казаки, крестьяне, служилые люди, некоторые бояре) одержали ряд побед.
В 1607 г. Появился новый самозванец – ЛжеДмитрий II.
В 1608 г. его войско подошло к Москве и после неудачной попытки взять город разбило лагерь в селе Тушино (отсюда прозвище самозванца — «Тушинский вор»). В 1609 г. самозванец предпринял вторую попытку овладеть Москвой, но был отогнан и бежал в Калугу (где был убит в конце 1610 г.). В борьбе с Лжедмитрием II царь Василий Шуйский решил обратиться за помощью к шведам. В обмен на 15000 отряд
шведскому королю была обещана Корела. Эта договоренность со шведами дала повод польскому королю Сигизмунду III начать открытую интервенцию. В 1609 г. польские войска перешли границу и осадили Смоленск, а через два года взяли его и подошли к Москве. Часть бояр, служивших прежде Лжедмитрию II, перекинулась к польскому королю Сигизмунду.
17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был свергнут группой бояр и насильственно пострижен в монахи. Власть перешла к боярскому правительству «Семибоярщине», которое пригласило на престол сына Сигизмунда III королевича Владислава (с условием принять православие и венчаться на царство от русского патриарха). Бояре впустили в Москву польские войска. Над Россией нависла угроза утраты национальной независимости: север был оккупирован шведами, Москва была занята поляками. Спасти страну мог лишь организованный всенародный отпор. В 1611 г. в Рязани было сформировано первое ополчение во главе с П. Ляпуновым, Д. Трубецким, И. Заруцким. Но оно не смогло освободить Москву. Из-за внутренних противоречий ополчение распалось.
Патриарх Московский и всея Руси Гермоген отказался признать королевича Владислава русским царем и стал рассылать по всей Руси грамоты с призывом не подчиняться польским захватчикам. Он был заточен поляками в Чудов монастырь в Московском Кремле и умер от голода. Но патриотический призыв патриарха Гермогена нашел отклик в сердцах россиян. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде инициатором создания нового второго ополчения выступил староста Кузьма Минин. Военным руководителем стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В октябре 1612 г. польские отряды были разбиты, Москва была освобождена.
Собравшийся в январе 1613 г. в Москве Земский собор должен был избрать нового царя.
Дальнейшее развитие России в XVII в. было связано с первыми царями из династии Романовых.
Крайне сложная и противоречивая ситуация Смутного времени содержала в себе несколько вариантов развития страны - в зависимости от того, к кому в итоге перейдет власть в государстве. История не терпит условного наклонения (что было бы, если бы…), и все же, не прибегая к подробному моделированию возможных исторических ситуаций, кратко рассмотрим основные варианты.
Борис Годунов не умер в разгар борьбы с первым самозванцем. Авантюра Отрепьева после недолгих сражений подавлена. Последовали репрессии в отношении оппозиции и сторонников самозванца, еще большее ужесточение введенного Годуновым полицейского надзора, ряд восстаний на волне «пришествия царевича Дмитрия». В стране установился жесткий, даже жестокий режим правления, который потребовал упорядочения и централизации административного аппарата. В то же время Годунов развивает политические и экономические связи с западной Европой. В результате обостряются отношения с русским духовенством, что приводит к жестким мерам царя в отношении церкви и подчинению ее государству. Однако православие сохраняет свой духовный авторитет. Годунов проводит также экономические преобразования, опять- таки насаждая их сверху, ослабляет крепостное иго, создает условия для широкой внешнеэкономической торговли со всеми странами Запада. Вероятно, устанавливается альянс с Англией против Швеции с целью выхода в Балтику и контроля над северными морскими торговыми путями, не исключена война со Швецией и присоединение к
России новых территорий. Сын Годунова Федор унаследовал престол. Закрепилась новая династия русских царей.
Таковы были неосуществленные планы и проекты царя Бориса. Очевидно, что по содержанию и последствиям они практически идентичны реформам Петра Великого, только могли проходить нерезко, без отрицания русской старины, без насаждения иноземных обычаев и т.п. Останься Годунов на престоле, Россия стала бы абсолютной монархией и одним из влиятельных европейских государств с сильной западной ориентацией на столетие раньше
Лжедмитрий I заручился сильной поддержкой дворянства и остался на русском престоле как законный государь и наследник Рюриковичей. Активно расширяя права служилого мелкопоместного дворянства, он навлек на себя недовольство бояр.
Боярские заговоры удалось раскрыть, о них было объявлено народу, что укрепило позиции Лжедмитрия и вызвало цепь репрессии в отношении оппозиционной знати. Лждемитрий начал бы принимать на службу людей незнатных, заботился о положении низов, восстановил право Юрьева дня (он собирался это сделать).
Во внешней политике усилилась ориентация на католические государства, в первую очередь Речь Посполитую, затяжные интриги поляков и Рима с целью навязать России католичество (что было невозможно, и Лждемитрий прекрасно это понимал). Коалиция с католическими странами против турок втянула Россию в долгую изнурительную войну, честолюбивый Лжедмитрий мог развязать войну и со Швецией - у него были имперские амбиции и страсть к военному делу. В таких условиях Россия могла стать ослабленным марионеточным государством, поставщиком «пушечного мяса» в интересах католических держав. Этот вариант позже едва не осуществился при царевне Софье и князе Голицыне.
Поляки захватили Россию, и на престоле согласно договору «Семибоярщины» утвердился королевич Владислав. 15-летний королевич в чужой стране растерялся еще больше, чем Лжедмитрий. Опорой его власти могли быть только польские войска, а их боеспособность была невелика, кроме того, вдали от Кракова польский гарнизон вряд ли бы демонстрировал дисциплину и преданность королевичу. Попытка обратить Россию в католичество, неминуемая при таком раскладе сил, привела к сильному возмущению народа и гражданской войне. Конец Владислава был бы таким же, как и Лжедмитрия; война с интервентами продолжалась бы дольше и закончилась победой земского ополчения и восстановлением православия, русской законности и избранием нового царя (возможно, все того же Михаила Романова). Вероятно, Россия в результате войны с Речью Посполитой потеряла бы часть своих северо-западных территорий.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 307.