Формирование Сословно-представительной монархии в условиях самодержавия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новому уровню политической организации страны, сложившемуся к середине XVI века, должны были соответствовать и новые государственные институты – сословные и представительные учреждения, отстаивавшие интересы крупных областей. Таким органом стал Земский Собор.

Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием сословных представителей с законосовещательными функциями. Его созыв отразил утверждение в России сословно-представительной монархии. Появление сословно- представительной монархии означало, что теперь все важнейшие разрешения будут санкционированы представителями господствующего класса.

На Земском Соборе 1550 года был принят новый Судебник, вобравший в себя нормы всех основных разделов тогдашнего права.

Новый Судебник полностью соответствовал нуждам времени. Например, в нем впервые вводилось наказание за взяточничество. В новом законодательном документе появляются нормы права, которые существуют до сих пор, и появившиеся ранее институты власти на местах в 1551 году получали уставные грамоты, то есть

«подписывались под Судебник». Позднее также издаются новые уложения, дополнявшие Судебник.

Таким образом, в середине XVI века в России начала закрепляться сословно- представительная монархия в лице Земского Собора, которая получила опору благодаря изданию нового Судебника.

Иван IV Грозный (1547-1584) – великий князь Московский и всея Руси, Царь. После венчания на царство в 1549 г. Иван Грозный начал реформы, в ходе которых были:

создана Избранная Рада; впервые созван Земский собор;


принят новый Судебник; проведена земская реформа; проведена реформа церкви.

Избранная Рада — совещательный орган при царе: фактически выполнял роль правительства, «коллективного мозга», помогавшего царю в осуществлении управления страной, но не имел официального статуса. Избранная Рада повлияла на проведение почти всех реформ раннего Ивана Грозного. Несмотря на то, что она имела неофициальный статус.

Земский собор впервые был создан в 1549 г.

Суть земской реформы, проведенной при Иване Грозном в 1555 — 1556 гг., заключалась в совершенствовании местного самоуправления на Руси:

был введен институт земских старост (глав сел и небольших городов), которыми избирались представители зажиточных крестьян и горожан;

городовых, которые назначались царем и руководили крупными городами, финансовыми и административными делами;

губных старост (глав губерний), которые назначались царем и осуществляли управленческие, полицейские и судебные функции.

В 1550 г. Началась военная реформа. Военная реформа заключалась в том, что: ополчение, которое собиралось на время войны, было заменено постоянной армией;

главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;

ядро новой армии составляли «избранная тысяча» (1070 отборных дворян, которые получили обширные земельные участки под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы), состоящее из 3 тыс. человек, обученных обращению с огнестрельным оружием;

часть войска (в основном обозно-тыловая служба) набиралась из крестьян.

Судебник 1550 г.

Новый Судебник, принятый Земским собором в 1550 г.: провозгласил закон единственным источником права на Руси;

ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции; закрепил функцию суда исключительно за государством;

упорядочил налоги;

подтвердил право крестьян на «Юрьев день» (право уйти к другому помещику с выплатой предыдущему «пожилого»).

 

 

Церковная реформа. В 1551 г. Под руководством митрополита Макария был созван Церковный Собор. Церковная Реформа заключалась в том, что были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. — съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав. Второй период правления Ивана IV связан с опричниной (1565-1572).


Опричнина - система, внутриполитических мер Ивана 4, направленных на укрепление личной, неограниченной власти царя и борьбу с предполагаемой изменой в среде знати.

Территория страны отныне делилась на две части – земщину и опричнину. В

опричнину (личную территорию Царя) вошли самые доходные части страны, земщина должна была ее содержать, на ее жителей накладывался огромный налог. Факты борьбы с опричниной:

Земский собор настаивал на отмене опричнины

1568г. – открытое восстание Московского посада

1565г. – бунт Митрополита Филлипа

Причины прекращения опричнины: предельное истощение страны

1571г. – взятие Москвы крымским ханом

1572г. – отмена опричнины. Это слово запрещалось к произношению



Билет№11: Раскол в европейской христианской церкви. Роль православия, взаимоотношений церкви и государства в формировании Московской Руси. В 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную (Римско- Католическую) и Восточную (Греко-Кафолическую).

Восточная христианская церковь стала называться ортодоксальной, т.е. правоверной, а исповедывающие христианство по греческому обряду – ортодоксами или правоверными.

«Великий раскол» между Восточной и Западной Церквами вызревал постепенно, в результате долгих и сложных процессов, начавшихся задолго до XI в.

Причины:

Ø Политические разногласия между Востоком и Западом коренились в политическом антагонизме между Римскими папами и византийскими императорами (василевсами).

Ø Культурное отчуждение между Востоком и Западом было в значительной степени обусловлено тем, что в Восточной Римской империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни.

Ø Экклезиологические разногласия. В течение всей эпохи Вселенских Соборов на Западе постепенно формировалосьучение о папском примате (т.е. о римском епископе как о главе Вселенской Церкви).

Ø Богословские причины. Главным пунктом богословского спора между Церквами Востока и Запада было латинское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Филиокве).

Ø Обрядовые различия. В середине XI века главным вопросом обрядового характера, по которому разгорелась полемика между Востоком и Западом,

Дата: 2019-02-02, просмотров: 265.