Все общество делилось по отношению к князю на 3 группы:
1) кто лично служил князю;
2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной;
3) служили частным лицам.
Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Основная масса сельского населения, зависящая от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выделялись наиболее приближенные – бояре, получившие землю, которую могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.
Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян и некоторых др. народов; представитель феодальной аристократии; Великий князь/княгиня — в России дворянский титул членов царской семьи.
Функции князя:
· Военная — организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.
· Судебная — князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы (виры)
· Религиозная — в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений., что связано с развитием у слова «князь» значения «священник» в чешском и польском.
Дружина– княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для
обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Как военная сила, дружина помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества — а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками. Поэтому князья ценят свою дружину, берегут её, щедро одаряют дружинников.
Холопы -категория зависимого населения на Руси 10 — начала 18 веков, по правовому положению близкая к рабам.В отличие от рабов античных они могли быть "посажены" на землю в качестве крепостных. Термин «холоп» впервые встречается в летописи под 986 год. В 11-12 веках холопами называли различные категории зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги. Он нес ответственность за действия холопа: оскорбление свободных, кражу. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке.С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных.
Смерды - свободный общинник-земледелец с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д. Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности.
Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян- общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске.
Термин «осмердить» означал захват населения соседнего княжества во время княжеских усобиц. К XV веку категория смердов превращается в категорию крестьяне. В XVI— XVII веках слово смерд использовалось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд — это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека.
Крестьянская община - территориальное объединение (деревня) отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную
собственность на пашню, пастбища, лес. Для крестьянской общины характерны регулярные переделы земли с XVI-XVII вв., круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Жизнь общины контролировалась помещиком и государством.
Стоить отметить, что на особенности социально-политического развития Руси огромное влияние оказала «Русская правда»:
«Русская правда» — это свод законов (кодекс) Киевской Руси. Был составлен при правлении Ярослава Мудрого(ему принадлежат 17 статей, остальное -его потомкам). Она вмещает в себя уголовные, процессуальные, торговые, наследственные законы. По этой настольной книге державы и строились социальные, экономические и правовые отношения в Древней Руси. Все последующие поколения брали за основу Русскую правду в составлении новых законов и правовых норм.
1016 г. — дата появления Русской Правды. До появления этого свода законов все основывались на религиозных соображениях. Церковные правовые тексты имеют определённые сходства с содержанием текста в статьях, написанных в Русской Правде, однако, не идентичны ему. Эта книга должна была появиться из следующих соображений:
· Судьи Древней Руси не были знакомы с русскими обычаями и традициями, т.к. в большинстве своём являлись выходцами из других стран.
· Языческое право, на котором были основаны все предыдущие правовые нормы, шло вразрез с новыми религиозными убеждениями. Таким образом, принятие христианства послужило основным толчком к созданию Русской правды.
Основные положения:
1. «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников(затем заменена штрафом)
2. Делила людей на холопов, смердов, закупов и тд.(«княжие люди», «люди»,
«холопы»)
3. Закрепляла права на имущество, принципы наследования.
4. Определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности в зависимости от социального положения.
5. Содержала нормы права, касающиеся вопросов общественного порядка - защиты людей от грабежей, насилия, драк.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 278.