В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесс) — центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки.

Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою


сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви —

«десятину». В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.


Хозяйство.

На севере и в районе таежных лесов (остатками которых является Беловежская пуща) системой земледелия была подсечно-огневая. В первой год деревья подрубали, во второй

– использовали как удобрение. 2-3 года земля давала хороший урожай, но потом она истощалась, из-за этого людям было переходить на новую.

Основные орудия: топор, мотыга, соха, борона-суковатка, и заступ (ими взрыхляли почву), серп (собирали урожай), цепой (молотили), каменные зернотерки (размалывали зерно).

Южные районы – самые плодородные земли. Там преобладал перелог. Земли могли засеяваться более 2-3 лет. Здесь использовали орудия для горизонтальной вспашки: соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом.

 

 БИЛЕТ№ 4 :Феодализм как понятие. Пути формирования феодальных

 отношений на Руси и в Европе. Древняя Русь (IX-XII вв.) как

 раннефеодальное государство.

Феодализм — тип общественных отношений, основанных на условной частной (феодальной)

форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов

непосредственных производителей-крестьян. Феодальная эксплуатация осуществлялась путём безвозмездного присвоения феодалами труда крестьян (или продуктов труда) в виде феодальной ренты. Феодальное государство существовало преимущественно в форме монархии. С развитием производительных сил в недрах феодализма складывались элементы

капиталистических отношений. Процесс так называемого первоначального накопления капитала ускорил подготовку материальных условий для перехода к капитализму,


утвердившемуся в результате революций.

Пути формирования (Европа):

Формирование феодальных отношений, образование крупного феодального землевладения, превращение свободных мелких производителей материальных благ в феодально зависимых крестьян, возникновение политических учреждений и идеологии феодального общества — таково основное содержание процесса становления феодальной общественно-экономической формации в Западной Европе. Однако в различных странах этот процесс имел свои особенности:

1) взаимодействия возникновение и развитие феодализма было облегчено и ускорено как для германских племен, так в для зашедшего в тупик римского общества. Такой путь развития феодальных отношений характерен для Вестготского, Бургундского, Франкского, а отчасти Вандальского, Остготского и Лангобардского королевств (в варварских германских королевствах происходило не простое механическое соединение позднеримских и германских общественных отношений, а имели место их взаимодействие и синтез, складывались качественно новые отношения).

2) Несколько отличался процесс феодализации в тех странах, где »то взаимодействие было либо менее значительным, либо вовсе отсутствовало, — англосаксонские королевства, области внутренней Германии.

3) Без всякого взаимодействия с позднеримскими отношениями происходило разложение родового строя в Скандинавских странах.

Пути формирования (Русь):

Современная история выдвигает две основные версии:

1. На основе летописного сюжета « Повесть временных лет» о призвании в 862 г. варягов во главе с Рюриком возникла норманнская теория происхождения

Древнерусского государства. Эта теория была сформулирована в XVIII в. немецкими учеными, работавшими в России, Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером,

А.Л. Шлёцером. Она утверждала, что Древнерусское государство было создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян, которые не

смогли этого сделать самостоятельно. Сторонниками этой теории были историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев и другие.

2. Антинорманисты отрицают роль варягов в образовании русской государственности. Эта теория гласит о том, что данное государство возникло еще раньше, чем появились варяги. Первым антинорманистом можно считать М.В. Ломоносова.

После смерти Владимира I развернулась борьба между его наследниками. В ходе этой борьбы погибли сыновья Владимира и византийской принцессы Анны

князья Борис и Глеб. Они стали первыми русскими святыми. Победил в этой междоусобице Ярослав Владимирович, прозванный Мудрым. На период его правления (1019—1054) приходится наивысшее могущество Древнерусского государства.

При Ярославе Владимировиче (1019–1054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники великого князя.

В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области влияния. Таким образом, к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу –


юговосток Руси с городом Черниговом. В 1030–1031 гг. братья вместе совершили поход против Польши. В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. В дальнейшем Ярослав принимает решение разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался Чернигов, Изяславу он отдает Новгород, а Всеволоду – Переславль.

Социально-политический строй древнерусского государства Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника - «Русская правда» - ограничивал обычай кровной мести, вводил штрафы в защиту интересов имеющих слоев.

«Русская правда» дает основание считать Русское государство раннефеодальным: все признаки феодализма находились в нем на начальной стадии развития.

В 1051 г. При поддержке Ярослава Мудрого митрополитом впервые в истории Руси был избран русский человек – священник Иларион.

Перед смертью Ярослав Мудрый разделил княжеские владения между своими старшими сыновьями. Вскоре между Изяславом, Святославом и Всеволодом начались конфликты и усобицы.

Попытки удержать государство от распада и прекратить усобицы предпринял сын Всеволода Владимир II Мономах(1113–1125).

В 1097 г. по его инициативе в Любече состоялся съезд князей с целью прекращения усобиц. Князья решили: «Пусть каждый держит отчину свою». Однако это решение подтверждало сложившийся порядок разделения государства на отдельные земли. Поэтому лишь на время удалось предотвратить усобицы.

Владимир Мономах вошел в историю как замечательный деятель Древней Руси. Князь был талантливым полководцем, организатором успешных походов против половцев.

Всего же участвовал в 83 военных походах. Владимир Мономах проявил себя и как законодатель. «Устав» Владимира Мономаха ограничивал проценты по займам и запрещал обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей. Как и Ярослав Мудрый, Владимир Мономах укреплял династические связи с Европой.

В своем «Поучении» Мономах наставлял потомков в лучших нравственных качествах, осуждал междоусобную вражду и призывал к единству Русской земли.

Сын Владимира Мономаха — Мстислав Великий (правил в 1125—1132) продолжал политику отца. После смерти Мстислава Русь распалась на отдельные княжества и земли.

 

 

 Билет№5. Древнерусские княжества и земли в период  феодальной

 раздробленности. Причины появления княжеской власти и ее

 функции.

Политическая раздробленность – закономерный этап в развитии государственности и феодальных отношений.

Период феодальной раздробленности Киевской Руси, начавшись в 30-е годы 12 столетия, продлился до самого конца 15 века.

Русь в период феодальной раздробленности представляла собой множество отдельных княжеств. И, если первоначально Киевское княжество фактически являлось сильнейшим, то с течением времени его лидерство стало формальным в силу экономического ослабления.

 

Галицко-Волынское княжество занимало обширную территорию – от границ


земель пруссов и литовцев до Дуная и от Буга до Закарпатья. Это был край с плодородными землями, богатыми лесами и многочисленными городами. Здесь проходили многочисленные торговые пути в Центральную и Западную Европу, в Балтию, на Восток. Это способствовало экономическому росту и усилению политического влияния княжества. До конца XII в. Галицкое и Волынское княжества существовали раздельно. Их объединение произошло только в 1199 г.

Владимиро-Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги. До IX в. в крае жили восточно-финно-угорские племена, которые слились со славянами. В крае было много лесов, которые служили защитой от внешних врагов и основой многих промыслов. Население занималось земледелием, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством, боровым промыслом. В городе и селе были развиты ремесла. Обилие рек способствовало развитию торговли. Важнейший торговый путь проходил по реке Волге. Политическое обособление края от Киева произошло при князе Юрии Долгоруком (1125–1157 гг.). Этот князь положил начало местной династии.

Самым богатым городом на Руси в XII в. был Новгород. Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана да верховья реки Волги и от Прибалтики до Урала.

Отдаленность ее от Киева привела к тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей. Борьба князей за уделы позволили Новгороду сохранить свою

независимость. Неплодородные почвы и неэффективность земледелия обусловили высокий уровень развития ремесла и торговли. Высшим органом власти в Новгороде номинально являлось вече – собрание владельцев городских усадеб, т.е. свободных и самостоятельных граждан. Вече принимало решения по вопросам войны и мира, утверждало уставы и законы, заключало договоры с князьями.

 

Последствия раздробленности:

Положительные – расцвет городов в удельных землях, образование новых торговых путей, подъем экономики, расцвет культуры.

 

Отрицательные – постоянные междоусобные войны, дробление княжеств между наследниками

 

В исторически длительном процессе общественного разделения труда сначала произошло разделение на земледельцев и скотоводов. Выделились ремесленники и торговцы. Достаточно быстро появились и люди, основной функцией которых было управление.

Важной ступенькой в развитии общественного устройства и политогенезе у восточных славян была военная демократия. В первобытном обществе существовало равенство членов племени, которые на племенных собраниях выбирали вождей. В руках вождей, руководивших племенами, а затем и союзами племен, собиралось все больше богатств. Вожди отвечали за защиту территории племени. Они же были организаторами набегов на ближних и дальних соседей, делили полученную добычу. Вожди постепенно превращались в племенных князей. Возвышение над основными соплеменниками стало основываться не только на превосходстве в мудрости и опытности, но и на обладании материальными ресурсами, богатством и опоре на военную силу. Князя


поддерживают сподвижники, воины, профессией которых становится не земледелие, скотоводство, торговля или ремесло, а война. Дружина постепенно отделяется от племенного ополчения. Рядом с князем у восточных славян появляется воевода. Ведь князю приходилось заниматься мирными делами племени, выступать в роли высшего судьи. Воины становятся привилегированной частью племени. Они рискуют здоровьем, жизнью, но и их доходы выше среднего уровня.

 

Князья, несмотря на высокий профессионализм воевод, сами старались поддерживать себя в хорошей физической форме, умело владели мечом и другим оружием. Со времен антов в представлении большинства населения высший, главный руководитель непременно должен быть «человеком в ботфортах», которому сопутствует военная удача. Военный дух пронизывал время так называемой военной демократии, которая приобретала все более формальный характер. Князья стремятся сделать свою власть наследственной. Выборы зачастую оказывались хорошо подготовленным представлением, главную роль в котором играли князья, воеводы, главы родов, сильных семей. Основному «электорату» отводилась роль массовки. Постепенно в руках князей и их окружения сосредоточились вся организация управления, военная сила, распоряжение ресурсами, судьбами соплеменников.

Князья играли важную роль в консолидации племенных союзов в единое государство в истории многих народов. Не была исключением и Древняя Русь.

 





Дата: 2019-02-02, просмотров: 260.