Экономические позиции транснациональных корпораций в мировой экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы к зачету по курсу «Финансы ТНК»

Экономические позиции транснациональных корпораций в мировой экономике.

В мировой практике под ТНК (транснациональные корпорации) понимают корпорации, годовой объем продаж которых составляет не менее 1 миллиарда долларов, от 1/5 до 1/3 оборота приходится на заграничные операции, доля зарубежных активов не менее 25%, имеются филиалы не менее чем в 6 странах.

Влияние ТНК на мировую экономику:

· 1. ТНК во многом определяют динамику и структуру мировой экономики и уровня конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг;

· 2. ТНК контролируют международное движение капитала, они способны влиять на уровень экономического развития целого региона;

· 3. ТНК играют огромную роль в разработке новейших видов продукции, в создании и передаче знаний, технологий. В своих научных центрах они контролируют большую часть НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок).

· 4. ТНК являются важным фактором трудовой миграции, способствуют

распределению профессиональных знаний, обмену опытом между сотрудниками

разных стран.

60% всех ТНК заняты в сфере материального производства; 37% - услуги, 3% -

сельское хозяйство и добывающая промышленность. Основные отрасли: химико- фармацевтическая промышленность (16% компаний) , электроника (17), автомобили (14), нефтедобыча и нефтепереработка (115), производство напитков и продуктов питания (10%).

Положительное влияние ТНК на экономику развивающихся стран:

· - распределяют достижения НТР на менее развитые страны;

· - создают новые рабочие места, следовательно способствуют повышению

жизненного уровня местного населения;

· - обеспечивают более высокий уровень ЗП и социального обеспечения для своих

рабочих.

Отрицательное влияние ТНК на экономику развивающихся стран:

· - подавляют местные фирмы, устанавливают монопольно высокие цены на свою

продукцию;

· - стремятся перенести вредное, загрязняющее производство в развивающиеся

страны;

· - оказывают влияние на политику правительства данной отрасли

 

Количественный анализ деятельности корпораций: индексы транснационализации и интернационализации.

Методологические подходы к определению и классификации конкурентных стратегий транснациональных корпораций.

Слияния и поглощения компаний.

В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.

К ключевым факторам, содействующим слияниям и поглощениям компаний:

· Всемирная либерализация экономических отношений,

· Либерализация трансграничного движения капитала.

· Растущая значимость высокозатратной научно-исследовательской деятельности.

· Снижающиеся издержки транспортировки и коммуникаций.

За рубежом понятия “слияния” и “поглощения” не имеют такого четкого разграничения, как в нашем законодательстве. Даже сами английские аналоги рассматриваемых понятий имеют неоднозначное значение:

Merger – поглощение (путем приобретения ценных бумаг или основного капитала);

Acquisition – приобретение (например, акций), поглощение (компании);

Merger and acquisitions – слияния и поглощения компаний.

Преимущества МСА

1. Взаимоподдержка фирм в долговременной перспективе. Принимая важные решения, которые могут затронуть интересы партнера, фирмы ориентируются на поддержку друг друга.

2. Деловые связи. Продолжительные и устойчивые связи обеспечивают стабильные многолетние заказы, занятость, сбыт.

3. Преумножение конкурентных преимуществ. Объединяя сильные стороны разных участников альянса, можно добиться создания новых конкурентных преимуществ.

4. Компенсация слабых сторон. Каждый участник альянса может минимизировать свои недостатки с помощью белее сильных партнеров.

Итак, международные холдинги и альянсы как современные формы корпоративных структур помогают фирмам деловым партнерам добиваться возрастания конкурентных преимуществ и быть устойчивыми на мировом рынке.

Формы и виды альянсов

В соответствии с этим МСА можно подразделить на:

· альянсы горизонтального типа;

· альянсы вертикального типа;

· альянсы по дистрибьюции;

· родственные диверсифицированные альянсы;

· перспективные диверсифицированные альянсы.

МСА горизонтального типасоздаются с организациями, ведущими деятельность на одной и той же стадии производственного процесса и/или производящими однородные товары или услуги.

Благодаря МСА между европейскими телекоммуникационными компаниями Deutsche Telecom, France Telecom и американской Sprint объединены мощности этих фирм по оказанию услуг, связанных с доступом к сети Интернет.

МСА вертикального типа заключаются с поставщиками комплектующих изделий или услуг для фирмы.

МСА с дистрибьюторами или заказчиками предусматривают долгосрочное сотрудничество с дистрибьюторами или основными потребителями.

Партнерство в сбыте между производителем персональных компьютеров DTK Computers и его российским дистрибьютором Ланк предусматривает проведение стратегии более тесного взаимодействия с производителем по вопросам продвижения продуктов на российский рынок, чем это характерно для классического дистрибьютора, а также более глубокие взаимные обязательства.

Родственные диверсифицированные МСА создаются с организациями, производящими как взаимодополняемые товары и услуги, так и товары или услуги-заменители.

Перспективные диверсифицированные МСА создаются с организациями, оперирующими в первоначально несвязанных между собой отраслях, между которыми потенциально возможно размывание границ, как правило, вследствие инноваций.

В стратегических альянсах так же можно выделить четыре разновидности:

- альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;

- стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);

- консорциумы для реализации инвестиционных проектов;

- альянсы со слабой кооперацией.

С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на три вида:

- альянсы по реализации проектов НИОКР;

- альянсы по организации совместного производства;

- альянсы по совместному освоению новых рынков

Организации, которые вступают в международные стратегические альянсы, имеют на это определенные цели и мотивы. Этими мотивами являются:

- достижение экономии на масштабах производства;

- совместное использование производственных мощностей;

- объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;

- снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяется их опыт и ресурсы;

- снижение рисков в деятельности;

- получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;

- передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

- совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникации, компьютеров, самолетов и т.п.).

Цели, ради которых компании вступают в стратегические альянсы, существенно различаются. Компания General Motors использовала союзы для преобразования своего бизнеса. Она создала обширную сеть связей с автомобильными компаниями и поставщиками в Европе и Азии, а также в Северной Америке. Некоторые альянсы должны были улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок, другие предполагали обмен технологиями, третьи призваны были обновить ассортимент General Motors, четвертые – изучить производственные методы и т.п.

Финансовые цели ТНК.

Материальной базой для инновации финансовых стратегий стали радикальные изменения коммуникационных основ мировой экономики: компьютерные сети, оптиковолоконные линии, космическая связь, расширяющие возможности для перемещения факторов производства и товаров на любые расстояния. Работа на информационных рынках привела к появлению нового понятия. Рынок электронной коммерции стали называть рыночным пространством (marketspace), в отличие от понятия, употребляемого в традиционной торговле, marketplace - (рыночная площадь).

Главные задачи финансово-экономического блока ТНК:

· привлечение и аккумулирование финансовых средств;

· разработка инвестиционной политики и осуществление капиталовложений;

· управление финансами на основе поддержания устойчивого баланса между ресурсами и заявками на эти ресурсы со стороны всех организационных структур ТНК;

· обеспечение экономической безопасности;

· управление рисками;

· правильное и эффективное построение внутренней экономики всей группы.

На современном этапе больше внимания отводится:

· определению эффективных соотношений между финансированием бизнеса с помощью займов и продажей ценных бумаг;

· проведению оптимальной дивидендной политики;

· долгосрочному планированию;

· использованию новых финансовых рычагов;

· пониманию механизма международных финансов.

В условиях рыночного хозяйства правомерно признать за финансами ТНК существование таких функций, как:

· формирование капитала, доходов и денежных фондов – эта функция является необходимым условием осуществления непрерывности процесса воспроизводства;

· распределение и использование капитала, доходов и денежных фондов – содержанием данной функции является использование капитала, доходов и денежных фондов на цели, предусмотренные в финансовом плане корпорации;

· контроль – данная функция используется для контроля за соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов корпорации и ее подразделений.

Вопросы к зачету по курсу «Финансы ТНК»

Экономические позиции транснациональных корпораций в мировой экономике.

В мировой практике под ТНК (транснациональные корпорации) понимают корпорации, годовой объем продаж которых составляет не менее 1 миллиарда долларов, от 1/5 до 1/3 оборота приходится на заграничные операции, доля зарубежных активов не менее 25%, имеются филиалы не менее чем в 6 странах.

Влияние ТНК на мировую экономику:

· 1. ТНК во многом определяют динамику и структуру мировой экономики и уровня конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг;

· 2. ТНК контролируют международное движение капитала, они способны влиять на уровень экономического развития целого региона;

· 3. ТНК играют огромную роль в разработке новейших видов продукции, в создании и передаче знаний, технологий. В своих научных центрах они контролируют большую часть НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок).

· 4. ТНК являются важным фактором трудовой миграции, способствуют

распределению профессиональных знаний, обмену опытом между сотрудниками

разных стран.

60% всех ТНК заняты в сфере материального производства; 37% - услуги, 3% -

сельское хозяйство и добывающая промышленность. Основные отрасли: химико- фармацевтическая промышленность (16% компаний) , электроника (17), автомобили (14), нефтедобыча и нефтепереработка (115), производство напитков и продуктов питания (10%).

Положительное влияние ТНК на экономику развивающихся стран:

· - распределяют достижения НТР на менее развитые страны;

· - создают новые рабочие места, следовательно способствуют повышению

жизненного уровня местного населения;

· - обеспечивают более высокий уровень ЗП и социального обеспечения для своих

рабочих.

Отрицательное влияние ТНК на экономику развивающихся стран:

· - подавляют местные фирмы, устанавливают монопольно высокие цены на свою

продукцию;

· - стремятся перенести вредное, загрязняющее производство в развивающиеся

страны;

· - оказывают влияние на политику правительства данной отрасли

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.