Античный этап истории естествознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Имеет хронологические рамки: 8 в. до н.э. (начало эпохи античности, Греция) – 5 в. н.э. (конец Западной Римской империи) и представляет собой попытку объяснить мир, как единое целое с позиций натурфилософии (от-сюда второе название этапа, см. выше) – исторически первой формы фило-софского знания, философии природы, учения о природе в её целостности в рамках первого же рационального типа мышления – натурфилософского или созерцательного.

Не столько по географическим названиям возникавших в течение анти-чного этапа центров научных знаний, сколько по возраставшей в хроноло-гическом порядке сложности (см. выше), а, следовательно, и достовернос-ти этих знаний, данный этап принято делить на четыре периода внутри негоионийский (милетский), афинский, александрийский и древнеримский. Так, первые представители ионийской или милетской школы (7–5 в. до н.э.) началом (первоэлементом) всего сущего – космоса (в переводе с греческого, «порядок», «гармония»), частью которого является и человек – считали либо конкретную природную стихию – воду (Фалес), воздух (Анаксимен) или огонь (Гераклит) – либо некую туманную и качественно неопределяемую субстанцию «апейрон» (Анаксимандр). Их ученики полагали мир уже более сложной комбинацией, а именно, четырех (земля, вода, воздух, огонь – Эмпедокл), или пяти (плюс эфир, пифагорейская школа) бесконечных и вечных стихий или элементов.

В рамках афинского периода (5–4 в. до н.э.) на смену концепции милет-ских «стихий», как первоначала мира, приходит идея атомистического стро-ения материи Левкиппа – Демокрита. Согласно ей, атомы (греч. atomos – не-делимый) составляют материальную основу Вселенной. Атомы вечны, и Все-ленная, состоящая из атомов и пустоты между ними, также вечна и беско-нечна. Атомы находятся в непрерывном движении, перемещаются в простра-нстве. Их различия по размерам, форме и положению обуславливают раз-ные свойства образованных из атомов тел. Атомы недоступны для человечес-кого восприятия. Все предметы материального мира образуются из атомов, как из букв слова. Концепция атомизма являет собой первый переход от кон-тинуального (базирующегося на непрерывности первичных «стихий») пони-мания материи к её дискретному, т.е. прерывистому пониманию, но, как будет показано ниже, не последний и не только в таком направлении.

Вершиной не только афинского периода, но и всего античного этапа является картина мира Аристотеля, или, что совершенно логично, антич-ная картина мира. Именем же именно этого древнегреческого мыслителя она названа потому, что имеет своей научной парадигмой аристотелевскую динамику – его учение о движении тел в пространстве.

Тела (вещи), по Аристотелю – это соединение материи и формы («Ма-терия формируется, форма материализуется» – приписываемая ему образная трактовка данного тезиса). При этом материя данной вещи является, в свою очередь, формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Переходя таким образом вглубь вещества, к все более простым телам (по-добно тому, как, например, идут от здания к кирпичам, из которых оно сло-жено, от кирпичей к составу глины, из которой они изготовлены, от глины к названиям и количеству образующих её химических соединений, от формул этих соединений к входящим в них химическим элементам и т.д.), приходят к некой абстрактной «первоматерии».

Первоматерия лишена всякой формы, всяких свойств и качеств, это су-бстанция, не имеющая, подобно анаксимандровскому апейрону (см. выше), никакой определенности. Но, соединяясь с простейшими формами (рис. 1.7), она образует первоэлементы (там же), из которых состоят все тела. Первоэ-лементы в мире расположены в определенном порядке, который задает стру-ктуру Вселенной (космоса). В её центре находится первоэлемент земли, который образует нашу планету. Земля – центр Вселенной, она неподвижна и имеет сферическую форму. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, далее огонь. Огонь простирается до орбиты Луны – первого небесного тела, выше которого расположен надлунный, божественный мир. В этом мире (не-бе) иные тела – небесные – состоят уже из другого, пятого первоэлемента – эфира (эту категорию Аристотель заимствует у пифагорейцев, других пред-ставителей той же милетской школы, см. выше), который, в отличие от выше указанных четырех земных, неизменен, то есть не может переходить в другие

Первоматерия (содержание)
Её простейшие формы (теплое, холодное, сухое, влажное)
Первоэлементы (содержание земных тел): Огонь (теплое + сухое) Воздух (теплое + влажное) Вода (холодное + влажное) Земля (холодное + сухое)  
Структура мира (Вселенной, космоса)

 

 


Рис. 1.7. Иерархия материальных систем по Аристотелю

 

первоэлементы.

В божественном, надлунном небе существует лишь один вид движения – равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Они вращают-ся вокруг Земли по круговым орбитам, будучи прикрепленными к матери-альным, сделанным из эфира, вращающимся сферам. По степени удаления от Земли расположены друг за другом сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд. За последней нахо-дится перводвигатель – Бог, который придает движение подвижным сферам. Это движение – наиболее совершенное, потому что у него нет ни начала, ни конца, оно вечно и неизменно.

Движение в подлунном, земном мире, наоборот, несовершенно, поско-льку подвержено изменениям, а также имеет начало и конец. Движения земных тел бывают естественными и насильственными. Естественное движение – это движение тела к своему месту, например, тяжелого тела, состоящего из первоэлементов земли и (или) воды, вниз, а легкого, образованного первоэлементами воздуха и (или) огня – вверх. Естественное движение происхо-дит само собой, оно не требует приложения силы. Все остальные движения на Земле – насильственные, требующие применения силы. «Всё, что находи-тся в движении, движется, благодаря воздействию другого тела» – основной принцип динамики Аристотеля.

Велики заслуги этого мыслителя и в других областях знания – он тво-рец формальной логики (теории умозаключений, учения о доказательстве, де-йственном и поныне), создатель первой в истории науки классификации живых организмов. Насколько значим вклад Аристотеля в ту же биологию, мо-жно судить по словам Дарвина, который говорил: «Линней и Кювье были мо-ими богами, но все они только дети по сравнению со стариной Аристотелем». Однако все это все меркнет перед созданной последним античной кар-тиной мира – первой трактовкой мироздания в целом, базирующейся пока не на математической, а на словесной логике, но настолько безукоризненной, что эта картина просуществовала более двух (!) тысяч лет, и только в 18 веке уступила место картине мира Ньютона. Неверна – не значит, ненаучна – вот её главный смысл. С одной стороны, картина мира Аристотеля принципиально отличается от современной естественнонаучной картины мира – она к примеру, базируется только на континуальной концепции, отвергая атомизм (дискретное понимание этого же мира). «Природа не терпит пустоты» – высказывание Аристотеля, прямо противоположное взглядам того же Демокрита. Но с другой стороны, она, что совершенно невероятно, предвосхитила некоторые сложнейшие представления современной физики. Так, по Аристотелю, звезды – это бестелесные, нематериальные тела, поэтому сфера звезд не имеет пустоты, поскольку пустота (пространство) всегда полнос-тью заполнена материей. Там, где нет материи, нет и пространства, утвер-ждает Аристотель, а данная мысль не что иное, как принципиальное положение общей теории относительности (начало 20 века!) – что геометрия пространства образована массами и их скоростями (Эйнштейн). Зависимость свойств пространства от скорости движения тел в нем (ещё одно положение теории относительности Эйнштейна) Аристотель, кстати, тоже допускал.

Последние два периода античного этапа имеют общее отличие от выше рассмотренных первых двух, заключающееся в том, что с них начинается постепенная и пока что лишь частичная «математизация» аристотелевской, т.е. в целом по-прежнему философской картины мира. Использование математики в качестве нового «языка» науки, как уже не раз иллюстрировалось выше, существенно повышало эффективность последней при решении теоретических и, что особенно важно, уже и прикладных задач. Так, с александ-рийским периодом (4–3 в. до н.э.) связаны имена и достижения именно математиков. Это, с одной стороны, математик-теоретик Евклид, создатель геометрии как единого и цельного учения. Современные учебники, по сути, до сих пор пересказывают его великий труд «Начала», состоящий из 13 книг, ка-ждая из которых построена по единой логической схеме. Влияние «Начал» испытали на себе практически все крупнейшие ученые мира. Эйнштейн счи-тал, что «это произведение мысли дало человечеству уверенность в себе». С другой – это математик-практик, а, точнее, изобретатель-механик Архимед, который открыл правило рычага и закон плавучести тел, изобрел червячную передачу, построил планетарий, считавшийся вершиной точной механики тех лет. Участвуя во время Пунических войн в обороне родных Сиракуз – союзника Карфагена – от римлян, Архимед построил машины, которые позволяли сыпать на осаждавших камни и стрелы весом до 500 кг, а также захватывать, поднимать в воздух и топить кормою суда. При помощи зеркал ему удалось зажечь римские корабли, сфокусировав излучение Солнца. Сомневаясь в такой возможности, греческие физики провели в 1973 году эксперимент, который дал в принципе положительный результат.

Завершает античный этап развития естествознания древнеримский пе-риод (1 в. до н.э.–2 в. н.э.) и его наиболее значимое достижение – универсаль-ная математическая теория астрономических явлений Птолемея. Она позво-ляла просчитывать траекторию видимого движения известных в то время планет с высокой даже по нынешним меркам точностью (погрешность менее 10') и базировалась на аристотелевских представлениях о центральном положении Земли во Вселенной, круговом характере движений небесных тел и т.д. (см. выше). Именно поэтому геоцентрическую систему Вселенной Арис-тотеля, математически строго обоснованную Птолемеем, иногда называют ещё Аристотелево-Птолемеевской системой и считают ядром первой естест-веннонаучной картины мира.

Итогом античного этапа развития естествознания следует считать возникновение науки как обособленной сферы духовной культуры. Появляет-ся такая же особая группа людей, специализирующаяся на получении новых знаний. Эти знания впервые сводятся в систему – философскую картину ми-ра в целом, поскольку пока естественные науки являются частью натурфило-софии (философии природы), в силу чего ученые античного периода были энциклопедистами, т.е. носителями как гуманитарного, так и естественнона-учного знания. Наука спорадически демонстрирует свои возможности прак-тического использования, но перспективы коммерциализации научного зна-ния обществу ещё непонятны и потому не востребованы.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.