Однако процесс производства не может протекать нормально, если ему не предшествует четко отлаженный процесс заготовления производственных запасов.
Этот процесс состоит из ряда экономических событий, включающих приобретение предприятием у поставщиков сырья и материалов, других ресурсов, обеспечивающих непрерывный процесс производства, а также организацию их доставки и хранения.
Вся информация по заготовлению материалов формируется на основании первичной учетной документации, выписываемой поставщиками и транспортными организациями (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, спецификации).
В бухгалтерском учете отражаются операции:
· поступления ТМЦ;
· формирование транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) и других расходов, связанных с приобретением ТМЦ;
· расчеты с поставщиками по ТМЦ и ТЗР.
На предприятиях малого бизнеса исчисление фактической себестоимости, как правило, совпадает с реальными процессами осуществления хозяйственных операций по заготовлению материалов. Поэтому текущий учет процесса их заготовления ведется сразу по фактической себестоимости.
На средних и крупных предприятиях такой вариант неприемлем из-за большого количества хозяйственных операций и документов, несвоевременного поступления сопроводительных документов и неритмичной поставки материалов. Поэтому здесь текущий учет заготовления производственных запасов чаще всего осуществляется в твердых учетных (договорных) ценах или по плановой себестоимости.
В Плане счетов бухгалтерского учета наличие и движение производственных запасов отражается на счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и др.
Для учета процесса снабжения Планом счетов предусмотрены два варианта:
1. с использованием счета 10 «Материалы» (или счета 41 «Товары»);
2. с использованием счетов 10 «Материалы» (или счета 41 «Товары»),
15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Вариант 1. С использованием счета 10 «Материалы»: ПРИМЕР:
1. Получены материалы от поставщика на сумму 52 510 руб., в т.ч. НДС – 8 010 руб.
Дебет 10 «Материалы» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 44 500 руб.
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 8 010 руб.
Дебет 10 «Материалы» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 1 000 руб.
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 180 руб.
Дебет 10 «Материалы» - Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - 100 руб.
Дебет Материалы Кредит | |||||
Цена поставщика | ТЗР | Себестоимость | Цена поставщика | ТЗР | Себестоимость |
С-20 000 | С-1 500 | 21 500 | |||
1) 44 500 | 2) 1 000 | 44 500 + 1 000 | |||
3) 100 | 100 | ||||
Итого: 44 500 | Итого: 1 100 | 45 600 | |||
С-64 500 | С-2 600 | 76 100 |
Порядок распределения ТЗР:
1) Поступающие материалы отражаются в аналитическом учете по каждому наименованию:
№ | Наименование ТМЦ | Ед-ца изм. | Количество | Цена за ед-цу | Сумма, руб. |
1 | Краска эмалевая | кг | 200 | 35 | 7 000 |
2 | Бумага оберточная | рулон | 1 500 | 25 | 37 500 |
ИТОГО: | 44 500 |
Если ТЗР связаны с конкретным видом материалов, то они прямо включаются в фактическую себестоимость приобретенных материалов.
Если ТЗР отнесены ко всем поступившим материалам, то они распределяются косвенно между отдельными видами ТМЦ условно (выбор базы распределения закрепляется в учетной политике организации).
2) Сумма ТЗР составляет 1 100 руб. Организация установила способ распределения косвенных расходов пропорционально стоимости полученных запасов каждого вида.
№ | Наименование ТМЦ | База распределения, руб. | ТЗР, руб. |
1 | Краска эмалевая | 7 000 | 173 |
2 | Бумага оберточная | 37 500 | 927 |
ИТОГО: | 44 500 | 1 100 |
3) Калькулирование фактической себестоимости приобретенных ТМЦ:
Наименование ТМЦ | Ед. изм. | Кол-во | Цена | Стоимость по цене поставщика | ТЗР, руб. | Итого с ТЗР, руб | Фактическая себестоимость единицы |
Краска эмалевая | кг | 200 | 35 | 7 000 | 173 | 7 173 | 35,86 |
Бумага оберточная | рулон | 1 500 | 25 | 37 500 | 927 | 38 427 | 25,62 |
ИТОГО: | 44 500 | 1 100 | 45 600 |
Вариант 2. С использованием счета 10, 15, 16:
Текущий учет заготовления материалов допускается вести также с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
По дебету данного счета в корреспонденции с кредитом счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другими учитывается покупная стоимость товарно-материальных ценностей, которая указывается в счетах-фактурах поставщиков. По окончании процесса заготовления покупная стоимость доводится до фактической себестоимости.
По кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции с дебетом счета 10 «Материалы» и другими формируется информация, показывается стоимость фактически поступивших и оприходованных материальных ценностей по твердым учетным ценам.
Сумма разницы между фактической себестоимостью и твердыми учетными ценами списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Остаток на конец месяца по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» означает, что часть производственных запасов не оприходована в связи с нахождением их в пути.
Пример:
сумму 162 000 руб. (в т.ч. НДС – 27 000 руб.)
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 135 000 руб.
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 27 000 руб.
2. Фирма приняла документы транспортной компании за доставку материалов – 15 000 руб. (в т.ч. НДС – 2 500 руб.)
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 12 500 руб.
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 2 500 руб.
3. Оприходованы материалы на склад по твердым учетным ценам на 130 000 руб.
Дебет 10 «Материалы» - Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - 130 000 руб.
4. Выявленная разница по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на
17 500 руб. (135 000 + 12 500 – 130 000) относится на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:
Дебет 16 «Отклонение в стоимости материалов» - Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - 17 500 руб.
Отклонение может быть положительным при превышении фактической стоимости над учетной. Отклонение списывается в дебет производственных счетов: Дебет 20 «Основное производство» - Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Отклонение может быть отрицательным, когда фактическая стоимость ниже учетной. Отклонение в данном случае сторнируется: Дебет 20 «Основное производство» - Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
(В данном примере отклонение положительное и списывается в дебет счета 20 «Основное производство»).
Отклонения списываются на те же счета, на которые были отнесены материалы в течение отчетного периода, пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.
5.Организация перечислила поставщику материалов денежные средства:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 51 «Расчетные счета» - 162 000 руб.
6.Организация перечислила транспортной организации денежные средства:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 51 «Расчетные счета» - 15 000 руб.
7.Сумма НДС, подлежащая вычету:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 29 500 руб.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.