Учет процесса снабжения (заготовления)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Однако процесс производства не может протекать нор­мально, если ему не предшествует четко отлаженный про­цесс заготовления производственных запасов.

Этот процесс состоит из ряда экономических событий, включающих приобретение предприятием у поставщиков сырья и материалов, других ресурсов, обеспечивающих не­прерывный процесс производства, а также организацию их доставки и хранения.

Вся информация по заготовлению материалов форми­руется на основании первичной учетной документации, вы­писываемой поставщиками и транспортными организаци­ями (счета-фактуры, товарно-транс­портные накладные, спецификации).

В бухгалтерском учете отражаются операции:

· поступления ТМЦ;

· формирование транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) и других расходов, связанных с приобретением ТМЦ;

· расчеты с поставщиками по ТМЦ и ТЗР.

На предприятиях малого бизнеса исчисление факти­ческой себестоимости, как правило, совпадает с реальны­ми процессами осуществления хозяйственных операций по заготовлению материалов. Поэтому текущий учет про­цесса их заготовления ведется сразу по фактической себе­стоимости.

На средних и крупных предприятиях такой вариант не­приемлем из-за большого количества хозяйственных опера­ций и документов, несвоевременного поступления сопрово­дительных документов и неритмичной поставки материалов. Поэтому здесь текущий учет заготовления производствен­ных запасов чаще всего осуществляется в твердых учетных (договорных) ценах или по плановой себестоимости.

В Плане счетов бухгалтерского учета наличие и движе­ние производственных запасов отражается на счетах 10 «Ма­териалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных цен­ностей» и др.

Для учета процесса снабжения Планом счетов предусмотрены два варианта:

1. с использованием счета 10 «Материалы» (или счета 41 «Товары»);

2. с использованием счетов 10 «Материалы» (или счета 41 «Товары»),

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Вариант 1. С использованием счета 10 «Материалы»: ПРИМЕР:

1. Получены материалы от поставщика на сумму 52 510 руб., в т.ч. НДС – 8 010 руб.

Дебет 10 «Материалы» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 44 500 руб.

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 8 010 руб.

  1. Принят счет транспортной организации за доставку материалов на сумму 1 180 руб., в т.ч. НДС – 180 руб.

Дебет 10 «Материалы» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 1 000 руб.

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 180 руб.

  1. За счет подотчетных сумм оплачены расходы по разгрузке материалов в размере 100 руб.

Дебет 10 «Материалы» - Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - 100 руб.

Дебет                                                                          Материалы                                                                           Кредит

Цена поставщика ТЗР Себестоимость Цена поставщика ТЗР Себестоимость
С-20 000 С-1 500 21 500      
1) 44 500 2) 1 000 44 500 + 1 000      
  3) 100 100      
Итого: 44 500 Итого: 1 100 45 600      
С-64 500 С-2 600 76 100      

 

 

Порядок распределения ТЗР:

1) Поступающие материалы отражаются в аналитическом учете по каждому наименованию:

Наименование ТМЦ Ед-ца изм. Количество Цена за ед-цу Сумма, руб.
1 Краска эмалевая кг 200 35 7 000
2 Бумага оберточная рулон 1 500 25 37 500
  ИТОГО:       44 500

 

Если ТЗР связаны с конкретным видом материалов, то они прямо включаются в фактическую себестоимость приобретенных материалов.

Если ТЗР отнесены ко всем поступившим материалам, то они распределяются косвенно между отдельными видами ТМЦ условно (выбор базы распределения закрепляется в учетной политике организации).

2) Сумма ТЗР составляет 1 100 руб. Организация установила способ распределения косвенных расходов пропорционально стоимости полученных запасов каждого вида.

Наименование ТМЦ База распределения, руб. ТЗР, руб.
1 Краска эмалевая 7 000 173
2 Бумага оберточная 37 500 927
  ИТОГО: 44 500 1 100

3) Калькулирование фактической себестоимости приобретенных ТМЦ:

Наименование ТМЦ Ед. изм. Кол-во Цена Стоимость по цене поставщика ТЗР, руб. Итого с ТЗР, руб Фактическая себестоимость единицы
Краска эмалевая кг 200 35 7 000 173 7 173 35,86
Бумага оберточная рулон 1 500 25 37 500 927 38 427 25,62
ИТОГО:       44 500 1 100 45 600  

 

Вариант 2. С использованием счета 10, 15, 16:

Текущий учет заготовления материалов допускается ве­сти также с использованием счета 15 «Заготовление и при­обретение материальных ценностей».

По дебету данного счета в корреспонденции с кредитом счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с раз­ными дебиторами и кредиторами» и другими учитывается покупная стоимость товарно-материальных ценностей, ко­торая указывается в счетах-фактурах поставщиков. По окон­чании процесса заготовления покупная стоимость доводится до фактической себестоимости.

По кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение ма­териальных ценностей» в корреспонденции с дебетом счета 10 «Материалы» и другими формируется информация, по­казывается стоимость фактически поступивших и оприхо­дованных материальных ценностей по твердым учетным ценам.

Сумма разницы между фактической себестоимостью и твердыми учетными ценами списывается со счета 15 «Заго­товление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Остаток на конец месяца по счету 15 «Заготовление и при­обретение материальных ценностей» означает, что часть производственных запасов не оприходована в связи с нахожде­нием их в пути.

Пример:

  1. Фирма акцептовала счет-фактуру по­ставщика на материалы по покупной стоимости на

сумму 162 000 руб. (в т.ч. НДС – 27 000 руб.)

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 135 000 руб.

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 27 000 руб.

2. Фирма приняла документы транспортной компании за доставку материалов – 15 000 руб. (в т.ч. НДС – 2 500 руб.)

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 12 500 руб.

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 2 500 руб.

3. Оприходованы материалы на склад по твердым учетным ценам на 130 000 руб.

Дебет 10 «Материалы» - Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - 130 000  руб.

4. Выявленная разница по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на

17 500 руб. (135 000 + 12 500 – 130 000) относится на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:

Дебет 16 «Отклонение в стоимости материалов» - Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - 17 500  руб.

Отклонение может быть положительным при превышении фактической стоимости над учетной. Отклонение списывается в дебет производственных счетов: Дебет 20 «Основное производство» - Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Отклонение может быть отрицательным, когда фактическая стоимость ниже  учетной. Отклонение в данном случае сторнируется: Дебет 20 «Основное производство» - Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

(В данном примере отклонение положительное и списывается в дебет счета 20 «Основное производство»).

Отклонения списываются на те же счета, на которые были отнесены материалы в течение отчетного периода, пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.

5.Организация перечислила поставщику материалов денежные средства:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 51 «Расчетные счета» - 162 000 руб.

6.Организация перечислила транспортной организации денежные средства:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 51 «Расчетные счета» - 15 000 руб.

7.Сумма НДС, подлежащая вычету:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 29 500 руб.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.