Оценка имущества и обязательств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии со ст.11 Закона «О бухгалтерском учете» оценка имущества и

обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении.

Оценка Денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом
Калькуляция Группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей

С помощью оценки и калькуляции достигается стоимостное измерение и обобщение фактов хозяйственной деятельнос­ти организации и тем самым становится воз­можным определить уровень эффективности принимаемых аппаратом управления решений.

Оценка в бухгалтерском учете основывается на принципах реальности и един­ ства.

Реальность оценки заключается в объективности соответствия стоимостной оценки отдельных объектов бухгалтерского учета их фактической величине. Для этого необходимо точное определение фактической себестоимости сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции.

Единство оценки означает ее единообразие и постоянство, что достигается установлением обязательных правил оценки и строгим контролем за их соблюдением.

Можно выделить следующие активы организации, подлежащие оценке: товары; готовая продукция; животные на выращивании и откорме; МПЗ; основные средства; нематериальные активы.

Оценка имущества и обязательств, а также хозяйствен­ных процессов ведется в валюте, действующей на террито­рии страны, т. е. в рублях. Если они выражены в иностран­ной валюте, то параллельно осуществляется ее пересчет в рубли по курсу ЦБ РФ на дату совер­шения хозяйственной операции.

Одновременно указанные записи осуществляются в валюте расчетов и платежей.

Наряду с первоначальной оценкой, т. е. оценкой на дату принятия к учету хозяйственной опе­рации, применяются и другие способы оценки. Необходи­мость применения последних чаще всего связана с инфля­ционными процессами. Поэтому использование иных методов оценки направлено на приближение первоначаль­ной оценки к реальной.

Международными стандартами признаются следующие методы оценки активов организации;

· фактическая стоимость приобретения;

· восстановительная стоимость, т. е. стоимость со­ответствующего вида активов в современных ус­ловиях его воспроизводства;

· возможная цена продажи, исходя из нормальной конъюнктуры рынка в обычных условиях его фун­кционирования;

· дисконтированная стоимость (суммарный итог эконо­мических выгод, предполагаемый к получению от исполь­зования конкретного актива в ближайшем будущем).

Способы оценки хозяйственных средств:

Нематериальные активы:

· по первоначальной стоимости;

· по остаточной стоимости.

Порядок оценки нематериальных активов регулируется ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

В бухгалтерском балансе нематериальные активы отражаются по остаточной себестоимости, т.е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление за вычетом суммы начисленной амортизации.

По общему правилу, нематериальные активы, как и основные средства, принимают к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п.6 ПБУ 14/2007). Однако в зависимости от источников поступления понятие первоначальной стоимости имеет различное содержание.

При учете поступления как НМА, так и основных средств, их оценка зависит от источника поступления (приобретение, товарообменная операция, безвозмездное поступление).

 

 

Определение первоначальной стоимости НМА и ОС

Таблица 1

Приобретенных за плату Внесенных в счет вклада в УК По договору дарения (безвозмездно) По товарообменным договорам Приобретенных за валюту
Сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление объектов за исключением НДС и иных возмещаемых налогов Денежная оценка, согласованная учредителями Рыночная стоимость на дату оприходования Стоимость товаров, подлежащих передаче исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров В рублях по курсу ЦБ РФ на дату приобретения

 

Основные средства наряду с первоначаль­ ной стоимостью их воспроизводства учитываются по оста­ точной и восстановительной стоимости.

Остаточная стоимость используется в учете для исчисления реальной оценки основных средств, т. е. первоначальной стоимости за минусом суммы их амортизации.

Восстановительная стоимость характеризует современные издержки, их фактическую се­бестоимость. Перевод первоначальной стоимости в восстановительную осуществляется в результате переоценки ос­новных средств, проводимой по решению Правительства или самим предприятием.

Производственные запасы (сырье, материалы, покуп­ные полуфабрикаты и пр.) при оприходовании вначале при­нимаются к учету по твердым учетным ценам: нормативной или плановой себестоимости с обязательным исчисле­нием к концу отчетного месяца фактической себестоимос­ти их заготовления.

Пример 1: Согласно учетной политике организации поступление материалов отражается с использованием счетов 15 «Заготовление и приобрете­ние материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Организация приобрела сырье согласно документам поставщика на сумму 162 000 руб. (в т.ч. НДС – 27 000 руб.). Сырье оприходовано на склад, счет оплачен. Учетная стоимость приобретенного сырья – 130 000 руб.

Составим проводки:

1. Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 135 000  руб.

2. Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 27 000 руб.

3. Дебет 10 «Материалы» - Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - 130 000 руб. (на сумму учетной стоимости сырья)

4. Выявленная разница по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на

5 000 руб. относится на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:

Дебет 16 «Отклонение в стоимости материалов» - Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - 5 000 руб.(на сумму разницы между фактической себестоимостью и учетным ценам).

 5. Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 51 «Расчетные счета» - 162 000 руб.

6. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 27 000 руб. (на сумму НДС, подлежащего вычету).

 

Д 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей                          К

1) 135 000 3) 130 000
Об-135 000 Об-130 000
С-5 000 4) 5 000
Об-135 000 Об-135 000
С-0  

 

Расход производственных запасов допускается оценивать по одному из следующих трех методов: по себестоимости каждой единицы, средней себе­стоимости, себестоимости первых по времени закупок партий (ФИФО).

Пример 2: используя данные, определить стоимость материалов, списываемых на производство в январе, и их остатка на 1 февраля, используя метод средней себестоимости и метод ФИФО. Исходные данные:

Содержание операции Кол-во, шт. Стоимость единицы, руб. Сумма, руб.
Остаток на 1 января 600 120 72 000
Поступило в январе: Из них: 10 января 15 января 20 января 3 200   1 000 800 1 400     110 130 105 361 000   110 000 104 000 147 000
Всего материалов с остатком на начало месяца 3 800   433 000
Отпущено на производство в январе 3 100    
Остаток на 1 февраля 700    

Решение:

1) Методом средней себестоимости (частное от деления общей себестоимости группы материалов на их количество, складывающихся из себестоимости и количества материалов по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце):

Стоимость материалов, списываемых на производство в январе: 3 100 шт. х (433 000 руб./ 3 800 шт.) = 3 100 шт. х 113,95 руб. = 353 245 руб.

Стоимость остатка материалов на 1 февраля: 433 000 руб. -353 245 руб. = 79 755 руб.

2) Методом ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов):

Стоимость материалов, списываемых на производство в январе: 600 шт. х 120 руб. + 1 000 шт. х 110 руб. + 800 шт. х 130 руб. + 700 шт. х 105 руб. = 72 000 руб. + 110 000 руб. + 104 000 руб. + 73 500 руб. = 359 500 руб.

Стоимость остатка материалов на 1 февраля: 700 шт. х 105 руб. = 73 500 руб.

Готовая продукция оценивается:

· по плановой (нормативной) производственной себестоимости;

· по фактической себестоимости (с выявлением отклонений между плановой и фактической себестоимостью).

На счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» по дебе­ту учитывается фактическая производственная себестои­мость выпущенной из производства продукции, выполнен­ных (сданных) работ и оказанных услуг, а по кредиту показывается себестоимость выпущенной из производства продукции по твердым учетным ценам: нормативной или плановой себестоимости.

Причиной, сдерживающей постановку на учет от­дельных объектов непосредственно по фактической себесто­имости, является массовость отдельных хозяйственных опе­раций, особенно по сырью, основным материалам, топливу и пр. Текущий учет их ведется ежедневно, и при наличии большого количества хозяйственных операций отразить последние на счетах сразу, в момент регистрации, в сумме фактических затрат не всегда представляется возможным. Принимая во внимание, что учетный цикл на предприятии определен рамками ме­сячного периода, данное противоречие устраняется приме­нением в текущем учете твердых учетных цен: по плановой себестоимости приобретения, договорным ценам поставщи­ка и т. п. К концу учетного цикла, когда имеется четкая и полная информация о движении производственных запасов, подтвержденная первичной учетной документацией, эти цены доводятся до фактической себестоимости. В основу расчета уточнения оценки положено исчисление среднего процента отклонений твердых учетных цен от сложившейся фактической себестоимости этих запасов.

Товары оцениваются по покупным ценам и по продажным ценам.

Приобретенные товары принимаются организациями на учет по стоимости их приобретения.

Организациям розничной торговли разрешается оценивать приобретенные товары по продажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок (скидок).

Пример 3 (учет товаров по покупным ценам): Торговая организация заключила с поставщиком договор на поставку партии товаров по стоимости 240 000 руб. (в том числе НДС – 40 000 руб.). Денежные средства в оплату товара перечислены поставщику.

Составим проводки:

Дебет 41 «Товары» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 200 000 руб.

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 40 000 руб.

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 51 «Расчетные счета» - 240 000 руб.

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 40 000 руб. (на сумму НДС, подлежащего вычету).

 

 

Пример 4 (учет товаров по продажным ценам): Торговая организация заключила с поставщиком договор на поставку партии товаров по стоимости 240 000 руб. (в том числе НДС – 40 000 руб.). Товары оцениваются по продажной стоимости в размере 280 000 руб. Денежные средства в оплату товара перечислены поставщику.

Составим проводки:

Дебет 41 «Товары» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 200 000 руб.

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 40 000 руб.

Дебет 41 «Товары» - Кредит 42 «Торговая наценка» - 80 000 руб.

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 51 «Расчетные счета» - 240 000 руб.

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 40 000 руб. (на сумму НДС, подлежащего вычету).

(Далее – при продаже товаров):

Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» - Кредит 41 «Товары» - на сумму продажной стоимости товаров; Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» - Кредит 42 «Товарная наценка» - сторно на сумму торговой наценки).

 

Финансовые вложения оцениваются:

· по первоначальной себестоимости (фактическим затратам на приобретение);

· по текущей рыночной стоимости;

· по номинальной стоимости.

В составе собственного капитала организации учитываются уставный, добавочный

и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

В бухгалтерском балансе отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций) учредителей организации.

В составе добавочного капитала отражаются сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход) и другие аналогичные суммы.

Кредиторская задолженность отражается по тем же правилам, что и дебиторская: в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых правильными. Необходимо периодическое проведение сверки взаиморасчетов с кредиторами и дебиторами с оформлением акта сверки.

По полученным займам и кредитам задолженность показывают с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом и банками (по налогам, сборам) должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны их данным.

     Финансовый результат представляет собой арифметическую сумму  составляющих:

· прибыль или убыток от продажи продукции (работ, услуг) по основной деятельности;

· прибыль или убыток от прочих доходов и расходов.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом налога на прибыль.

Итак, основной оценкой имущества и обязательств яв­ляется фактическая себестоимость. Ее размер означает вы­раженные в денежной оценке затраты на производство и реализацию конкретного наименования продукции, вида выполненной работы или оказанной услуги.

Калькуляция. Виды. Содержание.

Калькуляция - способ обобщения затрат, выраженных в денежной форме, приходящихся на единицу продук­ции, конкретного вида работы, услуги.  

Посредством каль­куляции исчисляется себестоимость, представляющая со­бой сумму всех затрат на производство продукции в стоимостном выражении.

Объект калькулирования – продукт производства (деталь, узел, изделие, группа однородных изделий), технологической фазы, стадии, т.е. продукция (работы, услуги) разной степени готовности.

Калькуляционная единица - измеритель объекта калькулирования. В том случае, когда речь идет о готовой продукции, калькуляционная единица совпадает с едини­цей измерения, указанной в планах производства в нату­ральном выражении.

В обрабатывающих отраслях нередко учетной едини­цей выступает 1 кг продукции, а калькуляционной единицей - 1т или 1ц.

При калькулировании промежуточных продуктов (полуфабрикатов) применяются условные ук рупненные калькуляционные единицы (100 пар обуви, 1000 условных банок и т. п.).

Для калькулирования конкретных наименований конеч­ной продукции применяются натуральные единицы.

Группировка текущих затрат осуществляется по элемен­ там и статьям калькуляции.

Необходимость в группировке затрат по элементам обу­словлена потребностью в получении информации, позво­ляющей дать ответ на вопрос, что и сколько затрачено в отчетном периоде организацией.

Затраты, формирующие себестоимость продукции (ра­бот, услуг), группируются в соответствии с их экономичес­кой сущностью по следующим элементам:

♦ материальные затраты (за вычетом стоимости возврат­ных отходов);

♦ затраты на оплату труда;

♦ амортизация основных средств;

♦ отчисления на социальные нужды;

♦ прочие затраты (налоги, сборы, платежи по обязатель­ному страхованию имуществ).

Группировка затрат по элементам необходима при формировании себестоимости продукции, работ, услуг.

На уровне пред­приятия данная группировка позволяет установить, сколь­ко им израсходовано за отчетный период отдельных видов материальных, трудовых и финансовых ресурсов на произ­водство в целом.

С помо­щью данной группировки в разрезе элементов затрат не представляется возможным осуществлять повседневный контроль за деятельностью предприятия и его структурных подразделений (отдельных производств, цехов, участков) по выпуску конкретных видов продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Эта задача решается при помощи группировки по статьям затрат и определяет основную функцию управленческого (производственного) учета.

Для установления единых методологических подходов разрабатывается типовая номенклатура статей затрат. Она включает следующие статьи: сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия, полуфабрикаты; топливо и энергия на технологические цели; заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; общехозяйственные расходы; расходы на подготовку и освоение производства; общепроизводственные расходы; потери от брака; расходы на продажу.

Группировка затрат по статьям калькуляции необходима для повседневного контроля за деятельностью организации и определения себестоимости при многономенклатурном производстве.

Применительно к отраслевым особенностям типовая но­менклатура статей трансформируется.

Полнота и достовер­ность затрат, относимых на конкретные объекты учета, обеспечивается за счет четкой постановки первичного учета, правильного аналитичности. Некоторые затраты (ос­новные материалы, основная заработная плата производ­ственных рабочих) прямо включаются в себестоимость кон­кретных объектов калькулирования. Это основные, так на­зываемые «технологические» расходы. Другие, например расходы на управление и обслужива­ние производства, списываются на себестоимость продукции опосредованно. Это накладные расходы.

Основное внимание в процессе калькулирования сосредоточивается на обоснованном распределении между объектами калькуляции накладных (общехозяйственных и общепроизводственных) расходов. Они включаются в себестоимость продукции кос­ венным путем, пропорционально выбранной базе распре­деления.

В самом общем виде калькулирование себе­стоимости можно разграничить на следующие этапы:

1. Распределение затрат между законченными и незакон­ченными обработкой изделиями.

2. При наличии брака исчислить себестоимость забрако­ванной продукции, имея в виду, что некомпенсируемые потери должны быть отнесены на себестоимость
готовой продукции.

Если в процессе калькулирования будет установлено, что потери от брака имеют отношение к конкретному заказу, не законченному к концу месяца, то они подлежат включению в себестоимость незавершенного производства в качестве самостоятельной статьи.

3. Выявить и оценить величину возвратных отходов производства.

4. Полностью учесть расходы по каждой статье калькуля­ции, относимые на себестоимость конкретных наиме­нований продукции, отдельных видов работ и услуг.
Таким образом, в процессе калькулирования себестои­мости отдельных объектов учета необходимо полностью учесть и сгруппировать издержки на производство по эко­номическому признаку, отчетным периодам, отдельным статьям калькуляции, центрам затрат и центрам ответствен­ности.

Можно выделить следующие виды калькуляций: нормативную, плановую (сметную) и фак­тическую (отчетную) калькуляции.

Нормативная калькуляция исчисляется на начало отчет­ного периода и представляет собой величину затрат, кото­рую предприятие на момент составления калькуляции, ис­ходя из технического уровня производства и существую­щей технологии, израсходует на единицу выпускаемой про­дукции с учетом действующих норм и нормативов в поста­ тейном разрезе.

Плановая (сметная) калькуляция есть себестоимость каждого изделия, вида или группы продукции, рассчитан­ная по отдельным калькуляционным статьям, размер ко­торого предприятие намерено достичь к концу отчетного периода, предварительно реализовав в отчетном периоде заранее спланированные организационно-технические ме­роприятия. Считается, что величина плановой каль­куляции себестоимости продукции должна быть ниже нор­мативной.

Фактическая (отчетная) калькуляция есть результат фак­тической величины издержек на конкретный вид продук­ции в отчетном периоде. Она одновременно характеризует уровень отклонения себестоимости, установленной нормативной или плановой калькуляцией.

Все затраты, относящиеся к выпущенной из производства продукции, подсчитываются и делятся на ее количество. Та­ким путем определяется себестоимость единицы конкретной продукции.

В индивидуальных производствах все затраты на кон­кретный заказ, выполненный предприятием, представля­ют его фактическую себестоимость.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.