В соответствии со ст.11 Закона «О бухгалтерском учете» оценка имущества и
обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении.
Оценка | Денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом |
Калькуляция | Группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей |
С помощью оценки и калькуляции достигается стоимостное измерение и обобщение фактов хозяйственной деятельности организации и тем самым становится возможным определить уровень эффективности принимаемых аппаратом управления решений.
Оценка в бухгалтерском учете основывается на принципах реальности и един ства.
Реальность оценки заключается в объективности соответствия стоимостной оценки отдельных объектов бухгалтерского учета их фактической величине. Для этого необходимо точное определение фактической себестоимости сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции.
Единство оценки означает ее единообразие и постоянство, что достигается установлением обязательных правил оценки и строгим контролем за их соблюдением.
Можно выделить следующие активы организации, подлежащие оценке: товары; готовая продукция; животные на выращивании и откорме; МПЗ; основные средства; нематериальные активы.
Оценка имущества и обязательств, а также хозяйственных процессов ведется в валюте, действующей на территории страны, т. е. в рублях. Если они выражены в иностранной валюте, то параллельно осуществляется ее пересчет в рубли по курсу ЦБ РФ на дату совершения хозяйственной операции.
Одновременно указанные записи осуществляются в валюте расчетов и платежей.
Наряду с первоначальной оценкой, т. е. оценкой на дату принятия к учету хозяйственной операции, применяются и другие способы оценки. Необходимость применения последних чаще всего связана с инфляционными процессами. Поэтому использование иных методов оценки направлено на приближение первоначальной оценки к реальной.
Международными стандартами признаются следующие методы оценки активов организации;
· фактическая стоимость приобретения;
· восстановительная стоимость, т. е. стоимость соответствующего вида активов в современных условиях его воспроизводства;
· возможная цена продажи, исходя из нормальной конъюнктуры рынка в обычных условиях его функционирования;
· дисконтированная стоимость (суммарный итог экономических выгод, предполагаемый к получению от использования конкретного актива в ближайшем будущем).
Способы оценки хозяйственных средств:
Нематериальные активы:
· по первоначальной стоимости;
· по остаточной стоимости.
Порядок оценки нематериальных активов регулируется ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
В бухгалтерском балансе нематериальные активы отражаются по остаточной себестоимости, т.е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление за вычетом суммы начисленной амортизации.
По общему правилу, нематериальные активы, как и основные средства, принимают к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п.6 ПБУ 14/2007). Однако в зависимости от источников поступления понятие первоначальной стоимости имеет различное содержание.
При учете поступления как НМА, так и основных средств, их оценка зависит от источника поступления (приобретение, товарообменная операция, безвозмездное поступление).
Определение первоначальной стоимости НМА и ОС
Таблица 1
Приобретенных за плату | Внесенных в счет вклада в УК | По договору дарения (безвозмездно) | По товарообменным договорам | Приобретенных за валюту |
Сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление объектов за исключением НДС и иных возмещаемых налогов | Денежная оценка, согласованная учредителями | Рыночная стоимость на дату оприходования | Стоимость товаров, подлежащих передаче исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров | В рублях по курсу ЦБ РФ на дату приобретения |
Основные средства наряду с первоначаль ной стоимостью их воспроизводства учитываются по оста точной и восстановительной стоимости.
Остаточная стоимость используется в учете для исчисления реальной оценки основных средств, т. е. первоначальной стоимости за минусом суммы их амортизации.
Восстановительная стоимость характеризует современные издержки, их фактическую себестоимость. Перевод первоначальной стоимости в восстановительную осуществляется в результате переоценки основных средств, проводимой по решению Правительства или самим предприятием.
Производственные запасы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и пр.) при оприходовании вначале принимаются к учету по твердым учетным ценам: нормативной или плановой себестоимости с обязательным исчислением к концу отчетного месяца фактической себестоимости их заготовления.
Пример 1: Согласно учетной политике организации поступление материалов отражается с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Организация приобрела сырье согласно документам поставщика на сумму 162 000 руб. (в т.ч. НДС – 27 000 руб.). Сырье оприходовано на склад, счет оплачен. Учетная стоимость приобретенного сырья – 130 000 руб.
Составим проводки:
1. Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 135 000 руб.
2. Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 27 000 руб.
3. Дебет 10 «Материалы» - Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - 130 000 руб. (на сумму учетной стоимости сырья)
4. Выявленная разница по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на
5 000 руб. относится на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:
Дебет 16 «Отклонение в стоимости материалов» - Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - 5 000 руб.(на сумму разницы между фактической себестоимостью и учетным ценам).
5. Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 51 «Расчетные счета» - 162 000 руб.
6. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 27 000 руб. (на сумму НДС, подлежащего вычету).
Д 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей К | |
1) 135 000 | 3) 130 000 |
Об-135 000 | Об-130 000 |
С-5 000 | 4) 5 000 |
Об-135 000 | Об-135 000 |
С-0 |
Расход производственных запасов допускается оценивать по одному из следующих трех методов: по себестоимости каждой единицы, средней себестоимости, себестоимости первых по времени закупок партий (ФИФО).
Пример 2: используя данные, определить стоимость материалов, списываемых на производство в январе, и их остатка на 1 февраля, используя метод средней себестоимости и метод ФИФО. Исходные данные:
Содержание операции | Кол-во, шт. | Стоимость единицы, руб. | Сумма, руб. |
Остаток на 1 января | 600 | 120 | 72 000 |
Поступило в январе: Из них: 10 января 15 января 20 января | 3 200 1 000 800 1 400 | 110 130 105 | 361 000 110 000 104 000 147 000 |
Всего материалов с остатком на начало месяца | 3 800 | 433 000 | |
Отпущено на производство в январе | 3 100 | ||
Остаток на 1 февраля | 700 |
Решение:
1) Методом средней себестоимости (частное от деления общей себестоимости группы материалов на их количество, складывающихся из себестоимости и количества материалов по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце):
Стоимость материалов, списываемых на производство в январе: 3 100 шт. х (433 000 руб./ 3 800 шт.) = 3 100 шт. х 113,95 руб. = 353 245 руб.
Стоимость остатка материалов на 1 февраля: 433 000 руб. -353 245 руб. = 79 755 руб.
2) Методом ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов):
Стоимость материалов, списываемых на производство в январе: 600 шт. х 120 руб. + 1 000 шт. х 110 руб. + 800 шт. х 130 руб. + 700 шт. х 105 руб. = 72 000 руб. + 110 000 руб. + 104 000 руб. + 73 500 руб. = 359 500 руб.
Стоимость остатка материалов на 1 февраля: 700 шт. х 105 руб. = 73 500 руб.
Готовая продукция оценивается:
· по плановой (нормативной) производственной себестоимости;
· по фактической себестоимости (с выявлением отклонений между плановой и фактической себестоимостью).
На счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» по дебету учитывается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, выполненных (сданных) работ и оказанных услуг, а по кредиту показывается себестоимость выпущенной из производства продукции по твердым учетным ценам: нормативной или плановой себестоимости.
Причиной, сдерживающей постановку на учет отдельных объектов непосредственно по фактической себестоимости, является массовость отдельных хозяйственных операций, особенно по сырью, основным материалам, топливу и пр. Текущий учет их ведется ежедневно, и при наличии большого количества хозяйственных операций отразить последние на счетах сразу, в момент регистрации, в сумме фактических затрат не всегда представляется возможным. Принимая во внимание, что учетный цикл на предприятии определен рамками месячного периода, данное противоречие устраняется применением в текущем учете твердых учетных цен: по плановой себестоимости приобретения, договорным ценам поставщика и т. п. К концу учетного цикла, когда имеется четкая и полная информация о движении производственных запасов, подтвержденная первичной учетной документацией, эти цены доводятся до фактической себестоимости. В основу расчета уточнения оценки положено исчисление среднего процента отклонений твердых учетных цен от сложившейся фактической себестоимости этих запасов.
Товары оцениваются по покупным ценам и по продажным ценам.
Приобретенные товары принимаются организациями на учет по стоимости их приобретения.
Организациям розничной торговли разрешается оценивать приобретенные товары по продажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок (скидок).
Пример 3 (учет товаров по покупным ценам): Торговая организация заключила с поставщиком договор на поставку партии товаров по стоимости 240 000 руб. (в том числе НДС – 40 000 руб.). Денежные средства в оплату товара перечислены поставщику.
Составим проводки:
Дебет 41 «Товары» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 200 000 руб.
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 40 000 руб.
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 51 «Расчетные счета» - 240 000 руб.
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 40 000 руб. (на сумму НДС, подлежащего вычету).
Пример 4 (учет товаров по продажным ценам): Торговая организация заключила с поставщиком договор на поставку партии товаров по стоимости 240 000 руб. (в том числе НДС – 40 000 руб.). Товары оцениваются по продажной стоимости в размере 280 000 руб. Денежные средства в оплату товара перечислены поставщику.
Составим проводки:
Дебет 41 «Товары» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 200 000 руб.
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 40 000 руб.
Дебет 41 «Товары» - Кредит 42 «Торговая наценка» - 80 000 руб.
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 51 «Расчетные счета» - 240 000 руб.
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 40 000 руб. (на сумму НДС, подлежащего вычету).
(Далее – при продаже товаров):
Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» - Кредит 41 «Товары» - на сумму продажной стоимости товаров; Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» - Кредит 42 «Товарная наценка» - сторно на сумму торговой наценки).
Финансовые вложения оцениваются:
· по первоначальной себестоимости (фактическим затратам на приобретение);
· по текущей рыночной стоимости;
· по номинальной стоимости.
В составе собственного капитала организации учитываются уставный, добавочный
и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.
В бухгалтерском балансе отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций) учредителей организации.
В составе добавочного капитала отражаются сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход) и другие аналогичные суммы.
Кредиторская задолженность отражается по тем же правилам, что и дебиторская: в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых правильными. Необходимо периодическое проведение сверки взаиморасчетов с кредиторами и дебиторами с оформлением акта сверки.
По полученным займам и кредитам задолженность показывают с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом и банками (по налогам, сборам) должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны их данным.
Финансовый результат представляет собой арифметическую сумму составляющих:
· прибыль или убыток от продажи продукции (работ, услуг) по основной деятельности;
· прибыль или убыток от прочих доходов и расходов.
В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом налога на прибыль.
Итак, основной оценкой имущества и обязательств является фактическая себестоимость. Ее размер означает выраженные в денежной оценке затраты на производство и реализацию конкретного наименования продукции, вида выполненной работы или оказанной услуги.
Калькуляция. Виды. Содержание.
Калькуляция - способ обобщения затрат, выраженных в денежной форме, приходящихся на единицу продукции, конкретного вида работы, услуги.
Посредством калькуляции исчисляется себестоимость, представляющая собой сумму всех затрат на производство продукции в стоимостном выражении.
Объект калькулирования – продукт производства (деталь, узел, изделие, группа однородных изделий), технологической фазы, стадии, т.е. продукция (работы, услуги) разной степени готовности.
Калькуляционная единица - измеритель объекта калькулирования. В том случае, когда речь идет о готовой продукции, калькуляционная единица совпадает с единицей измерения, указанной в планах производства в натуральном выражении.
В обрабатывающих отраслях нередко учетной единицей выступает 1 кг продукции, а калькуляционной единицей - 1т или 1ц.
При калькулировании промежуточных продуктов (полуфабрикатов) применяются условные ук рупненные калькуляционные единицы (100 пар обуви, 1000 условных банок и т. п.).
Для калькулирования конкретных наименований конечной продукции применяются натуральные единицы.
Группировка текущих затрат осуществляется по элемен там и статьям калькуляции.
Необходимость в группировке затрат по элементам обусловлена потребностью в получении информации, позволяющей дать ответ на вопрос, что и сколько затрачено в отчетном периоде организацией.
Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономической сущностью по следующим элементам:
♦ материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
♦ затраты на оплату труда;
♦ амортизация основных средств;
♦ отчисления на социальные нужды;
♦ прочие затраты (налоги, сборы, платежи по обязательному страхованию имуществ).
Группировка затрат по элементам необходима при формировании себестоимости продукции, работ, услуг.
На уровне предприятия данная группировка позволяет установить, сколько им израсходовано за отчетный период отдельных видов материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство в целом.
С помощью данной группировки в разрезе элементов затрат не представляется возможным осуществлять повседневный контроль за деятельностью предприятия и его структурных подразделений (отдельных производств, цехов, участков) по выпуску конкретных видов продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Эта задача решается при помощи группировки по статьям затрат и определяет основную функцию управленческого (производственного) учета.
Для установления единых методологических подходов разрабатывается типовая номенклатура статей затрат. Она включает следующие статьи: сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия, полуфабрикаты; топливо и энергия на технологические цели; заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; общехозяйственные расходы; расходы на подготовку и освоение производства; общепроизводственные расходы; потери от брака; расходы на продажу.
Группировка затрат по статьям калькуляции необходима для повседневного контроля за деятельностью организации и определения себестоимости при многономенклатурном производстве.
Применительно к отраслевым особенностям типовая номенклатура статей трансформируется.
Полнота и достоверность затрат, относимых на конкретные объекты учета, обеспечивается за счет четкой постановки первичного учета, правильного аналитичности. Некоторые затраты (основные материалы, основная заработная плата производственных рабочих) прямо включаются в себестоимость конкретных объектов калькулирования. Это основные, так называемые «технологические» расходы. Другие, например расходы на управление и обслуживание производства, списываются на себестоимость продукции опосредованно. Это накладные расходы.
Основное внимание в процессе калькулирования сосредоточивается на обоснованном распределении между объектами калькуляции накладных (общехозяйственных и общепроизводственных) расходов. Они включаются в себестоимость продукции кос венным путем, пропорционально выбранной базе распределения.
В самом общем виде калькулирование себестоимости можно разграничить на следующие этапы:
1. Распределение затрат между законченными и незаконченными обработкой изделиями.
2. При наличии брака исчислить себестоимость забракованной продукции, имея в виду, что некомпенсируемые потери должны быть отнесены на себестоимость
готовой продукции.
Если в процессе калькулирования будет установлено, что потери от брака имеют отношение к конкретному заказу, не законченному к концу месяца, то они подлежат включению в себестоимость незавершенного производства в качестве самостоятельной статьи.
3. Выявить и оценить величину возвратных отходов производства.
4. Полностью учесть расходы по каждой статье калькуляции, относимые на себестоимость конкретных наименований продукции, отдельных видов работ и услуг.
Таким образом, в процессе калькулирования себестоимости отдельных объектов учета необходимо полностью учесть и сгруппировать издержки на производство по экономическому признаку, отчетным периодам, отдельным статьям калькуляции, центрам затрат и центрам ответственности.
Можно выделить следующие виды калькуляций: нормативную, плановую (сметную) и фактическую (отчетную) калькуляции.
Нормативная калькуляция исчисляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую предприятие на момент составления калькуляции, исходя из технического уровня производства и существующей технологии, израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов в поста тейном разрезе.
Плановая (сметная) калькуляция есть себестоимость каждого изделия, вида или группы продукции, рассчитанная по отдельным калькуляционным статьям, размер которого предприятие намерено достичь к концу отчетного периода, предварительно реализовав в отчетном периоде заранее спланированные организационно-технические мероприятия. Считается, что величина плановой калькуляции себестоимости продукции должна быть ниже нормативной.
Фактическая (отчетная) калькуляция есть результат фактической величины издержек на конкретный вид продукции в отчетном периоде. Она одновременно характеризует уровень отклонения себестоимости, установленной нормативной или плановой калькуляцией.
Все затраты, относящиеся к выпущенной из производства продукции, подсчитываются и делятся на ее количество. Таким путем определяется себестоимость единицы конкретной продукции.
В индивидуальных производствах все затраты на конкретный заказ, выполненный предприятием, представляют его фактическую себестоимость.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.