Организационно-технические мероприятия по охране окружающей среды при строительстве (реконструкции) автомобильной дороги
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При строительстве и реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог на всех стадиях производства работ необходимо руководствоваться требованиями к охране природной среды, изложенными в Инструкции по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог: ВСН 8-89 / Минавтодор РСФСР. - М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1989. - 84с).

Запрещается выполнение воздействующих на элементы природной среды работ, не предусмотренных проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке; применение в конструкциях автомобильных дорог материалов, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду, а также производство работ, добыча природных материалов на неразведанных месторождениях за пределами площадей, оформленных в пользование постоянным или временным отводом.

При выполнении работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог обеспечивают следующие направления охраны природной среды и рационального расходования природных ресурсов:

сокращение земельных площадей, отводимых в соответствии с действующими нормативами для постоянного временного и разового использования, максимальное сбережение сельскохозяйственных угодий, особенно пашни, пойм и лесных водоохранных полос вдоль рек, земель, непосредственно прилегающих к рыбохозяйственным водоемам;

уменьшение объема использования в сооружениях природных ресурсов, особенно добываемых в придорожной полосе (грунт, минеральные материалы, лес, почва и т.п.);

сохранение плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, осуществляют рекультивацию нарушенных земель, восстановление условий коренного обитания и воспроизводства животного и растительного мира;

предотвращение загрязнения поверхности земли, водоемов, атмосферы отходами, побочными продуктами и технологическими воздействиями (пыль, отработанные газы двигателей, продукты испарения летучих веществ и газов, твердые выбросы, противогололедные, обеспыливающие и другие химические вещества и реактивы, шум, вибрация и т.п.); недопущение превышения установленных предельно допустимых уровней концентрации загрязняющих веществ;

предотвращение возможности возникновения по причине выполнения работ отрицательных гео- и гидродинамических явлений, изменяющих природные условия (эрозия, осушение, заболачивание, оползни, осыпи и т п) а также изменения гидрологического и биологического режимов естественных водоемов;

предупреждение непосредственного повреждения или ухудшения условий существования людей, животного и растительного мира вследствие выполнения работ (изменение ландшафтов, расчленение угодий, засыпка русел рек, заливов, стариц, нарушение сложившихся связей, путей сообщения и т.п.);

предупреждение эстетического ущерба вследствие резкого изменения визуально воспринимаемых ландшафтов, внедрения в них чужеродных элементов, а также вследствие уничтожения или изменения форм объектов индивидуального зрительного восприятия (отдельные постройки, старинные сооружения, геологические образования, крупные деревья или их группы и т.п.).

Указанные направления охраны природной среды реализуются на двух этапах строительства автомобильной дороги - этапе разработки проектно-сметной документации и этапе непосредственного строительства.

На этапе строительства автомобильной дороги обеспечивается выполнение всех решений по охране окружающей среды, предусмотренных в проектной документации, а также выполняется ряд мероприятий, снижающих или исключающих вредное воздействие процесса производства строительных работ на окружающую среду.

Расчистку дорожной полосы и площадей для дорожных сооружении требуется выполнять строго в отведенных границах. Складирование леса, порубочных остатков, материалов, оставшихся после разборки сооружений по краям полосы отвода, допускается только на период выполнения расчистки, до вывоза в специально отведенные проектом места.

Расчистка дорожной полосы от леса и кустарника должна выполняться отдельными участками в порядке очередности возведения на них земляного полотна или выполнения других работ. В залесенной местности расчистка, как правило, производится в зимнее время. Опережение расчистки дорожной полосы от леса и кустарника не должно превышать возможностей поточного строительства и объема работ в предстоящем сезоне.

При вырубке леса трелевочные волоки и лесосечные склады должны размешаться в пределах отведенной для дороги полосы, а в случае невозможности - в местах, определенных проектом, с соответствующим оформлением временного отвода.

Вывозка древесины и отходов производится по временным дорогам, проложенным в пределах полосы отвода или по установленным проектом маршрутам с использованием сети местных дорог или автозимников, а также по специально прокладываемым временным дорогам, предусмотренным проектом.

Деловая древесина и отходы расчистки, включая выкорчеванные пни, должны быть полностью вывезены в установленные места до начала земляных работ. Оставление отходов очистки на границе полосы отвода не допускается.

При невозможности использования порубочных остатков и неделовой древесины по согласованию с органами лесного надзора допускается их ликвидация путем захоронения или сжигания в специально отведенных местах.

На болотах порубочные остатки могут использоваться в виде хворостяной выстилки в основании насыпи.

При расчистке дорожной полосы от леса допускается оставлять пни высотой не более 10 см в основании насыпей высотой не менее 1,5 м от среза пня.

Сплошная валка леса и удаление кустарника бульдозерами или кусторезами и перемещение их вместе с корнями и почвой на границу дорожной полосы не допускается.

Пересадка деревьев ценных пород производится в соответствии с установленными дендрологическими правилами.

При подготовке к разработке грунтовых резервов и карьеров следует выполнять следующие природоохранные работы:

расчистить от леса и кустарника отведенную территорию с соблюдением вышеуказанных правил;

снять с площади, предназначенной для разработки и отвалов, плодородный слой почвы и складировать его в штабель в установленном проектом месте;

выкопать (начиная с устья) установленные проектом нагорные и водоотводные канавы;

снять и уложить в установленном месте грунт вскрышного слоя.

Водоотводные канавы в целях предупреждения загрязнения прилегающей территории должны окружать не только разрабатываемые площади, но и места отвалов почвы и вскрыши.

При выявлении в период строительства выхода родников в пределах отведенной полосы при положительной оценке местными органами санинспекции качества воды необходимо оборудовать эти родники для придорожного водозабора.

Особое внимание к охране окружающей среды следует обращать при возведении земляного полотна.

При снятии плодородного слоя почвы должны быть приняты меры по защите её от загрязнения смешиванием с минеральным грунтом, засорения водной и ветровой эрозией.

В целях предупреждения эрозии очищенных от дернового покрова грунтовых поверхностей и выноса смытых частиц грунта на поверхность почвы и в водоемы до начала работ по возведению насыпей, разработке выемок и притрассовых резервов должен быть обеспечен строительный водоотвод.

При выполнении земляных работ предупреждение эрозии должно обеспечиваться путем быстрейшего включения в работу сооружений водоотвода, водопропускных устройств, быстротоков, а также укрепления откосов.

При пересечении склона, а также при прохождении дороги у его подножья в период строительства должна быть проведена визуальная оценка оползневой устойчивости склона. К оползнеопасным относятся склоны с внешними проявлениями смещений (разрывы, наплывы грунта, искривленные стволы деревьев и т.п.), склоны с выходами грунтовых вод на поверхность, а также склоны, подрабатываемые естественными либо техническими процессами.

При наличии на откосах и склонах проявлений потери местной устойчивости (оплывины, сплывы и т.п., как правило, захватывающие толщу не более глубины промерзания) должны быть приняты неотложные меры по их локализации и устранению.

Явления потери местной устойчивости устраняются уполаживанием крутизны, укреплением сборными бетонными конструкциями, глубинным закреплением инъецированием, посадкой многолетних растений и т.п.

При обнаружении с одной стороны насыпи подпора поверхностных вод в период снеготаяния, явлений заболачивания вследствие переувлажнения верхних слоев грунта необходимо устройство или углубление существующих боковых водоотводных канав, отводящих воду в места организованного или естественного стока. В случае невозможности отвода воды вдоль земляного полотна необходимо устройство водопропускной трубы.

Не менее важно соблюдать требования по охране окружающей среды и при выполнении работ по устройству дорожной одежды.

Так, при планировке поверхности земляного полотна перед вывозкой и распределением материала для дополнительного слоя основания в сухую погоду необходимо производить обеспыливание путем розлива (распределения) обеспыливающих веществ или воды с использованием поливомоечных машин, цистерн, оборудованных распределительными устройствами или специальными распределителями сыпучих материалов.

При устройстве теплоизолирующих слоев из плиточных материалов, гидроизолирующих слоев из рулонных материалов, дренирующих и капилляропрерываюших слоев из нетканых синтетических материалов необходимо предупредить засорение полосы отвода дороги кусками, обрывками этих материалов.

При устройстве морозозащитных и дренирующих слоев из крупнозернистого материала (гравий, щебень, песок) следует предотвращать ветровой вынос пыли и мелких частиц за пределы земляного полотна при погрузке, выгрузке и распределении. Для этой цели в необходимых случаях применяют увлажнение материала в месте погрузки либо при выгрузке.

Доставка укрепленных смесей, приготовленных в смесительных установках, на место производства работ должна осуществляться в автобетономешалках, автобетоновозах или приспособленных автосамосвалах с плотно закрывающимися бортами.

При уходе за основанием или покрытием из материалов, укрепленных цементом, во избежание загрязнения окружающей среды испаряющимися токсичными растворителями, входящими в состав пленкообразующих материалов, предпочтение отдается пленкообразующим материалам на водной основе, например, осветленной битумной эмульсии или использованию слоя песка толщиной 4-6 см с поливкой водой.

При устройстве оснований и покрытий из материалов, укрепленных органическими вяжущими, следует отдавать предпочтение битумным эмульсиям и вязким битумам, вызывающим наименьшее загрязнение природной среды.

На всех стадиях производства органических вяжущих материалов должна быть обеспечена изоляция технологических линий, емкостей сбора и транспортировки готовой продукции. В цехах, связанных с производством и хранением готовой продукции, устраивается приточно-вытяжная вентиляция. Хранение готового продукта должно осуществляться в специально отведенных местах в закрытых емкостях.

Выгрузка асфальтобетонных смесей должна производиться в приемные бункеры асфальтоукладчиков или специальные расходные емкости или на подготовленное основание. Выгрузка асфальтобетонных смесей на землю запрещается.

Очистку и промывку кузовов бетоновозов и автосамосвалов, используемых для доставки цементобетонных смесей, производят в специально отведенных местах. Вода после промывки должна отводиться в специальные отстойники, откуда она может быть использована повторно. Сброс этих вод в поверхностные водоемы запрещается.

При приготовлении, разогревании и транспортировании резино-битумных, битумно-полимерных мастик, тиоколовых герметиков и грунтовок, применяемых для заполнения деформационных швов в бетоне, необходимо принимать меры, исключающие возможность попадания этих материалов на почву и растительность.

Кроме выше указанных технических и технологических мероприятий по охране окружающей среды в период производства работ необходимо выполнение ряда условий и мероприятий по охране окружающей среды от непосредственного воздействия на нее дорожно-строительных машин и оборудования.

Дорожные машины и оборудование должны находиться на объекте только на протяжении периода производства соответствующих работ. Не допускается хранение на приобъектных площадках временного отвода неиспользуемых, списанных или подлежащих ремонту в стационарных условиях машин или их частей и агрегатов.

Уровни загрязнения от дорожных машин, механизмов и транспортных средств не должны превышать установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ для атмосферного воздуха, воды по видам водопользования, почв, предельных уровней шумового воздействия для зданий и территорий различного хозяйственного назначения, а также санитарных нормативов и требований безопасности при производстве работ.

Параметры применяемых машин, оборудования, транспортных средств в части состава отработанных газов, шума, вибрации и др. воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации должны соответствовать установленным стандартам и техническим условиям предприятия-изготовителя, согласованным с санитарными органами.

При работе дорожных машин необходимо обеспечивать допустимый уровень шума в населенных пунктах, на территориях жилой застройки, в помещениях жилых и общественных зданий. При выполнении механизированных работ в населенных пунктах или около них следует соблюдать установленные нормы по уровням вибрации в жилых помещениях и зданиях.

Заправка автомобилей, тракторов и других самоходных машин топливом и маслами должна производиться на стационарных или передвижных заправочных пунктах в специально отведенных местах, удаленных от водных объектов. Заправка стационарных машин и машин с ограниченной подвижностью (экскаваторы и др.) производится автозаправщиками. Заправка во всех случаях должна производиться только с помощью шлангов, имеющих затворы у выпускного отверстия. Применение для заправки ведер и другой открытой посуды не допускается.

На каждом объекте работы машин должен быть организован сбор отработанных и заменяемых масел с последующей отправкой их на регенерацию. Слив масла на растительный, почвенный покров или в водные объекты запрещается.

Выполнение всех вышеуказанных организационно-технических мероприятий по охране окружающей среды является непременным условием и неотъемлемой частью комплекса работ по строительству (реконструкции) автомобильной дороги.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 280.