Глава 30. Основные вопросы организации дорожно-строительных работ
Общие положения организации строительства автомобильной дороги
Цели и задачи. Организацией строительства автомобильной дороги считается комплекс работ и мероприятий, необходимых для оценки эффективности подготовки и осуществления строительных, монтажных и других работ по возведению объекта (автомобильной дороги).
Организацию строительства автомобильной дороги можно условно разделить на два основных последовательно выполняемых этапа - этап проектирования организации строительства и этап непосредственного строительства.
На этапе проектирования организации строительства выполняется, по существу, проектное вариантное моделирование будущего процесса строительства с целью определения наиболее рационального и эффективного варианта его осуществления.
На этапе проектирования организации строительства участка автомобильной дороги решаются следующие задачи:
определение общей продолжительности строительства объекта, а также сроков, продолжительности и последовательности выполнения отдельных видов работ входящих в его состав;
определение источников получения основных дорожно-строительных материалов, изделий, конструкций и полуфабрикатов и способов их доставки к местам производства работ;
определение количественного и качественного состава объектов производственной базы строительства, а также оптимального их размещения;
определение потребности строительства в трудовых ресурсах, а также решение вопросов по размещению рабочих и созданию для них хороших социально-бытовых условий на период строительства;
определение потребности строительства в основных дорожно-строительных машинах, оборудовании и транспортных средствах;
определение потребности строительства в основных дорожно-строительных материалах, изделиях, конструкциях и полуфабрикатах;
решение вопросов по обеспечению строительства энергоресурсами;
решение вопросов по безопасному ведению работ и охране окружающей среды при осуществлении строительства, включая вопросы восстановления (рекультивации) нарушенных в период строительства временно отводимых земель;
составление ведомости объемов основных строительных, монтажных и специальных работ с установлением всех необходимых данных для определения сметной стоимости намечаемого строительства;
определение основных технико-экономических показателей строительства.
Вышеуказанные задачи, решаемые на стадии проектирования, отражаются в проекте организации строительства (ПОС), подробная информация о котором содержится в главе «Проектирование организации строительства и производства дорожно-строительных работ».
На этапе непосредственного строительства на основе разработанного ПОС осуществляется собственно выполнение строительно-монтажных работ, а также выполнение сопутствующих работ по планированию, учету, контролю и управлению этими работами. Этап строительства можно условно разделить на три периода: подготовительный, основной и период завершения строительства.
Основной задачей организации строительства в период его подготовки является создание инфраструктуры строящегося объекта. При выполнении этой задачи необходимо осуществить работы по размещению всех объектов производственной базы и обеспечению их работоспособности. В числе указанных работ осуществляется:
создание временной транспортной сети, обеспечивающей бесперебойную доставку материалов, изделий, конструкций и полуфабрикатов от мест их получения или изготовления на производственной базе строительства к местам производства работ, а также от мест получения материалов, прибывающих от внешних источников для строительства, к производственным базам строящегося объекта (включая подъездные автодороги, разгрузочные железнодорожные тупики, причалы и т.д.);
строительство объектов производственной базы, включая асфальто- и цементобетонные заводы, прирельсовые сооружения для разгрузки материалов и их хранения, камнедробильные установки для получения щебня, установки для укрепления грунтов и т.д.;
строительство временных жилых поселков строителей с необходимыми санитарно-бытовыми условиями работы и отдыха;
обеспечение объектов производственной базы и жилых поселков строителей энергоресурсами для их функционирования (электроэнергией, водоснабжением, теплоснабжением и т.д.) за счет подключения к существующим сетям, строительства собственных вспомогательных установок или использования передвижных источников энергоресурсов;
комплектование строительных подразделений необходимыми кадрами строителей, а также дорожно-строительной техникой, оборудованием и транспортными средствами;
создание диспетчерской связи между строительными организациями и их структурными подразделениями, в том числе на местах производства работ, обеспечивающей необходимое административно-техническое управление строительством, а также взаимодействие подразделений в цепи технологической последовательности ведения работ и соблюдения необходимого качества.
В период основного строительства для четкого функционирования всего строительного комплекса по выполнению работ в установленные сроки осуществляется:
обеспечение строительства привозными строительными материалами, изделиями и конструкциями по договорам поставок и контроль за их выполнением;
обеспечение ритмичной работы производственной базы по снабжению строительства материалами и полуфабрикатами, приготавливаемыми собственными силами;
обеспечение строительства энергоресурсами и горюче-смазочными материалами;
функционирование устойчивой диспетчерской связи и управление производством;
техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительной техники;
обеспечение охраны труда и техники безопасности при выполнении всего комплекса дорожно-строительных работ;
выполнение мероприятий по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных работ.
Задачами периода завершения строительства является демонтаж всех временных сооружений, передислокация дорожно-строительной техники и рабочих, рекультивация временно занимаемых земель, находящихся под временными сооружениями и сдача законченного строительством объекта заказчику.
Технико-экономические показатели строительства автомобильной дороги. Намечаемое строительство участка автомобильной дороги характеризуется рядом технико-экономических показателей, в число которых входят продолжительность строительства, сметная стоимость и трудоемкость строительства, численность работающих, включая административно-управленческий персонал (АУП), рабочий персонал (рабочих, водителей машин и механизмов, механиков, мотористов и т.д.), инженерно-технических работников (ИТР), младший обслуживающий персонал (МОП), включая работников охраны.
Кроме вышеуказанных технико-экономических показателей строительство автомобильной дороги может характеризоваться еще следующими показателями:
уровень механизации работ в целом по строительству (или уровень механизации строительства), определяемый в процентах отношением стоимости механизированных работ к обшей стоимости всех работ;
уровень механизации вида работ, определяемый в процентах отношением физических объемов работ, выполненных с использованием машин и механизмов, к общему объему этого вида работ;
уровень автоматизации строительства и уровень автоматизации вида работ, определяемые аналогично вышеуказанным показателям, но с использованием соответствующих данных для автоматизированных работ;
удельная трудоемкость строительства, определяемая отношением обшей трудоемкости строительства (в человеко-днях) к протяжению построенного участка автомобильной дороги (в километрах);
производительность труда одного рабочего в целом по строительству (или выработка), определяемая отношением общей стоимости работ, выполняемых за год (в млн. руб), к числу рабочих, занятых на этих работах;
выработка на одного работающего, определяемая аналогично вышеуказанному показателю, но отношением к числу работающих (то есть включая все категории - рабочих, ИТР, МОП и охрану);
производительность труда при выполнении вида работ, определяемая отношением физического объема выполненного вида работ к количеству трудозатрат рабочих (в человеко-днях);
механовооруженность строительства, определяемая в процентах отношением суммарной балансовой стоимости всех машин и оборудования к общей стоимости строительно-монтажных работ;
механовооруженность рабочих, определяемая аналогично вышеуказанному показателю, но отношением к числу рабочих на строительстве (измеряется в млн.руб. на одного рабочего);
энерговооруженность строительства, определяемая отношением суммарной мощности всех двигателей машин и оборудования (в кВт), задействованных на строительстве, к обшей стоимости строительно-монтажных работ (в млн. руб);
энерговооруженность рабочих, определяемая аналогично вышеуказанному показателю, но отношением к числу рабочих на строительстве (измеряется в кВт на одного рабочего);
Организационно-техническая подготовка к строительству автомобильной дороги. Организационно-техническая подготовка к строительству включает:
обеспечение стройки проектно-сметной документацией;
отвод в натуре трассы для строительства;
оформление финансирования строительства;
заключение договоров подряда и субподряда на строительство;
оформление разрешений и допусков на производство работ;
решение вопросов о переселении лиц и организаций, размешенных в подлежащих сносу зданиях;
обеспечение строительства подъездными путями, электро-, водо- и теплоснабжением, системой связи и помещениями бытового обслуживания кадров строителей;
организацию поставки на строительство оборудования, конструкций, материалов, полуфабрикатов и изделий.
Кроме того, подготовка к строительству каждого объекта предусматривает изучение инженерно-техническим персоналом проектно-сметной документации, детальное ознакомление с условиями строительства, разработку проектов производства работ на вне- и внутриплощадочные подготовительные работы, основные строительно-монтажные работы, а также выполнение самих работ подготовительного периода с учетом природоохранных требований и требований по безопасности труда.
Внеплощадочные подготовительные работы должны включать строительство подъездных путей и причалов, линий электропередачи с трансформаторными подстанциями, сетей водоснабжения с водозаборными сооружениями, канализационных коллекторов с очистными сооружениями, жилых поселков для строителей, необходимых сооружений по развитию производственной базы строительной организации, а также сооружений и устройств связи для управления строительством.
Внутриплощадочные подготовительные работы должны предусматривать сдачу-приемку геодезической, разбивочной основы для строительства и геодезические разбивочные работы для прокладки инженерных сетей, дорог и возведения зданий и сооружений, освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ (расчистка территории, снос строений и др.), планировку территории, искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод, перекладку существующих и прокладку новых инженерных сетей, устройство временных подъездных дорог, размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений производственного, складского, вспомогательного, бытового и общественного назначения, устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования, организацию связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением и средствами сигнализации.
Кроме того, в необходимых случаях в период организационно-технической подготовки к строительству должны быть выполнены работы по организации режимных наблюдений (сейсмических, гидрогеологических, геофизических, метеорологических и др.) по специальным программам, а также создание испытательных полигонов, метрологических пунктов и измерительных станций. Программы исследовательских работ, испытаний конструкций и элементов сооружений, а также режимных наблюдений должны разрабатываться заказчиком и генеральной проектной организацией одновременно с разработкой проектов организации строительства и проектов производства работ.
Продолжительность подготовительного периода для строительства автомобильных дорог составляет 5-12 % от общей продолжительности строительства объекта (СНиП 1.04.03-85. Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений (с изменениями 1- 4) / Госстрой СССР. - М.: Стройиздат, 1987. - 552с). Работы подготовительного периода выполняются генподрядчиком при участии заказчика с привлечением субподрядных организаций для выполнения ряда специальных работ.
Производство основных строительно-монтажных работ разрешается начинать после завершения в необходимом объеме работ по организационно-технической подготовке к строительству.
Определение оптимального парка дорожно-строительных машин. Задача определения оптимального парка дорожно-строительных машин и транспортных средств решается на стадии разработки проектно-сметной документации на строительство участка автомобильной дороги при составлении проекта организации строительства. Указанная задача является многофакторной, и ее решение основано на анализе и сопоставлении ряда показателей и критериев, в число которых входит минимальная стоимость работы, выполняемой конкретной машиной, достаточная производительность, целесообразность и возможность применения (обусловленная технологическими особенностями работы), наличие данной машины у подрядчика, максимальное по времени использование ее в течение всего периода строительства.
Одним из основных критериев оптимального выбора дорожно-строительной машины является минимальная стоимость выполнения рассматриваемой работы. Например, при определении оптимальной машины для разработки грунта из выемки с перемещением в насыпь на расстояние от 50 м до 200 м альтернативными машинами могут служить бульдозеры различной мощности и скреперы с различными емкостями ковшей, а также различного технического исполнения - прицепные с трактором или самоходные. При сравнении стоимости разработки грунта определенной группы по трудности разработки с перемещением на расстояние 50 м, 60 м, 70 м и т.д. до 200 м определяется расстояние транспортировки грунта, при котором стоимость разработки грунта бульдозером и скрепером практически равны. Таким образом находятся оптимальные диапазоны расстояний транспортировки грунта сравниваемыми машинами.
При сравнении по стоимости разработки следует учитывать фактор возможного или целесообразного технологического применения машины, который имеет два аспекта.
Первый аспект - это возможность разработки вида грунта рассматриваемой машиной. Например, гравийно-галечный грунт при размере частиц до 80 мм (классификация по ГЭСН 81-02-01-2001 «Сборник элементных сметных норм на строительные работы. Сборник 1. Земляные работы», табл. 1.1) является грунтом 2-й группы по трудности разработки для бульдозера и скрепера. А грунт гравийно-галечный при размере частиц свыше 80 мм - является грунтом 3-й группы по трудности разработки для бульдозера и в то же время не подлежит разработке скрепером.
Второй аспект - это целесообразность применения данной машины или механизма. Известно, что стоимость разработки единицы объема грунта, например, экскаваторами с различной вместимостью ковша уменьшается с увеличением его емкости. Таким образом, оптимальной по стоимости машиной для разработки грунта в резерве для последующей его транспортировки в насыпь автомобилями-самосвалами, на первый взгляд, должны служить экскаваторы с большей вместимостью ковша. Однако при незначительной мощности слоя разрабатываемого грунта, при которой не обеспечивается минимальная высота забоя для наполнения ковша за один прием, более рационально применение экскаватора с меньшей емкостью ковша, для которого данная высота забоя обеспечивает его оптимальное заполнение.
Критерий максимальной производительности должен учитываться при выборе всех машин с учетом установленной нормативной продолжительности строительства и объемов строительно-монтажных работ.
При определении оптимального парка дорожно-строительных машин учитывается возможность использования данной машины на различных работах, выполняемых на протяжении периода строительства. Например, применение бульдозера определенной мощности на подготовительных работах, земляных работах, работах по устройству искусственных сооружений, устройству дорожной одежды и т.д.
Конкретные рекомендации по выбору оптимальных типов дорожно-строительных машин и их технических характеристик с указанием рекомендуемых составов отрядов для выполнения различных дорожно-строительных работ в зависимости от видов, объемов и темпов выполнения приведены в гл. 32.
Обеспечение линейных работ и производственной базы дорожного строительства электроэнергией, сжатым воздухом, паром, водой и технологической связью. Особенностью дорожного строительства является линейный характер работ на трассе будущей дороги, которые невозможно обеспечить стационарными источниками энергоресурсов. Поэтому основные виды энергоснабжения (электроэнергия, сжатый воздух) осуществляются от передвижных источников, представляющих собой специализированные автономные передвижные агрегаты и машины. Получение электроэнергии на трассе для работы электроинструментов обеспечивается от передвижных электростанций. Передвижная электростанция представляет собой агрегат, смонтированный, как правило, на двухосной раме на пневмоходу (в виде прицепа) и состоящий из двигателя внутреннего сгорания и генератора. Перемещение прицепных электростанций по трассе осуществляется любым транспортным средством.
Основные технические характеристики современных отечественных и зарубежных передвижных электростанций, которые могут быть применены в дорожном строительстве, приведены в табл. 30.1.
Таблица 30.1
Техническая характеристика передвижных электростанций
Марки передвижных электростанций | Основные показатели | ||||
мощность, кВт | емкость бака, л | расход топлива, л/час | масса, кг | варианты исполнения | |
Отечественные | |||||
АД-30С-1 | 30 | 78 | 10 | 1700 | Одноосный прицеп |
Зарубежные | |||||
L-20 | 16 | 45 | 5,2 | 500 | на шасси, в контейнере |
LH-22 | 17 | 45 | 5,9 | 378 | |
LH-30 | 24 | 45 | 7,8 | 428 | |
LH-40 | 32 | 45 | 10,9 | 458 | |
Р 50 Е1 | 40 | 176 | 13,1 | 820 | |
Р 75 Р1 | 60 | 176 | 17,7 | 925 | |
Р 100 Е | 80 | 230 | 23,7 | 1190 | |
Р 135 | 108 | 290 | 28,3 | 1400 |
Получение сжатого воздуха для работы пневмоинструментов осуществляется от передвижных компрессоров. Передвижной компрессор представляет собой агрегат, схожий с передвижной электростанцией, но имеющий взамен генератора компрессионный агрегат. Передвижные компрессоры могут выполняться в виде прицепов на пневмоходу, а также в виде агрегатов, которые для транспортировки помещаются на стандартные автомобильные прицепы.
Основные технические характеристики современных отечественных и зарубежных передвижных компрессорных станций, которые могут быть применены в дорожном строительстве, приведены в табл. 30.2.
Таблица 30.2
Техническая характеристика передвижных компрессорных станций
Марки | Основные показатели | ||||
рабочее давление, МПа | производи- тельность, м3/мин | мощность двигателя, л.с. | масса, кг | варианты исполнения | |
Отечественные | |||||
ПКСД-3,5 А | 0,7 | 3,5 | 60 | 1420 | Одноосный прицеп |
ПКС-5,25 А | 0,7 | 5,25 | 50 | 1250 | |
ЗИФ-ПВ-5 М | 0,7 | 5,4 | 60 | 1410 | |
ПВ-10/8 М 1 | 0,7 | 11,2 | 179 | 3080 | Двухосный прицеп |
ПР-10/8 М 2 | 0,8 | 11 | 130 | 2880 | |
ПР-12/8 | 0,8 | 12 | 155 | 2790 | |
Зарубежные | |||||
XAS 56 Dd | 0,7 | 3,0 | 30,6 | 748 | Одноосный прицеп |
P 110 S/WD | 0,7 | 3,2 | 37,4 | 750 | |
XAS 66 Dd | 0,7 | 3,7 | 41,2 | 835 | |
Р 180 S/WD | 0,7 | 5,0 | 57 | 950 | |
Р 260 S/WD | 0,7 | 7,1 | 73,4 | 1375 | |
XAS 175 Dd | 0,7 | 10,4 | 114,2 | 1690 | |
XAS 230 Dd | 0,7 | 13,4 | 141,4 | 2300 | |
XAS 405 Md | 0,7 | 23,4 | 201,2 | 3860 | Двухосный прицеп |
XAS 495 Md | 0,7 | 28,8 | 280,1 | 4300 | |
XAMS 615 Md | 0,86 | 34,2 | 444 | 5500 |
Потребность в паре для линейных дорожно-строительных работ значительно меньше, чем потребность в электроэнергии и сжатом воздухе. При выполнении линейных работ пар может применяться для подогрева материалов, например, разогрева битума, а также для обеспечения необходимой положительной температуры осуществления технологических процессов при их производстве в зимних условиях или при пониженных температурах. Для обеспечения паром линейных работ применяются передвижные паровые котлы или парогенераторы.
Вода при производстве линейных работ необходима для увлажнения грунтов при возведении земляного полотна для обеспечения их оптимальной влажности при укатке, для увлажнения материалов при устройстве отдельных слоев дорожной одежды, для ухода за бетоном и приготовления цементобетонной смеси на месте производства работ и т.д.
Обеспечение линейных дорожно-строительных работ водой осуществляется, как правило, путем доставки воды к местам производства работ поливомоечными машинами или автомобильными цистернами от ближайших открытых источников или раздаточных узлов существующей водопроводной сети. В случае отсутствия открытых источников водоснабжения или централизованных водопроводных сетей для обеспечения линейных работ водой в качестве источников могут использоваться артезианские скважины. Одним из возможных способов обеспечения линейных работ водой может служить временный водопровод, прокладываемый открытым способом от местного открытого источника воды к трассе дороги и вдоль дороги, с использованием центробежных насосов, устанавливаемых у источника.
Для управления производством в целом и координации действий при выполнении отдельных технологических процессов необходима организация технологической связи между всеми участниками строительного процесса, например, связи блока устройства асфальтобетонного покрытия с асфальтобетонным заводом и т.д. До недавнего времени обеспечение технологической связи представляло существенную проблему из-за слабого технического оснащения дорожной отрасли средствами связи. В этот период применялись радиостанции и переговорные устройства различной дальности. В настоящее время с появлением мобильных телефонов проблема обеспечения технологической связи практически перестала существовать и решается путем их широкого применения.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 273.