Проектирование состава асфальтобетонных смесей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выбор органических вяжущих материалов. В качестве вяжущих в асфальтобетонных смесях применяют жидкие и вязкие нефтяные битумы, отвечающие требованиям следующих нормативных документов: ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия; ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

Жидкие битумы подразделяют на классы СГ - густеющие со средней скоростью, МГ- медленногустеющие и МГО - медленногустеющие остаточные.

По вязкости жидкие битумы классов СГ, МГ и МГО делятся на марки 70/130, 130/200, где цифры означают условную вязкость, определяемую временем истечения битума в секундах через калиброванное круглое отверстие диаметром 5 мм при температуре 60°С Жидкие битумы готовят разжижением вязких битумов жидкими нефтепродуктами: керосином, дизтопливом.

Вязкие битумы подразделяют на классы БНД и БН, то есть битумы нефтяные дорожные и битумы нефтяные. По вязкости битумы классов БНД и БН делятся на марки 40/60, 60/90, 90/130, 130/200, 200/300, где цифры означают условную вязкость, определяемую глубиной проникания иглы в долях, равных 0,1 мм при температуре 25°С.

Качество битумов БНД выше, чем БН, так как они характеризуются более широким температурным интервалом пластичности и более высокой теплостойкостью, обладают низкой температурой хрупкости, лучшим сцеплением с поверхностью зерен минерального материала, но менее устойчивы к старению.

На основании указанных свойств битумов для районов с холодным и средним климатом наиболее подходят битумы БНД, а для районов с теплым и жарким климатом приемлемы битумы БНД и БН. При этом для горячих смесей применяют в основном вязкие битумы, а для холодных смесей - жидкие.

Главное при выборе марки битума - климатические условия и нагруженность слоев дорожной одежды, то есть категория дороги.

Для горячих смесей в северных условиях России (I дорожно-климатическая зона) в основном применяют битумы с вязкостью 90/130, 130/200, 200/300; в средних условиях России (II и III климатические зоны) в основном применяют битумы с вязкостью 60/90, 90/130, 130/200, в южных регионах России (IV и V дорожно-климатические зоны) в основном применяют битумы с вязкостью 40/60, 60/90.

Для холодных смесей в средних и южных условиях России (II, III, IV и V дорожно-климатические зоны) применяют битумы с вязкостью 70/30 и 130/200, а в северных условиях асфальтобетоны из холодных смесей применять не рекомендуется.

Рекомендуемая с учетом климатических условий область применения асфальтобетонов и битумов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог приведена в Приложении А ГОСТа 9128-97. Данные приложения А приведены в табл. 18.3.

Для приготовления смесей асфальтобетонных литых применяют в соответствии с ТУ 400-24-158-89 нефтяные вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245-90 с глубиной проникания иглы при 25°С - 50-60, 0,1 мм, температурой размягчения по методу КиШ не менее 52°С, температурой хрупкости не выше -12°С и температурой вспышки не ниже 120°С

Для приготовления щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей используют битумы вязкие нефтяные дорожные по ГОСТ 22245-90, а также полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) по ОСТ 218.010-98.

В качестве стабилизирующих добавок рекомендуется использовать однородное короткофиберное целлюлозное волокно на основе испытаний по ГОСТ 12801-98 и ТУ 5718.030.01393697-99. При использовании ПБВ стабилизирующие добавки допускается не вводить, если обеспечиваются требования к показателю стекания вяжущего и другим показателям физико-механических свойств смеси.

Таблица 18.3

Рекомендуемые области применения асфальтобетонов и битумов для верхних слоев покрытий.

Дорожно-климатическая зона

Асфальтобетон

Категория автомобильной дороги

I, II

III

IV

Марка смеси Марка битума Марка смеси Марка битума Марка смеси Марка битума
I Плотный и высокоплотный I БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 II БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 СГ 130/200 МГ 130/200 МГО 130/200 III БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 СГ 130/200 МГ 130/200 МГО 130/200
II, III Плотный и высокоплотный I БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БН 90/130 II БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 БН 130/200 БН 200/300 III БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 БН 130/200 БН 200/300 СГ 130/200 МГ 130/200 МГО 130/200
II, III Из холодных смесей - - I СГ 70/130 СГ 130/200 II СГ 70/130 СГ 130/200 МГ 70/130 МГ 130/200 МГО 70/130 МГО 130/200

IV, V

Плотный I БНД 40/60 БНД 60/90 БН 40/60 БН 60/90 II БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БН 90/130 III БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БН 90/130
Из холодных смесей - - I СГ 70/130 СГ 130/200 II СГ 70/130 СГ 130/200 МГ 70/130 МГ 130/200 МГО 70/130 МГО 130/200

Примечания:

1. Для городских скоростных и магистральных улиц и дорог следует применять асфальтобетоны, рекомендованные для дорог I и II категорий, для дорог промышленно-складских районов - для дорог III категории, для остальных - для дорог IV категории.

2. Битумы БН рекомендуется применять в мягких климатических условиях со средними температурами самого холодного месяца выше - 10°С.

3. Битум БН 40/60 должен соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Анализ качества нефтяных дорожных битумов, выпускаемых нефтеперерабатывающей промышленностью по ГОСТ 22245-90, показывает, что эти вяжущие по ряду показателей не отвечают требованиям дорожного строительства: недостаточно трещиностойки при низких температурах (ниже -40°С), которые действуют на 35 % территории России; имеют недостаточный температурный интервал работоспособности; неэластичны, то есть не обладают способностью к обратимым деформациям, так как по природе являются термопластами.

В связи с вышеизложенным учеными Союздорнии предложено применять полимерно-битумные и резинобитумные вяжущие (ПБВ и РБВ), которые относятся к классу эластомеров и характеризуются высокими показателями эластичности, широким температурным интервалом работоспособности, трещиностойкости (температурной хрупкости) и теплостойкости (температурой размягчения). В 1998 г. разработан отраслевой стандарт на полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) ОСТ 218.010-98 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия», а с 01.01.2004 г. был введен в действие ГОСТ Р 52056-2003 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия», по которым ПБВ готовят на основе вязких дорожных битумов БНД введением полимеров типа «стирол-бутадиен-стирол» (СБС), пластификаторов и ПАВ по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. В качестве полимеров типа СБС используются дивинилстирольный термоэластопласт (ДСТ-30-01 1 группы по ТУ-38 103267-80 и ДСТ-30-01 1 группы по ТУ-38 40327-90) и их зарубежные аналоги: Финапрен 502 и 411, Кратон Д 1101, Д1184 и Д 1186, Европек Сол Т 161, Калпрен 411.

В качестве пластификаторов используются индустриальные масла И-20А, И-30А, И-40А, И-50А по ГОСТ 20799-88 и сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов по ТУ 101582-88 или смеси масла и сырья.

Полимерно-битумные вяжущие приготавливают в соответствии с ГОСТ Р 52056-2003 марок: ПБВ 300, ПБВ 200, ПБВ 130, ПБВ 90, ПБВ 60 и ПБВ 40, который регламентирует следующие показатели свойств ПБВ: глубину проникания иглы, 0,1 мм при 25°С и 0°С, минимальную температуру размягчения ко кольцу и шару (КиШ) в °С, растяжимость в см при 25°С и 0°С, наибольшую температуру хрупкости °С, наименьшую эластичность в % при 25°С и 0°С, наибольшее изменение температуры размягчения после прогрева в °С, минимальную температуру вспышки в °С, сцепление с мрамором или песком и однородность.

Приготавливают ПБВ двумя способами: введением ДСТ непосредственно в битум, пластифицированный маслом; введением в битум раствора ДСТ в масле.

Второй способ более производителен и менее энергоемок.

Состав ПБВ определяется на основе приготовления и испытания его образцов с различным содержанием полимера и пластификатора в битуме. Содержание полимера в ПБВ различных марок колеблется в пределах 2-6 %, а содержание пластификатора в пределах 3-40 %. Минимальное содержание ДСТ и масла И-40А при использовании битумов БНД и БН представлено в табл. 18.4 в соответствии с показателем глубины проникания иглы 0,1 мм при 25°С.

Таблица 18.4

Марка битума

Марки полимера

Минимальное содержание компонентов, % по маркам ПБВ

пластификатора ПБВ 300 ПБВ 200 ПБВ 130 ПБВ 90 ПБВ 60 ПБВ 40
БНД 60/90 ДСТ И-40 А 3,5 29,0 3,5 20,0 3,3 15,0 3,1 10,0 3,25 7,0 3,1 5,0
БН 60/90 по согласованию с заказчиком ДСТ И-40А 3,5 25,0 3,0 20,0 3,3 17,0 3,5 13,0 3,5 8,0 3,2 3,0

Область применения различных марок ПБВ можно определить по рекомендациям табл. 18.3 для БНД соответствующей марки.

В таблице 18.5 приведены наиболее важные для обеспечения сдвигоустойчивости и трещиностойкости полимерасфальтобетона показатели свойств полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) по ГОСТ Р 52056-2003.

Таблица 18.5

Показатели свойств ПБВ

Значение показателей ПБВ

300 200 130 90 60 40
Температура размягчения по кольцу и шару (КиШ), °С, не ниже 45 47 49 51 54 56
Температура хрупкости, °С, не выше -40 -35 -30 -25 -20 -15
Эластичность, %, не менее, при            
25°C 85 85 85 85 80 80
0°C 75 75 75 75 70 70

Состав асфальтобетонной смеси для верхних слоев покрытия на основе ПБВ подбирается по ГОСТ 9128-97 (табл. 18.4).

В качестве примера ниже приведены состав и физико-механические свойства полимерасфальтобетона, подобранного на узких фракциях щебня 5-10 и 10-15 мм и дробленого песка, уложенного в верхнем слое покрытия МКАД:

Содержание щебня крупнее 5 мм, % массы 57-65

Содержание зерен мельче 0,071 мм, % массы 7-10

Средняя плотность, г/см3 2,61-2,65

Пористость минерального остова, % по объему 14-17

Остаточная пористость, % по объему 2-4

Водонасыщение, % по объему 1,5-3,5

Набухание, % по объему £ 0,2

Предел прочности при сжатии, МПа

при температуре 20°С ³ 3,5

при температуре 50°С ³ 1,1

при температуре 0°С £ 8,0

Коэффициент водостойкости ³ 0,95

Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении ³ 0,90

Предел прочности при сдвиге, МПа (в расчетных условиях) ³ 0,85.

Зерновой состав минеральной части полимерасфальтобетона приведен на рис. 18.2.

Рис. 18.2. Зерновой состав минеральной части полимерасфальтобетона:

1 - пределы по ГОСТ 9128-97 для асфальтобетона типа А; 2 - требования к полимерасфальтобетону для МКАД

Выбор минеральных материалов. Требования к минеральным материалам, используемым для приготовления асфальтобетонных смесей, приведены ниже. Щебень из плотных горных пород и гравий, щебень из шлаков, которые по зерновому составу, прочности, содержанию пылевидных и глинистых частиц, содержанию глины в комках должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 и ГОСТ 3344-83.

Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы не должно превышать по массе: 15 % для смесей высокоплотных и типа А, 25 % - для смесей Б и Бх, 35 % - для смесей В и Вх.

Гравийно-песчаные смеси по зерновому составу должны отвечать требованиям ГОСТ 23735-79, гравий и песок в составе смесей - ГОСТ 8267-93 и ГОСТ 8736-93.

Прочность по дробимости и истираемости, морозостойкость щебня и гравия должны соответствовать требованиям табл. 10 ГОСТ 9128-97.

Марка по дробимости щебня (в цилиндрах) в пределах:

из изверженных и метаморфических горных пород 1200-600;

из осадочных горных пород 1200-400;

из металлургического шлака 1200-600;

из гравия 1000-400;

недробленого гравия 800-400.

Марка по истираемости (в полочном барабане) в пределах И1-И4.

Марка по морозостойкости в пределах:

для I, II и III ДКЗ - F50 и F25;

для IVи V ДКЗ - F50, F25, F15.

Песок природный и из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-93, а марка по прочности песка из отсевов дробления и содержание глинистых частиц должны соответствовать требованиям табл. 11 ГОСТ 9128-97.

Минеральный порошок должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51129-2003. При использовании в качестве минерального порошка техногенных отходов (применяемых в высокопористых, пористых и плотных смесях II и III марок) их показатели должны соответствовать требованиям табл. 12 ГОСТ 9128-97.

Содержание минеральных материалов в асфальтобетонных смесях должно соответствовать требованиям ГОСТ 9128-97. Пределы содержания минеральных материалов в смесях представлены в таблице 18.6.

Для улучшения сцепления битума с поверхностью кислых минеральных материалов используют катионные ПАВ, а с поверхностью осадочных пород - анионные ПАВ. В качестве катионных ПАВ используют соли высших алифатических аминов, а в качестве анионных ПАВ - госсиполовую смолу (хлопковый гудрон) и жировой гудрон.

 

Таблица 18.6

Содержание минеральных материалов в асфальтобетонных смесях

Виды и типы смесей и асфальтобетонов

Составы смесей

Содержание щебня, % по массе Содержание песка, % по массе Содержание частиц меньше 0,07 мм, % по массе Остаточная пористость асфальтобетона, (пористость минеральной части), %
Горячие высокоплотные 40-65 20-40 10-16 1,0-2,5(16)
плотные типов:

 

50-60

 

30-46

 

4-10

 

2,5-5,0 (19)

А щебеночные
Б щебеночные 40-50 38-54 6-12 2,5-5,0 (19)
В щебеночные 30-40 46-62 8-14 2,5-5,0 (22)
Г песчаные - 64-92 8-16 2,5-5,0 (22)
Д песчаные - 64-90 10-16 2,5-5,0 (22)
Пористые 40-60 32-60 0-8 5,0-10,0 (23)
Высокопористые щебеночные 40-60 32-56 4-8 10,0-18,0 (24)
Высокопористые песчаные - 80-96 4-10 10,0-18,0 (28)
Холодные типов:

 

Бх щебеночные и гравийные 40-50 38-52 8- 12 2,5-5,0 (18)
Вх щебеночные и гравийные 30-40 43-58 12-17 2,5-5,0 (20)
Гх песчаные - 60-88 12-20 2,5-5,0 (21)
Дх песчаные - 60-88 12-20 2,5-5,0 (21)

18.4. Обеспечение требований к физико-механическим свойствам асфальтобетона

Прочность и устойчивость асфальтобетона в покрытии. Основными физико-механическими свойствами асфальтобетона в слоях дорожной одежды являются:

прочность асфальтобетона при различных температурах, характеризующая сопротивление сжимающим силовым воздействиям при различных температурах;

водостойкость, характеризующая потерю прочности асфальтобетона при водонасыщении;

водонасыщение, характеризующее остаточную пористость материала;

сдвигоустойчивость, характеризующая способность сопротивляться касательным напряжениям;

трещиностойкость, характеризующая сопротивление растягивающим силовым воздействиям при низких температурах.

Для реализации этих свойств асфальтобетона ГОСТ 9128-97 с изменением № 2 от 11.06.2002 г. предусматривает показатели для асфальтобетонов, приведенные в табл. 18.7.

Показатели физико-механических свойств пористых и высокопористых асфальтобетонов из горячих смесей должны соответствовать требованиям табл. 6 ГОСТ 9128-97, а показатели физико-механических свойств асфальтобетонов из холодных смесей - требованиям табл. 7 ГОСТ 9128-97.

Однородность горячих смесей оценивается коэффициентом вариации предела прочности при сжатии при температуре 50°С, а холодных смесей - коэффициентом вариации водонасыщения, которые должны соответствовать требованиям табл. 9 ГОСТ 9128-97. Методы определения показателей свойств асфальтобетона изложены в ГОСТ 12801-98.

Выбор конструкции дорожной одежды с учетом сдвигоустойчивости и трещиностойкости. Представленные в табл. 18.2 расчётные толщины слоев дорожной одежды зависят от климатических условий зоны строительства и интенсивности расчетных транспортных нагрузок (количество расчетных автомобилей категории А в сутки на полосу движения).

Толщины слоев асфальтобетонного покрытия меняются мало:

у двухслойного покрытия на двухслойном основании - верхний слой в пределах от 3,5-4 см до 4-5 см, нижний слой в пределах 5-6 см;

у двухслойного покрытия на однослойном основании - верхний слой в пределах от 3,5-4 см до 4-5 см, нижний слой в пределах 4-6 (5) см до 8 см;

у однослойного покрытия на двухслойном основании - слой покрытия не меняется - 5 см.

Толщины слоев основания изменяются в широких пределах, так как применяемые в слоях основания различные материалы имеют очень разные модули упругости, а также очень зависят от условий работы дорожной одежды (тип местности, тип увлажнения, толщина песчаного дополнительного слоя).

Решающими факторами выбора конструкции из нескольких равнопрочных является их стоимость в данном регионе, для которого конструкция дорожной одежды выбирается.

Таблица 18.7

Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов

Показатели свойств асфальтобетонов

Значения для асфальтобетонов марки

I

II

III

для дорожно-климатических зон

I II-III IV-V I II-III IV-V I II-III IV-V
Предел прочности при сжатии при температуре 50°С, МПа, не менее, для асфальтобетонов типов:                  
высокоплотных 1,0 1,1 1,2 - - - - - -
плотных:                  
А 0,9 1,0 1,1 0,8 0,9 1,0 - - -
Б 1,0 1,2 1,3 0,9 1,0 1,2 0,8 0,9 1,1
В - - - 1,1 1,2 1,3 1,0 1,1 1,2
Г 1,1 1,3 1,6 1,0 1,2 1,4 0,9 1,0 1,1
Д - - - 1,1 1,3 1,5 1,0 1,1 1,2

Предел прочности при сжатии при температуре 20°С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не менее

                 
2,5 2,5 2,5 2,2 2,2 2,2 2,0 2,0 2,0

Предел прочности при сжатии при температуре 0°С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не более

                 
9,0 11,0 13,0 10,0 12,0 13,0 10,0 12,0 13,0
Водостойкость не менее:                  
плотных асфальтобетонов (после вакуума) 0,95 0,9 0,85 0,9 0,85 0,8 0,85 0,75 0,7
высокоплотных асфальтобетонов (после вакуума) 0,95 0,95 0,9 - - - - - -
плотных асфальтобетонов при длительном водонасыщении 0,95 0,85 0,75 0,85 0,75 0,7 0,75 0,65 0,6
высокоплотных асфальтобетонов при длительном водонасыщении 0,95 0,90 0,85 - - - - - -
Водонасыщение для асфальтобетонов (образцов из смеси / вырубок и кернов), не более:

 

высокоплотных

 

1,0-2,5/3,0

 

плотных типов

 

А

 

2,0-5,0/5,0

 

Б, В и Г

 

1,5-4,0/4,5

Д

1,0-4,0/4,0

Сдвигоустойчивость по:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коэффициенту внутреннего трения, не менее, для асфальтобетонов типов:
высокоплотных 0,86 0,87 0,89 0,86 0,87 0,89 - - -
плотных:                  
А 0,86 0,87 0,89 0,86 0,87 0,89 - - -
Б 0,80 0,81 0,83 0,80 0,81 0,83 0,79 0,80 0,81
В - - - 0,74 0,76 0,78 0,73 0,75 0,77
Г 0,78 0,80 0,82 0,78 0,80 0,82 0,76 0,78 0,80
Д - - - 0,64 0,65 0,70 0,62 0,64 0,66
сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, МПа, не менее, для

 

   

 

 

 

 

 

 

асфальтобетонов типов:    
высокоплотных 0,25 0,27 0,30 - - - - - -
плотных:                  
А 0,23 0,25 0,26 0,22 0,24 0,25 - - -
Б 0,32 0,37 0,38 0,31 0,35 0,36 0,29 0,34 0,36
В - - - 0,37 0,42 0,44 0,36 0,40 0,42
Г 0,34 0,37 0,38 0,33 0,36 0,37 0,32 0,35 0,36
Д - - - 0,47 0,54 0,55 0,45 0,48 0,50
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин для асфальтобетонов всех типов, МПа:                  
не менее 3,0 3,5 4,0 2,5 3,0 3,5 2,0 2,5 3,0
не более 5,5 6,0 6,5 6,0 6,5 7,0 6,6 7,0 7,5

Примечание. При использовании полимерно-битумных вяжущих допускается снижать нормы к сцеплению при сдвиге и пределу прочности на растяжение при расколе на 20 %.

Дополнительными, очень важными с точки зрения обеспечения прочности и надежности дорожной одежды факторами, определяющими выбор материалов и толщин слоев дорожной одежды, являются: сдвигоустойчивость асфальтобетона и других материалов с использованием органических вяжущих в слоях дорожной одежды; трещиностойкость слоев покрытия и основания.

Основное влияние на сдвигоустойчивость и трещиностойкость дорожной одежды и ее слоев оказывают климатические условия ее работы. Данные по климатическим условиям и ожидаемым температурам асфальтобетонного покрытия для ряда городов Российской Федерации (по СНиП 23-01-99), входящих территориально в различные дорожно-климатические зоны (ДКЗ) по СНиП 2.05.02-85, приведены в табл. 18.8, из которых видно, что температуры воздуха (наиболее холодной пятидневки и абсолютной) для этих городов зависят, главным образом, от расположения в приморском, континентальном или резкоконтинентальном регионах.

Таблица 18.8

Дорожно-
климатичес-
кие зоны по СНиП 2.05.02-85

Города, вхо-
дящие в зоны (примеры)

Климатические условия по СНиП 23-01-99

Ожидаемые температуры асфальтобетонного покрытия, °С

температура воздуха наиболее холодной пятидневки, °C обеспеченностью 0,98

температура воздуха теплого периода, °С, обеспеченностью 0,98

абсолютная температу-
ра воздуха, °С

мини-
мальные

макси-
мальные

диапа-
зон ра-
бочих темпе-
ратур

минималь- ная максималь- ная
I Мурманск Салехард Якутск -29 -43 -57 15,8 16,3 22,8 -39 -54 -64 33 31 38 -34 -48 -60 35 36 47 69 84 107
II Архангельск Москва Тюмень -34 -30 -42 19,6 22,6 21,6 -45 -42 -50 34 37 38 -36 -34 -46 36 37 48 72 71 94
III Казань Омск Новосибирск -36 -39 -42 23,5 23,3 22 -47 -49 -50 38 40 38 -38 -44 -46 48 50 50 86 94 96
IV Саратов Оренбург -30 -34 25,1 26,1 -37 -43 41 42 -34 -38 38 60 72 98
V Астрахань Элиста -24 -25 28,4 32 -33 -34 40 43 -34 -34 50 64 84 98

Можно выделить регионы.

По температурам воздуха для холодного периода (воздуха наиболее холодной пятидневки, воздуха абсолютной оптимальной):

регионы с малой низкотемпературной нагрузкой (Мурманск, Архангельск, Москва, Казань, Саратов, Оренбург, Астрахань, Элиста) - ожидаемая критическая температура покрытия равна минус (34...39) °С;

регионы со средней низкотемпературной нагрузкой (Салехард, Тюмень, Омск, Новосибирск) - ожидаемая критическая температура покрытия равна минус (44...48) °С;

регионы с большой низкотемпературной нагрузкой (Якутск) - ожидаемая критическая температура покрытия равна минус (60...62) °С.

По температурам воздуха для теплого периода (воздуха теплого периода, воздуха абсолютная максимальная, суточная амплитуда наиболее теплого периода):

регионы с малой высокотемпературной нагрузкой (Мурманск, Салехард, Архангельск, Москва, Саратов) - ожидаемая критическая температура покрытия равна плюс (35...38) °С;

регионы со средней высокотемпературной нагрузкой (Якутск, Тюмень, Казань, Омск, Новосибирск, Астрахань) - ожидаемая критическая температура покрытия равна плюс (47...50) °С;

регионы с большой высокотемпературной нагрузкой (Оренбург, Элиста) - ожидаемая критическая температура покрытия равна плюс (60...64) °С

Основными факторами, влияющими на сдвигоустойчивость асфальтобетона в покрытии, являются: температура размягчения вяжущего при высоких температурах; содержание щебня в асфальтобетоне; содержания минерального порошка; устойчивость материалов слоев основания под действием многократно повторяющихся нагрузок и способность слоя основания снижать напряжение от этих нагрузок на нижележащие слои (плитный эффект).

Основными факторами, влияющими на трещиностойкость асфальтобетонного покрытия, являются: температура хрупкости вяжущего при низкой температуре; оптимальное содержание минерального порошка; расширение рабочего диапазона температур битума за счет его модификации при вводе полимеров или каучуков; трещиностойкость слоев основания.

Наиболее важные для обеспечения сдвигоустойчивости и трещиностойкости асфальтобетона нормативные и фактические показатели свойств нефтяных дорожных битумов и полимерно-битумных вяжущих приведены в табл. 18.9.

Фактические показатели температур размягчения вяжущих на 2-3°С выше указанных требований, а с учетом работы битумов в асфальтобетоне в очень тонких пленках, а также структурирующего влияния минерального порошка могут быть приняты выше на 5-6°С

Фактические показатели температур хрупкости вяжущих на минус 3-4°С выше указанных требований, а с учетом особенностей работы битумов в асфальтобетоне и влияния минерального порошка могут быть приняты выше на минус 6-8°С Сравнение показателей табл. 18.8 и 18.9 говорит, что обеспечение сдвигоустойчивости и трещиностойкости асфальтобетонов в диапазоне рабочих температур является сложной проблемой. В связи с этим было принято изменение № 2 к ГОСТ 9128-97 от 11.06.2002 г., включающее требования к сдвигоустойчивости и трещиностойкости (см. табл. 18.7). Следует отметить, что на показатель коэффициента внутреннего трения больше всего влияет содержание в асфальтобетоне щебня, а на показатели сцепления при сдвиге и предел прочности на растяжение - свойства битума и оптимальное содержание минерального порошка. Как указано выше, значительное влияние на сдвигоустойчивость и трещиностойкость асфальтобетонного покрытия оказывает тип материала основания.

Таблица 18.9

Показатели свойств вяжущих

Класс вяжущего

Значения показателей для вяжущих марок

200/300 130/200 90/130 60/90 40/60
Нормативная температура размягчения по кольцу и шару (КиШ), °C не ниже ПБВ БНД БН 47/45 35 30 49/47 40 38 51/49 43 41 54/51 47 45 56/54 51 -
Нормативная температура хрупкости, °С, не выше ПБВ БНД БН -35/40 -20 -14 -30/35 -18 -12 -25/30 -17 -10 -20/25 -15 -6 -15/20 -12 -
Фактическая температура размягчения вяжущего в асфальтобетоне, °С ПБВ БНД БН 53/51 41 36 55/53 46 44 57/55 49 47 60/57 53 51 62/60 57 57
Фактическая температура хрупкости вяжущего в асфальтобетоне, °С ПБВ БНД БН -43/48 -28 -22 -38/43 -26 -22 -33/38 -25 -18 -28/33 -23 -14 -23/28 -20 -10
Максимальный обеспечиваемый диапазон рабочих температур, °С ПБВ БНД БН 96/99 69 58 93/96 72 64 90/93 74 65 88/90 76 65 85/88 77 67

Наилучшей работоспособностью обладают дорожные одежды с двухслойным асфальтобетонным покрытием и двухслойным основанием, в верхнем слое которого используются щебеночный асфальтобетон или щебеночные материалы, обработанные битумом или битумной эмульсией. Более склонны к прогибу и передаче напряжений на нижние слои основания из гравийного асфальтобетона и гравийных материалов, обработанных битумом или битумной эмульсией.

В нижнем слое двухслойного и однослойного основания используют: щебеночные, гравийные материалы и грунты, укрепленные минеральными вяжущими различной прочности; цементобетон различной прочности; щебень, уложенный по способу заклинки; подобранный щебеночный и гравийный материал.

Работоспособностью, с точки зрения уменьшения прогиба под действием колесной нагрузки (плитным эффектом), обладают нижние слои двухслойного и однослойного основания из щебеночных, гравийных материалов, укрепленных 5-7 % цемента, грунтов, укрепленных минеральными вяжущими I класса прочности, из тощего цементобетона марки 75, 100 и 125 (позиции 1-5, 16 разд. 18.2).

Меньшим плитным эффектом обладают слои из гравийных материалов, обработанных 4-5 % цемента, грунтов, укрепленных минеральными вяжущими, II класса прочности, а также щебеночные слои, выполненные по способу заклинки (позиции 6-10, 17 разд. 18.2).

Наихудшим плитным эффектом обладают слои из песков и золошлаков, укрепленных 5-6 % цемента, грунтов, укрепленных минеральными вяжущими, III класса прочности, а также подобранного щебеночного и гравийного материала (позиции 11-15, 18, 19 разд. 18.2).

Слои основания из щебеночных, гравийных материалов, укрепленных 5-7 % цемента, а еще более из цементобетона склонны к растрескиванию и образованию поперечных неорганизованных (хаотичных) трещин, особенно в период набора прочности (в течение 1-2 суток после укладки) и главным образом при большой амплитуде перепада температур воздуха (более 12°C) в этот период, что характерно для регионов с континентальным и резко континентальным климатом (Якутск, Оренбург, Элиста, а также Тюмень, Новосибирск, Саратов). На покрытиях, уложенных на такие основания, неизбежно возникают отраженные трещины, копирующие трещины в основаниях. Наилучшими показателями трещиностойкости обладают покрытия на щебеночных основаниях, выполненных по способу заклинки.

Для повышения трещиностойкости асфальтобетонного покрытия на основаниях из щебня, укрепленного цементом, и цементобетона, то есть для препятствия появлению отраженных трещин используют трещинопрерывающие прослойки между нижним и верхним слоем основания и армирующие прослойки между слоями асфальтобетонного покрытия. В качестве трещинопрерывающих прослоек используются геотекстильный материал, приклеиваемый к нижнему слою основания менее вязким битумом и более вязким битумом к верхнему слою основания.

В качестве армирующих прослоек используются геосетки, приклеиваемые вязким битумом к нижнему и верхнему слоям асфальтобетонного покрытия.

При ремонте и реконструкции автомобильных дорог, в покрытии которых проявились отраженные трещины, перед укладкой дополнительных слоев покрытия над трещиной укладывается трещинопрерывающая прослойка из геотекстиля.

Составы асфальтобетонных смесей, применяемые в различных эксплуатационных условиях. Проектируя состав асфальтобетонных смесей, необходимо прежде всего учитывать ожидаемую интенсивность и состав движения, также климатические условия района проложения дороги. При этом руководствуются следующими принципиальными положениями:

чем больше в смеси щебня, тем больше сдвигоустойчивость асфальтобетона. В южных районах России и районах с резко континентальным климатом при любой интенсивности движения, а в средней полосе России и в районах с континентальным климатом при тяжелом и интенсивном движении предпочтение следует отдавать применению смесей с высоким содержанием щебня;

чем меньше вязкость битума, тем больше трещиностойкость асфальтобетона, поэтому на Севере и в районах с резко континентальным и континентальным климатом предпочтительнее применение битумов пониженной вязкости, а на юге - более вязких.

Наиболее эффективным и доступным средством регулирования плотности и прочности асфальтобетона является изменение содержания в нем минерального порошка в пределах, предусмотренных ГОСТ 9128-97.

Оптимальное количество битума в асфальтобетонной смеси определяют на основе испытаний пробных составов смесей с различным количеством битума и выбора такого его содержания, при котором обеспечивается наибольшая прочность асфальтобетона и остаточная пористость, нормированная стандартом.

Проектирование состава асфальтобетона состоит из двух этапов.

1 этап: назначение типа смеси из числа нормированных в ГОСТ 9128-97 (см. табл. 18.1);

выбор марки битума нормированного в ГОСТ 9128-97 (см. табл. 18.3) с учетом данных ГОСТ 22245-90 (см. табл. 18.9) и климатических условий региона применения асфальтобетона по СНиП 2.05.02-85 и СНиП 23-01-99 (см. табл. 18.8);

выбор содержания минеральных материалов по ГОСТ 9128-97 (см. табл. 18.6) с проверкой расчетом соответствия зернового состава смеси выбранного типа требованиям данного стандарта; предварительный выбор содержания битума в смеси по таблице приложения Г ГОСТ 9128-97;

2 этап: проверка правильности выбора содержания битума производится на основе приготовления и испытаний 3-5 составов смесей по 24 образца в каждой (3 образца для определения каждого показателя табл. 18.7, нормируемых ГОСТ 9128-97). Испытания проводятся по ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний».










Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.