Строительство покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Горячие щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (ЩМАС) в мировой практике дорожного строительства нашли широкое применение для строительства верхних (замыкающих) слоев покрытия и имеют обозначение SMA. Для условий России горячие щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси проектируются по ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия».

Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов (ЩМА) должны соответствовать указанным в табл. 1 ГОСТ 31015-2002 и приведенным в табл. 19.3.

Таблица 19.3

Вид смесей и асфаль-
тобетонов

Размер зерен, мм, мельче

20 15 10 5 2,5 1,25 0,63 0,315 0,16 0,071
ЩМА-10 ЩМА-15 ЩМА-20 - - 100-90 - 100-90 70-50 100-90 60-40 42-25 40-30 35-25 30-20 29-19 28-18 25-15 26-16 25-15 24-13 22-13 22-12 21-11 20-11 20-10 19-9 17-10 16-9 15-8 15-10 14-9 13-8

Для ЩМА применяется щебень по ГОСТ 8267-93 и щебень из металлургических шлаков по ГОСТ 3344-83. По форме зерен щебень должен соответствовать первой группе. Содержание зерен пластинчатой и игловатой форм не более 15 % по массе. Марка по дробимости щебня из изверженных и метаморфических горных пород должна быть не ниже 1200, а из осадочных горных пород, гравия и металлургических шлаков - не ниже 1000; марка по морозостойкости - не ниже F50; марка по истираемости - И-1.

Песок из отсевов дробления горных пород, применяемый для ЩМА, должен соответствовать ГОСТ 8736-93 по марке прочности не ниже 1000; содержание глинистых частиц должно быть не более 0,5 %.

Минеральный порошок для ЩМА должен удовлетворять требованиям ГОСТ Р 52129-2003. Для приготовления ЩМА смесей используют битумы нефтяные дорожные вязкие по ГОСТ 22245-90, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) по ГОСТ Р 52056-2003. В качестве стабилизирующей добавки, уменьшающей стекание вяжущего, применяют однородное короткофиберное целлюлозное волокно, в составе которого не менее 80 % фибр длиной 0,1-2,0 мм. Волокнистая добавка должна быть устойчивой к нагреву до температуры 220°С и иметь влажность не более 8 % по массе. Рекомендуются добавки VIATOP, ТЕСНNOCEL 1004, TOPCEL и другие.

Показатели физико-механических свойств ЩМА должны отвечать требованиям ГОСТ 31015-2002, приведенным в табл. 19.4. При подборе состава ЩМА, приготовлении смеси и устройстве верхних слоев покрытия необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по устройству верхних слоев дорожных покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) / Союздорнии. - М., 2002.

 

Таблица 19.4

Показатели

Значения показателей для дорожно-климатических зон

I II, III IV, V
Пористость минеральной части, % От 15 до 19 От 15 до 19 От 15 до 19
Остаточная пористость, % От 1,5 до 4,0 От 1,5 до 4,0 От 2,0 до 4,5
Водонасыщение, % по объему:      
образцов, отформованных из смесей От 1,0 до 3,5 От 1,0 до 4,0 От 1,5 до 4,0
вырубок и кернов готового покрытия, не более 3,0 3,5 4,0
Предел прочности при сжатии, МПа, не менее:      
при температуре 20°С 2,0 2,2 2,5
при температуре 50°С 0,60 0,65 0,70
Сдвигоустойчивость:      
коэффициент внутреннего трения, не менее 0,92 0,93 0,94
сцепление при сдвиге при температуре 50°С, МПа, не менее 0,16 0,18 0,20
Трещиностойкость - предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С, МПа:      
не менее 2,0 2,5 3,0
не более 5,5 6,0 6,5
Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее 0,90 0,85 0,75

Примечания:

1. Для ЩМА-10 допускается снижать нормы коэффициента внутреннего трения на 0,01 по абсолютной величине.

2. При использовании полимерно-битумных вяжущих допускается снижать нормы сцепления при сдвиге и предела прочности на растяжение при расколе на 20 %.

3. При использовании смесей для покрытий аэродромов в местах стоянок воздушных судов нормы прочности при сжатии и сцепления при сдвиге следует увеличивать на 25 %

В расчётах потребности материалов для приготовления щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси рекомендуется руководствоваться приложением Б ГОСТ 31015-2002 и приведенными в табл. 19.5 данными.

Приготавливают щебеночно-мастичные смеси (ЩМАС) в стандартных асфальтосмесительных установках, оборудованных смесителями принудительного перемешивания, то есть лопастными мешалками. Температура смесей при выпуске из смесителя должна соответствовать требованиям, указанным в табл. 19.6.

Таблица 19.5

Материал

Потребность в материале, % по массе

ЩМА-10 ЩМА-15 ЩМА-20
Щебень фракционный, мм 15-20 10-15 5-10 - - 60-70 - 40-60 15-25 30-50 20-30 10-15
Песок из отсевов дробления 10-30 5-20 5-15
Минеральный порошок 10-20 10-20 10-20
Битум или ПБВ 6,5-7,5 6,0-7,0 5,5-6,0
Стабилизирующая добавка 0,2-0,5 0,2-0,5 0,2-0,5

Таблица 19.6

Вид смеси

Температура смеси при выпуске, °С

Марка вяжущего по глубине проникания иглы, 0.1 мм, при температуре 25°С

от 40-60 61-90 91-130 131-200
ЩМА-10; ЩMA-15; ЩМА-20 160-175 155-170 150-165 140-160

Волокнистую стабилизирующую добавку вводят перед или одновременно с минеральным порошком.

Время хранения ЩМАС в накопительном бункере не боле 0,5 часа.

Транспортирование ЩМАС осуществляют в автомобилях-самосвалах, оборудованных обогревом кузова и утепленным тентом.

Подготовка к укладке не отличается от приведенной в разд. 18.5.

Ход трамбующего бруса асфальтоукладчика в пределах 4-6 мм, частота ударов трамбующего бруса около 1000 уд./мин. Частота вибрации виброплиты около 40 Гц.

Слой покрытия из ЩМАС устраивают в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С. Рекомендуемые температуры ЩМА смесей на месте укладки, то есть перед выгрузкой в бункер асфальтоукладчика должны соответствовать данным табл. 19.7.

Таблица 19.7.

Вид смеси

Температура смеси, °С при выгрузке в бункер, не менее

Марка вяжущего по глубине проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25°С

40-60 61-90 91-130 131-200
ЩМА-10; ЩМА-15; ЩМА-20 150 145 140 135

Укладка ЩМА смесей в основном не отличается от приведенной в разд. 18.5. В случае вынужденной остановки асфальтоукладчика на 15-20 мин всю ЩМА смесь необходимо переместить в шнековую камеру и разложить. При устройстве «холодных» поперечных и продольных стыков необходимо обязательно осуществлять прогрев обрезанной кромки (поперечный и продольный). При работе одного асфальтоукладчика на укладке покрытия шире чем рабочий орган, (то есть в две полосы) следует уложить одну полосу на длину 50-100 м и вернуть асфальтоукладчик назад для укладки второй полосы. При этом в конце смены покрытие должно быть уложено на всю ширину.

Для уплотнения ЩМА смесей - наиболее пригодны тяжелые гладковальцовые статические катки массой 8-10 т. Количество проходов 4-6. Катки вибрационные гладковальцовые массой не более 11 т применяются на первых проходах (2-3) без вибрации, а затем с максимальной частотой и при минимальной амплитуде на последующих проходах (не более 3). Катки пневмошинные и комбинированные можно применять только на заключительной стадии уплотнения при хорошо разогретых шинах. Вальцы гладковальцовых катков в процессе укатки смачивают водой, мыльным раствором или водокеросиновой эмульсией. Скорость движения катков 5-6 км/ч. Катки должны как можно ближе подходить к асфальтоукладчику. Захватки уплотнения должны быть не длиннее 50 м.

Температура смеси в слое должна быть не ниже 100°С при уплотнении вибрационными катками и не ниже 80°С при уплотнении статическими катками.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 231.