Философия прав человека стала стержнем идеологии социальной работы, которая вбирает в себя совокупность идей, выражающих проект общественного устройства, основанного на равновесии групповых/ классовых интересов и снятии или предупреждении социального конфликта. Суть философии прав человека составляет утверждение о том, что каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага, которые в прошлом были доступны как привилегии и «свободы» лишь узким слоям европейского общества.
Концепция прав начинается с обоснования естественных прав индивидов (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье). С помощью государства, возникающего в результате общественного договора, естественные права становятся гражданскими правами. Формируется представление о гражданском обществе как сфере частных интересов, которое в первую очередь отождествляется с частной собственностью. Функция гражданского общества состоит в расширении сферы автономии, свободы человека: с помошью закона обеспечиваются и защищаются права граждан, формируется правопорядок, позволяющий достигать мира, согласия и благополучия.
Классические теории прав человека и общественного договора развивались и в русской философии, представители которой также были теоретиками либерализма: В.Н. Чичерин, B.C. Соловьев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, П.Б. Струве, Н.А. Бердяев и др.
Развитие социальной работы на Западе и в России показывает, что она формируется как неотъемлемый компонент системы защиты населения от возрастающих объективных рисков в условиях рыночного общества и состоит из ряда взаимосвязанных институтов — социального обеспечения, системы социального обслуживания, социальной помощи. Благодаря деятельности социальных работников данные системы приходят в движение.
Список вопросов по дисциплине "Философия социальной работы"
1. Роль философии в изучении теории и практики социальной работы
2. Понятие философии социальной работы
3. Роль философии в осмыслении теории и практики социальной работы
4. Мировоззрение как система взаимоотношений человека с миром
5. Сущность мировоззрения
6. Структура мировоззрения, его специализация и влияние на жизненные ориентиры и установки специалиста
7. Мировоззренческая культура социального работника
8. Мировоззренческие основания философии социальной работы
9. Философские ценности социальной работы
10. Место философии в решении методологических проблем теории и практики социальной работы
11. Универсальный характер философского знания
12. Философия как основа научного знания в области социальной работы
13. Методологические проблемы социальной работы
14. Понятие «социальная работа» как теоретический конструкт
15. Становление понятия «социальная работа»
16. Становление понятия «социальная работа» в России
17. Сходства и различия в подходах к социальной работе в России и на Западе
18. Историческая динамика когнитивно-духовных помогающих практик
19. Проблемы идентичности социальной работы
20. Концептуальное поле социальной работы
21. Категории социального обеспечения
22. Классификация категорий социальной работы
23. Проблемы специфики терминологии социальной работы
24. Факторы формирования предметного языка социальной работы
25. Социально-исторические аспекты формирования предметного языка социальной работы
26. Национальные особенности формирования предметного языка социальной работы
27. Социально-когнитивные основы формирования предметного языка социальной работы
28. Герменевтика и феноменология в философии социальной работы
29. Герменевтика и феноменология как инструменты познания
30. Философские концепции герменевтики в XIX—XX вв.
31. Герменевтика как метод практики социальной работы
32. Герменевтика и биографический метод в социальной работе
33. Феноменология в теории социальной работы
34. Феноменологическая редукция в теории социальной работы
35. Философские начала осмысления жизненного мира в терминах «добродетели», «блага», «справедливости»
36. Концепты «благо», «добродетель», «справедливость» в дискурсе античной философии
37. Концепты «благо» и «добродетель» в средневековой философии
38. Переориентация сознания в философии Возрождения
39. Трансформация концептов в период Реформации и Просвещения
40. Философия помощи как отражение ценностных оснований социальной работы
41. Социокультурное измерение помощи
42. Влияние мировых религий на ценностные основания помощи и взаимопомощи
43. Христианское понимание благотворительности как богоугодного дела
44. Ценностные трансформации концепта помощи
45. Влияние социальных теорий на ценностные ориентиры социальной помощи
46. Социокультурный дискурс отечественной доктрины помощи
47. Идеология государственной помощи
48. Философия социальной политики
49. Античные проекты справедливого общественного устройства
50. Великие социальные утопии Возрождения
51. Истоки идей социальной политики государства всеобщего благосостояния
52. Модели бедности в дискурсе общественных теорий
53. Нравственно-гуманистическая сущность социальной работы
54. Гуманизм как форма жизненной практики и как система мышления
55. Человек как предмет осмысления в философии социальной работы
56. Гуманистический подход к пониманию человека в социальной работе
57. Социальная работа как практическая реализация
Список вопросов по дисциплине "Философия социальной работы"
1. Роль философии в изучении теории и практики социальной работы
2. Понятие философии социальной работы
3. Роль философии в осмыслении теории и практики социальной работы
4. Мировоззрение как система взаимоотношений человека с миром
5. Сущность мировоззрения
6. Структура мировоззрения, его специализация и влияние на жизненные ориентиры и установки специалиста
7. Мировоззренческая культура социального работника
8. Мировоззренческие основания философии социальной работы
9. Философские ценности социальной работы
10. Место философии в решении методологических проблем теории и практики социальной работы
11. Универсальный характер философского знания
12. Философия как основа научного знания в области социальной работы
13. Методологические проблемы социальной работы
14. Понятие «социальная работа» как теоретический конструкт
15. Становление понятия «социальная работа»
16. Становление понятия «социальная работа» в России
17. Сходства и различия в подходах к социальной работе в России и на Западе
18. Историческая динамика когнитивно-духовных помогающих практик
19. Проблемы идентичности социальной работы
20. Концептуальное поле социальной работы
21. Категории социального обеспечения
22. Классификация категорий социальной работы
23. Проблемы специфики терминологии социальной работы
24. Факторы формирования предметного языка социальной работы
25. Социально-исторические аспекты формирования предметного языка социальной работы
26. Национальные особенности формирования предметного языка социальной работы
27. Социально-когнитивные основы формирования предметного языка социальной работы
28. Герменевтика и феноменология в философии социальной работы
29. Герменевтика и феноменология как инструменты познания
30. Философские концепции герменевтики в XIX—XX вв.
31. Герменевтика как метод практики социальной работы
32. Герменевтика и биографический метод в социальной работе
33. Феноменология в теории социальной работы
34. Феноменологическая редукция в теории социальной работы
35. Философские начала осмысления жизненного мира в терминах «добродетели», «блага», «справедливости»
36. Концепты «благо», «добродетель», «справедливость» в дискурсе античной философии
37. Концепты «благо» и «добродетель» в средневековой философии
38. Переориентация сознания в философии Возрождения
39. Трансформация концептов в период Реформации и Просвещения
40. Философия помощи как отражение ценностных оснований социальной работы
41. Социокультурное измерение помощи
42. Влияние мировых религий на ценностные основания помощи и взаимопомощи
43. Христианское понимание благотворительности как богоугодного дела
44. Ценностные трансформации концепта помощи
45. Влияние социальных теорий на ценностные ориентиры социальной помощи
46. Социокультурный дискурс отечественной доктрины помощи
47. Идеология государственной помощи
48. Философия социальной политики
49. Античные проекты справедливого общественного устройства
50. Великие социальные утопии Возрождения
51. Истоки идей социальной политики государства всеобщего благосостояния
52. Модели бедности в дискурсе общественных теорий
53. Нравственно-гуманистическая сущность социальной работы
54. Гуманизм как форма жизненной практики и как система мышления
55. Человек как предмет осмысления в философии социальной работы
56. Гуманистический подход к пониманию человека в социальной работе
57. Социальная работа как практическая реализация
Дата: 2019-02-02, просмотров: 331.