Человек как предмет осмысления в философии социальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная работа в процессе своего становления формирует опреде­ленные знания о человеке, его проблемах, основываясь на научных знаниях и практическом опыте. Особенность осмысления проблемы человека в философии социальной работы заключается в следующем:

■ человек осмысливается целостно как биопсихосоциальное суще­ство;

■ осмысление выстраивается на дихотомическом единстве «человск-нуждающийся» <-> «человск-помогающий».

«Человек-нуждающийся» - субъект, который не может самостоятельно решить жизненные проблемы, найти способ изменить ситуацию. Такой человек в социальной работе определяется как клиент.

Все техники поддержки и методы помощи в социальной работе вы­страиваются исходя из концепта «человек-нуждающийся». Его суще­ствование предполагает наличие другого субъекта — «человека-помо- гающего», чьи действия направлены на разрешение трудной жизненной ситуации клиента.

Все воззрения на природу человека можно расположить в пределах континуума, где полюсами выступают нижеследующие суждения.

1. Природа человека задана априорно, она неизменна в ходе истории (сюда относятся все религиозные воззрения, социал-дарвинистские абсолютизации животного начала в человеке, бихеви­ористские представления о человеке как о существе, подчинен­ном лишь схеме «стимул — реакция»).

2. Природа человека изменяется в ходе истории. В основе этой идеи лежат представления об эволюционном и революционном ха­рактере развития культуры, общественном прогрессе (К. Маркс).

Человек, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою. Измене­ние человека — расширение и возвышение его потребностей в ходе истории.

3. Необходимость гармоничного симбиоза в человеке биологического и социально-культурного начал. Здесь неявно лежит представле­ние о принципиальной непознаваемости всей природы челове­ка, подчеркивается его духовная сущность, заданная извне, т.е. ее истоки лежат за пределами мозга человека.

Вопрос о сущности, главном качестве человека, также пока не на­шел в философии своего адекватного решения.

 

 

Гуманистический подход к пониманию человека в социальной работе

     Гуманистический подход к человеку в социальной работе предпо­лагает веру в созидательный потенциал человека, его способности к преодолению препятствий и к социальной адаптации в самых слож­ных условиях жизни. Эта вера основана на знании закономерностей развития и функционирования человека как индивида, личности, субъекта деятельности. К числу указанных закономерностей можно отнести следующие:

■ развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми;

■ движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными воз­можностями их удовлетворения;

■ стабильные периоды развития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности;

■ наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают: социальная поддержка, референтная груп­па и динамика потребностей личности;

■ на каждом этапе социального развития человек обладает особой чувствительностью — сензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию определенных психических и личностных новообразований.

На указанной основе выстраиваются и стратегии действий челове­ка уже как субъекта социальной работы. Обычно внимание акцентиру­ется на партнерских отношениях клиента и социального работника, а в качестве приоритетной стратегии рассматривается самопомощь нуждающихся, их активная роль в решении своих проблем.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 492.