Социальная работа в процессе своего становления формирует определенные знания о человеке, его проблемах, основываясь на научных знаниях и практическом опыте. Особенность осмысления проблемы человека в философии социальной работы заключается в следующем:
■ человек осмысливается целостно как биопсихосоциальное существо;
■ осмысление выстраивается на дихотомическом единстве «человск-нуждающийся» <-> «человск-помогающий».
«Человек-нуждающийся» - субъект, который не может самостоятельно решить жизненные проблемы, найти способ изменить ситуацию. Такой человек в социальной работе определяется как клиент.
Все техники поддержки и методы помощи в социальной работе выстраиваются исходя из концепта «человек-нуждающийся». Его существование предполагает наличие другого субъекта — «человека-помо- гающего», чьи действия направлены на разрешение трудной жизненной ситуации клиента.
Все воззрения на природу человека можно расположить в пределах континуума, где полюсами выступают нижеследующие суждения.
1. Природа человека задана априорно, она неизменна в ходе истории (сюда относятся все религиозные воззрения, социал-дарвинистские абсолютизации животного начала в человеке, бихевиористские представления о человеке как о существе, подчиненном лишь схеме «стимул — реакция»).
2. Природа человека изменяется в ходе истории. В основе этой идеи лежат представления об эволюционном и революционном характере развития культуры, общественном прогрессе (К. Маркс).
Человек, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою. Изменение человека — расширение и возвышение его потребностей в ходе истории.
3. Необходимость гармоничного симбиоза в человеке биологического и социально-культурного начал. Здесь неявно лежит представление о принципиальной непознаваемости всей природы человека, подчеркивается его духовная сущность, заданная извне, т.е. ее истоки лежат за пределами мозга человека.
Вопрос о сущности, главном качестве человека, также пока не нашел в философии своего адекватного решения.
Гуманистический подход к пониманию человека в социальной работе
Гуманистический подход к человеку в социальной работе предполагает веру в созидательный потенциал человека, его способности к преодолению препятствий и к социальной адаптации в самых сложных условиях жизни. Эта вера основана на знании закономерностей развития и функционирования человека как индивида, личности, субъекта деятельности. К числу указанных закономерностей можно отнести следующие:
■ развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми;
■ движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения;
■ стабильные периоды развития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности;
■ наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают: социальная поддержка, референтная группа и динамика потребностей личности;
■ на каждом этапе социального развития человек обладает особой чувствительностью — сензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию определенных психических и личностных новообразований.
На указанной основе выстраиваются и стратегии действий человека уже как субъекта социальной работы. Обычно внимание акцентируется на партнерских отношениях клиента и социального работника, а в качестве приоритетной стратегии рассматривается самопомощь нуждающихся, их активная роль в решении своих проблем.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 492.