Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, мировоззренческий концепт профессиональной субкультуры, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.
Место философии в решении методологических проблем теории и практики социальной работы
Основными понятиями являются:
Методология социальной работы — система принципов и способов организации теории и практики социальной работы.
Теоретическое описание — способ языковой индивидуализации объектов, который позволяет осмысливать их внутри самих себя в качестве некоторых отдельных целостностей.
Эмпирическое описание — процедура фиксации средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, фиксируемых в наблюдении, эксперименте и измерении.
Эклектизм — соединение разнородных, внутренне несоединимых, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, научных элементов
Универсальный характер философского знания
Главная особенность философских знаний заключается в их универсальном, всеобщем характере.
Знания, получаемые философией, носят общий, универсальный характер. Из этого обстоятельства вытекает и та особенность философии как науки, о которой много говорилось в недавнем прошлом: она может выступать в форме методологии для частных наук. Некоторые мыслители считают, что частные науки получают информацию о окружающем мире, а философия – формулирует именно знание.
Многообразие философского знания и зависимость его содержания от человеческих потребностей обусловливают широкую полифункциональность философии.
Развитие социальной практики, которая по своей сути многогранна и интегративна, высвечивает новые грани философских проблем, поэтому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение тенденций функционирования системы социальной помощи. А раз так, то количество социальных переменных, влияющих на социальные процессы и самочувствие клиента, позволяет говорить лишь о вероятностных, интерпретативных, феноменологических моделях и результатах в деятельности объектов и субъектов социальных взаимодействий.
Философия как основа научного знания в области социальной работы
В курсе философии обосновывается, что метод в науке не может быть отделен от теории (так как метод в научном познании, приводящий к получению новых знаний, и есть в то же время теория). Этот факт важен в процессе усвоения различных теорий социальной работы (как уже отмечалось в других разделах, в практике социальной работы, развертываемой на основе той или иной теории социальной работы, например системной, динамической и т.п., используются и различные методы для решения проблем клиента: групповая терапия, кризисная терапия, ролевая игра и т.п.).
Важный момент курса философии - показ того, что формы познания выступают как бы логическим средством проявления и функционирования самого метода, это обусловлено тем, что как в освоении теории социальной работы, в ее использовании для исследования социальной действительности, так и в практике социальной работы необходимо знание анализа и синтеза, индукции и дедукции, гипотез и места интуиции в познании.
Принимая во внимание тот факт, что социальная работа существует в виде профессиональной и непрофессиональной деятельности, необходимо повысить значимость изучения такой философской проблемы, как эмпирический и теоретический, научный и обыденный уровни познания.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 332.