Философские ценности социальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, мировоз­зренческий концепт профессиональной субкультуры, где реа­лизуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нор­мы и практические принципы взаимодействия, этические пра­вила и профессиональные ценности.

 

 

Место философии в решении методологических проблем теории и практики социальной работы

Основными понятиями являются:

 Методология социальной работы — система принципов и способов организации теории и практики социальной работы.

Теоретическое описание — способ языковой индивидуализации объектов, который позволяет осмысливать их внутри самих себя в качестве некоторых отдельных целостностей.

Эмпирическое описание — процедура фиксации средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, фиксируемых в наблюдении, эксперименте и измерении.

Эклектизм — соединение разнородных, внутренне несоединимых, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, научных элементов

 

Универсальный характер философского знания

     Главная особенность философских знаний заключается в их универсальном, всеобщем характере.

Знания, получаемые философией, носят общий, универсальный характер. Из этого обстоятельства вытекает и та особенность философии как науки, о которой много говорилось в недавнем прошлом: она может выступать в форме методологии для частных наук. Некоторые мыслители считают, что частные науки получают информацию о окружающем мире, а философия – формулирует именно знание.

Многообразие философского знания и зависимость его содержания от человеческих потребностей обусловливают широкую полифункцио­нальность философии.

Развитие социальной практики, которая по своей сути многогран­на и интегративна, высвечивает новые грани философских проблем, поэтому закономерности социальной работы представляются как иде­ально усредненное отражение тенденций функционирования системы социальной помощи. А раз так, то количество социальных перемен­ных, влияющих на социальные процессы и самочувствие клиента, по­зволяет говорить лишь о вероятностных, интерпретативных, феноме­нологических моделях и результатах в деятельности объектов и субъектов социальных взаимодействий.

 

 

Философия как основа научного знания в области социальной работы

В курсе философии обосновывается, что метод в науке не может быть отделен от теории (так как метод в научном познании, приводящий к получению новых знаний, и есть в то же время теория). Этот факт важен в процессе усвоения различных теорий социальной работы (как уже отмечалось в других разделах, в практике социальной работы, развертываемой на основе той или иной теории социальной работы, например системной, динамической и т.п., используются и различные методы для решения проблем клиента: групповая терапия, кризисная терапия, ролевая игра и т.п.).

Важный момент курса философии - показ того, что формы познания выступают как бы логическим средством проявления и функционирования самого метода, это обусловлено тем, что как в освоении теории социальной работы, в ее использовании для исследования социальной действительности, так и в практике социальной работы необходимо знание анализа и синтеза, индукции и дедукции, гипотез и места интуиции в познании.

Принимая во внимание тот факт, что социальная работа существует в виде профессиональной и непрофессиональной деятельности, необходимо повысить значимость изучения такой философской проблемы, как эмпирический и теоретический, научный и обыденный уровни познания.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 332.