Теории выбора брачного партнера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существуют различные теории выбора брачного партнера.

Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и жен­щина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценнос­тью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими пер­востепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероис­поведание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания) (NyeL, BerardoE, 1973).

Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в пред­положении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных ха­рактеристик притягиваются противоположности (Winch R., 1954). Это

означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщи­на, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и пря­мой женщине (Крайг Г., 2002).

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сен-терсом (Centers R., 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни по­требности (например, половая и потребность в принадлежности) бо-J лее важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или допол** няют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на про­тяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общитель­ность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отноше­ния укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению ста­туса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партне­ров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изуча­ют взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак (Adams В. В., 1979).

Теория «стимул—ценность—роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:

1)  на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров проч-

ность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2)  брачный выбор включает в себя серию последовательных ста­
дий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлека­
тельность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (со­
ответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям)
(MursteinB., 1970).

В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре ста­дии:

1) установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, за­
висящий от социально-культурных факторов);

2) самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

3) формирование взаимной зависимости (на основе чувства необ­
ходимости друг другу);

4) реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии)

(Reissl. L., 1976).

Общим для перечисленных теорий является то, что все они базиру­ются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм вы­бора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая непод­ходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и жен­щин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.

Направление исследований мотивов выбора брачного партнера, названное «идентификация», имеет своим методологическим истоком психоанализ. Представители этого направления полагают, что при су­пружеском выборе идентификация ребенка с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на выработанном представ­лении о родителе противоположного пола как идеале супруга. По этой теории, удовлетворенность браком зависит от соответствия супруга образу родителя.

Представители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соот-ветствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.







Проблемы молодой семьи.

Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития се­мьи (Мацковский М. С, Харчев А. Г., 1978; Сысенко В. А., 1981; Де­ментьева И. Ф., 1991; Трапезникова Т. М., 1988; Ричардсон Р., 1994; Гребенников И. Ф., 1991 и др.). «Как и все живое, семья бывает наибо-. лее слабой в момент возникновения» (Юркевич Н. Г., 1971, с. 88). '

В отечественной психологии, как правило, используется периоди­зация развития семьи, предложенная В. А. Сысенко (1981, 1989). Со­гласно этой периодизации, термин «молодая семья» понимается до­вольно расширенно — «совсем молодые браки» — от 0 до 4 лет стажа и «молодые браки» от 5 до 9 лет. Таким образом, семья до и после рождения первенца оказывается на разных жизненных стадиях, несмотря на то что это изменение может произойти в течение года или менее с мо­мента заключения брака. По отзывам американских исследователей семьи, молодожены часто могут позволить себе очень многое, особен­но когда оба они работают: покупать автомобили, мебель, наслаждаться активным отдыхом. Переход к родительству резко меняет образ жиз­ни. (AldousJ., 1978).

О. А.Добрынина (1993), изучавшая семьи рабочих, утверждает, что самые напряженные периоды существования семьи отмечаются у су­пругов из группы «совсем молодых браков» (0—4 года) и «пожилых бра­ков» (свыше 20 лет стажа).

В молодых семьях отмечалась повышенная потребность в признании, во взаимопонимании, но эф­фективность психологической поддержки у молодых супругов самая низкая по сравнению с браками более старшего возраста.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ ПАРТНЕРА. В первые годы брака (в особенности если период предбрачного зна­комства был коротким) могут играть негативную роль последствия та­кого специфического для предбрачных отношений искажения воспри­ятия, как идеализация партнера. М. А. Абалакина (1987) считает, что существуют три точки зрения на проблему идеализации партнера:

1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетвореннос­ти партнером, собой, отношениями в целом.

2. Другую точку зрения на роль идеализации в предбрачных отношениях можно назвать конструктивной. Она заключается в том, что идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяя для него некоторую, условно говоря, «зону ближайшего развития» — кем он может стать.

3. Третья точка зрения — в рамках гуманистической психологии, наиболее четко изложена в работах А. Маслоу (1970, 1975). По его мнению, у самоактуализирующихся личностей, то есть лич­ностей, достигших самого высокого уровня развития — уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражены спон­танность и естественность. Идеализация не свойственна само­актуализирующимся личностям вовсе. Несомненно, что лично­стные характеристики опосредуют степень идеализации.

 

АДАПТАЦИЯ. Начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. По определению И. В. Гребенникова, адаптация — это приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья.

Адаптация осуществляется во всех сферах семейной жизни. Материально-бытовая адаптация за­ключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполне­нии домашних дел и в формировании удовлетворяющей их обоих мо­дели планирования и распределения семейного бюджета.

Нравственно-психологическая адаптация основывается на совмеще­нии мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентации, установок, а также личностных и характерных особенностей мужа и жены (максимально возможном для данной пары, но во всех случаях превышающем уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным).

Интимно-личностная адаптация заключается в достижении супру­гами сексуального соответствия, предполагающего их взаимное не только физическое, но и морально-функциональное удовлетворение интимными отношениями (Гребенников И. В., 1991).

Некоторые исследователи выделяют первичную и вторичную (не­гативную) адаптацию, соответственно, по первым двум стадиям жиз­ни семьи: по совсем молодому и просто молодому бракам (Кова­лев С. В., 1988).

Роли в семье. Подобная «подгонка» представлений, ликвидация возможного их конфликта совершается на стадии первичной ролевой адаптации. Важ­но подчеркнуть, что в этот процесс постепенно вовлекаются все более глубинные слои представлений. Первичная ролевая адаптация обяза­тельно включает согласование представлений о характере и распреде­лении семейных обязанностей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и парт­нерские.

Традиционные роли предполагают со стороны жены:

■ рождение и воспитание детей,

■ создание и поддержание дома,

■ обслуживание семьи,

■ преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,

■ приспособленность к зависимости,

■ терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

■ преданность матери своих детей,

■ экономическая безопасность и защита семьи,

 

• поддержание семейной власти и контроля,

• принятие основных решений,

• эмоциональная благодарность жене за принятие приспособлен­ности к зависимости,

■ обеспечение алиментов при разводе;

Товарищеские роли требуют от жены:

■ сохранения внешней привлекательности,

■ обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетво­рения мужа,

■ поддержания полезных для мужа социальных контактов,

■ живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

■ обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа:

■ восхищения женой,

■ рыцарского отношение к ней,

■ ответной романтической любви и нежности,

■ обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных кон­тактов,

■ проведения досуга с женой.

Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:

■ экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

■ общей ответственности за детей,

■ участия в домашней работе,

■ распределение правовой ответственности.

Но, помимо общего, от жены еще требуется:

■ готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги рав­ны),

■ равной ответственности за поддержание статуса семьи, в слу­чае развода и отсутствия детей — отказ от материальной по­мощи.

А от мужа:

■ принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участи­ем в принятии любых решений (цит. по: Ковалев С. В., 1988, с. 137).

Т. А. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в круп­ном городе на выборке из 300 пар (1983), сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой — семейным обязанностям. От его решения зависит стиль отношений в семье — традиционный или современный. Мужчины, по мнению Т. А. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. Совпадение мнений по этому вопро­су встречалось в 74% удачных браков и лишь в 19% неудачных.

По мнению Т. А. Гурко, важный фактор стабильности молодых се­мей — согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен на преимуществен­ное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раз­дельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга.

Не меньшее значение для стабильности брака имеет и согласован­ность так называемых межличностных ролей — своеобразной фикса­ции положения людей в системе групповых связей.

Как и социальные, межличностные роли могут входить в противо­речия и препятствовать семейной гармонии. Например, жена хочет быть главой семьи, но с этим не соглашается муж, считающий, что ей больше пристала роль домохозяйки.

Следовательно, в нормально адаптированной семье не только со­циальные, но и межличностные роли должны быть: а) «узаконены» членами семейного союза, б) одобряемы, поддерживаемы и дополня­емы (если муж — «домашний мудрец», то кто-либо из других членов семьи — «восторженный почитатель») (Ковалев С. В., 1988).

Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта:

1) аффективный (эмоциональная составляющая отношений);

2) когнитивный (степень их понимания);

3) поведенческий (непосредственно реализующееся в них поведе­ние).

Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семей­ной интеграции. Интеграция — это добровольное объединение, согла­сование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни.

МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ СЕМЬИ. Социально-функциональными механизмами интеграции семьи Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий( 1990) называют совокупность пси­хологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоот­ношения, ведущие к формированию и развитию просемейных моти­вов (то есть мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье, желание оставаться ее членом, стремление укреплять ее), кото­рые способствуют снятию отрицательных, фрустрирующих пережи­ваний — тревоги, стрессов, и разрешению внутренних и межличност­ных конфликтов.

Действие этих механизмов проявляется в том, как та или иная се­мья реагирует на трудности, фрустрации. Если в семье не действуют или нарушены эти механизмы, то трудности выступают как фактор, разрушающий семью, ослабляющий ее прочность.

При эффективном же действии описываемых социально-функцио­нальных механизмов те же трудности становятся источником дальней­шей интеграции семьи, еще большего ее сплочения. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий выделяют два механизма семейной интеграции: ме­ханизм «общности судьбы» и «эмоциональной идентификации с се­мьей».

Дата: 2018-12-28, просмотров: 612.