Модели гармоничного и дисгармоничного функционирования семьи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Жизненный цикл семьи.

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Обзор существующих периодизаций жизненного цикла семьи  позволяет заключить, что все они основаны на критерии изменения места детей в семей- ной структуре и реализации супругами воспитательной функции. Э.К. Васильева выделяет пять стадий жизненного цикла семьи, на каждой из которых решаются свои специфические задачи ее развития.

- Первая — возникновение семьи  до  рождения  первого  ребенка;  

- вторая  —  рождение  и  воспитание  детей —  завершается  началом  трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

- Третья  стадия  связана  с  окончанием  выполнения  семьей  воспитательной функции от начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка до момента, пока на попечении родителей не останется ни одного из детей.

- На четвертой стадии взрослые дети проживают вместе с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи.

- Наконец, на завершающей, пятой стадии супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.  

Рассмотрим жизненный цикл семьи, в основе которого лежит периодиза- ция, предложенная Б. Картер и М. Макголдрик [Carter, McGoldrick,  Жизненный цикл семьи включает шесть стадий. Переход семьи на качественно новую стадию своего развития определяется решением задач рождения и воспитания детей.

Стадия  1.  Добрачный  период  (молодой  взрослый  вне  брачного  союза), или «время  монады».

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

Задачи:

•эмоциональная дифференциация Я от семьи  родителей,  автономизация личности, приобретение независимости;

•развитие  интимности  межличностных  отношений  (по  Э.  Эриксону), способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера;

• становление Я личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.

Развитие и функционирование будущей семьи в значительной мере определяется успешностью  решения  указанных задач.  Если задачи  не решены, они откладываются и их решение переносится на последующие этапы развития семьи, что, несомненно, чревато низкой эффективностью функ- ционирования вновь созданной семьи.

Стадия     2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время  диады».

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

Задачи:

• выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;

• решение вопросов главенства и установление лидерства;

•распределение  ролей,  принятие  ответственности  супругов  за  их  вы- полнение;

•определение  финансово-экономического  статуса  семьи,  организация семейного  бюджета,  решение  территориальной  проблемы  семьи  (пробле- мы проживания);

• организация досуга;

•брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье;

•формирование  семейного  самосознания  «Мы»,  выработка  общей  по- зиции  в  отношении  будущего  семьи,  планирование  основных  жизненных целей;

•установление отношений с расширенной семьей (родителями и родст- венниками каждого из супругов).

От успешности решения задач  формирования  новой семейной  системы существенным образом зависят жизнестойкость семьи и ее будущее. На смену осознанию отношения «Я и Ты» приходит осознание нового качества отношений  —  «Мы».  Нередко браки распадаются, что свидетельствует как о сложности задач данной стадии жизненного цикла семьи, так и о недостаточной психологической  готовности  молодых  супругов  к  их  решению,  обусловленной  низкой эффективностью решения задач предшествующей стадии, в частности сохра- нением эмоциональной, поведенческой, ценностной зависимости от родите; лей, отсутствием  экономического  самостоятельности  молодой  семьи  и  т.д.

Брачная адаптация рассматривается как процесс постепенного приспо- собления супругов к совместной жизни на основе позитивных чувств сим- патии,  любви,  дружбы  и  уважения  друг  к  другу.  Брачная  адаптация включает:  1) адаптацию к новым брачно-семейным ролям и согласованной ролевой деятельности;  2) адаптацию к потребностям, жизненным ценнос- тям, интересам и стилю жизни супруга; 3) адаптацию к индивидуально-ти- пологическим особенностям, характеру и личностным качествам партнера;

4) адаптацию к профессиональной деятельности партнера;  5)  сексуальную адаптацию партнеров  [Сысенко,  1986].

Стадия  3. Семья с маленькими детьми  (до подросткового возраста).

Цель:  начало  реализации  функции  воспитания  детей,  расширение  се- мейной системы с включением в нее новых членов.

Задачи:

• изменение структурно-функционального  строения семьи с формиро- ванием супружеской и  родительско-детской  подсистем;

• формирование родительской позиции матери и отца;

•адаптация семейной системы к включению детей;

•выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;

•установление новых отношений с расширенной семьей с включением для прародителей ролей бабушек и дедушек.

Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно  уязвимой  и  неустойчивой  перед  воздействием  различных стрессоров. К. Витакер писал о том, что все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью,  родами и уходом за младенцем. Согласно С. Минухину, рождение ребенка влечет за собой сложную реорганизацию  семьи, связанную с появлением ее новой подструктуры, что подчас ставит под угрозу существование  самой  семьи.  Подчеркнем, что рождение детей приводит к необходимости коренным образом ревизовать и перестроить прежнюю семейную систему. Отношения между супругами реализуются теперь в двух планах: в плане собственно супружеских отношений — между мужем и женой — и в плане родительских отношений — между отцом и матерью, воспитывающими ребенка.

Рождение ребенка влечет за собой следующие важнейшие изменения в жизни семьи и личностном развитии каждого из супругов:

•развитие идентичности супругов на основе принятия ролей матери и отца;

•изменение  ролевой  структуры  семьи,  включая  перераспределение функций и появление новых родительских ролей;

•изменение ролевых отношений за пределами семьи — в сферах про- фессиональной, дружеских отношений и увлечений;

• изменение системы отношений в расширенной семье на основе приня- тия старшим поколением ролей бабушек и дедушек.

Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста.

Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла — совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы. Старшее поколение прародителей  сталкивается  с  необходимостью  прекращения  активной производственной и социальной деятельности и перестройки образа жизни в связи  с  возникновением  проблем  утраты  физических  сил  и  возможностей.

Среднее  поколение  супругов-родителей  вступает  в  кризис  середины  жизни, требующий переосмысления жизненного пути и подведения итогов. Наконец, младшее поколение  —  подростки  — заявляет права на признание их нового статуса  —  статуса  взрослого,  что  с  необходимостью  приводит  к перестройке системы родительско-детских  отношений.  Пересечение трех возрастных кризисов — пожилого возраста, середины жизни и подросткового, — переживаемых тремя поколениями расширенной семьи, каждый из которых характери- зуется  своими  уникальными  задачами  развития,  создает  особую уязвимость семейной системы на данной стадии жизненного цикла. Именно на этой стадии констатируются  максимальная тревожность членов  семьи, переживание чувства утраты безопасности, незащищенность.

Цель: развитие семейной системы с учетом растущей независимости де- тей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).

Задачи:

•пересмотр  системы  детско-родительских  отношений  в  направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходи- мой и возможной степени независимости и самостоятельности;

•забота о старшем поколении семьи (прародителях);

• изменение «весовой категории» поколений, принятие поколением су- пругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и изменение  характера  отношений  между  старшей  и  средней  генерацией: признание старшим поколением роли лидера за средним поколением;

•решение  задач  возрастного развития,  перефокусирование  личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личност- ного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.

Данная  стадия  жизненного  цикла семьи,  как уже  говорилось,  характеризуется  высокой  степенью  тревоги.  Специфическими  для  супружеских отношений  становятся  переживания  утраты любви,  разочарование,  «обесценивание»  партнера  и  снижение  чувства субъективной  удовлетворенности браком.  

Стадия  5.  Период  отделения  детей,  приобретающих  взрослый  статус (семья со взрослыми детьми).

На этой стадии жизненного цикла семьи существует значительное разнообразие форм отношений родителей со взрослыми детьми.  

•  Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.

Задачи:

•реконструкция семейной системы как диады;

• формирование новой системы отношений между родителями  и деть- ми по типу  «взрослый—взрослый»;

•включение  в  семейную  систему  новых  членов  (жены  сына  или  мужа дочери, внуков);

• освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;

• повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей.

Данная  стадия  жизненного  цикла  семьи  характеризуется  завершением выполнения воспитательной функции, отделением взрослых детей и необходимостью новой перестройки семейной системы, где на первый план вновь спустя много лет выступают собственно супружеские отношения.  Перед супругами, как и в начале жизненного цикла, возникает задача построения отношений в рамках диады. Доминирование родительского плана отношений на протяжении предшествующих стадий при отделении взрослых детей нередко приводит к возникновению чувства утраты смысла жизни, обесцениванию семьи  и  охлаждению  супружеских  отношений  (утрачена  общая цель — воспитание детей).. Рождение внуков в семье детей от- крывает  им  иные  ролевые  возможности  для  реализации  воспитательной функции, но теперь уже в качестве бабушки и дедушки.

Стадия  6.  Семья  после  отделения  детей  (стадия  пожилого  возраста  и старости).

Специфику последней, шестой стадии жизненного цикла семьи определяет вхождение супругов (либо одного из них, если разница в возрасте до- статочно велика) в завершающий период онтогенетического  развития — пе- риод  старения  и  старости.  

Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширен- ной семьи с учетом реалий возрастных изменений.

Задачи:

сохранение прежних индивидуальных  интересов, видов активности и форм взаимодействия  и функционирования  в супружеских парах вопреки физиологическому  старению и утрате физических сил и возможностей;

•изучение  новых возможностей  выполнения  социальных и  семейных ролей (бабушки и дедушки);

•поддержка центральной роли среднего поколения;

•приобретение мудрости и опыта'старости  в разумном функционирова- нии;

• переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;

•построение модели жизнедеятельности  после утраты супруга;

•«пересмотр»  итогов  жизни,  принятие  неизбежности  собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.

В отличие от предшествующих  стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов  старения  супругов  и  утраты  их  прежних  возможностей.  Большое  значение  имеет  также  фактор  прекращения  профессиональной  деятельности,  влияющий  на  распределение ролей  «кормильца»  и  «хозяйки (хозяина) дома» между супругами.

Особенно важную роль на этой стадии жизненного цикла семьи начинает играть ее среднее поколение, от которого зависят эмоциональная поддержка и уход за больными и нуждающимися в помощи пожилыми родиелями.  

Переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи представляет собой нормативные кризисы в развитии семейной системы, т.е. кризисы, переживаемые каждой семьей, содержание которых — в разрешении противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером взаимодействия и общения  между членами семьи.  П.  Босс называет трудности,  испытываемые большинством семей в момент изменения их функций и структуры,  нормативными  стрессорами.  И  мы  видели,  что  каждый переход  ставит  перед  семьей  новые  цели  и  задачи  и  требует  структурно- функциональной  перестройки,  включая  изменение  в  иерархии  функций семьи,  решение  вопроса о  главенстве  и лидерстве  и  распределение ролей. Успешность  разрешения  кризисов  перехода  обеспечивает  эффективное функционирование семьи и ее гармоничное развитие.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 728.