Семья как целостная система
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Брак и семья — общественные формы регулирования отношении людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость понятий, они не являются тождественными.

Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Брак прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать».

Брак — особый социальный институт, исторически обусловленная, со­циально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям [Зацепин, 1991]. Брак является основой формирования семьи.

Слово “брак“ (супружество) заимствовано из старославянского языка, в котором оно означало “женитьба“ и образовано с помощью суффикса -к (как, например, слово “знак”) от глагола “брати” - “брать”. Связь слова “брак“ с этим глаголом подтверждается выражением “брать замуж“ диалектное “браться“ - “жениться“, украинское “побралися“ - “женились“. Глагол “брати“ (первоначально имевший значение “нести“) в применении к женитьбе означает “схватить“, “похитить“. Дело в том, что основу брака у древних славян составляло похищение девушки из другого рода или племени. Время появления слова “брак“ оспаривается. Старославянское слово “брак“ уже означало обряд “взятия замуж“, а потом и само замужество, т.е. супружество. Древнерусское “брак“ - это и “свадьба“, “пир“ и “супружество“. Точно так же болгарское слово “брак“ означает и “женитьба“ и “супружество“. В современном русском языке “брак“ значит только “супружество“; произошло сужение значения этого слова.

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [Соловьев, 1977].

В рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов се­мьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархиче­ской ролевой структурой отношений.

Семья включает подсистемы:

· подсистему супружеских отношений

· подсистему детско-родительских отношений

· когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсисте­ма сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер).

Границы семейной системы определя­ются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы) . Степень жестко­сти/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной си­стемы и каждой из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи и вновь возникаю­щим ее функциям. Подвижность и гибкость границ семейной системы явля­ется важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адап­тивной перестройки семейного руководства, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения.

Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают ос­нову функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.

Объективные характеристики функционирования семьи:

· особенности эмоциональных связей в семье. Любовь как основа пост­роения семьи и супружеских отношений;

· мотивация брака;

· главенство и ролевая структура семьи;

· способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.

Субъективные характеристики:

· удовлетворенность браком;

· семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание.

Интегральная характеристика:

· сплоченность семьи.

Механизмы интеграции семьи

Социально-функциональными механизмами интеграции семьи Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий (1990) называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущие к формированию и развитию просемейных мотивов (то есть мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье, желание оставаться ее членом, стремление укреплять ее), которые способствуют снятию отрицательных, фрустрирующих переживаний – тревоги, стрессов, и разрешению внутренних и межличностных конфликтов. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий выделяют два механизма семейной интеграции: механизм «общности судьбы» и «эмоциональной идентификации с семьей».

Социально-психологический механизм «общности судьбы» Функционирование этого механизма обеспечивается следующими отношениями.

1. У членов семьи формируется представление, навык, привычка именно семейного (а не индивидуального) удовлетворения своих потребностей.

2. Укрепление семьи воспринимается членами такой семьи как самый удобный путь удовлетворения собственных потребностей. Забота о семье в целом воспринимается как забота о себе.

3. Развитие «семейного доверия». Оно проявляется в том, что в такой семье противоречия смягчаются или перерабатываются за счет взаимных уступок, либо добровольной уступки одной из сторон.

4. Высокий уровень взаимной эмпатии. Высоко развита способность хорошо представлять внутренний мир друг друга.

Семьи, в которых описанный механизм интеграции не развит или, нарушен (семьи с взаимонезависимыми отношениями) отличаются следующими характеристиками: Выражена тенденция удовлетворять широкий круг потребностей вне семьи и независимо от нее. Семья по мере возможностей старается не обзаводиться хозяйством, выражены традиции раздельного отдыха, отдельного у каждого члена семьи круга друзей и знакомых. В семейном бюджете значительную роль играют средства, расходуемые каждым членом семьи по своему усмотрению. Семья с неразвитостью механизма «общности судьбы» не обязательно является нестабильной, но стабильность достигается за счет каких-то других моментов. Источники неразвитости данного механизма могут быть самые различные – в первую очередь общесемейные: наличие в семье длительного серьезного конфликта. Социально-психологический механизм «эмоциональной идентификации с семьей» Ведущую роль в функционировании данного механизма семейной интеграции играют эмоциональные отношения симпатии между членами семьи. Отношения симпатии играют многообразную роль в жизнедеятельности семьи. Во-первых, они удовлетворяют чрезвычайно важную потребность членов семьи в эмоциональном общении, симпатии. Во-вторых, эти отношения играют основную роль в усилении просемейных мотивов и ослаблении антисемейных. Отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Человеку, который симпатичен, а особенно которого любят, многое прощается. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям его характера. Возникает эффект «растворения фрустрации». Таким образом, отношения симпатии выполняют многообразную интегрирующую функцию в семье: снимают и смягчают фрустрационные состояния, снижают взаимную агрессивность членов семьи, создают более благоприятные условия для разрешения межличностных конфликтов и формирования взаимопонимания в семье. В силу этих обстоятельств развитие отношений симпатии означает и усиление сплоченности семьи, ее способность противостоять широкому кругу отрицательных и разрушающих ее факторов.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 611.