СТАТИСТИКА ОТКАЗОВ И АНАЛИЗ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При исследовании надежности систем или отдельных технических изделий пользуются следующим приемом: система разбивается на блоки, затем определяется надежность каждого блока и результирующая надеж­ность всей системы. Однако нет смысла исследовать все блоки, входящие в систему, т.к. их надежность обычно сильно различается. Отказы некоторых из блоков практически невозможны и их учет при определении результирующей надежности только усложняет эксперименты и расчеты, практически не меняя окончательный результат. Поэтому при составле­нии структурных схем пользуются методом "слабых звеньев", выделяя только те блоки, надежность которых в данных условиях минимальна. В асинхронных двигателях при исследовании на надежность следует выделять как "слабые звенья" обмотку статора, подшипниковый узел.

В синхронных машинах - обмотку статора и ротора, щеточный аппарат и контактные кольца, подшипники (или подпятники), системы охлаждения и пожаротушения.

Машину постоянного тока с точки зрения ее надежности представляет состоящей из следующих узлов: коллекторно-щеточный и подшипниковый узлы, об­мотки якоря, возбуждения, добавочных полюсов и компенсационная.

Отказы ЭМ можно разделить на конструкционные, технологические (производственные) и эксплуатационные. Конструкционные отказы возни­кают из-за несовершенства (незнания) или нарушения правил проекти­рования и конструирования ЭМ.

Технологические – из-за нарушения процесса производства или ремонта.

Эксплуатационные ­– из-за неправильного применения, отсутствия защиты, нарушений условий эксплуатации электрических машин.

Отказы ЭМ могут быть обусловлены старанием материалов и износом узлов, а также случайной концентрацией нагрузки, предвидеть которую практи­чески невозможно.

Асинхронные двигатели Межвитковые замыкания – 93 %, пробой межфазной изоляции – 5 %, пробой изоляции – 2 %. Подшипниковый узел – 5-8 %. Кроме этого небольшой процент связан с такими причинами, как распайка выводных концов, скручивание валов, разрыв стержней роторов и др.

Причины отказов можно дифференцировать следующим образом: технологические – около 35 %, эксплуатационные (главным образом неудовлетворительная защита электродвигателей) – 50 %, конструкционные – 15 %.

При защите электродвигателей плавкими вставками, что имеет место в большинстве случаев, они отказывают вследствие работы на двух фазах. Материалы эксплуатации свидетельствуют о том, что 80 % аварий (вследствие работы на двух фазах) происходит из-за отсутствия тепловой защиты и только 20 % от ее неисправности.

Отказы также наблюдаются из-за вибрации агрегата, ведущей к отказу подшипников, обмотки.

Синхронные машины. Отказ крупных СМ весьма незначителен. Это объясняется их тщательной диагностикой в процессе работы, а также высоким профессионализмом обслуживающего персонала и вследствие этого высоким качеством обслуживания.

Одной из основных причин отказов СМ являются заводские дефек­ты. В первый период эксплуатации (5 - 10 тыс. ч.) имеет место прира­ботка, когда заменяются и демонтируются детали, обладающие завод­скими дефектами. Затем период нормальной эксплуатации продолжитель­ностью 15 - 20 лет.

Для оценки эксплуатационной надежности СГ широко применяется понятие удельной повреждаемости (удельного числа аварийных отклю­чений), которое представляет собой среднее число аварийных отклю­чений на одну машину в год, выраженное в процентах от общего чис­ла отключений.

Наиболее слабым узлом является статор. На изоляцию обмотки статора приходится 2.26 % отказов (турбогенераторы) и 3,67 % (гидрогенераторы), на места пайки – 0,34 и 0,92 %, на повреждение активной стали 0.15 и 0,64 % соответственно.

Отказ СМ из-за повреждения обмотки статора, как правило, происходит в результате пробоя изоляции.

Причиной повреждение активной стали является в основном ослабление ее запрессовки.

Механические повреждения ротора происходят реже, чем поврежде­ния неподвижных частей машины, но приводят к тяжелым авариям. До 30-40 % отказов роторов вызывается повреждениями и неисправностями токопроводов и токосъемных узлов.

Прежде всего, повреждения подшипников и подпятников сопровождающиеся выплавлением баббита, повреждением вкладышей и цапф подпятниковыми токами и вытеканием масла.

Повышенная вибрация ЭМ свидетельствует о наличии недостатков конструкции, дефектов изготовления и сборки, а также о возникновении повреждений, действующие стандарты определяют следующие допустимые значение амплитуды вибрации: для турбогенераторов – не более 40 мкм, для синхронных компенсаторов – не более 80 мкм, для не более 100–180 мкм в зависимости от частоты вращения.

Машины постоянного тока. Согласно эксплуатационной статистике в среднем около 25 % отказов машин происходит из-за неисправности коллекторов, в некоторых случаях эти цифры достигают 44 - 66 % (на транспорте). Двигателей ПТ (прокатных станов показано следующее распределение отказов по узлам: коллекторный узел – 56 %, механические повреждения – 34 %, обмотка якоря и полюсов – 10 %.

К характерным повреждениям коллектора относятся изменение его формы из-за неравномерного износа, подгорание и оплавления пластин, отпайка проводников обмотки якоря. При пластмассовом корпусе - про­бой изоляции.

Повреждение обмотки якоря происходит по следующим причинам: из-за пробоя корпусной изоляции между обмоткой и пакетом стали яко­ря, межвитковых замыканий, распайкой петушков, разрушение бандажей.

Повреждения обмоток возбуждения, обмоток добавочных полюсов компенсационных обмоток довольно редки.

Из механических частей машины ПТ наиболее подвержены износу подшипники скольжения или качения и шейки вала.

Повреждения щеточной траверсы могут проявляться в виде поломки кольца траверсы, расстройства регулировки положения щеткодержателей на пальцах или бракетах траверсы.

В ЭМ малой мощности статистика показывает, что отказы приходятся в основном на следующие “слабые” узлы: обмотка; подшипниковый узел; коллекторно-щеточный узел.

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ

 

Показатели надежности можно разбить на две группы, характеризующие невосстанавливаемые (обмотки ротора и статора ЭМ, щетки, подшипники) и восстанавливаемые (подшипниковый и коллекторно–щеточные узлы, пускорегулирующая аппаратура) объекты.

К числу широко применяемых количественных характеристик надежности невосстанавливаемых объектов относятся: вероятности безотказной работы Р(t) и отказа Q(t), частота отказов а(t), интенсивность отказов l(t), средняя наработка до первого отказа Тср.

P,Q
Вероятность безотказной работы (ВБР) – вероятность того, что при определенных условиях эксплуатации в заданном интервале времени не произойдет ни одного отказа. Вероятность Р(t) функция убывающая (рис. 6.1), причем 0 £ Р(t) £ 1; P(0) = 1; P(¥) = 0.

ВБР по статическим данным об отказах оценивается выражением

                            (6.1)

где Р*(t) – статическая оценка ВБР, N0 – число изделий в начале испытаний, n(t) – число отказавших изделий за время t.

 При большом числе изделий N0 статическая оценка P*(t) практически совпадает с вероятностью P(t).

Вероятность отказа Q(t) – вероятность того, что при определенных условиях эксплуатации в заданном интервале времени произойдет хотя бы один отказ. Отказ и безотказная работа – события противоположные и не совместимые:

                                                                              (6.2)

Частота отказов а(t) – есть отношение числа отказавших изделий в единицу времени к первоначальному числу испытываемых изделий:

                                                                                                   (6.3)

где n(Dt) – число отказавших изделий в интервале времени Dt.

Частота отказов или плотность вероятности отказов f(t) может быть определена как производная по времени вероятности отказов

 

                                                                     (6.4)

Интенсивность отказов l(t) – условная плотность вероятности возникновения отказа, которая определяется как отношение числа отказавших изделий n(Dt) в единицу времени к среднему числу изделий исправно работающих в данный отрезок времени

                                                                                              (6.5)

где  – среднее число изделий, исправно работающих в интервале Dt;       Ni, Ni+1 – соответственно числа изделий, исправно работающих в начале и конце интервала Dt, Ni³Ni+1.

Интенсивность отказов l(t) – является также отношение частоты отказов к ВБР

                                                                                          (6.6)

Вероятность безотказной работы и интенсивность отказов связаны выражением

                                                                                         (6.7)

Обычно интенсивность отказов меняется во времени. Лишь в случае экспоненциального закона распределения отказов интенсивность отказов .

Средней наработкой до отказа Тср – математическое ожидание наработки объекта до первого отказа. Математическое ожидание Рср вычисляется следующим образом

                                                                                               (6.8)

По статическим данным об отказах средняя наработка до первого отказа вычисляется по формуле

                                                                                                     (6.9)

где ti – время безотказной работы i–го образца; N0 – число испытуемых изделий.

Для определения Тср необходимо знать время безотказной работы всех испытуемых изделий. Иногда это не представляется возможным и поэтому пользоваться формулой 6.9 неудобно. Имея данные о количестве вышедших из строя элементов ni в каждом i–ом интервале времени, среднюю наработку до первого отказа можно определить из уравнения

                                                                                          (6.10)

где m – количество интервалов длительностью Dt. Значение tcp.i и m находятся по следующим зависимостям

                                                                               (6.11)

где ti-1, ti  – время начала и окончания i–го интервала; tk – время в течение которого вышли из строя все изделия.

Пример: Проводятся ресурсные испытания.

Установлено 400 машин. Через 3000 ч работы отказало 200 машин. Испытания продолжались и через 100 ч отказало еще 100 машин. Определить Р*(3000), Q*(3000), P*(3100), Q*(3100), P*(3050), l*(3050), a*(3050).

В соответствии с формулами 17.1, 17.2 определим вероятность безотказной работы и вероятность отказа за 3000 и 3100 ч.

Среднее число исправно работающих машин в интервале от 3000 до 3100 ч

Число отказавших машин за 3050 ч и Р*(3050) равны

Частота и интенсивность отказов определяются по формулам 6.3 и 6.5

Дата: 2018-12-28, просмотров: 321.