Типовые конструкции
> Автор считает, что...
> Автор подводит читателя к выводу о том, что...
> Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу...
> Позиция автора такова...
> Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом...
> Автор призывает нас (к чему)...
> Автор убеждает нас в том, что...
> Автор осуждает (кого/что, за что)...
> Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
> Основная цель автора заключается в том, что...
> Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...
Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика)
Тип ошибки | Пример из сочинения | Комментарий эксперта |
1. В сочинении отсутствует формулировка авторской позиции | В тексте поднимается проблема патриотизма. Я согласен с позицией автора и в доказательство могу привести следующее. | Автор сочинения сразу после формулирования проблемы переходит к изложению своей позиции или к аргументации. |
2. Позиция автора формулируется слишком широко и/или неточно | Таким образом, позиция автора выражена в том, что он с наслаждением описывает красоту летнего луга. Автор текста повествует, о любви человека и природы. И я полностью с ним согласен. | Расплывчатые фразы сочинения вряд ли могут претендовать на полноту освещения авторской позиции. Следует помнить о том, что формулировка позиции автора должна чётко соотноситься с заявленной проблемой. |
3. Формулируется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении | В тексте автор поднимает проблему роли личности в истории <...> Таким образом, автор приходит к выводу, что Барклай де Толли хороший полководец, недооценённый, не понятый современниками. | В начале сочинения ученик заявляет проблему роли личности в истории, позиция же автора связана с другой проблемой — проблемой объективной оценки исторических событий и лиц. В сочинении явно нарушена логика изложения мысли. |
4. Позиция автора подменяется мнением героя- рассказчика | Автор убеждает нас в том, что самое важное — сохранить хорошие отношения между людьми. Но ведь в результате страдает невинное животное! Я не могу согласиться с автором. (Из сочинения по приведённому выше тексту Г. Андреева.) | Вместо позиции автора ученик изложил мнение героя-рассказ- чика, что привело к ошибке. |
5. Позиция автора подменяется цитированием фрагмента текста | Позиция автора, по моему мнению, заключается в том, что: «Когда я всматривался в гравюру „Блудный сын“ и писал о ней, в душе ожило чувство вины и раскаяния». | Приведена неудачная цитата, не отражающая мнение автора, кроме того, в сочинении допущено смешение прямой и косвенной речи. |
Советы
1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.
1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 | |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована | 0 |
Задания
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1719.