Отражение позиции автора исходного текста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЛАВА 3

Отражение позиции автора исходного текста

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

 

Авторская позиция проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. схему на с. 71).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов).

Средства выражения

Позиции автора

Слова-маркеры   Авторская позиция может быть выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т. п.: Главное — научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин). Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов).
     
Оценочная лексика   Оценочная лексика — слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный — положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный — отрицательная оценка. Например: Любящий человек — это великое благо (Е. Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос).
   
Средства выразительности   Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всём этом ума и чувства красоты! (Л. Андреев).
     
Вводные слова     Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто. К несчастью, так складывается жизнь, что всё чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека. К счастью, есть предприятия, которые жёстко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.

 

Побудительные предложения   Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).

К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Например, в приведённом ниже тексте Г. Андреева авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

И думать нечего: он совершенно чужой мне человек...

Когда я смотрю на фотографии, я едва могу представить себе, какой он сейчас, как говорит, смеётся, как держит на руках свою маленькую дочь. Кажется, её зовут Марина... Впрочем, всё это ни к чему. Мы уже давно совершенно чужие люди...

Мама рассталась с отцом лет десять назад. И хотя она уверяет меня, что я не могу ничего помнить, так как была слишком мала, я помню. Разве это можно забыть?.. Эти натянутые ночные разговоры в кухне, когда они вдруг стали официально называть друг друга по имени-отчеству: «Владимир Иванович, Вероника Петровна...» Им казалось, они говорят тихо, а для меня вокруг словно грохотали взрывы, раздирающие маленький уютный мир в клочья. Я прятала голову под подушку, но даже там невозможно было спрятаться от этой страшной канонады...

Нет... Правильно мама говорит: не нужно вспоминать. Мы уже давно совершенно чужие люди. Прошло столько лет. Да, было больно и страшно, но постепенно всё улеглось, забылось... Разве только иногда неожиданно всплывает в памяти тот снежно-солнечный зимний день, когда он, раскрасневшийся, уставший, но такой счастливый, вёз нас с мамой на санках, а потом мы пили обжигающе горячий чай из термоса — неповторимый вкус детства... Или то летнее утро, когда, катаясь на велосипеде, я упала и сломала ногу. Отец нёс меня на руках до самой больницы, и я чувствовала силу и тепло его рук... Или...

Нет! Никаких «или». Не нужно вспоминать. Мы уже давно совершенно чужие люди. Между нами пропасть — десять лет, когда каждый жил своей жизнью. И хорошо, что так получилось. Я привыкла свободное время проводить одна или с друзьями, быстро повзрослела, стала самостоятельной. Иногда мне даже кажется, что в моей жизни, кроме мамы, никого никогда не было...

А недавно от него пришло письмо: он приехал, вернулся из-за границы, где работал несколько лет, и хочет со мной встретиться. Зачем?.. Мы уже давно совершенно...

Кто там?! Такой знакомый силуэт у нашей калитки... «Папочка!» — на бегу кричу я, а густо исписанные листы бумаги сыплются из моего дневника и, подхваченные ветром, летят прочь. ( Г. Андреев )

 

На первый взгляд, героиня считает своего отца чужим человеком. Рефреном звучат в тексте её слова о том, что её ничего не связывает с отцом: «Мы уже давно совершенно чужие люди». Однако истинное отношение к отцу постоянно прорывается в её тёплых воспоминаниях о прошлом и особенно отчётливо видно в конце повествования. Так автор показывает, что за внешним равнодушием героини скрыта любовь к отцу, которого она не может вычеркнуть из своей жизни.

 

Позиция автора

 

Ö ПОМНИТЕ:

даже если автор прямо не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.                                                                                                                                                      

 

Если перед вами отрывок из художественного произведения известного писателя, позиция автора может быть выявлена и из материала, находящегося за пределами предложенного текста. В таком случае постарайтесь вспомнить историю создания произведения: что подтолкнуло автора к работе, каков был его замысел, каковы были социальные, политические или нравственные воззрения автора в годы работы над произведением, в какое время оно создавалось.

 

Автор и рассказчик

Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

 

Ö ПОМНИТЕ:

позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!                                                                ■

 

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе

возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда...

— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.

— Нет. Это не я.

— Кто тогда?

— Не знаю... Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она винова:та? — испытующе посмотрел на меня отец.

— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза...

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен...

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки... Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор... (Г. Андреев)

 

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

 

Типовые конструкции

> Автор считает, что...

> Автор подводит читателя к выводу о том, что...

> Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу...

> Позиция автора такова...

> Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом...

> Автор призывает нас (к чему)...

> Автор убеждает нас в том, что...

> Автор осуждает (кого/что, за что)...                                      

>  Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

> Основная цель автора заключается в том, что...

> Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...

Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика)

Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта
1. В сочинении отсутствует формулировка авторской позиции В тексте поднимается проблема патриотизма. Я согласен с позицией автора и в доказательство могу привести следующее. Автор сочинения сразу после формулирования проблемы переходит к изложению своей позиции или к аргументации.
2. Позиция автора формулируется слишком широко и/или неточно Таким образом, позиция автора выражена в том, что он с наслаждением описывает красоту летнего луга. Автор текста повествует, о любви человека и природы. И я полностью с ним согласен. Расплывчатые фразы сочинения вряд ли могут претендовать на полноту освещения авторской позиции. Следует помнить о том, что формулировка позиции автора должна чётко соотноситься с заявленной проблемой.
3. Формулируется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении В тексте автор поднимает проблему роли личности в истории <...> Таким образом, автор приходит к выводу, что Барклай де Толли хороший полководец, недооценённый, не понятый современниками. В начале сочинения ученик заявляет проблему роли личности в истории, позиция же автора связана с другой проблемой — проблемой объективной оценки исторических событий и лиц. В сочинении явно нарушена логика изложения мысли.
4. Позиция автора подменяется мнением героя- рассказчика Автор убеждает нас в том, что самое важное — сохранить хорошие отношения между людьми. Но ведь в результате страдает невинное животное! Я не могу согласиться с автором. (Из сочинения по приведённому выше тексту Г. Андреева.) Вместо позиции автора ученик изложил мнение героя-рассказ- чика, что привело к ошибке.
5. Позиция автора подменяется цитированием фрагмента текста Позиция автора, по моему мнению, заключается в том, что: «Когда я всматривался в гравюру „Блудный сын“ и писал о ней, в душе ожило чувство вины и раскаяния». Приведена неудачная цитата, не отражающая мнение автора, кроме того, в сочинении допущено смешение прямой и косвенной речи.

Советы

1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.

 

2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.

 

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.

 

4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.

 

5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

 

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.

1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.

 

Критерии оценивания ответа на задание 27 Баллы
К3 Отражение позиции автора исходного текста  
  Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет 1
  Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована 0

 

Задания

Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(-ы) текста и позицию автора.

Теперь о доброте. Добрым называют такого человека, который приносит с собой в мир вовсе не сентиментальность, не слезливое умиление перед всем по поводу и без повода. Вот как определён добрый человек в Толковом словаре Владимира Даля: «Дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный». Сведущий — человек, не только знающий своё дело, свою специальность, а широко и объёмно понимающий те цели, которые стоят перед обществом, и умеющий этим целям служить. Иными словами — человек культурный, мыслящий масштабно и действующий. Но культура действий невозможна без культуры чувств, которая приходит только к тому, кто умеет понять прекрасное, прислушаться к нему и объявить себя его слугой.

Кто мы такие без родной культуры? Люди, себя не знающие, родства не помнящие? Старая истина, но напомнить о ней никогда не грех. (По Н. Самвеляну)

Ответ:_________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(-ы) текста и позицию автора.

— Спорим, не прыгнешь? — с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку.

— Прыгну! — отвечала она, с вызовом глядя в проём открытого окна школьного класса.

Здание нашей школы было построено в конце XIX века. До революции в нём размещалась женская гимназия. Его изображение до сих пор печатают на открытках — двухэтажная постройка из красного кирпича с просторными классами, большими окнами и высоченными, под четыре метра, потолками.

— А на каблуках слабо? — продолжал я.

— На каблуках?..— засомневалась она, но, мельком взглянув на меня, задорно подмигнула, а через мгновение на подоконнике уже никого не было...

Позже мне рассказали, что она так и не пришла в себя, умерла в машине скорой помощи. Никто не узнал, что я был рядом. Мог схватить, остановить, но ничего не сделал... Впрочем, кому нужно было моё запоздалое раскаяние? Уже ничего нельзя было изменить. Ничего... (По Г. Андрееву)

 

Ответ:_________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. Прочитайте текст. Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора. Напишите фрагмент сочинения.

На одном из семинаров мы беседуем со студентами, и один вполне воспитанный юноша в ответ на какой-то вопрос произносит: «Ну это же, как её, блин, интродукция». Он, конечно, не имеет при этом в виду обидеть окружающих и вообще не имеет в виду ничего дурного, но я вздрагиваю. Просто я не люблю слово блин. Естественно, когда оно используется в качестве замены сходного по звучанию матерного слова. Точно так же я вздрогнул, когда его произнёс актёр Евгений Миронов при вручении ему какой-то премии (кажется, за роль князя Мышкина). Объяснить свою неприязненную реакцию я, вообще говоря, не могу. Точнее, могу только сказать, что считаю это слово вульгарным, но подтвердить своё мнение мне нечем, в словарях его нет, грамматики его никак не комментируют. Но когда это слово публично произносят воспитанные люди, от неожиданности я всё ещё вздрагиваю. (М. Кронгауз)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

14. Прочитайте текст. Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора. Напишите фрагмент сочинения.

Стоит закрыть глаза — и весь зримый мир исчезает. Стоит заткнуть^ уши — и все вокруг немеют: подобно рыбам, они открывают рот, но ни единого звука не долетает до вас. Стоит зажать нос — и ни единый аромат уже не щекочет ваших ноздрей...

В отличие от зрения, слуха и обоняния, чувство равновесия не отключается никогда: его нечем закрыть, заткнуть, зажать. Что бы мы ни делали, наши органы равновесия (их два: по одному внутри каждого уха) бесперебойно сообщают нам о том, какое положение принимают все части нашего тела. Мы ловко перебираем руками, командуем всеми подвластными нам частями (от левого мизинца до правого глаза), держимся на ногах в самое скользкое время года и даже не задумываемся при этом, что нам делать. Всё это происходит бессознательно: чувство равновесия правит нами, а не мы распоряжаемся им.

Приученные своим организмом к согласию и точности чувств, мы и всё вокруг себя стараемся привести к равновесию. Неслучайно это понятие проникает в самые разные сферы жизни человека и природы. Экологи хлопочут о равновесии на нашей планете, подбивая баланс природных стихий и человеческих усилий; демографы добиваются необходимого равновесия смертности и рождаемости; политики говорят о равновесии интересов разных государств; химики добиваются химического равновесия при проведении реакций; астрофизики восхищаются равновесием в звёздных системах; механики добиваются равновесия внутри сотворённых ими машин...

Любой живой организм стремится к гармонии и равновесию, только тогда он чувствует себя благополучно, и этот баланс внутренних и внешних сил помогает нам выжить. Нужно стремиться и к равновесию в сфере духовного и душевного. Недаром в трудную пору жизни, когда нас охватывает смятение чувств, мы жаждем обрести внутреннее равновесие. (По Я. Катину)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15. Прочитайте текст. Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора. Напишите фрагмент сочинения.

Мне вспоминается история лётчика-штурмовика Виктора Шахова — история, конца которой я ещё не знаю, но начало её удивительно.

Шахов уходил на десятки штурмовок. И каждый раз это было открытым вопросом — жить или умереть, и каждый раз он решал это в свою пользу, пока однажды его самолёт не сожгли в глубоком немецком тылу. Шахов выбросился на парашюте и пошёл через фронт. Была зима, он шёл долго и мучительно, почти босой, и отморозил ноги. Когда Шахов наконец дошёл, то, несмотря на все старания врачей, спасти ноги было уже нельзя. Ему отняли обе ступни. Он долго лежал в госпитале, пока ему не сделали хорошие протезы, при помощи которых он не как прежде, но всё-таки смог ходить. Казалось бы, ему осталось только поехать домой, в маленький городок на Оке, где ждали его родные. Но Шахов добился, чтобы его вернули в полк. Ему дали работу в штабе полка, и ежедневно он завистливо провожал глазами вылетавших на штурмовку товарищей.

Прошло несколько месяцев.

Шахов часто ходил на аэродром — он забирался в кабину штурмовика и подолгу возился там. Наконец он подал рапорт командиру полка о том, что хочет и может летать: он всё проверил, протезы не могут служить препятствием. Командир полка сначала не хотел даже слушать его. Шахов настаивал и доказывал: он как одержимый добивался права летать, потому что дело шло о счастье его жизни. А это счастье он видел единственно в том, чтобы лично продолжать воевать до тех пор, пока будет длиться война. Сила его упорства была такова, что командир полка в конце концов согласился и подал командиру дивизии рапорт, в котором поддерживал просьбу Шахова. Командир дивизии так же, как и командир полка, сначала не хотел об этом и слышать, но в желании Шахова была та русская сила духа, та решимость идти до конца, которую невозможно отвергнуть. Кончилось тем, что он поддержал перед штабом армии просьбу Шахова.

Я не знаю, разрешили Шахову летать или нет, но когда я думаю о том, что мы непременно победим, я вспоминаю Шахова. (По К. Симонову)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте внимательно текст. Обратите внимание на определение, которое автор даёт берёзе, называя её ядовитым деревом. Как это определение характеризует авторскую позицию? Напишите фрагмент сочинения.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что...

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Уходят дожди, плывут облачные флотилии. Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. Очень хорошо, что из-за дома Василия Дворцова не видно ни утром, ни вечером отцовского дома.

Очень хорошо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам. Никого нет. Мама ушла за морошкой, все на покосе.

Дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине[1] на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Прочитайте два текста — В. Распутина и М. Горького. Как вы думаете, совпадают ли точки зрения авторов? Подчеркните в текстах слова, которыми можно подтвердить авторскую позицию каждого из них. А чью точку зрения разделяете вы? Какие аргументы вы можете привести для обоснования своего мнения?

Как и с чем действительно можно сравнить красота Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свсете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии сравнивать с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

(По В. Распутину)

 

В природе, которая окружает нас и враждебно нам, красоты нет, красоту человек создает сам из глубины своей души: так финн преображает свои болота, свои леса и рыжий гранит, где растёт чахлый кустарник, так араб убеждает себя, что пустыня прекрасна. Красота рождается из стремления человека её созерцать. Меня поражает не безобразное нагромождение в горных пейзажах, а великолепие, которое придает им человеческое воображение. Меня восхищает, с какой лёгкостью и с каим великодушием человек преобразует природу – великодушием тем более удивительным, что земля, если хорошенько разобраться, уже не такое комфортное место. Вспомним о землетрясениях, ураганах, метелях, наводнениях, о жаре и холоде, о вредных насекомых и микробах и о тысяче других вещей, которые сделали бы нашу жизнь совершенно невыносимой, если бы человек был менее горячен, чем он есть. (По М. Горькому)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


[1] Поскотина — пастбище, выгон, огороженный забором.

 


ГЛАВА 3

Отражение позиции автора исходного текста

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

 

Авторская позиция проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. схему на с. 71).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов).

Средства выражения

Позиции автора

Слова-маркеры   Авторская позиция может быть выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т. п.: Главное — научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин). Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов).
     
Оценочная лексика   Оценочная лексика — слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный — положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный — отрицательная оценка. Например: Любящий человек — это великое благо (Е. Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос).
   
Средства выразительности   Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всём этом ума и чувства красоты! (Л. Андреев).
     
Вводные слова     Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто. К несчастью, так складывается жизнь, что всё чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека. К счастью, есть предприятия, которые жёстко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.

 

Побудительные предложения   Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).

К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Например, в приведённом ниже тексте Г. Андреева авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

И думать нечего: он совершенно чужой мне человек...

Когда я смотрю на фотографии, я едва могу представить себе, какой он сейчас, как говорит, смеётся, как держит на руках свою маленькую дочь. Кажется, её зовут Марина... Впрочем, всё это ни к чему. Мы уже давно совершенно чужие люди...

Мама рассталась с отцом лет десять назад. И хотя она уверяет меня, что я не могу ничего помнить, так как была слишком мала, я помню. Разве это можно забыть?.. Эти натянутые ночные разговоры в кухне, когда они вдруг стали официально называть друг друга по имени-отчеству: «Владимир Иванович, Вероника Петровна...» Им казалось, они говорят тихо, а для меня вокруг словно грохотали взрывы, раздирающие маленький уютный мир в клочья. Я прятала голову под подушку, но даже там невозможно было спрятаться от этой страшной канонады...

Нет... Правильно мама говорит: не нужно вспоминать. Мы уже давно совершенно чужие люди. Прошло столько лет. Да, было больно и страшно, но постепенно всё улеглось, забылось... Разве только иногда неожиданно всплывает в памяти тот снежно-солнечный зимний день, когда он, раскрасневшийся, уставший, но такой счастливый, вёз нас с мамой на санках, а потом мы пили обжигающе горячий чай из термоса — неповторимый вкус детства... Или то летнее утро, когда, катаясь на велосипеде, я упала и сломала ногу. Отец нёс меня на руках до самой больницы, и я чувствовала силу и тепло его рук... Или...

Нет! Никаких «или». Не нужно вспоминать. Мы уже давно совершенно чужие люди. Между нами пропасть — десять лет, когда каждый жил своей жизнью. И хорошо, что так получилось. Я привыкла свободное время проводить одна или с друзьями, быстро повзрослела, стала самостоятельной. Иногда мне даже кажется, что в моей жизни, кроме мамы, никого никогда не было...

А недавно от него пришло письмо: он приехал, вернулся из-за границы, где работал несколько лет, и хочет со мной встретиться. Зачем?.. Мы уже давно совершенно...

Кто там?! Такой знакомый силуэт у нашей калитки... «Папочка!» — на бегу кричу я, а густо исписанные листы бумаги сыплются из моего дневника и, подхваченные ветром, летят прочь. ( Г. Андреев )

 

На первый взгляд, героиня считает своего отца чужим человеком. Рефреном звучат в тексте её слова о том, что её ничего не связывает с отцом: «Мы уже давно совершенно чужие люди». Однако истинное отношение к отцу постоянно прорывается в её тёплых воспоминаниях о прошлом и особенно отчётливо видно в конце повествования. Так автор показывает, что за внешним равнодушием героини скрыта любовь к отцу, которого она не может вычеркнуть из своей жизни.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 40534.