Исходный вариант | Отредактированный вариант |
1) В данном тексте автор Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в личности человека зависит от родителей. Автор приводит людей в аналогию со свёрлами и штопором. Родители (Свёрла) оградили сына (Штопор) от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор. | 1) Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевлёнными предметами: Свёрла — это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребёнка (Штопор) от серьёзной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду. |
2) Примером неправильного воспитания автор приводит семью Сверла, в которой рождается сын Штопор. Родители любуются своим сыном, наблюдают, как он растёт. Родители оберегают ребёнка, думают, что он ещё молод, дают ему лёгкую работу. Отец приносит домой пробки, на которых, как думает отец, он научится сверлильному мастерству. Но когда приходит время переходить к более тяжёлой работе, сын не хочет отказываться от более лёгкой. И после этого родители не так любуются своим сыном. | 2) В качестве примера неправильного воспитания автор описывает семью, в которой родители чрезмерно балуют своего ребёнка, дают ему только самую лёгкую работу. Писатель показывает, что чрезмерная забота родителей пагубно сказывается на детях, которые вырастают не приспособленными к самостоятельной жизни. |
3) В данном тексте с помощью мастерской метафоры автор повествует о том, как в целом хорошие родители, проявляя излишнюю заботу о ребёнке, лишают его перспективного будущего. Всё делая за него, они не дают развиваться ему и стать самостоятельным, приспособиться ко взрослой жизни, в которой есть не только развлечения, но и труд. | 3) Автор мастерски использует приём олицетворения и, рассказывая историю семьи Сверла, показывает нам типичную ситуацию, когда любящие родители, проявляя излишнюю заботу о ребёнке, по сути, лишают его будущего. Оберегая детей от любых серьёзных дел, взрослые не дают им развиваться, становиться самостоятельными, готовиться ко взрослой жизни, в которой есть не только развлечения, но и труд. |
4) Бытует мнение о том, что имя человека предопределяет его судьбу. Убедиться в этом можно, прочитав текст: назвав сына Штопором, родители самостоятельно определили род его деятельности. Разногласия начинаются с этого момента. Ведь штопор предназначен совсем для других целей, нежели рабочие свёрла по металлу. | 4) Олицетворяя неодушевлённые предметы, автор подбирает им «говорящие» имена. Свёрла (рабочие инструменты) символизируют людей, знающих цену труду. Неслучайно Кривин называет их «потомственными металлистами». Но даже у таких людей дети вырастают лентяями, если родители неправильно их воспитывают. Отсюда имя ребёнка Штопор — воплощение праздной жизни. |
4. Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Ф. Кривина. Устно объясните, какие ошибки допущены учениками при комментировании проблемы.
1) На шуточном примере Сверла и Штопора автор раскрывает серьёзную проблему отцов и детей, с которой сталкиваются многие. Кривин подчёркивает, что в семье Сверла все были потомственными металлистами, поэтому будущее ремесло юного Штопора было заранее известно. Но он пошёл наперекор родителям, решив заниматься тем, что его действительно привлекало. Семья была в недоумении: «Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?». Но Штопор совершил этот поступок не из-за непослушания или каприза, а из-за потребности заниматься любимым делом.
2) Для родителей воспитание ребёнка — это очень тяжёлый труд, от которого зависит то, каким будет их ребёнок в будущем. Если ребёнок хочет попробовать себя в чём-то, то не нужно ему в этом препятствовать, как это делали родители Штопора. Если дети стремятся развивать свои таланты, то родители не только не должны мешать им, но и должны помогать в этих начинаниях.
3) Рождение ребёнка — всегда радостное событие для родителей. Но не все знают, как правильно воспитывать своё чадо. В данном тексте автор стремится донести до читателя мысль о том, что не нужно сверлить своих детей и препятствовать их развитию.
4) Когда в семье Сверла родился сын, которого назвали Штопор, его любили, опекали. Ему не давали попробовать себя на чём-нибудь серьёзном, потому что боялись за него. Но когда родители всё-таки решились дать ему металл, Штопор отказался, так как он или сам начал бояться, или настолько привык к пробкам, что и металл ему был не нужен. А родители и не поняли, что из-за них, из-за их воспитания он стал таким.
5) В своём произведении Феликс Кривин поднимает злободневную нравственную проблему воспитания индивида. Используя олицетворение, автор призывает нас задуматься о будущем.Ф. Кривин не критикует родителей, не осуждает их поступок. Он лишь констатирует факт. Читатель сам должен дойти до нужной мысли, осознать проблематику и важность рассказа. Автор не случайно использует вымышленные имена из неживой природы (Свёрла, Штопор). Имена эти — обобщённые образы многих родителей, если не губящих судьбы своих детей, то делающих эти судьбь1 проштампованными, стереотипными.
5. Отредактируйте неудачные формулировки проблем в сочинениях по тексту Ф. Кривина. Запишите исправленный вариант.
Исходный вариант | Исправленный вариант |
1) У автора есть проблема, которая его волнует. Это проблема воспитания. | 1) |
2) Автора данного текста беспокоит проблема о воспитании детей. | 2) |
3) Проблема текста, автором которого является Ф. Кривин, — это воспитание. | 3) |
4) Каждый птенец рано или поздно выпадает из гнезда. До какого момента надо воспитывать своего ребёнка? Над этой проблемой предлагает задуматься автор. | 4) |
5) В своём произведении Ф. Кривин поднимает злободневную нравственную проблему воспитания индивида. | 5) |
6. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.
Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. В ней говорилось о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:
«Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. Было холодно. Мы подкладывали в „буржуйку“ обломки стула.
Вдруг Черняев сказал:
— Со мной случилась странная история. На днях получил посылку.
— Какую? — спрашиваю. — Ведь блокада.
— Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар.
— Это вам очень нужно, — говорю.
А он отвечает:
— А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить.
— И вы им отдали посылку?
— А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? — спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос.
Это, как ни печально сегодня сознавать, была моя последняя встреча с писателем».
Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик... (По Киру Булычёву)
Ответ:________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов. Почему с некоторыми вариантами формулировок вы не согласны? Обоснуйте свою точку зрения.
1) Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Рассказы о жизни блокадного Ленинграда — потрясающие примеры мужества и стойкости, человечности и умения пожертвовать собой ради других. Имецно проблему самопожертвования поднимает Кир Булычёв.
2) Должны ли мы помогать другим в сложное для нас время или следует заботиться только о себе? Над этим вопросом задумался писатель Кир Булычёв.
3) Автор поднимает проблему самопожертвования во имя другого человека.
4) В данном тексте автор затрагивает проблему милосердия.
5) Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом «Каким должен быть истинно благородный поступок, а значит, и истинно благородный человек?». Именно этой важной проблеме посвятил свой текст Кир Булычёв.
6) В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему поколению.
7) В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады.
8) Что такое добродушие и как оно влияет на человека? Кир Булычёв рассказывает нам о добродушии человека во время блокады.
9) Заботимся ли мы о тех, кто нас окружает? Готовы ли мы отдать последнее, что у нас осталось, ближнему? Именно эту проблему поднимает автор.
10) В данном тексте автор поднимает проблему доброты.
8. Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы текста Кира Булычёва. Соотнесите примеры из левой колонки с типом ошибки, указанным справа, и запишите ответ.
1. Проблема текста в том, что в трудную минуту настоящий человек не будет думать лишь о собственной выгоде. | А. Неоправданное расширение проблемы. |
2. Рассказывая историю из жизни писателя Черняева, автор поднимает проблему патриотизма. | Б. Подмена формулировки проблемы пересказа. |
3. Автор заставляет нас задуматься над проблемой войны. | В. Подмена проблемы авторской позиции. |
4. Кир Булычёв поднимает проблему того, как герой жертвует собой, спасая голодных детей. | Г. Непонимание проблемы |
Ответ:________________________________________________________________________________
9. Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Кира Булычёва до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.
Исходный вариант | Отредактированный вариант | ||
1) Кир Булычёв восхищается благородством Черняева, который, получив очень ценную в годы войны посылку, отдал её соседским детям, говоря при этом: «Я то старик... Им ещё жить и жить». «...Он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик...» — эти строки выражают восхищённость Булычёва. Ведь Черняев был очень слаб. | 1) Кир Булычёв восхищается благородством писателя Александра Черняева, который в страшные дни блокады Ленинграда отдал посылку с продуктами соседским детям, хотя сам был очень слаб и истощён. «...Он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик...» — в этих словах Булычёва выражено восхищение человеком, который несмотря ни на что считает своим долгом заботиться о тех, кто нуждается в помощи. | ||
2) Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: не каждый человек смог бы в такое тяжёлое время проявить добродушие к детям. Я думаю, каждый житель нашей страны знает, какое тяжёлое время это было в Ленинграде, и отдать сахар и сгущённое молоко мог только искренне добрый человек. | 2) Я думаю, каждый житель нашей страны знает, каким тяжёлым испытанием для ленинградцев оказалось время блокады. Тем более значимым является поступок Александра Черняева: отдать продукты чужим детям мог только искренне добрый, по-настоящему благородный человек. | ||
3) Булычёв в данном тексте рассказывает о писателе Черняеве. Как он жил в Ленинграде в блокаду, как он, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами. Как однажды он получил посылку от неизвестного человека, там было сгущённое молоко и сахар. Но он не оставил её себе, так как по соседству жили малыши, которые голодали. Он был человеком благородным и пожертвовал её им, хотя сам еле ходил и был очень слаб. Можно сказать, это было одним из последних его добрых дел. | 3) Автор знакомит нас с содержанием статьи о писателе Черняеве. Булычёв не случайно упоминает о том, что Александр Григорьевич, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами, отказался эвакуироваться. Всё это указывает на внутреннее благородство писателя. Особое восхищение Булычёва вызывает эпизод с посылкой, которую Черняев отдаёт голодающим малышам. Этот поступок — настоящий подвиг самопожертвования . | ||
4) Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Но человеку также свойственно нечто, зачастую противоречащее, если, конечно, это человек, а именно: милосердие, самопожертвование. Эти качества не чужды писателю Черняеву, отдавшему для спасения от голода детей посылку со сгущённым молоком и сахаром. Возможно, именно это послужило причиной его смерти, кто знает... Но с уверенностью можно сказать одно: его смерть не была напрасной. Она была вынужденной мерой для спасения молодых жизней. | 4) Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Однако человек, в отличие от животных, способен на самопожертвование ради жизни других. В качестве примера Кир Булычёв приводит поступок писателя Александра Черняева, который незадолго до своей смерти отдал посылку с продуктами для спасения голодных детей. Автор убеждён, что смерть этого человека не напрасна: он доказал, что даже в страшные годы войны в людях остаётся живо гуманное, подлинно человеческое начало. | ||
10. Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Кира Булычёва. Определите, какие ошибки допущены учениками при комментировании проблемы.
1) Автор раскрывает проблему на примере поступка писателя Черняева, который отдал соседским детям посылку с едой, хотя сам страдал от голода. Этот поступок показывает, что любой пожилой человек думает не только о себе, но и о других. А что же сказать о молодом поколении? Молодые чаще озабочены только своей жизнью, которую они проживают, не делая ничего хорошего. Автора тревожит это равнодушие к окружающим, и он своим текстом призывает помогать ближним.
2) Кир Булычёв поднимает проблему добра. Добро идёт от души, и его надо уметь преподнести. Так, один человек, прожив целую жизнь, отдаст случайно доставшиеся ему продукты детям, а другой, не понимающий ещё доброты, будет стыдиться за то, что не отдал детям эти продукты.
3) Кир Булычёв вспоминает свою беседу с писателем Александром Черняевым в блокадном Ленинграде и восхищается тем, что Александр Григорьевич не пожадничал полученной посылкой ради маленьких детей в соседней квартире.
4) На мой взгляд, основной проблемой в тексте Кира Булычёва является человеколюбие. Это подтверждается фактом передачи посылки детям, живнщим по соседству. В моём понимании автор указывает не на содержимое коробки, а на поступок, который был совершён писателем во имя сохранения растущего поколения.
5) В тексте Булычёва повествуется о том, что во время блокады, пожилой человек отдаёт посылку детям, возможно, спасая им жизнь. Но, может, ему следовало оставить её и съесть самому? На мой взгляд, это было проявление совести, осознания того, что кому-то эта посылка нужнее. Черняев поступает по-мужски, но его собеседник удивлён его решением.
11. Отредактируйте неудачные формулировки проблем в сочинениях по тексту Кира Булычёва. Запишите исправленный вариант.
Исходный вариант | Исправленный вариант | |
1) Автор поднимает проблему самопожертвования Черняева к детям во время блокады в Ленинграде. | 1) | |
2) Проблема данного текста — взаимопомощь, которая была особенно важна в военное время, когда в блокаду люди нуждались в провизии, которую невозможно было достать. | 2) | |
3) Проблемой данного текста является проблема бескорыстности, благородства человека. | 3) | |
4) Кир Булычёв затрагивает проблему милосердия, когда человек отдаёт последнее ради жизни и благополучия других людей. | 4) | |
5) Автор данного текста раскрывает читателю проблему благородства. | 5) | |
6) На мой взгляд, основной проблемой в тексте Кира Булычёва является человеколюбие. | 6) | |
7) В тексте Кира Булычёва повествуется о проблеме благородства. | 7) |
12. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.
НОЧЬ ИСЦЕЛЕНИЯ
Среди ночи Гриша проснулся от крика:
— Помогите, люди добрые!
Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его.
— Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял?
Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня. Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжёлое бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос:
— Карточки... Где карточки... В синем платочке... Люди добрые. Ребятишки... Петяня, Шурик, Таечка... Домой приду, они исть попросят... Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя... — Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:
— Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка! — Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно.
Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошёл в бабушкину комнату.
— Бабаня! — позвал он. — Проснись... Она проснулась, заворочалась:
— Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.
— Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.
— На сердце, на сердце... — послушно согласилась баба Дуня.
— Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.
— Лягу, лягу...
Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша вернулся к себе, лёг в постель. Баба Дуня ворочалась, вздыхала: не сразу отступало то, что пришло во сне. Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. Про карточки он знал. Давно, в войну и после, на них давали хлеб. А Петяня, о котором горевала бабушка, — это отец.
Следующей ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу её понял, что она неспокойно спала.
— Не будила тебя? Ну и слава Богу...
Прошёл ещё день и ещё, а потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:
— Спать тебе баба Дуня даёт? Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестаёт, мы пробовали.
По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой, а тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец, но для него они прошли. А для бабушки — нет. И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. Все люди прожили горькое и забыли, а у неё оно снова и снова. Но как помочь?
Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет- нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».
За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Пришла ночь, потушили свет. Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа, и, когда наконец из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.
— Потеряла... Нету карточек... — бормотала баба Дуня ещё негромко. — Карточки... Где...
Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял — топнуть. Чтобы уж наверняка.
— Хлебные... карточки... — в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
— Вот ваши карточки, бабаня... В синем платочке, да? Это ваши, вы обронили, а я поднял. Вот видите, возьмите, — настойчиво повторял он.
Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. Не сразу пришли слова, но пришли:
— Мои, мои... Платочек мой, синий. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек...
Гриша поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно, белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе... Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчётливо понял — ни слова, ни даже намёка. Это должно остаться и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление. (По Б. Екимову)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов. Почему с некоторыми вариантами формулировок вы не согласны? Обоснуйте свою точку зрения.
1) Какой след в душе человека оставляет война? Над этой проблемой размышляет Б. Екимов.
2) В тексте Бориса Екимова поднимается проблема совести: автор показывает, как у Гриши просыпается совесть и он решает вернуть бабушке её хлебные карточки.
3) Всегда ли мы готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается? Над этим вопросом предлагает задуматься писатель Борис Екимов, поднимая проблему милосердия.
4) Писатель Б. Екимов поднимает проблему подлинных и мнимых человеческих ценностей.
5) Прочитанный текст заставил меня задуматься над проблемой влияния войны на человека.
14. Прочитайте фрагмент сочинения по тексту Б. Екимова. Вставьте на место пропусков слова и конструкции, организующие текстовый комментарий. (Вы можете воспользоваться типовыми конструкциями, помещёнными на с. 33.)
Все ли из нас готовы дарить добро своим близким, заботиться о них? Над этим вопросом размышляет писатель Борис Екимов, обращаясь к проблеме милосердия.
__________________________________________________________________________
на примере взаимоотношений бабушки и внука. ________________________________,
что тревожные сны бабы Дуни — это отголосок с прошлой войны, тревога, за детей, которым угрожает смерть от голода. ____________________________________
____________, как в душе Гриши пробуждается жалость, и он понимает, что______
истерзанную душу бабушки не вылечишь окриком «Молчать!» ___________________
фраза, перекликающаяся с заглавием рассказа «И придёт исцеление».______________
__________________________________________________________________________,
что добро, милосердие могут исцелить любую душевную боль.
15. Прочитайте текст и прокомментируйте проблему текста. Подобрать примеры-иллюстрации для комментария вам помогут фрагменты текста, выделенные серым фоном.
КНИГИ, ОТКРЫВАЮЩИЕ НАС
Я убеждён, что у слова есть свои недра...
Человек по-разному приходит к пониманию этой извечной истины. Многое зависит от того, как сложилась судьба, жизнь человека.
Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, проникать в сокровенные глубины духа, контактировать с настоящим, прошлым и будущим. Книга связывает людей. Объединяет людей и телевидение; это понятно, но для того, чтобы одолеть огромное количество литературы, накопленной человечеством за века, творения Гомера, Данте, Вергилия, Толстого, Хемингуэя, Фолкнера и других гениев человечества, хотя бы часть этого богатства, а его можно осваивать без конца, следует от чего-то отказаться... Восемь часов у человека уходит на сон, восемь на работу, и, если он будет просиживать часами у телевизора, ему некогда будет читать...
К книгам относишься так же, как и к друзьям: в юношеском возрасте их много, но отношения с ними более поверхностные, некритические, легковесные; нравится, допустим, кому-то то же, что и тебе, ты и его уже считаешь другом, единомышленником, хотя, может, и общего-то между вами разве что одна полюбившаяся книжка... С годами круг знакомств сужается, может быть, остаются один-два человека, которых называешь друзьями, но зато уж это подлинные, испытанные друзья. Так и с книгами. К каким-то авторам, которыми увлекался в юности, уже нет особенного желания возвращаться — эти книги ты навсегда прочитал. С другими писателями наоборот. Вот Достоевский, он не только остаётся для меня тем же, кем и был, но и день ото дня укрупняется, вырастает в моих глазах. Эпоха его миновала, исчез, канул в Лету мрачный, призрачный Петербург, но творения Достоевского, дух его прозы, слово его —- продолжают меня волновать, не дают мне покоя.
Круг друзей неизбежно сужается, но также неотвратимо углубляется и любовь к ним. Есть тут определённая взаимосвязь...
...Каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел, полной погружённости в тему. в систему образов — вся душа должна быть там. Иначе ничего не получится. Не знаю, но, наверное, во мне осталось испытанное некогда, ещё в самом раннем детстве, благоговейное отношение к книге, к печатному слову.
Я всегда с трепетом брал в руки книгу как нечто действительно святое. Для меня в ту пору не было плохих книг, я восхищался каждой буквой, а человек, написавший книгу, мне неизменно представлялся таким, как Пушкин и Толстой. Увы, позднее пришлось узнать, что могут быть и плохие книги, равнодушные, написанные без искорки святости. Пусть это будет несколько наивно, но я и по сей день всё же мечтаю, чтобы не было плохих книг, чтобы мы не разрушали то представление о книге и писателе, которое зарождается у человека в детстве. (По Ч. Айтматову)
16. Прочитайте фрагмент рецензии по тексту Чингиза Айтматова. Вставьте на место пропусков слова и конструкции, организующие текстовый комментарий. (Вы можете воспользоваться типовыми конструкциями, помещёнными на с. 33.)
Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет писатель Чингиз Айтматов. ______________________________________________
книга — это важное звено в духовной связи людей. __________________________, что________________________; действительно, книги, как и друзья, сопровождают человека всю жизнь, а некоторые из них становятся особенно значимы и дороги. Для того чтобы книга действительно стала верным другом и помощником, люди должны особым образом относиться к чтению.
__________________________________________________________________________:
«...Каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел...» _________________________, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному читателю, благоговеющему перед печатным словом.______________________________________
_______________ , чтобы не было плохих книг, без искры таланта, написанных равнодушными людьми.
17. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему. Найдите два примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Впишите сочинение в таблицу, образец которой приведён после текста.
Байкал, казалось бы, должен подавлять человека свои величием
и размерами — в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего существа. Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьёшь эту воду. Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в неё: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесёт над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернёшься ты с удесятерённой надеждой: там, впереди, обетованная жизнь...
А очищающее, а вдохновляющее, а взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие Байкала!.. Ни учесть, ни пометить его нельзя, его опять-таки можно только почувствовать в себе, но с нас достаточно и того, что оно существует.
Вернувшись однажды с прогулки, Л. Н. Толстой записал:
«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Всё недоброе и в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра».
Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока ещё рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли крепится наше благоразумие и благодеяние?! Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас. И разве все мы не слышим этот зов? Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобности берёзку, долго каялся и просил прощения у берёзки за то, что вынужден её погубить. Теперь мы стали иными. И всё-таки не оттого ли и в состоянии мы удержать занесённую уже не над берёзкой, как двести и триста лет назад, а над самим батюшкой Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой, в том числе и им?! За добро добром, за милость милостью — по извечному кругу нравственного бытия...
Б^ чкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота непогу б ленной, воздух незасорённым, а жизнь в нём и вокруг него — неиспорченной.
Это прежде всего необходимо нам.
Байкал, Байкал...
Он давно уже стал символом наших отношений с природой, и от того, быть или не быть в чистоте и сохранности Байкалу, зависит ныне слишком многое. (В. Распутин)
Первый пример-иллюстрация | |
Пояснение значения первого примера | |
Смысловая связь со вторым примером | |
Второй пример-иллюстрация | |
Пояснение значения второго примера | |
18. Прочитайте текст, сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Определите позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки — материал для сочинения.
Чуть ли не на каждом шагу мы вносим свой вклад в уничтожение дикой природы. Таких примеров можно приводить множество. И всё это происходит лишь потому, что нарушается простой жизненный принцип: если можешь, не причиняй беспокойства другим. Великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери вложил в уста одного из своих героев мудрые слова: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Гордясь своим разумом и силой, не следует забывать о том, что человек, в сущности, лишь совсем недавно перешагнул тонкую грань, отделяющую его от животного. И не абсолютный разум в нас, а только первые проблески его.
Чтобы лучше осознать необходимость защиты природы, мы должны определить, чем же мы обязаны животному миру, кроме того, что сами являемся его представителями. (По А. Агееву)
Материал для сочинения
Автор поднимает такую актуальную проблему, как...
По мнению Агеева, в своём отношении к миру человечество должно руководствоваться простым принципом... Неслучайно автор цитирует... Эти слова напоминают нам о том, что... Действительно, человек не должен забывать о том, что...
Я думаю, что позицию автора можно сформулировать следующим образом...
19. Прочитайте текст, сформулируйте проблему текста. Найдите два примера-иллюстрации, которые важны для понимания проблемы. При написании комментария можете использовать подсказки — материал для сочинения.
Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.
Ведь что такое культура? Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, — дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, чувствами, интересами. (По С. Соловейчику)
Материал для сочинения
Что такое...? Какого человека можно назвать...? Такие вопросы привлекли внимание Симона Соловейчика.
Размышляя над поставленной проблемой, автор подчёркивает, что культурным принято называть... Соловейчик проводит аналогию между... (Автор сравнивает...) Публицист пишет о... По его мнению, дикарь в наши дни — это...
Таким образом, автор приходит к следующему выводу...
20. Прочитайте текст, сформулируйте проблему текста. Найдите два примера- иллюстрации, которые важны для понимания проблемы. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. При написании комментария можете использовать подсказки — материал для сочинения.
Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что он способен! Ведь каждый может куда больше, чем ему кажется, — он и смелее, чем он себя считает, и выносливее, и сильнее, и приспособленней. В голодную зиму ленинградской блокады мы насмотрелись на чудеса человеческих душ. Именно душ, прежде всего душ, потому что в этих истощённых, изглоданных муками телах поражала энергия души, её стойкость. Теоретически даже медицина не могла представить организм, способный вынести столько лишений. Для человека — как и для стали, для проводников, для бетона — существуют пределы допустимых нагрузок. И вдруг оказалось, что пределы эти можно превзойти и люди могут жить не физическими силами — их не было, они были исчерпаны, а люди продолжали жить и действовать силами, не предусмотренными медициной: любовью к Родине, ненавистью, злостью.
Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой. Невесть откуда — и нахлынут силы, и ум заострится, вскипит воображение...
Вот это-то важно: возможность такого состояния, когда человек превосходит себя, свои обычные способности и пределы. Значит, это возможно, а если это возможно однажды, то почему не дважды и не каждодневно? Ресурсы человека ещё плохо изучены. (По Д. Гранину)
Материал для сочинения
Писатель Даниил Гранин размышляет над проблемой...
Неслучайно автор восхищается «энергией души», которая... Действительно, человек может творить чудеса, если... Гранин подчёркивает, что и в будничной жизни бывают моменты, когда... По мнению автора...
Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу...
21. Прочитайте текст, сформулируйте проблему текста. Найдите два примера- иллюстрации, которые важны для понимания проблемы. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. При написании комментария можете использовать подсказки — материал для сочинения.
Произошла чудовищная деинтеллектуализация ТВ. Писателя на экране заменил скетчист, историка — журналист, кое-что почитавший по истории, учёного — полу невежественный популяризатор. Остались, конечно, ещё реликты профессионализма, но я говорю о тенденции.
Особо хочется сказать о кинофильмах, в основном американских, которые без конца крутят по ТВ. Об уровне даже говорить не хочется — наши рядовые «мосфильмовские» ленты смотрятся после них как высокое искусство. А уж от лент «Москва слезам не верит» или «Место встречи изменить нельзя» просто дух захватывает. Обилие «импорта» нам объясняют тем, что-де советский кинематограф в своё время не обеспечил нас достаточным для многочасового и многоканального вещания киноматериалом. Допустим... Но почему тогда так любовно и тщательно отбираются для нас американские боевики, снятые в самый разгар «холодной войны» и показывающие, как хорошие американские парни бьют, режут, стреляют, взрывают тупых монстров, одетых в странную форму — гибрид советского кителя и гусарского ментика времён войны 1812 года. Не уверен я, что американцы при всей своей симпатии к интенсивно идущему в России процессу саморазрушения показывают своим налогоплательщикам, скажем, весьма неплохой сериал «ТАСС уполномочен заявить...». Они же не идиоты, чтобы за свои деньги воспитывать у соотечественников комплекс национальной неполноценности. А мы? (По Ю. Полякову)
Материал для сочинения
В центре внимания Ю. Полякова проблема...
Автор не на шутку встревожен... Сравнивая..., он приходит к выводу, что... Особое удивление Полякова вызвано тем, что... Неслучайно текст завершается...
Итак, размышления автора приводят его к следующему выводу...
22. Прочитайте текст, сформулируйте проблему текста. Найдите два примера- иллюстрации, которые важны для понимания проблемы. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. При написании комментария можете использовать подсказки — материал для сочинения.
Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая.
Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Так нежные любовники и друзья освящают в памяти первый ! день любви и дружбы своей. Лапландец, рождённый почти в гробе природы, несмотря на то, любит хладный мрак земли своей.Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему отечество! Самоё расположение нерв, образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине. Недаром медики советуют иногда больным лечиться её воздухом; недаром житель Гельвеции, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется. (Н. Карамзин)
Материал для сочинения
Николай Карамзин размышляет над проблемой...
Автор подчёркивает, что привязанность человека к месту своего рождения объясняется... Наша нерасторжимая связь с отечеством, по мнению историка, имеет силу закона природы. В качестве примеров, подтверждающих его мысли, Карамзин приводит...
Итак, автор убеждает нас в том, что...
23. Прочитайте исходный текст и фрагменты сочинений учащихся по нему. Найдите и подчеркните в сочинениях словосочетания и конструкции, организующие комментарий. Обратите внимание на то, что в сочинениях сохранены авторский стиль, орфография и пунктуация. Оцените, насколько удачен в них комментарий. Отредактируйте сочинения.
(1)Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. (2)Жизнь таких известных красавиц, как Елены — царицы Спарты — и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы, счастливой не назовёшь. (З)Древние объясняли это ревностью и завистью богов. (4)У многих народов считалось, что, щедро одарив человека в одном отношении, судьба обязательно обделит его в чём-то другом. (5)Отсюда распространённое убеждение, будто красивая женщина не может быть умной, а красивый мужчина изнежен, ненадёжен и тоже, скорее всего, глуповат.
(6)С точки зрения психологии некоторые основания для этого есть. (7)Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого. (8)Когда они молоды и неотразимы, им сходит с рук чёрствость, эгоизм, высокомерие, они без труда покоряют сердца и имеют множество поклонников. (9Но мало у кого достанет сил и желания терпеть такого человека рядом с собой всю жизнь. (10)Впрочем, далеко не всегда за неспособностью внешне привлекательного человека строить прочные отношения стоит злой нрав и нелюбовь к людям. (11)Это может быть просто некая «неотёсанность», неразвитость столь необходимых в общении качеств, как такт, чуткость, гибкость. (12)Ведь мы по-настоящему эффективно учимся лишь тому, что нам действительно требуется. (13)Естественно, что человек, который не надеется наладить контакты с окружающими, полагаясь только на свою внешность, будет усерднее и успешнее осваивать тонкую науку межличностных взаимоотношений. (14)Именно здесь следует искать причины многократно обыгранной в литературе и кинематографе ситуации: некогда без памяти влюблённый в красивую стерву мужчина уходит от неё к невзрачной, но понимающей его «серой мышке», или девушка предпочитает самодовольному красавцу не наделённого яркой внешностью, но душевно близкого ей человека.
(15)Что же такое красота — дар или проклятие? (16)Это зависит и от культуры общества, и от самого человека. (17)Ведь давно замечено, что одни люди с годами становятся красивее, а другие теряют свою привлекательность. (18)На лицо накладывает отпечаток жизненный опыт, сумма всех чувств, мыслей и нравственных решений человека. (19)Если они были светлыми и достойными, лицо хорошеет, если злыми и мелочными — наоборот. (20)Многим кажется, что именно красоты им не хватает для счастья. (21)«Не родись красивой, а родись счастливой», — возражает народная мудрость.
(22)Но похоже, что и то и другое — преувеличение и на самом деле взаимосвязь между счастьем и красотой нельзя определить однозначно. (Л. Петрановская)
I. В данном тексте затрагивается проблема взаимоотношения внутренней и внешней красоты человека.
В начале своих размышлений автор говорит о том, что эта проблема существует испокон веков, и люди в разные времена находили ей разные объяснения. Читателю представляется взгляд на эту проблему с психологической точки зрения. Петрановская говорит, что очень часто отсутствие внутренней красоты не связано с врождённой чёрствостью души или злым умыслом. Она делает акцент на том, что у некоторых людей просто нет необходимости развивать внутреннюю красоту, ибо им достаточно внешней. Однако, педагог обращает наше внимание на то, что со временем внешний облик человека становится под стать его внутреннему миру и что зачастую внутренне красивые люди проживают более счастливую жизнь.
II. В наше время принято считать, что внешне красивый человек идеален во всём. Но так ли это? Над таким вопросом задумывается Л. Петрановская.
Автор с сожалением пишет, что привлекательные личности часто бывают одиноки и несчастны. Она приводит в пример самых популярных и красивых женщин всех времён и народов: Мэрилин Монро, принцесса Диана, Клеопатра. Петрановская также отмечает, что красивый человек, которого баловали в детстве и окружали всеобщим вниманием, часто не способен разговаривать на равных с окружающими. Это во многом объясняет то, почему красивые люди часто теряют связь с реальностью и со временем могут остаться одинокими и несчастными. Автор показывает, что идеальный внешне человек не всегда идеален внутри. Петрановская верит, что совершенным человека делает не тело и лицо, а большой жизненный опыт, нравственность.
III. Что такое красота? Всегда ли она оказывается рядом с понятиями любви и счастья? Над этими и другими вопросами заставляет задуматься педагог-психолог Людмила Владимировна Петрановская, поднимая в тексте проблему красоты.
Начинает автор с приведения фактов из жизни многих известных красавиц (Елены, Клеопатры, Мерилин Монро, принцессы Дианы), указывая, что, несмотря на красоту, в жизни они были не так уж счастливы. Эти примеры сразу заставляют читателя задуматься о том, что внешняя привлекательность далеко не всегда залог успеха и счастья. В древние времена подобное объяснялось «ревностью и завистью богов», в настоящее время мы в силах объяснить это с помощью психологии, к ней и обращается автор. Людмила Владимировна пишет: «Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого». Действительно, тот, кто надеется только на природную красоту, никогда не преуспеет в «тонкой науке межличностных отношений». Значит, помимо, внешней привлекателъ ности, человек должен обладать душевной чуткостью, добротой. Мне кажется, именно в сочетании этих качеств и заключается гармония.
24. Исправьте грамматические и пунктуационные ошибки, допущенные учениками при передаче чужой речи.
Предложение с ошибкой | Исправленный вариант |
1) По мнению автора: «Сострадание — это активный помощник». | |
2) Н. Самвелян пишет о том, что: «История человечества — это история его культуры». | |
3) Автор подчёркивает, что «ничто 3) не доставляет мне такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных и великодушных людях». | |
4) «Не рой другому яму, сам в неё попа- 4) дёшъ» — гласит народная мудрость. | |
5) Писатель приходит к выводу, что 5) «Я никогда не соглашусь покинуть родину». | |
6) Александр Грин в произведении 6) «Алые паруса» изображает девочку Ассоль, которой незнакомец сказал, что к тебе приплывёт возлюбленный на корабле с алыми парусами. | |
7) Автор обращает наше внимание на то что, «я специально изучал этот вопрос и знаю, что говорю». |
25. Переведите прямую речь в косвенную.
Прямая речь | Косвенная речь |
1) «Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, — рассказывает Виктор Александрович Правдин. — Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе». | 1) |
2) «Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты»,— пишет Л. Жуховицкий. | 2) |
3) С. Соловьёв вспоминает: «Мои поступки не всегда были правильными, но всегда шли от чистого сердца». | 3) |
4) «Однажды я всё же оказался так близко от лошади, что почувствовал слабый запах мокрой шерсти», — вспоминает герой. | 4) |
5) Автор утверждает: «Я убеждён, что нам нужно не министерство образования, а министерство воспитания здоровой, гармоничной личности». | 5) |
6) «Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы, под железнодорожной насыпью»,— вспоминает рассказчик. | 6) |
7) «Я поздравлял [Горького] сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал А.П. Чехов в Академию наук.— И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». | 7) |
8) В. Солоухин объясняет читателям: «Я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек». | 8) |
9) «Никогда не забывай свою родину!» — обращается к читателю автор. | 9) |
10) Герой М. Пришвина вспоминает: «Мы с санитаром взяли носилки и отнесли на берег ручья». | 10) |
26. Раскройте скобки и расставьте знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
1) Чехов никогда не забывал что любовь к человечеству лишь тогда плодотворна когда она сочетается с живым участием к судьбам отдельных людей пишет Корней Чуковский.
2) Чтобы дети приняли меня в свой мир размышляет педагог-новатор Амонашвили (Я, я) должен прийти к ним со своим детством как залогом того что я не чужой.
3) По словам Дмитрия Сергеевича Лихачёва (Я, я)зык человека это его мировоззрение и его поведение.
4) Автор пишет (М, м)ы не властны над речью других но над собственной речью мы властны это наше зеркало и пусть оно не будет грязным.
5) Как верно заметила А. Павловская (С, с)егодня роль книги в обществе заметно упала.
6) Почему люди стали равнодушны к красоте природы спрашивает автор (Н, н)аш мир по-прежнему прекрасен и удивителен.
7) Вспоминается знаменитая фраза Антуана де Сент-Экзюпери (Т, т)ы навсегда в ответе за всех кого приручил.
8) Ядерная ночь и ядерная зима ожидают нас впереди если мы не одумаемся пишет В. Алексеев (А, а) может одумаемся.
9) Один юморист точно заметил что хам остаётся хамом, даже когда извиняется.
10) По словам Вольтера свобода состоит в том чтобы зависеть только от законов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 8581.