См. схему на с. 33.
Мы предлагаем вам рассмотреть два текста разных стилей — публицистического и художественного — и фрагменты сочинений к ним.
О ДРУЖБЕ
Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?
Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы — и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества. Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.
Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба... Если бы только знать, как она завязывается и возникает... Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её...
На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека, — эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю — это есть духовная жизнь. (По И. Ильину)
Типовые констукции (клише) для комментирования проблемы
Публицистический текст Примеры-иллюстрации | Художественный текст Примеры-иллюстрации |
Ö Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Ö Автор неслучайно приводит слова (кого)… Ö Автор разделяет мнение (кого)… Ö Автор спорим (с кем)… Ö Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… Ö Особого внимание заслуживает мнение автора о… | Ö Писатель изображает (кого, что)… Ö Герой говорит… Ö Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… Ö Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Ö Симпатии автора на стороне героя, который… |
Пояснение к примерам | Пояснение к примерам |
Ö Писатель хочет сказать, что… Ö Этот пример показывает, что… Ö Смысл этого высказывания в том, что… Ö Эти слова убедительно доказывает, что… Ö Я думаю, этим примером автор хотел показать… Ö Приведенные слова содержат глубокий смысл… | Ö Автор неслучайно обращает внимание на… Ö Поступок героя показывает, как… Ö Слова (мысли) героя позволяют увидеть… Ö Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… Ö Эти события автор описывает, чтобы… |
Связь между примерами | |
Противопоставление: Автор противопоставляет приведенные примеры, чтобы показать… Сравнение, сопоставление: Сопоставляя различные точки зрения на …, автор подчеркивает… Вывод, следствие: Все сказанное приводит автора к закономерному выводу о том, что… Причина: Почему же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее. Уступки: Несмотря на кажущуюся очевидность этих доводов, автор все же не согласен с ними и приводит свои доводы в пользу… |
Советы
1. Помните о том, что критерии оценивания и суть этой части сочинения изменились. Но по-прежнему вы приводите два примера-иллюстрации из текста. Обращаем ваше внимание на то, что примеры не должны быть случайными, наспех вырванными из текста предложениями. Вам придётся пояснить их, раскрыть их роль в авторском замысле и идее. Следовательно, примеры должны быть важны для понимания проблемы текста.
2. Затем вы комментируете (поясняете) каждый из двух приведённых вами примеров. Они ведь неслучайно называются примерами-иллюстрациями: их роль сводится к тому, чтобы проиллюстрировать (продемонстрировать) ваше понимание текста — проблемы, поставленной автором, и его позиции. Кроме того, примеры могут (и должны) подвести вас к формулировке вашего отношения к позиции автора.
3. Не забудьте о том, что между двумя приведёнными примерами вы должны установить смысловую связь. Это можно сделать после первого примера как мостик ко второму или же после обоих при меров. В любом случае под смысловой связью понимается связь логическая. Вспомните, например, как вы работаете над вторым заданием КИМ. Смысловую связь вы можете выразить при помощи вводных слов и предложений, различных союзов, частиц, наречий: следовательно, напротив итак, наконец, с другой стороны, впрочем, в частности, так как, однако, только, лишь только, несмотря на, вследствие того, поэтому и др.
Первый пример-иллюстрация | Размышляя над проблемой дружбы, автор описывает отношения между людьми в современном обществе. Ильин с грустной иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: «Люди сталкиваются друг с другом и отталкиваются, подобно деревянным шарам». |
Пояснение значения первого примера | Эти примеры показывают, что настоящей дружбе многие предпочитают кратковременные бездуховные отношения, которые не сближают, а разъединяют людей. |
Смысловая связь со вторым примером | Что же можно противопоставить «трагедии всеобщего одиночества»? Автор даёт ответ на этот вопрос. |
Второй пример-иллюстрация | По его мнению, «на свете есть только одна сила, способная преодолеть одиночество человека, — эта сила есть любовь». |
Пояснение значения второго примера | Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, на любви к ближнему, поможет людям найти духовную общность и победить одиночество. |
А теперь обратимся к тексту художественного стиля.
Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись.
—- Мы уже и не ждали вас, — после первых приветствий стал оправдываться Мурод. — Решили, что не приедете, и отправились в гости. Когда же вы выехали?
— В полдень, сынок, в полдень. Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. Думал, что и не доберусь...
— Да что же мы стоим, пойдёмте домой. Вы же совсем замёрзли.
Но старик не тронулся с места. Он испытующе смотрел на сына.
— Скажи, что случилось? Почему так поспешно вызвал меня?
— Ничего не случилось. — От Мурода пахнуло водкой и табаком. — Просто соскучился...
— Он в Москву едет на три месяца. От завода направляют учиться. Вот и хочет перед отъездом повидаться, — пояснила невестка. Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: — Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду...
— Едешь, значит, учиться... Слава богу, — сказал старик. — А я, грешным делом, о чём только не передумал.
— Ну идёмте же...
Взяв отца за локоть, Мурод повёл его в подъезд. Поднимаясь по лестнице во второй раз, старик всем своим немощным телом чувствовал, как он устал. Все невзгоды долгого дня отозвались в нём сплошной неумолчной болью. Колоколом гудела голова, разламывалась поясница. На какое-то мгновение у него появилось желание остановить сына и сказать ему: «Ты, сынок, не ведаешь, что делаешь. Если тебе действительно захотелось повидаться со мной, мог бы выкроить денёк и приехать. Этим ты не уронил бы своего достоинства, а для меня встреча была бы праздником, я не устал бы молиться за тебя. Теперь же мне ничто не в радость. Как мог ты забыть, что я стар, немощен и что зимний путь не для моих костей? Как мог забыть ты?.. Ведь я отец твой...» Но ничего этого не сказал старик. Не мог он, не хотел признаться себе, что очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. В молчании он хоронил пепел истлевших надежд.
— Так едешь учиться? — безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ, копался в замочной скважине. — Учись, сынок. Хорошее это дело — учиться. (С. Турсун)
Первый пример-иллюстрация | Автор раскрывает перед нами взаимоотношения своих героев. Мы искренне сочувствуем старику отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь... |
Пояснение значения первого примера | Писатель показывает пример деятельной отцовской любви, которой протисопоставляет равнодушное отношение сына. |
Смысловая связь со вторым примером | Чтобы показать душевное состояние отца, С. Турсун использует особую хутожественную форму — внутренний монолог героя. |
Второй пример-иллюстрация | В размышлениях старика целая буря чувств: боль, обида, разочарование, однако отец не подаёт виду, что расстроен. Мы слышим только три фразы: «— Так едешь учиться?.. Учись, сынок. Хорошее это дело — учиться». |
Пояснение значения второго примера | В этих словах заключён глубокий смысл: видно, не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе. Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь. |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 2538.