Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

См. схему на с. 33.

Мы предлагаем вам рассмотреть два текста разных стилей — публицистического и художественного — и фрагменты сочинений к ним.

О ДРУЖБЕ

Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы — и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества. Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.

Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба... Если бы только знать, как она завязывается и возникает... Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её...

На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека, — эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю — это есть духовная жизнь. (По И. Ильину)

 

Типовые констукции (клише) для комментирования проблемы

 

Публицистический текст Примеры-иллюстрации Художественный текст Примеры-иллюстрации
Ö Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Ö Автор неслучайно приводит слова (кого)… Ö Автор разделяет мнение (кого)… Ö Автор спорим (с кем)… Ö Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… Ö Особого внимание заслуживает мнение автора о… Ö Писатель изображает (кого, что)… Ö Герой говорит… Ö Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… Ö Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Ö Симпатии автора на стороне героя, который…
   
Пояснение к примерам Пояснение к примерам
Ö Писатель хочет сказать, что… Ö Этот пример показывает, что… Ö Смысл этого высказывания в том, что… Ö Эти слова убедительно доказывает, что… Ö Я думаю, этим примером автор хотел показать… Ö Приведенные слова содержат глубокий смысл… Ö Автор неслучайно обращает внимание на… Ö Поступок героя показывает, как… Ö Слова (мысли) героя позволяют увидеть… Ö Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… Ö Эти события автор описывает, чтобы…

Связь между примерами

Противопоставление: Автор противопоставляет приведенные примеры, чтобы показать…

Сравнение, сопоставление: Сопоставляя различные точки зрения на …, автор подчеркивает…

Вывод, следствие: Все сказанное приводит автора к закономерному выводу о том, что…

Причина: Почему же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее.

Уступки: Несмотря на кажущуюся очевидность этих доводов, автор все же не согласен с ними и приводит свои доводы в пользу…

 

Советы

1. Помните о том, что критерии оценивания и суть этой части сочинения изменились. Но по-прежнему вы приводите два примера-иллюстрации из текста. Обращаем ваше внимание на то, что примеры не должны быть случайными, наспех вырванными из текста предложениями. Вам придётся пояснить их, раскрыть их роль в авторском замысле и идее. Следовательно, примеры должны быть важны для понимания проблемы текста.

 

2. Затем вы комментируете (поясняете) каждый из двух приведённых вами примеров. Они ведь неслучайно называются примерами-иллюстрациями: их роль сводится к тому, чтобы проиллюстрировать (продемонстрировать) ваше понимание текста — проблемы, поставленной автором, и его позиции. Кроме того, примеры могут (и должны) подвести вас к формулировке вашего отношения к позиции автора.

 

3. Не забудьте о том, что между двумя приведёнными примерами вы должны установить смысловую связь. Это можно сделать после первого примера как мостик ко второму или же после обоих при меров. В любом случае под смысловой связью понимается связь логическая. Вспомните, например, как вы работаете над вторым заданием КИМ. Смысловую связь вы можете выразить при помощи вводных слов и предложений, различных союзов, частиц, наречий: следовательно, напротив итак, наконец, с другой стороны, впрочем, в частности, так как, однако, только, лишь только, несмотря на, вследствие того, поэтому и др.

 

Первый пример-иллюстрация Размышляя над проблемой дружбы, автор описывает отношения между людьми в современном обществе. Ильин с грустной иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: «Люди сталкиваются друг с другом и отталкиваются, подобно деревянным шарам».
Пояснение значения первого примера Эти примеры показывают, что настоящей дружбе многие предпочитают кратковременные бездуховные отношения, которые не сближают, а разъединяют людей.
Смысловая связь со вторым примером Что же можно противопоставить «трагедии всеобщего одиночества»? Автор даёт ответ на этот вопрос.
Второй пример-иллюстрация По его мнению, «на свете есть только одна сила, способная преодолеть одиночество человека, — эта сила есть любовь».
Пояснение значения второго примера Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, на любви к ближнему, поможет людям найти духовную общность и победить одиночество.

 

А теперь обратимся к тексту художественного стиля.

 

Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись.

—- Мы уже и не ждали вас, — после первых приветствий стал оправдываться Мурод. — Решили, что не приедете, и отправились в гости. Когда же вы выехали?

— В полдень, сынок, в полдень. Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. Думал, что и не доберусь...

— Да что же мы стоим, пойдёмте домой. Вы же совсем замёрзли.

Но старик не тронулся с места. Он испытующе смотрел на сына.

— Скажи, что случилось? Почему так поспешно вызвал меня?

— Ничего не случилось. — От Мурода пахнуло водкой и табаком. — Просто соскучился...

— Он в Москву едет на три месяца. От завода направляют учиться. Вот и хочет перед отъездом повидаться, — пояснила невестка. Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: — Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду...

— Едешь, значит, учиться... Слава богу, — сказал старик. — А я, грешным делом, о чём только не передумал.

— Ну идёмте же...

Взяв отца за локоть, Мурод повёл его в подъезд. Поднимаясь по лестнице во второй раз, старик всем своим немощным телом чувствовал, как он устал. Все невзгоды долгого дня отозвались в нём сплошной неумолчной болью. Колоколом гудела голова, разламывалась поясница. На какое-то мгновение у него появилось желание остановить сына и сказать ему: «Ты, сынок, не ведаешь, что делаешь. Если тебе действительно захотелось повидаться со мной, мог бы выкроить денёк и приехать. Этим ты не уронил бы своего достоинства, а для меня встреча была бы праздником, я не устал бы молиться за тебя. Теперь же мне ничто не в радость. Как мог ты забыть, что я стар, немощен и что зимний путь не для моих костей? Как мог забыть ты?.. Ведь я отец твой...» Но ничего этого не сказал старик. Не мог он, не хотел признаться себе, что очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. В молчании он хоронил пепел истлевших надежд.

— Так едешь учиться? — безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ, копался в замочной скважине. — Учись, сынок. Хорошее это дело — учиться. (С. Турсун)

 

Первый пример-иллюстрация Автор раскрывает перед нами взаимоотношения своих героев. Мы искренне сочувствуем старику отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь...
Пояснение значения первого примера Писатель показывает пример деятельной отцовской любви, которой протисопоставляет равнодушное отношение сына.
Смысловая связь со вторым примером Чтобы показать душевное состояние отца, С. Турсун использует особую хутожественную форму — внутренний монолог героя.
Второй пример-иллюстрация В размышлениях старика целая буря чувств: боль, обида, разочарование, однако отец не подаёт виду, что расстроен. Мы слышим только три фразы: «— Так едешь учиться?.. Учись, сынок. Хорошее это дело — учиться».
Пояснение значения второго примера В этих словах заключён глубокий смысл: видно, не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе. Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 2488.