Сформулируйте проблему исходного текста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 2

Комментарий к проблеме

! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Согласно проекту демоверсии ЕГЭ 2019 года, в критериях оценивания задания 27 особое внимание уделяется комментарию: уточнены и детализированы требования к этой части сочинения. Теперь по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме текста» экзаменуемый может получить от 0 до 5 баллов.

Каковы новые требования к комментарию?

Комментарий к проблеме должен опираться на текст и включать два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по мнению автора сочинения, важны для понимания проблемы исходного текста. Необходимо также пояснить значение каждого примера и указать смысловую связь между ними.                                                                                                                          

Что проверяет эксперт?

Критерии оценивания ответа на задание 27 Баллы
I Содержание сочинения  
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста  

 

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. 5
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет  
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. 4
Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет  
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 3
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение 2
Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение 1
  Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста  
  Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста 0

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором. Итак, комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Типы информации в тексте

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Читая исходный текст, мы чаще всего сталкиваемся с двумя видами текстовой информации — фактуальной и концептуальной.

Фактуальная информация сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности Кто...?, Куда...?, Когда...?, Откуда...?, Как...?, Каким образом...?
Концептуальная информация субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями Почему...?, Зачем...?, По какой причине...?, Чем объясняется...?, В чём различие...?, Какая взаимосвязь...?

Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Некоторые тексты потребуют от вас умения находить подтекстовую (скрытую) информацию, не обозначенную словами, а только подразумевающуюся. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл. Выявление подтекстовой информации — авторского глубинного смысла высказывания — требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским вйдением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ. Таким образом, фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией, сформулированной автором сочинения (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т. п.).

Способы отсылки к тексту

Итак, обязательное требование к комментарию — опора на исходный текст и наличие в сочинении двух примеров из текста, важных для понимания проблемы. Рассмотрим различные способы привлечения информации исходного текста в вашем сочинении.

Ссылка на номера предложений Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.
Цитирование «Они (воспитанные люди) чистосердечны и боятся лжи, как огня», — пишет А. П. Чехов. Действительно, искренность и честность — важнейшие качества, без которых невозможно представить воспитанного человека.
Косвенное цитирование Мне кажутся особенно значимыми слова Ф. Искандера о том, что мать человека — это короткий праздник на земле. К сожалению, мы порой очень поздно понимаем, как дорога каждая минута нашей жизни, проведённая с нашими родителями, какую важную роль играет мама в жизни каждого из нас.
Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Можно предложить следующий алгоритм работы с исходным текстом, который поможет вам при написании сочинения.

Советы

1. Помните о том, что критерии оценивания и суть этой части сочинения изменились. Но по-прежнему вы приводите два примера-иллюстрации из текста. Обращаем ваше внимание на то, что примеры не должны быть случайными, наспех вырванными из текста предложениями. Вам придётся пояснить их, раскрыть их роль в авторском замысле и идее. Следовательно, примеры должны быть важны для понимания проблемы текста.

 

2. Затем вы комментируете (поясняете) каждый из двух приведённых вами примеров. Они ведь неслучайно называются примерами-иллюстрациями: их роль сводится к тому, чтобы проиллюстрировать (продемонстрировать) ваше понимание текста — проблемы, поставленной автором, и его позиции. Кроме того, примеры могут (и должны) подвести вас к формулировке вашего отношения к позиции автора.

 

3. Не забудьте о том, что между двумя приведёнными примерами вы должны установить смысловую связь. Это можно сделать после первого примера как мостик ко второму или же после обоих при меров. В любом случае под смысловой связью понимается связь логическая. Вспомните, например, как вы работаете над вторым заданием КИМ. Смысловую связь вы можете выразить при помощи вводных слов и предложений, различных союзов, частиц, наречий: следовательно, напротив итак, наконец, с другой стороны, впрочем, в частности, так как, однако, только, лишь только, несмотря на, вследствие того, поэтому и др.

 

Первый пример-иллюстрация Размышляя над проблемой дружбы, автор описывает отношения между людьми в современном обществе. Ильин с грустной иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: «Люди сталкиваются друг с другом и отталкиваются, подобно деревянным шарам».
Пояснение значения первого примера Эти примеры показывают, что настоящей дружбе многие предпочитают кратковременные бездуховные отношения, которые не сближают, а разъединяют людей.
Смысловая связь со вторым примером Что же можно противопоставить «трагедии всеобщего одиночества»? Автор даёт ответ на этот вопрос.
Второй пример-иллюстрация По его мнению, «на свете есть только одна сила, способная преодолеть одиночество человека, — эта сила есть любовь».
Пояснение значения второго примера Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, на любви к ближнему, поможет людям найти духовную общность и победить одиночество.

 

А теперь обратимся к тексту художественного стиля.

 

Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись.

—- Мы уже и не ждали вас, — после первых приветствий стал оправдываться Мурод. — Решили, что не приедете, и отправились в гости. Когда же вы выехали?

— В полдень, сынок, в полдень. Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. Думал, что и не доберусь...

— Да что же мы стоим, пойдёмте домой. Вы же совсем замёрзли.

Но старик не тронулся с места. Он испытующе смотрел на сына.

— Скажи, что случилось? Почему так поспешно вызвал меня?

— Ничего не случилось. — От Мурода пахнуло водкой и табаком. — Просто соскучился...

— Он в Москву едет на три месяца. От завода направляют учиться. Вот и хочет перед отъездом повидаться, — пояснила невестка. Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: — Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду...

— Едешь, значит, учиться... Слава богу, — сказал старик. — А я, грешным делом, о чём только не передумал.

— Ну идёмте же...

Взяв отца за локоть, Мурод повёл его в подъезд. Поднимаясь по лестнице во второй раз, старик всем своим немощным телом чувствовал, как он устал. Все невзгоды долгого дня отозвались в нём сплошной неумолчной болью. Колоколом гудела голова, разламывалась поясница. На какое-то мгновение у него появилось желание остановить сына и сказать ему: «Ты, сынок, не ведаешь, что делаешь. Если тебе действительно захотелось повидаться со мной, мог бы выкроить денёк и приехать. Этим ты не уронил бы своего достоинства, а для меня встреча была бы праздником, я не устал бы молиться за тебя. Теперь же мне ничто не в радость. Как мог ты забыть, что я стар, немощен и что зимний путь не для моих костей? Как мог забыть ты?.. Ведь я отец твой...» Но ничего этого не сказал старик. Не мог он, не хотел признаться себе, что очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. В молчании он хоронил пепел истлевших надежд.

— Так едешь учиться? — безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ, копался в замочной скважине. — Учись, сынок. Хорошее это дело — учиться. (С. Турсун)

 

Первый пример-иллюстрация Автор раскрывает перед нами взаимоотношения своих героев. Мы искренне сочувствуем старику отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь...
Пояснение значения первого примера Писатель показывает пример деятельной отцовской любви, которой протисопоставляет равнодушное отношение сына.
Смысловая связь со вторым примером Чтобы показать душевное состояние отца, С. Турсун использует особую хутожественную форму — внутренний монолог героя.
Второй пример-иллюстрация В размышлениях старика целая буря чувств: боль, обида, разочарование, однако отец не подаёт виду, что расстроен. Мы слышим только три фразы: «— Так едешь учиться?.. Учись, сынок. Хорошее это дело — учиться».
Пояснение значения второго примера В этих словах заключён глубокий смысл: видно, не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе. Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь.

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет:

1) опирается ли комментарий на текст: приведены ли два примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы, сформулированной автором сочинения;

2) даны ли пояснения к каждому из приведённых примеров;

3) выявлена ли смысловая связь между примерами;

4) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.

Критерии оценивания этой части сочинения мы приводили на с. 28- 29. Прочитайте их внимательно ещё раз.

Задания

 1.  Прочитайте текст.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят — удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём- нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки — специальные пробки, и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла — на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) — куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился? (Ф.Кривин)

  Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися.  Укажите номера правильных ответов.

1) Должны ли дети продолжать семейное дело своих родителей и можно ли привить любовь к профессии насильно?

2) Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателем следующий вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная забота родителей о своих детях?

3) Всегда ли, выбирая для ребёнка профессию, родители оказываются правы?

4) В тексте Ф. Кривина поднимается проблема неправильного подхода к воспитанию ребёнка.

5) Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и показывает, что влияет на формирование личности.

6) Должны ли дети продолжать дело своих родителей вопреки своим желаниям?

7) Ф. Кривин поднимает проблему становления личности.

8) Родителей всех времён волновала проблема воспитания. Следует ли баловать детей, потакая их слабостям? — такой вопрос возникает после чтения текста Ф. Кривина.

9) Любовь родителей к своим детям — глубокое, безграничное чувство. Способны ли дети осознать семейную любовь?

10) В центре внимания автора проблема отцов и детей.

 2.  Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы текста Ф. Кривина. Соотнесите примеры из левой колонки с типом ошибки, указанным справа, и запишите ответ.

1. Проблема текста Ф. Кривина заключается в том, что родители не должны баловать своих детей. 2. Как правильно выбрать профессию? Этой проблеме посвящён текст Ф. Кривина. 3. Проблема текста Ф. Кривина в том, что Свёрла воспитывали сына на пробках, а когда пришла пора заниматься серьёзным делом, он не захотел браться за работу. 4. С помощью иносказания автор поднимает проблему человеческих отношений. A. Неоправданное расширение проблемы. Б. Подмена формулировки проблемы пересказом. B. Подмена проблемы авторской позицией. Г. Непонимание проблемы.  

 

Ответ: ___________________________

Материал для сочинения

Автор поднимает такую актуальную проблему, как...

По мнению Агеева, в своём отношении к миру человечество должно руководствоваться простым принципом... Неслучайно автор цитирует... Эти слова напоминают нам о том, что... Действительно, человек не должен забывать о том, что...

Я думаю, что позицию автора можно сформулировать следующим образом...

 19.   Прочитайте текст, сформулируйте проблему текста. Найдите два примера-иллюстрации, которые важны для понимания проблемы. При написании комментария можете использовать подсказки — материал для сочинения.

Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.

Ведь что такое культура? Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, — дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, чувствами, интересами. (По С. Соловейчику)

 

Материал для сочинения

Что такое...? Какого человека можно назвать...? Такие вопросы привлекли внимание Симона Соловейчика.

Размышляя над поставленной проблемой, автор подчёркивает, что культурным принято называть... Соловейчик проводит аналогию между... (Автор сравнивает...) Публицист пишет о... По его мнению, дикарь в наши дни — это...

Таким образом, автор приходит к следующему выводу...

 

 20.  Прочитайте текст, сформулируйте проблему текста. Найдите два примера- иллюстрации, которые важны для понимания проблемы. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. При написании комментария можете использовать подсказки — материал для сочинения.

Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что он способен! Ведь каждый может куда больше, чем ему кажется, — он и смелее, чем он себя считает, и выносливее, и сильнее, и приспособленней. В голодную зиму ленинградской блокады мы насмотрелись на чудеса человеческих душ. Именно душ, прежде всего душ, потому что в этих истощённых, изглоданных муками телах поражала энергия души, её стойкость. Теоретически даже медицина не могла представить организм, способный вынести столько лишений. Для человека — как и для стали, для проводников, для бетона — существуют пределы допустимых нагрузок. И вдруг оказалось, что пределы эти можно превзойти и люди могут жить не физическими силами — их не было, они были исчерпаны, а люди продолжали жить и действовать силами, не предусмотренными медициной: любовью к Родине, ненавистью, злостью.

Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой. Невесть откуда — и нахлынут силы, и ум заострится, вскипит воображение...

Вот это-то важно: возможность такого состояния, когда человек превосходит себя, свои обычные способности и пределы. Значит, это возможно, а если это возможно однажды, то почему не дважды и не каждодневно? Ресурсы человека ещё плохо изучены. (По Д. Гранину)

 

Материал для сочинения

Писатель Даниил Гранин размышляет над проблемой...

Неслучайно автор восхищается «энергией души», которая... Действительно, человек может творить чудеса, если... Гранин подчёркивает, что и в будничной жизни бывают моменты, когда... По мнению автора...

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу...

 

 21.  Прочитайте текст, сформулируйте проблему текста. Найдите два примера- иллюстрации, которые важны для понимания проблемы. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. При написании комментария можете использовать подсказки — материал для сочинения.

Произошла чудовищная деинтеллектуализация ТВ. Писателя на экране заменил скетчист, историка — журналист, кое-что почитавший по истории, учёного — полу невежественный популяризатор. Остались, конечно, ещё реликты профессионализма, но я говорю о тенденции.

Особо хочется сказать о кинофильмах, в основном американских, которые без конца крутят по ТВ. Об уровне даже говорить не хочется — наши рядовые «мосфильмовские» ленты смотрятся после них как высокое искусство. А уж от лент «Москва слезам не верит» или «Место встречи изменить нельзя» просто дух захватывает. Обилие «импорта» нам объясняют тем, что-де советский кинематограф в своё время не обеспечил нас достаточным для многочасового и многоканального вещания киноматериалом. Допустим... Но почему тогда так любовно и тщательно отбираются для нас американские боевики, снятые в самый разгар «холодной войны» и показывающие, как хорошие американские парни бьют, режут, стреляют, взрывают тупых монстров, одетых в странную форму — гибрид советского кителя и гусарского ментика времён войны 1812 года. Не уверен я, что американцы при всей своей симпатии к интенсивно идущему в России процессу саморазрушения показывают своим налогоплательщикам, скажем, весьма неплохой сериал «ТАСС уполномочен заявить...». Они же не идиоты, чтобы за свои деньги воспитывать у соотечественников комплекс национальной неполноценности. А мы? (По Ю. Полякову)

 

Материал для сочинения

В центре внимания Ю. Полякова проблема...

Автор не на шутку встревожен... Сравнивая..., он приходит к выводу, что... Особое удивление Полякова вызвано тем, что... Неслучайно текст завершается...

Итак, размышления автора приводят его к следующему выводу...

 

 22.  Прочитайте текст, сформулируйте проблему текста. Найдите два примера- иллюстрации, которые важны для понимания проблемы. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. При написании комментария можете использовать подсказки — материал для сочинения.

Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая.

Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Так нежные любовники и друзья освящают в памяти первый ! день любви и дружбы своей. Лапландец, рождённый почти в гробе природы, несмотря на то, любит хладный мрак земли своей.Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему отечество! Самоё расположение нерв, образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине. Недаром медики советуют иногда больным лечиться её воздухом; недаром житель Гельвеции, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется. (Н. Карамзин)

Материал для сочинения

Николай Карамзин размышляет над проблемой...

Автор подчёркивает, что привязанность человека к месту своего рождения объясняется... Наша нерасторжимая связь с отечеством, по мнению историка, имеет силу закона природы. В качестве примеров, подтверждающих его мысли, Карамзин приводит...

Итак, автор убеждает нас в том, что...

 

 23.  Прочитайте исходный текст и фрагменты сочинений учащихся по нему. Найдите и подчеркните в сочинениях словосочетания и конструкции, организующие комментарий. Обратите внимание на то, что в сочинениях сохранены авторский стиль, орфография и пунктуация. Оцените, насколько удачен в них комментарий. Отредактируйте сочинения.

(1)Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. (2)Жизнь таких известных красавиц, как Елены — царицы Спарты — и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы, счастливой не назовёшь. (З)Древние объясняли это ревностью и завистью богов. (4)У многих народов считалось, что, щедро одарив человека в одном отношении, судьба обязательно обделит его в чём-то другом. (5)Отсюда распространённое убеждение, будто красивая женщина не может быть умной, а красивый мужчина изнежен, ненадёжен и тоже, скорее всего, глуповат.

(6)С точки зрения психологии некоторые основания для этого есть. (7)Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого. (8)Когда они молоды и неотразимы, им сходит с рук чёрствость, эгоизм, высокомерие, они без труда покоряют сердца и имеют множество поклонников. (9Но мало у кого достанет сил и желания терпеть такого человека рядом с собой всю жизнь. (10)Впрочем, далеко не всегда за неспособностью внешне привлекательного человека строить прочные отношения стоит злой нрав и нелюбовь к людям. (11)Это может быть просто некая «неотёсанность», неразвитость столь необходимых в общении качеств, как такт, чуткость, гибкость. (12)Ведь мы по-настоящему эффективно учимся лишь тому, что нам действительно требуется. (13)Естественно, что человек, который не надеется наладить контакты с окружающими, полагаясь только на свою внешность, будет усерднее и успешнее осваивать тонкую науку межличностных взаимоотношений. (14)Именно здесь следует искать причины многократно обыгранной в литературе и кинематографе ситуации: некогда без памяти влюблённый в красивую стерву мужчина уходит от неё к невзрачной, но понимающей его «серой мышке», или девушка предпочитает самодовольному красавцу не наделённого яркой внешностью, но душевно близкого ей человека.

(15)Что же такое красота — дар или проклятие? (16)Это зависит и от культуры общества, и от самого человека. (17)Ведь давно замечено, что одни люди с годами становятся красивее, а другие теряют свою привлекательность. (18)На лицо накладывает отпечаток жизненный опыт, сумма всех чувств, мыслей и нравственных решений человека. (19)Если они были светлыми и достойными, лицо хорошеет, если злыми и мелочными — наоборот. (20)Многим кажется, что именно красоты им не хватает для счастья. (21)«Не родись красивой, а родись счастливой», — возражает народная мудрость.

(22)Но похоже, что и то и другое — преувеличение и на самом деле взаимосвязь между счастьем и красотой нельзя определить однозначно. (Л. Петрановская)

 

I. В данном тексте затрагивается проблема взаимоотношения внутренней и внешней красоты человека.

В начале своих размышлений автор говорит о том, что эта проблема существует испокон веков, и люди в разные времена находили ей разные объяснения. Читателю представляется взгляд на эту проблему с психологической точки зрения. Петрановская говорит, что очень часто отсутствие внутренней красоты не связано с врождённой чёрствостью души или злым умыслом. Она делает акцент на том, что у некоторых людей просто нет необходимости развивать внутреннюю красоту, ибо им достаточно внешней. Однако, педагог обращает наше внимание на то, что со временем внешний облик человека становится под стать его внутреннему миру и что зачастую внутренне красивые люди проживают более счастливую жизнь.

 

II. В наше время принято считать, что внешне красивый человек идеален во всём. Но так ли это? Над таким вопросом задумывается Л. Петрановская.

Автор с сожалением пишет, что привлекательные личности часто бывают одиноки и несчастны. Она приводит в пример самых популярных и красивых женщин всех времён и народов: Мэрилин Монро, принцесса Диана, Клеопатра. Петрановская также отмечает, что красивый человек, которого баловали в детстве и окружали всеобщим вниманием, часто не способен разговаривать на равных с окружающими. Это во многом объясняет то, почему красивые люди часто теряют связь с реальностью и со временем могут остаться одинокими и несчастными. Автор показывает, что идеальный внешне человек не всегда идеален внутри. Петрановская верит, что совершенным человека делает не тело и лицо, а большой жизненный опыт, нравственность.

 

III. Что такое красота? Всегда ли она оказывается рядом с понятиями любви и счастья? Над этими и другими вопросами заставляет задуматься педагог-психолог Людмила Владимировна Петрановская, поднимая в тексте проблему красоты.

Начинает автор с приведения фактов из жизни многих известных красавиц (Елены, Клеопатры, Мерилин Монро, принцессы Дианы), указывая, что, несмотря на красоту, в жизни они были не так уж счастливы. Эти примеры сразу заставляют читателя задуматься о том, что внешняя привлекательность далеко не всегда залог успеха и счастья. В древние времена подобное объяснялось «ревностью и завистью богов», в настоящее время мы в силах объяснить это с помощью психологии, к ней и обращается автор. Людмила Владимировна пишет: «Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого». Действительно, тот, кто надеется только на природную красоту, никогда не преуспеет в «тонкой науке межличностных отношений». Значит, помимо, внешней привлекателъ ности, человек должен обладать душевной чуткостью, добротой. Мне кажется, именно в сочетании этих качеств и заключается гармония.

 

24. Исправьте грамматические и пунктуационные ошибки, допущенные учениками при передаче чужой речи.

Предложение с ошибкой   Исправленный вариант  
1) По мнению автора: «Сострадание — это активный помощник».  
2) Н. Самвелян пишет о том, что: «История человечества — это история его культуры».  
3) Автор подчёркивает, что «ничто 3) не доставляет мне такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных и великодушных людях».  
4) «Не рой другому яму, сам в неё попа- 4) дёшъ» — гласит народная мудрость.  
5) Писатель приходит к выводу, что 5) «Я никогда не соглашусь покинуть родину».  
6) Александр Грин в произведении 6) «Алые паруса» изображает девочку Ассоль, которой незнакомец сказал, что к тебе приплывёт возлюбленный на корабле с алыми парусами.  
7) Автор обращает наше внимание на то что, «я специально изучал этот вопрос и знаю, что говорю».  

 

 25.  Переведите прямую речь в косвенную.

 Прямая речь Косвенная речь
1) «Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, — рассказывает Виктор Александрович Правдин. — Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе». 1)
2) «Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты»,— пишет Л. Жуховицкий. 2)
3) С. Соловьёв вспоминает: «Мои поступки не всегда были правильными, но всегда шли от чистого сердца». 3)
4) «Однажды я всё же оказался так близко от лошади, что почувствовал слабый запах мокрой шерсти», — вспоминает герой. 4)
5) Автор утверждает: «Я убеждён, что нам нужно не министерство образования, а министерство воспитания здоровой, гармоничной личности». 5)
6) «Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы, под железнодорожной насыпью»,— вспоминает рассказчик. 6)
7) «Я поздравлял [Горького] сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал А.П. Чехов в Академию наук.— И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». 7)
8) В. Солоухин объясняет читателям: «Я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек». 8)
9) «Никогда не забывай свою родину!» — обращается к читателю автор. 9)
10) Герой М. Пришвина вспоминает: «Мы с санитаром взяли носилки и отнесли на берег ручья».   10)

 

 26.   Раскройте скобки и расставьте знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

1) Чехов никогда не забывал что любовь к человечеству лишь тогда плодотворна когда она сочетается с живым участием к судьбам отдельных людей пишет Корней Чуковский.

2) Чтобы дети приняли меня в свой мир размышляет педагог-новатор Амонашвили (Я, я) должен прийти к ним со своим детством как залогом того что я не чужой.

3) По словам Дмитрия Сергеевича Лихачёва (Я, я)зык человека это его мировоззрение и его поведение.

4) Автор пишет (М, м)ы не властны над речью других но над собственной речью мы властны это наше зеркало и пусть оно не будет грязным.

5) Как верно заметила А. Павловская (С, с)егодня роль книги в обществе заметно упала.

6) Почему люди стали равнодушны к красоте природы спрашивает автор (Н, н)аш мир по-прежнему прекрасен и удивителен.

7) Вспоминается знаменитая фраза Антуана де Сент-Экзюпери (Т, т)ы навсегда в ответе за всех кого приручил.

8) Ядерная ночь и ядерная зима ожидают нас впереди если мы не одумаемся пишет В. Алексеев (А, а) может одумаемся.

9) Один юморист точно заметил что хам остаётся хамом, даже когда извиняется.

10) По словам Вольтера свобода состоит в том чтобы зависеть только от законов.

Глава 2

Комментарий к проблеме

! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Согласно проекту демоверсии ЕГЭ 2019 года, в критериях оценивания задания 27 особое внимание уделяется комментарию: уточнены и детализированы требования к этой части сочинения. Теперь по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме текста» экзаменуемый может получить от 0 до 5 баллов.

Каковы новые требования к комментарию?

Комментарий к проблеме должен опираться на текст и включать два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по мнению автора сочинения, важны для понимания проблемы исходного текста. Необходимо также пояснить значение каждого примера и указать смысловую связь между ними.                                                                                                                          

Что проверяет эксперт?

Критерии оценивания ответа на задание 27 Баллы
I Содержание сочинения  
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста  

 

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. 5
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет  
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. 4
Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет  
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 3
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение 2
Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение 1
  Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста  
  Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста 0

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором. Итак, комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Типы информации в тексте

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Читая исходный текст, мы чаще всего сталкиваемся с двумя видами текстовой информации — фактуальной и концептуальной.

Фактуальная информация сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности Кто...?, Куда...?, Когда...?, Откуда...?, Как...?, Каким образом...?
Концептуальная информация субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями Почему...?, Зачем...?, По какой причине...?, Чем объясняется...?, В чём различие...?, Какая взаимосвязь...?

Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Некоторые тексты потребуют от вас умения находить подтекстовую (скрытую) информацию, не обозначенную словами, а только подразумевающуюся. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл. Выявление подтекстовой информации — авторского глубинного смысла высказывания — требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским вйдением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ. Таким образом, фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией, сформулированной автором сочинения (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т. п.).

Способы отсылки к тексту

Итак, обязательное требование к комментарию — опора на исходный текст и наличие в сочинении двух примеров из текста, важных для понимания проблемы. Рассмотрим различные способы привлечения информации исходного текста в вашем сочинении.

Ссылка на номера предложений Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.
Цитирование «Они (воспитанные люди) чистосердечны и боятся лжи, как огня», — пишет А. П. Чехов. Действительно, искренность и честность — важнейшие качества, без которых невозможно представить воспитанного человека.
Косвенное цитирование Мне кажутся особенно значимыми слова Ф. Искандера о том, что мать человека — это короткий праздник на земле. К сожалению, мы порой очень поздно понимаем, как дорога каждая минута нашей жизни, проведённая с нашими родителями, какую важную роль играет мама в жизни каждого из нас.
Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Можно предложить следующий алгоритм работы с исходным текстом, который поможет вам при написании сочинения.

Сформулируйте проблему исходного текста

¯

Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания этой проблемы

¯

Подумайте и объясните, в чем важность, значимость этих примеров для раскрытия мысли автора

¯

Продумайте и укажите смысловую связь между двумя примерами-иллюстрациями

¯

Логично включите эти примеры в текст сочинения

(Движение мысли от проблемы к позиции автора)

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 3188.