Занятия семинарского типа (практические занятия)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5.3.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (24 часа)

Тема 1. Выборы и избирательное право. Теоретические основы (2 часа)

1. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации.

2. Понятие выборов, референдума, отзыва выборного лица.

3. Понятие и место отрасли избирательного права в системе российского права, его предмет и метод.

4. Источники объективного избирательного права.

5. Избирательное право как научная и учебная дисциплина.

 

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Составить схему основных отраслей российского права, графически указать место избирательного права в системе права России.

3. С помощью справочных правовых систем найти нормативные акты, регулирующие организацию и порядок проведения выборов в РФ.

Тема 2. Принципы избирательного права (2 часа)

1. Понятие принципов избирательного права.

2. Всеобщее избирательное право.

3. Свободные выборы. Равное избирательное право.

4. Прямое и непрямое избирательное право.

5. Тайное голосование, его понятие и гарантии.

6. Периодичность выборов.

 

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Из судебной практики высших судов РФ подобрать 2-3 дела, касающихся защиты судами принципов избирательного права.

 

Тема 3. Становление института выборов и избирательного права (2 часа)

1. Народовластие и выборы в древнем мире.

2. Формирование и эволюция избирательного права в Западной Европе.

3. Основные этапы становления и развития избирательного права России.

4. Российское избирательное право во второй половине XIX - начале XX вв. (1864 - 1905 гг.).

5. Советское избирательное право и законодательство (1918 - 1991 гг.).

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Найти тексты нормативных правовых актов, а также судебные решения, затрагивающие организацию и проведение выборов в рассматриваемые периоды истории.

Тема 4. Избирательные системы (2 часа)

1. Понятие избирательной системы в широком и узком смыслах.

2. Содержание, принципы организации и особенности мажоритарной избирательной системы.

3. Содержание, принципы организации и особенности пропорциональной избирательной системы.

4. Смешанные избирательные системы.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Найти в законодательстве Российской Федерации примеры использования различных избирательных систем.

3. К итогам голосования по выборам (по указанию преподавателя) применить иную избирательную систему.

Тема 5. Референдум и выборы (4 часа)

1 Понятие референдума, его отличие от выборов.

2. Референдумное право и процесс.

3. Порядок проведения референдума Российской Федерации.

4. Порядок проведения референдума субъекта Российской Федерации.

5. Порядок проведения местного референдума в Российской Федерации.

 

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Подготовить вопросы референдума, допустимые с точки зрения действующего российского законодательства.

3. Подготовить схему проведения референдума Российской Федерации.

 

Тема 6. Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты (2 часа)

1. Понятие и принципы избирательного процесса.

2. Понятие и особенности субъектов избирательного процесса. Избирательная правосубъектность.

3. Понятие и правовой статус избирателя.

4. Правовой статус кандидата. Правовой статус представителей кандидата.

5. Политические партии как субъекты избирательного процесса.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Подготовить памятку для избирателя, которая доступно и в соответствии с законодательством показывала бы порядок разрешения споров, которые могут возникнуть при регистрации избирателя.

3. Подготовить необходимый комплект документов для регистрации кандидата и его представителей.

4. Составить статистическую справку об участии российских политических партиях в выборах различного вида и уровня.

 

Тема 7. Избирательные органы (4 часа)

1. Понятие и виды избирательных органов. Модели организации системы избирательных органов в мире.

2. Место избирательных комиссий в системе органов государственной власти и местного самоуправления. Правовой статус избирательных комиссий. Система избирательных комиссий. Компетенция избирательных комиссий и порядок их формирования.

3. Особенности правового статуса ЦИК Российской Федерации.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Составить схему формирования Центральной избирательной комиссии РФ, избирательной комиссии субъекта РФ, территориальной избирательной комиссии, а также участковой избирательной комиссии.

Тема 8. Стадии избирательного процесса в Российской Федерации (2 часа)

1. Понятие стадий избирательного процесса.

2. Назначение выборов.

3. Регистрация (учет) избирателей.

4. Образование избирательных округов и избирательных участков.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов).

6. Агитационный период и предвыборная агитация.

7. Организация и порядок голосования.

8. Подсчет голосов избирателей.

9. Установление итогов голосования и результатов выборов, их обнародование.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Подготовиться к ролевой игре по заданию преподавателя.

Тема 9. Финансирование выборов (2 часа)

1. Понятие финансирования выборов.

2. Государственное финансирование подготовки и проведения выборов.

3. Правовой режим избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений. Источники финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Опираясь на судебную практику, подготовить 5-6 задач, касающихся финансирования выборов.

3. Подготовить необходимые документы для итогового отчета кандидата (политической партии).

Тема 10. Выборы и СМИ, наблюдение за выборами (2 часа)

1. Роль средств массовой информации при проведении выборов.

2. Институт наблюдения в избирательном процессе. Правовой статус наблюдателя. Особенности правового статуса журналиста.

3.  Международные наблюдатели.

 

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Составить необходимые документы для направления избирательным объединением (кандидатом) наблюдателя на избирательный участок в день голосования.

3. Составить памятку наблюдателю о целях его деятельности, функциях, правах и обязанностях, а также об ответственности.

Тема 11. Особенности различных видов выборов (2 часа)

1. Понятие и особенности федеральных выборов. Выборы Президента РФ. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные выборы.

 

 

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. По заданию преподавателя подготовить избирательную документацию, необходимую для подготовки и проведения определенных выборов.

3. Подготовить статистическую справку об итогах голосования и результатах выборов различного вида и уровней.

4. По заданию преподавателя сравнить законы двух-трех субъектов РФ, регулирующих один и тот же вид выборов. Найти общее и различия, объяснить различия.

Тема 12. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах (2 часа)

1. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства. Избирательно-правовая ответственность.

2. Уголовно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.

3. Административно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.

4. Дисциплинарная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. По заданию преподавателя составить анализ судебной практики по применению норм законодательства РФ об ответственности за нарушения тех или иных норм избирательного права.

 

5.3.2. Практические занятия для студентов заочной формы (8 часов)

Тема 2. Принципы избирательного права (2 часа)

1. Понятие принципов избирательного права.

2. Всеобщее избирательное право.

3. Свободные выборы. Равное избирательное право.

4. Прямое и непрямое избирательное право.

5. Тайное голосование, его понятие и гарантии.

6. Периодичность выборов.

 

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Из судебной практики высших судов РФ подобрать 2-3 дела, касающихся защиты судами принципов избирательного права.

Тема 4. Избирательные системы (2 часа)

1. Понятие избирательной системы в широком и узком смыслах.

2. Содержание, принципы организации и особенности мажоритарной избирательной системы.

3. Содержание, принципы организации и особенности пропорциональной избирательной системы.

4. Смешанные избирательные системы.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Найти в законодательстве Российской Федерации примеры использования различных избирательных систем.

3. К итогам голосования по выборам (по указанию преподавателя) применить иную избирательную систему.

Тема 6. Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты (2 часа)

1. Понятие и принципы избирательного процесса.

2. Понятие и особенности субъектов избирательного процесса. Избирательная правосубъектность.

3. Понятие и правовой статус избирателя.

4. Правовой статус кандидата. Правовой статус представителей кандидата.

5. Политические партии как субъекты избирательного процесса.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Подготовить памятку для избирателя, которая доступно и в соответствии с законодательством показывала бы порядок разрешения споров, которые могут возникнуть при регистрации избирателя.

3. Подготовить необходимый комплект документов для регистрации кандидата и его представителей.

4. Составить статистическую справку об участии российских политических партиях в выборах различного вида и уровня.

Тема 11. Особенности различных видов выборов (2 часа)

1. Понятие и особенности федеральных выборов. Выборы Президента РФ. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные выборы.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. По заданию преподавателя подготовить избирательную документацию, необходимую для подготовки и проведения определенных выборов.

3. Подготовить статистическую справку об итогах голосования и результатах выборов различного вида и уровней.

4. По заданию преподавателя сравнить законы двух-трех субъектов РФ, регулирующих один и тот же вид выборов. Найти общее и различия, объяснить различия.

5.3.3. Практические занятия для студентов заочной формы ускоренного обучения (6 часов)

Тема 2. Принципы избирательного права (2 часа)

1. Понятие принципов избирательного права.

2. Всеобщее избирательное право.

3. Свободные выборы. Равное избирательное право.

4. Прямое и непрямое избирательное право.

5. Тайное голосование, его понятие и гарантии.

6. Периодичность выборов.

 

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Из судебной практики высших судов РФ подобрать 2-3 дела, касающихся защиты судами принципов избирательного права.

Тема 6. Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты (2 часа)

1. Понятие и принципы избирательного процесса.

2. Понятие и особенности субъектов избирательного процесса. Избирательная правосубъектность.

3. Понятие и правовой статус избирателя.

4. Правовой статус кандидата. Правовой статус представителей кандидата.

5. Политические партии как субъекты избирательного процесса.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Подготовить памятку для избирателя, которая доступно и в соответствии с законодательством показывала бы порядок разрешения споров, которые могут возникнуть при регистрации избирателя.

3. Подготовить необходимый комплект документов для регистрации кандидата и его представителей.

4. Составить статистическую справку об участии российских политических партиях в выборах различного вида и уровня.

Тема 11. Особенности различных видов выборов (2 часа)

1. Понятие и особенности федеральных выборов. Выборы Президента РФ. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные выборы.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. По заданию преподавателя подготовить избирательную документацию, необходимую для подготовки и проведения определенных выборов.

3. Подготовить статистическую справку об итогах голосования и результатах выборов различного вида и уровней.

4. По заданию преподавателя сравнить законы двух-трех субъектов РФ, регулирующих один и тот же вид выборов. Найти общее и различия, объяснить различия.

 


5.4. Самостоятельная работа обучающихся (учебно-методическое обеспечение)

Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.

К видам самостоятельной работы бакалавров относятся:

• предварительное ознакомление с программой курса и тематикой лекционных занятий;

• конспектирование;

• реферирование литературы;

• аннотирование монографий и научных статей;

• подготовка к лекциям и практическим занятиям;

• решение юридических казусов по заданию преподавателя;

• тестирование;

• подготовка к участию в деловых играх;

• подготовка эссе и рефератов;

• ответы на вопросы текущей аттестации по соответствующей теме;

• выполнение индивидуальных заданий (проведение сравнительного анализа, составление таблиц, схем и др.);

• работа с ресурсами сети интернет.

 

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов очной формы обучения по отдельным темам курса

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Часы, отведенные на самостоятельное изучение темы (раздела) Вид самостоятельной работы
1 Выборы и избирательное право. Теоретические основы

7

6 Подготовка к лекционным и практическим занятиям; конспектирование; работа с ресурсами сети интернет; реферирование научной литературы
2 Принципы избирательного права 6 Подготовка к лекционным и практическим занятиям; конспектирование; работа с ресурсами сети интернет; реферирование научной литературы
3 Становление института выборов и избирательного права 4 Подготовка к практическим занятиям; работа с ресурсами сети интернет; реферирование научной литературы
4 Избирательные системы 6 Подготовка к лекционным и практическим занятиям; конспектирование; работа с ресурсами сети интернет; реферирование научной литературы
5 Референдум и выборы   Подготовка к практическим занятиям; работа с ресурсами сети интернет; реферирование научной литературы
6 Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты 6 Подготовка к лекционным и практическим занятиям; конспектирование; работа с ресурсами сети интернет; реферирование научной литературы
7 Избирательные органы 6 Подготовка к практическим занятиям; работа с ресурсами сети Интернет; реферирование научной литературы
8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации 6 Подготовка к лекционным и практическим занятиям; конспектирование; работа с ресурсами сети интернет; реферирование научной литературы
9 Финансирование выборов 6 Подготовка к практическим занятиям; работа с ресурсами сети интернет; реферирование научной литературы
10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами 6 Подготовка к практическим занятиям; работа с ресурсами сети интернет; реферирование научной литературы
11 Особенности различных видов выборов 6 Подготовка к лекционным и практическим занятиям; конспектирование; работа с ресурсами сети интернет; реферирование научной литературы
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах 4 Подготовка к лекционным и практическим занятиям; конспектирование; работа с ресурсами сети интернет; реферирование научной литературы
  ВСЕГО 68  

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по отдельным темам курса

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Часы, отведенные на самостоятельное изучение темы (раздела) Вид самостоятельной работы
1 Выборы и избирательное право. Теоретические основы 6 Конспектирование, реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
2 Принципы избирательного права 8 Подготовка к практическим занятиям, реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
3 Становление института выборов и избирательного права 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
4 Избирательные системы 8 Подготовка к практическим занятиям, реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
5 Референдум и выборы 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
6 Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты 8 Конспектирование, реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
7 Избирательные органы 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
9 Финансирование выборов 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
11 Особенности различных видов выборов 8 Подготовка к практическим занятиям, реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет

Всего

94  

Модель (особенности) самостоятельной работы для студентов заочной формы ускоренного обучения по отдельным темам курса

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Часы, отведенные на самостоятельное изучение темы (раздела) Вид самостоятельной работы
1 Выборы и избирательное право. Теоретические основы 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
2 Принципы избирательного права 8 Подготовка к практическим занятиям, реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
3 Становление института выборов и избирательного права 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
4 Избирательные системы 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
5 Референдум и выборы 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
6 Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
7 Избирательные органы 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации 10 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
9 Финансирование выборов 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
11 Особенности различных видов выборов 8 Подготовка к практическим занятиям, реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах 8 Реферирование научной литературы, работа с ресурсами сети Интернет

ВСЕГО

98  





Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.