Вологда
2018
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 г. № 1511.
Рабочая программа составлена для студентов очной, заочной, заочной формы ускоренного обучения набора 2016 года.
ОДОБРЕНА на заседании Методического совета Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
протокол № 6 от «26» июня 2018г.
РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры государственно-правовых дисциплин, протокол № 10 от «25» июня 2018 года.
Заведующий кафедрой _________________/Лазарева М.Н./___________
подпись расшифровка подписи дата
Исполнитель:
Старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
_______________ /Барышников О.В./______________
подпись расшифровка подписи дата
Рецензенты:
Жариков Андрей Анатольевич, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент
__________________/Жариков А.А/__________
подпись расшифровка подписи дата
Семенов Дмитрий Владимирович, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России
________________/Семенов Д.В/___________
подпись расшифровка подписи дата
Заведующий библиотекой
_________________/Жихарева Н.В./_________
© Северо-Западный институт (филиал)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Цели освоения учебной дисциплины | 6 |
2 | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (далее ОП ВО) | 6 |
3. | Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО | 7 |
3.1. | Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины | 7 |
3.2. | Взаимосвязь с последующими дисциплинами: | 7 |
4. | Объем учебной дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс» в зачетных единицах и академических часах, объем контактной работы обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы | 8 |
5. | Структура и содержание учебной дисциплины | 8 |
5.1. | Содержание дисциплины (программа курса) | 18 |
5.2. | Занятия лекционного типа (лекции) | 26 |
5.2.1 | Занятия лекционного типа для очной формы обучения | 26 |
5.2.2 | Занятия лекционного типа для очно-заочной формы обучения | 37 |
5.2.3 | Занятия лекционного типа для заочной формы ускоренного обучения | 40 |
5.3 | Занятия семинарского типа (практические занятия) | 44 |
5.3.1 | Занятия семинарского типа для очной формы обучения | 44 |
5.3.2 | Занятия семинарского типа для очно-заочной формы обучения | 57 |
5.3.3 | Занятия семинарского типа для заочной формы ускоренного обучения | 64 |
5.4. | Самостоятельная работа обучающихся (учебно-методическое обеспечение) | 69 |
6. | Инновационные формы проведения учебных занятий | 79 |
7. | Оценочные средства для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс» | 80 |
7.1. | Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины | 80 |
7.2. | Описание показателей и критериев оценивания сформированных компетенций на этапах текущей аттестации | 80 |
7.2.1. | Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций текущей аттестации | 83 |
7.2.2. | Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций для текущей аттестации | 84 |
7.2.2.1. | Задания для текущего и рубежного контроля по дисциплине | 84 |
7.2.2.2. | Текущая аттестация знаний и умений студентов по дисциплине | 87 |
7.2.2.3 | Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций для текущей аттестации и рубежного контроля | 98 |
7.3. | Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе БаРС | 102 |
7.4. | Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе промежуточной аттестации, описание шкал оценивания. | 106 |
7.4.1. | Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций | 108 |
7.4.2. | Тематика курсовых работ | 110 |
7.4.2.1. | Задания для выполнения курсовых работ по дисциплине (методические рекомендации) | 111 |
7.4.3. | Задания для осуществления промежуточной аттестации | 114 |
7.4.3.1. | Контрольные вопросы для подготовки к зачету | 114 |
7.4.3.2. | Контрольные вопросы для подготовки к экзамену | 115 |
8. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | 117 |
8.1. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 117 |
9. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | 122 |
10. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | 123 |
10.1. | Лицензионное программное обеспечение | 123 |
10.2. | Перечень электронно-библиотечных систем (ЭБС) | 123 |
11. | Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины | 123 |
1. Цели освоения учебной дисциплины
Целями изучения дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс являются: формирование у обучающихся теоретических знаний об институтах народного представительства и выборов, об историко-теоретических предпосылках и основах становления и развития избирательного права и избирательного процесса, представлений о выборах как формы высшего непосредственного выражения власти народа, как института народовластия, как способа формирования государственных органов и органов местного самоуправления, наделения полномочиями выборных должностных лиц; знаний о роли выборов в обществе и государстве, месте выборов в системе народовластия, гарантиях избирательных прав граждан на каждой стадии избирательного процесса; ознакомление студентов с концептуальными основами избирательного права как комплексного института конституционного права; формирование гражданского мировоззрения на основе знаний принципов избирательного права, международных стандартов в данной области, избирательных систем и особенностей их применения в Российской Федерации, а также практических умений и навыков самостоятельно и творчески применять полученные знания в профессиональной деятельности в аппаратах органов государственной и муниципальной власти, избирательных комиссий, политических партий, в адвокатской практике, в преподавательской деятельности на основе развитого правосознания, руководствуясь конституционными ценностями и принципами народовластия, а также развитие правового мышления и культуры, формирование активной жизненной позиции обучающихся.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
№ п/п | Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями). |
1 | ПК-1 | Способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | знать: теорию избирательного права, состояние современного отечественного законодательства о выборах, международные избирательные стандарты и принципы российского избирательного права, виды избирательных систем, права и обязанности субъектов избирательного процесса, стадии избирательного процесса и его хронологию, порядок совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права; уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; толковать и применять нормы законодательства о выборах; подготавливать проекты нормативных правовых актов, регулирующих избирательные правоотношения; осуществлять толкование актов законодательства о выборах; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения электорально-правовых норм; владеть: методикой самостоятельного изучения норм избирательного права; юридической терминологией по избирательному праву. |
2 | ПК-4 | Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации | знать: стадии избирательного процесса, порядок совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права; порядок установление итогов голосования и результатов выборов уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; толковать и применять нормы законодательства о выборах; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; правильно составлять и оформлять юридические документы; устанавливать итоги голосования и результаты выборов в соответствии с законом; владеть: юридической терминологией по избирательному праву; навыками подготовки избирательной документации, необходимой в деятельности различных субъектов избирательного процесса. |
3 | ПК - 6 | Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | знать: избирательное законодательство России, стадии избирательного процесса и его хронологию, порядок совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права; уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; совершать юридические действия в точном соответствии с законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения электорально-правовых норм; квалифицировать нарушения избирательного законодательства; владеть: навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и электоральных правовых отношений; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. |
4 | ПК-7 | Владеть навыками подготовки юридических документов | Знать: процедуры стандартизации и унификации для рационализации составления документов, составляемых избирательными комиссиями; нормативные правовые акты, регламентирующие порядок составления и оформления данных документов. Уметь: правильно составлять и оформлять юридические документы в сфере избирательного права и избирательного процесса. Владеть: навыками работы с правовыми документами, их толкования, выявления правовых ошибок |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
теорию избирательного права, состояние современного отечественного законодательства о выборах, международные избирательные стандарты и принципы российского избирательного права, виды избирательных систем, права и обязанности субъектов избирательного
процесса, стадии избирательного процесса и его хронологию, порядок
совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права;
уметь:
оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; толковать и применять нормы законодательства о выборах; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; подготавливать проекты нормативных правовых актов, регулирующих избирательные правоотношения; осуществлять правовую экспертизу актов законодательства о выборах; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения электорально-правовых норм; правильно составлять и оформлять юридические документы;
владеть:
методикой самостоятельного изучения норм избирательного права; юридической терминологией по избирательному праву; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и электоральных правовых отношений; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий; навыками подготовки избирательной документации, необходимой в деятельности различных субъектов избирательного процесса.
3. Место учебной дисциплины в структуре ОП
Курс «Избирательное право и избирательный процесс» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция», является дисциплиной по выбору.
3.1. Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины:
Б1.Б.7 | Конституционное право |
Б1.Б.8 | Административное право |
Б1.Б.13 | Уголовное право |
Б1.В.ОД.10 | Муниципальное право |
3.2. Взаимосвязь с последующими дисциплинами:
Б2.П.1 Б2.П.2 | Производственная практика |
4. Объем учебной дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс» в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объем дисциплины для очной формы обучения составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них лекции – 16 часов; практические занятия - 24 часа; самостоятельная работа - 68 часов.
Объем дисциплины для заочной формы обучения составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них лекции – 2 часа; практические занятия - 8 часов; самостоятельная работа - 94 часа, контроль – 4 часа
Объем дисциплины для заочной формы ускоренного обучения составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них лекции – 2 часа; практические занятия - 6 часов; самостоятельная работа - 96 часов, контроль – 4 часа
5. Структура и содержание учебной дисциплины
Тематический план для студентов очной формы обучения
(общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов)
№ п/п | Тема учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в час.) | Инновационные формы учебных занятий | Формы текущего контроля | |||
Занятия лекционного типа (лекции) | Занятия семинарского типа (практические занятия) | СРО | |||||
6-ой семестр | |||||||
1 | Выборы и избирательное право. Теоретические основы | 2 | 2 | 6 |
| Устный опрос | |
2 | Принципы избирательного права | 2 | 2 | 6 | Анализ избирательно-правовой практики («Кейс-стади») по материалам Центральной избирательной комиссии | Устный опрос | |
3 | Становление института выборов и избирательного права |
| 2 | 4 |
| Устный опрос | |
4 | Избирательные системы | 2 | 2 | 6 | Решение задач по установлению результатов выбора с использованием различных избирательных систем (практическое занятие) | Устный опрос | |
5 | Референдум и выборы |
| 2 | 6 |
| Устный опрос, тестирование | |
6 | Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты | 2 | 2 | 6 |
| Устный опрос | |
7 | Избирательные органы |
| 2 | 6 |
| Устный опрос | |
8 | Стадии избирательного процесса в Российской Федерации | 2 | 2 | 6 | Деловая игра: «Организация и проведение выборов» (практическое занятие) | Устный опрос | |
9 | Финансирование выборов |
| 2 | 6 |
| Устный опрос | |
10 | Выборы и СМИ, наблюдение за выборами | 2 | 2 | 6 | Анализ судебной практики через игровые судебные процессы (практическое занятие) | Устный опрос | |
11 | Особенности различных видов выборов | 2 | 2 | 6 | Устный опрос | ||
12 | Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах | 2 | 2 | 4 | Устный опрос, тестирование | ||
Всего | 16 | 24 | 68 |
Тематический план для студентов заочной формы обучения
(общая трудоемкость 3 зачетные единицы, 108 академических часов, включая 4 часа на зачет)
№ п/п | Тема учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в час.) | Инновационные формы учебных занятий | Формы текущего контроля | ||||
Занятия лекционного типа (лекции)
| Занятия семинарского типа (практические занятия) | СРО | ||||||
5 семестр | ||||||||
1 | Выборы и избирательное право. Теоретические основы | 2 |
| 1 |
|
| ||
2 | Принципы избирательного права |
|
| 3 |
|
| ||
3 | Становление института выборов и избирательного права |
|
| 3 |
|
| ||
4 | Избирательные системы |
|
| 3 |
|
| ||
5 | Референдум и выборы |
|
| 3 |
|
| ||
6 | Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты |
|
| 3 |
|
| ||
7 | Избирательные органы |
|
| 3 |
|
| ||
8 | Стадии избирательного процесса в Российской Федерации | 3 |
| |||||
9 | Финансирование выборов |
|
| 3 |
|
| ||
10 | Выборы и СМИ, наблюдение за выборами | 3 |
| |||||
11 | Особенности различных видов выборов | 3 |
| |||||
12 | Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах | 3 |
| |||||
Всего за 5 семестр | 2 | 34 |
| |||||
6 семестр | ||||||||
1 | Выборы и избирательное право. Теоретические основы |
|
| 5 |
|
| ||
2 | Принципы избирательного права |
| 2 | 5 | Анализ избирательно-правовой практики («Кейс-стади») по материалам Центральной избирательной комиссии | Устный опрос | ||
3 | Становление института выборов и избирательного права |
|
| 5 |
|
| ||
4 | Избирательные системы |
| 2 | 5 |
| Устный опрос | ||
5 | Референдум и выборы |
|
| 5 |
|
| ||
6 | Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты |
| 2 | 5 |
| Устный опрос | ||
7 | Избирательные органы |
|
| 5 |
|
| ||
8 | Стадии избирательного процесса в Российской Федерации | 5 |
| |||||
9 | Финансирование выборов |
|
| 5 |
|
| ||
10 | Выборы и СМИ, наблюдение за выборами | 5 |
| |||||
11 | Особенности различных видов выборов | 2 | 5 |
| Устный опрос | |||
12 | Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах | 5 |
| |||||
Подготовка к зачету |
| 4 | ||||||
Всего за 6 семестр | 8 | 60 |
| |||||
Всего: 108 | 2 | 8 | 94 | 4 | ||||
Тематический план для студентов заочной формы ускоренного обучения
(общая трудоемкость 3 зачетные единицы, 108 академических часов, включая 4 часа на зачет)
№ п/п | Тема учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в час.) | Инновационные формы учебных занятий | Формы текущего контроля | |||
Занятия лекционного типа (лекции) | Занятия семинарского типа (практические занятия) | СРО | |||||
5 семестр | |||||||
1 | Выборы и избирательное право. Теоретические основы | 2 |
| 1 |
|
| |
2 | Принципы избирательного права |
|
| 3 |
|
| |
3 | Становление института выборов и избирательного права |
|
| 3 |
|
| |
4 | Избирательные системы |
|
| 3 |
|
| |
5 | Референдум и выборы |
|
| 3 |
|
| |
6 | Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты |
|
| 3 |
|
| |
7 | Избирательные органы |
|
| 3 |
|
| |
8 | Стадии избирательного процесса в Российской Федерации | 3 | |||||
9 | Финансирование выборов |
|
| 3 |
|
| |
10 | Выборы и СМИ, наблюдение за выборами | 3 | |||||
11 | Особенности различных видов выборов | 3 | |||||
12 | Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах | 3 | |||||
Всего в 5 семестре | 2 | 34 | |||||
6 семестр | |||||||
1 | Выборы и избирательное право. Теоретические основы | 7 | |||||
2 | Принципы избирательного права | 2 | 5 | Анализ избирательно-правовой практики («Кейс-стади») по материалам Центральной избирательной комиссии | Устный опрос | ||
3 | Становление института выборов и избирательного права | 5 | |||||
4 | Избирательные системы | 5 | |||||
5 | Референдум и выборы | 5 | |||||
6 | Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты | 2 | 5 | Устный опрос | |||
7 | Избирательные органы | 5 | |||||
8 | Стадии избирательного процесса в Российской Федерации | 7 | |||||
9 | Финансирование выборов | 5 | |||||
10 | Выборы и СМИ, наблюдение за выборами | 5 | |||||
11 | Особенности различных видов выборов | 2 | 5 | Устный опрос | |||
12 | Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах | 5 | |||||
Подготовка к зачету | 4 | ||||||
Всего в 6 семестре | 6 | 64 | |||||
Всего: 108
5.1. Содержание дисциплины (программа курса)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 289.