Форма обучения: очная, заочная, заочная (ускоренное обучение)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вологда

2018


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 г. № 1511.

 

Рабочая программа составлена для студентов очной, заочной, заочной формы ускоренного обучения набора 2016 года.

 

ОДОБРЕНА на заседании Методического совета Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

протокол № 6 от «26» июня 2018г.

 

РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры государственно-правовых дисциплин, протокол № 10 от «25» июня 2018 года.

 

Заведующий кафедрой _________________/Лазарева М.Н./___________

                 подпись                    расшифровка подписи            дата

 

Исполнитель:

Старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

_______________ /Барышников О.В./______________                                                  

        подпись                      расшифровка подписи                       дата

Рецензенты:

Жариков Андрей Анатольевич, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент

    __________________/Жариков А.А/__________

            подпись                   расшифровка подписи            дата

Семенов Дмитрий Владимирович, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

    ________________/Семенов Д.В/___________

         подпись                   расшифровка подписи            дата

Заведующий библиотекой

    _________________/Жихарева Н.В./_________

 

 

© Северо-Западный институт (филиал)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Цели освоения учебной дисциплины   6
2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (далее ОП ВО)   6
3. Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО   7
3.1. Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины 7
3.2. Взаимосвязь с последующими дисциплинами: 7
4. Объем учебной дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс» в зачетных единицах и академических часах, объем контактной работы обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы 8
5. Структура и содержание учебной дисциплины   8
5.1. Содержание дисциплины (программа курса) 18
5.2. Занятия лекционного типа (лекции) 26
5.2.1 Занятия лекционного типа для очной формы обучения 26
5.2.2 Занятия лекционного типа для очно-заочной формы обучения 37
5.2.3 Занятия лекционного типа для заочной формы ускоренного обучения 40
5.3 Занятия семинарского типа (практические занятия) 44
5.3.1 Занятия семинарского типа для очной формы обучения 44
5.3.2 Занятия семинарского типа для очно-заочной формы обучения 57
5.3.3 Занятия семинарского типа для заочной формы ускоренного обучения 64
5.4. Самостоятельная работа обучающихся (учебно-методическое обеспечение) 69
6. Инновационные формы проведения учебных занятий   79
7. Оценочные средства для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс» 80
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины 80
7.2. Описание показателей и критериев оценивания сформированных компетенций на этапах текущей аттестации 80
7.2.1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций текущей аттестации 83
7.2.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций для текущей аттестации 84
7.2.2.1. Задания для текущего и рубежного контроля по дисциплине 84
7.2.2.2. Текущая аттестация знаний и умений студентов по дисциплине 87
7.2.2.3 Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций для текущей аттестации и рубежного контроля 98
7.3. Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе БаРС 102
7.4. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе промежуточной аттестации, описание шкал оценивания. 106
7.4.1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 108
7.4.2. Тематика курсовых работ 110
7.4.2.1. Задания для выполнения курсовых работ по дисциплине (методические рекомендации) 111
7.4.3. Задания для осуществления промежуточной аттестации 114
7.4.3.1. Контрольные вопросы для подготовки к зачету 114
7.4.3.2. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену 115
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 117
8.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 117
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины 122
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 123
10.1. Лицензионное программное обеспечение 123
10.2. Перечень электронно-библиотечных систем (ЭБС) 123
11. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины 123

1. Цели освоения учебной дисциплины

Целями изучения дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс являются: формирование у обучающихся теоретических знаний об институтах народного представительства и выборов, об историко-теоретических предпосылках и основах становления и развития избирательного права и избирательного процесса, представлений о выборах как формы высшего непосредственного выражения власти народа, как института народовластия, как способа формирования государственных органов и органов местного самоуправления, наделения полномочиями выборных должностных лиц; знаний о роли выборов в обществе и государстве, месте выборов в системе народовластия, гарантиях избирательных прав граждан на каждой стадии избирательного процесса; ознакомление студентов с концептуальными основами избирательного права как комплексного института конституционного права; формирование гражданского мировоззрения на основе знаний принципов избирательного права, международных стандартов в данной области, избирательных систем и особенностей их применения в Российской Федерации, а также практических умений и навыков самостоятельно и творчески применять полученные знания в профессиональной деятельности в аппаратах органов государственной и муниципальной власти, избирательных комиссий, политических партий, в адвокатской практике, в преподавательской деятельности на основе развитого правосознания, руководствуясь конституционными ценностями и принципами народовластия, а также развитие правового мышления и культуры, формирование активной жизненной позиции обучающихся.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

№ п/п Код компетенции Содержание компетенции Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями).
1 ПК-1 Способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности знать: теорию избирательного права, состояние современного отечественного законодательства о выборах, международные избирательные стандарты и принципы российского избирательного права, виды избирательных систем, права и обязанности субъектов избирательного процесса, стадии избирательного процесса и его хронологию, порядок совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права; уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; толковать и применять нормы законодательства о выборах; подготавливать проекты нормативных правовых актов, регулирующих избирательные правоотношения; осуществлять толкование актов законодательства о выборах; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения электорально-правовых норм; владеть: методикой самостоятельного изучения норм избирательного права; юридической терминологией по избирательному праву.  
2 ПК-4 Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации знать: стадии избирательного процесса, порядок совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права; порядок установление итогов голосования и результатов выборов   уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; толковать и применять нормы законодательства о выборах; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; правильно составлять и оформлять юридические документы; устанавливать итоги голосования и результаты выборов в соответствии с законом;   владеть: юридической терминологией по избирательному праву; навыками подготовки избирательной документации, необходимой в деятельности различных субъектов избирательного процесса.
3 ПК - 6 Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства знать: избирательное законодательство России, стадии избирательного процесса и его хронологию, порядок совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права;   уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; совершать юридические действия в точном соответствии с законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения электорально-правовых норм; квалифицировать нарушения избирательного законодательства;   владеть: навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и электоральных правовых отношений; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
4 ПК-7 Владеть навыками подготовки юридических документов Знать: процедуры стандартизации и унификации для рационализации составления документов, составляемых избирательными комиссиями; нормативные правовые акты, регламентирующие порядок составления и оформления данных документов. Уметь: правильно составлять и оформлять юридические документы в сфере избирательного права и избирательного процесса. Владеть: навыками работы с правовыми документами, их толкования, выявления правовых ошибок

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

 

знать:

теорию избирательного права, состояние современного отечественного законодательства о выборах, международные избирательные стандарты и принципы российского избирательного права, виды избирательных систем, права и обязанности субъектов избирательного

процесса, стадии избирательного процесса и его хронологию, порядок

совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права;

 

уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; толковать и применять нормы законодательства о выборах; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; подготавливать проекты нормативных правовых актов, регулирующих избирательные правоотношения; осуществлять правовую экспертизу актов законодательства о выборах; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения электорально-правовых норм; правильно составлять и оформлять юридические документы;

 

владеть:

методикой самостоятельного изучения норм избирательного права; юридической терминологией по избирательному праву; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и электоральных правовых отношений; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий; навыками подготовки избирательной документации, необходимой в деятельности различных субъектов избирательного процесса.

 


3. Место учебной дисциплины в структуре ОП

Курс «Избирательное право и избирательный процесс» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция», является дисциплиной по выбору.

 

3.1. Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины:

 

Б1.Б.7

Конституционное право

Б1.Б.8

Административное право

Б1.Б.13

Уголовное право

Б1.В.ОД.10

Муниципальное право

      

3.2. Взаимосвязь с последующими дисциплинами:

Б2.П.1

Б2.П.2

Производственная практика

4. Объем учебной дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс» в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Объем дисциплины для очной формы обучения составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них лекции – 16 часов; практические занятия - 24 часа; самостоятельная работа - 68 часов.

Объем дисциплины для заочной формы обучения составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них лекции – 2 часа; практические занятия - 8 часов; самостоятельная работа - 94 часа, контроль – 4 часа

Объем дисциплины для заочной формы ускоренного обучения составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них лекции – 2 часа; практические занятия - 6 часов; самостоятельная работа - 96 часов, контроль – 4 часа


5. Структура и содержание учебной дисциплины

Тематический план для студентов очной формы обучения

(общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов)

 

№ п/п

Тема учебной дисциплины

Виды учебной деятельности

и трудоемкость (в час.)

Инновационные формы учебных занятий

Формы текущего контроля

Занятия лекционного типа (лекции)

Занятия семинарского типа (практические занятия)

СРО

6-ой семестр

1

Выборы и избирательное право. Теоретические основы

2

2

6

 

Устный опрос

2

Принципы избирательного права

2

2

6

Анализ избирательно-правовой практики («Кейс-стади») по материалам Центральной избирательной комиссии

Устный опрос

3

Становление института выборов и избирательного права

 

2

4

 

Устный опрос

4

Избирательные системы

2

2

6

Решение задач по установлению результатов выбора с использованием различных избирательных систем (практическое занятие)

Устный опрос

5

Референдум и выборы

 

2

6

 

Устный опрос,

тестирование

6

Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты

2

2

6

 

Устный опрос

7

Избирательные органы

 

2

6

 

Устный опрос

8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации 2 2 6 Деловая игра: «Организация и проведение выборов» (практическое занятие) Устный опрос

9

Финансирование выборов

 

2

6

 

Устный опрос

10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами 2 2 6 Анализ судебной практики через игровые судебные процессы (практическое занятие) Устный опрос
11 Особенности различных видов выборов 2 2 6   Устный опрос
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах 2 2 4   Устный опрос, тестирование

Всего

16 24 68    

 

 

Тематический план для студентов заочной формы обучения

 

(общая трудоемкость 3 зачетные единицы, 108 академических часов, включая 4 часа на зачет)

 

№ п/п

Тема учебной дисциплины

Виды учебной деятельности

и трудоемкость (в час.)

Инновационные формы учебных занятий

Формы текущего контроля

Занятия лекционного типа (лекции)

 

Занятия семинарского типа (практические занятия)

СРО

5 семестр

1

Выборы и избирательное право. Теоретические основы

2

 

1

 

 

2

Принципы избирательного права

 

 

3

 

 

3

Становление института выборов и избирательного права

 

 

3

 

 

4

Избирательные системы

 

 

3

 

 

5

Референдум и выборы

 

 

3

 

 

6

Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты

 

 

3

 

 

7

Избирательные органы

 

 

3

 

 

8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации     3

 

 

9

Финансирование выборов

 

 

3

 

 

10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами     3

 

 
11 Особенности различных видов выборов     3

 

 
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах     3

 

 

Всего за 5 семестр

2   34  

 

6 семестр

1

Выборы и избирательное право. Теоретические основы

 

 

5

 

 

2

Принципы избирательного права

 

2

5

Анализ избирательно-правовой практики («Кейс-стади») по материалам Центральной избирательной комиссии

Устный опрос

3

Становление института выборов и избирательного права

 

 

5

 

 

4

Избирательные системы

 

2

5

 

Устный опрос

5

Референдум и выборы

 

 

5

 

 

6

Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты

 

2

5

 

Устный опрос

7

Избирательные органы

 

 

5

 

 

8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации     5

 

 

9

Финансирование выборов

 

 

5

 

 

10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами     5

 

 
11 Особенности различных видов выборов   2 5

 

Устный опрос
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах     5

 

 

 Подготовка к зачету

     

 

4

 Всего за 6 семестр

  8 60

 

 

 Всего: 108

2 8 94 4
                 

Тематический план для студентов заочной формы ускоренного обучения

 

(общая трудоемкость 3 зачетные единицы, 108 академических часов, включая 4 часа на зачет)

 

№ п/п

Тема учебной дисциплины

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в час.)

Инновационные формы учебных занятий

Формы текущего контроля

Занятия лекционного типа (лекции) Занятия семинарского типа (практические занятия) СРО

5 семестр

1

Выборы и избирательное право. Теоретические основы

2

 

1

 

 

2

Принципы избирательного права

 

 

3

 

 

3

Становление института выборов и избирательного права

 

 

3

 

 

4

Избирательные системы

 

 

3

 

 

5

Референдум и выборы

 

 

3

 

 

6

Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты

 

 

3

 

 

7

Избирательные органы

 

 

3

 

 

8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации     3    

9

Финансирование выборов

 

 

3

 

 

10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами     3    
11 Особенности различных видов выборов     3    
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах     3    

Всего в 5 семестре

2   34    

6 семестр

1 Выборы и избирательное право. Теоретические основы     7    
2 Принципы избирательного права   2 5 Анализ избирательно-правовой практики («Кейс-стади») по материалам Центральной избирательной комиссии Устный опрос
3 Становление института выборов и избирательного права     5    
4 Избирательные системы     5    
5 Референдум и выборы     5    
6 Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты   2 5   Устный опрос
7 Избирательные органы     5    
8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации     7    
9 Финансирование выборов     5    
10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами     5    
11 Особенности различных видов выборов   2 5   Устный опрос
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах     5    

Подготовка к зачету

        4

Всего в 6 семестре

  6 64    





Всего: 108

2 6 96 4

 

 


5.1. Содержание дисциплины (программа курса)


Дата: 2019-02-02, просмотров: 249.