ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Северо-Западный институт (филиал) Университета

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель Методического совета

  

______________________О.А. Белов

                                                                                               

"_______" ________________ 2018 г.

 

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП ВО по направлению подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

(уровень бакалавриата)

Форма обучения: очная, заочная, заочная (ускоренное обучение)

 

Вологда

2018


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 г. № 1511.

 

Рабочая программа составлена для студентов очной, заочной, заочной формы ускоренного обучения набора 2016 года.

 

ОДОБРЕНА на заседании Методического совета Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

протокол № 6 от «26» июня 2018г.

 

РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры государственно-правовых дисциплин, протокол № 10 от «25» июня 2018 года.

 

Заведующий кафедрой _________________/Лазарева М.Н./___________

                 подпись                    расшифровка подписи            дата

 

Исполнитель:

Старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

_______________ /Барышников О.В./______________                                                  

        подпись                      расшифровка подписи                       дата

Рецензенты:

Жариков Андрей Анатольевич, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент

    __________________/Жариков А.А/__________

            подпись                   расшифровка подписи            дата

Семенов Дмитрий Владимирович, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

    ________________/Семенов Д.В/___________

         подпись                   расшифровка подписи            дата

Заведующий библиотекой

    _________________/Жихарева Н.В./_________

 

 

© Северо-Западный институт (филиал)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Цели освоения учебной дисциплины   6
2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (далее ОП ВО)   6
3. Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО   7
3.1. Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины 7
3.2. Взаимосвязь с последующими дисциплинами: 7
4. Объем учебной дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс» в зачетных единицах и академических часах, объем контактной работы обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы 8
5. Структура и содержание учебной дисциплины   8
5.1. Содержание дисциплины (программа курса) 18
5.2. Занятия лекционного типа (лекции) 26
5.2.1 Занятия лекционного типа для очной формы обучения 26
5.2.2 Занятия лекционного типа для очно-заочной формы обучения 37
5.2.3 Занятия лекционного типа для заочной формы ускоренного обучения 40
5.3 Занятия семинарского типа (практические занятия) 44
5.3.1 Занятия семинарского типа для очной формы обучения 44
5.3.2 Занятия семинарского типа для очно-заочной формы обучения 57
5.3.3 Занятия семинарского типа для заочной формы ускоренного обучения 64
5.4. Самостоятельная работа обучающихся (учебно-методическое обеспечение) 69
6. Инновационные формы проведения учебных занятий   79
7. Оценочные средства для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс» 80
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины 80
7.2. Описание показателей и критериев оценивания сформированных компетенций на этапах текущей аттестации 80
7.2.1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций текущей аттестации 83
7.2.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций для текущей аттестации 84
7.2.2.1. Задания для текущего и рубежного контроля по дисциплине 84
7.2.2.2. Текущая аттестация знаний и умений студентов по дисциплине 87
7.2.2.3 Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций для текущей аттестации и рубежного контроля 98
7.3. Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе БаРС 102
7.4. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе промежуточной аттестации, описание шкал оценивания. 106
7.4.1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 108
7.4.2. Тематика курсовых работ 110
7.4.2.1. Задания для выполнения курсовых работ по дисциплине (методические рекомендации) 111
7.4.3. Задания для осуществления промежуточной аттестации 114
7.4.3.1. Контрольные вопросы для подготовки к зачету 114
7.4.3.2. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену 115
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 117
8.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 117
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины 122
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 123
10.1. Лицензионное программное обеспечение 123
10.2. Перечень электронно-библиотечных систем (ЭБС) 123
11. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины 123

1. Цели освоения учебной дисциплины

Целями изучения дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс являются: формирование у обучающихся теоретических знаний об институтах народного представительства и выборов, об историко-теоретических предпосылках и основах становления и развития избирательного права и избирательного процесса, представлений о выборах как формы высшего непосредственного выражения власти народа, как института народовластия, как способа формирования государственных органов и органов местного самоуправления, наделения полномочиями выборных должностных лиц; знаний о роли выборов в обществе и государстве, месте выборов в системе народовластия, гарантиях избирательных прав граждан на каждой стадии избирательного процесса; ознакомление студентов с концептуальными основами избирательного права как комплексного института конституционного права; формирование гражданского мировоззрения на основе знаний принципов избирательного права, международных стандартов в данной области, избирательных систем и особенностей их применения в Российской Федерации, а также практических умений и навыков самостоятельно и творчески применять полученные знания в профессиональной деятельности в аппаратах органов государственной и муниципальной власти, избирательных комиссий, политических партий, в адвокатской практике, в преподавательской деятельности на основе развитого правосознания, руководствуясь конституционными ценностями и принципами народовластия, а также развитие правового мышления и культуры, формирование активной жизненной позиции обучающихся.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

№ п/п Код компетенции Содержание компетенции Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями).
1 ПК-1 Способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности знать: теорию избирательного права, состояние современного отечественного законодательства о выборах, международные избирательные стандарты и принципы российского избирательного права, виды избирательных систем, права и обязанности субъектов избирательного процесса, стадии избирательного процесса и его хронологию, порядок совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права; уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; толковать и применять нормы законодательства о выборах; подготавливать проекты нормативных правовых актов, регулирующих избирательные правоотношения; осуществлять толкование актов законодательства о выборах; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения электорально-правовых норм; владеть: методикой самостоятельного изучения норм избирательного права; юридической терминологией по избирательному праву.  
2 ПК-4 Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации знать: стадии избирательного процесса, порядок совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права; порядок установление итогов голосования и результатов выборов   уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; толковать и применять нормы законодательства о выборах; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; правильно составлять и оформлять юридические документы; устанавливать итоги голосования и результаты выборов в соответствии с законом;   владеть: юридической терминологией по избирательному праву; навыками подготовки избирательной документации, необходимой в деятельности различных субъектов избирательного процесса.
3 ПК - 6 Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства знать: избирательное законодательство России, стадии избирательного процесса и его хронологию, порядок совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права;   уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; совершать юридические действия в точном соответствии с законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения электорально-правовых норм; квалифицировать нарушения избирательного законодательства;   владеть: навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и электоральных правовых отношений; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
4 ПК-7 Владеть навыками подготовки юридических документов Знать: процедуры стандартизации и унификации для рационализации составления документов, составляемых избирательными комиссиями; нормативные правовые акты, регламентирующие порядок составления и оформления данных документов. Уметь: правильно составлять и оформлять юридические документы в сфере избирательного права и избирательного процесса. Владеть: навыками работы с правовыми документами, их толкования, выявления правовых ошибок

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

 

знать:

теорию избирательного права, состояние современного отечественного законодательства о выборах, международные избирательные стандарты и принципы российского избирательного права, виды избирательных систем, права и обязанности субъектов избирательного

процесса, стадии избирательного процесса и его хронологию, порядок

совершения избирательных действий и процедур, порядок рассмотрения избирательных споров и меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям за нарушение норм избирательного права;

 

уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями избирательного права; толковать и применять нормы законодательства о выборах; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; подготавливать проекты нормативных правовых актов, регулирующих избирательные правоотношения; осуществлять правовую экспертизу актов законодательства о выборах; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения электорально-правовых норм; правильно составлять и оформлять юридические документы;

 

владеть:

методикой самостоятельного изучения норм избирательного права; юридической терминологией по избирательному праву; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и электоральных правовых отношений; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий; навыками подготовки избирательной документации, необходимой в деятельности различных субъектов избирательного процесса.

 


3. Место учебной дисциплины в структуре ОП

Курс «Избирательное право и избирательный процесс» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция», является дисциплиной по выбору.

 

3.1. Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины:

 

Б1.Б.7

Конституционное право

Б1.Б.8

Административное право

Б1.Б.13

Уголовное право

Б1.В.ОД.10

Муниципальное право

      

3.2. Взаимосвязь с последующими дисциплинами:

Б2.П.1

Б2.П.2

Производственная практика

4. Объем учебной дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс» в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Объем дисциплины для очной формы обучения составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них лекции – 16 часов; практические занятия - 24 часа; самостоятельная работа - 68 часов.

Объем дисциплины для заочной формы обучения составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них лекции – 2 часа; практические занятия - 8 часов; самостоятельная работа - 94 часа, контроль – 4 часа

Объем дисциплины для заочной формы ускоренного обучения составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них лекции – 2 часа; практические занятия - 6 часов; самостоятельная работа - 96 часов, контроль – 4 часа


5. Структура и содержание учебной дисциплины

Тематический план для студентов очной формы обучения

(общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов)

 

№ п/п

Тема учебной дисциплины

Виды учебной деятельности

и трудоемкость (в час.)

Инновационные формы учебных занятий

Формы текущего контроля

Занятия лекционного типа (лекции)

Занятия семинарского типа (практические занятия)

СРО

6-ой семестр

1

Выборы и избирательное право. Теоретические основы

2

2

6

 

Устный опрос

2

Принципы избирательного права

2

2

6

Анализ избирательно-правовой практики («Кейс-стади») по материалам Центральной избирательной комиссии

Устный опрос

3

Становление института выборов и избирательного права

 

2

4

 

Устный опрос

4

Избирательные системы

2

2

6

Решение задач по установлению результатов выбора с использованием различных избирательных систем (практическое занятие)

Устный опрос

5

Референдум и выборы

 

2

6

 

Устный опрос,

тестирование

6

Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты

2

2

6

 

Устный опрос

7

Избирательные органы

 

2

6

 

Устный опрос

8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации 2 2 6 Деловая игра: «Организация и проведение выборов» (практическое занятие) Устный опрос

9

Финансирование выборов

 

2

6

 

Устный опрос

10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами 2 2 6 Анализ судебной практики через игровые судебные процессы (практическое занятие) Устный опрос
11 Особенности различных видов выборов 2 2 6   Устный опрос
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах 2 2 4   Устный опрос, тестирование

Всего

16 24 68    

 

 

Тематический план для студентов заочной формы обучения

 

(общая трудоемкость 3 зачетные единицы, 108 академических часов, включая 4 часа на зачет)

 

№ п/п

Тема учебной дисциплины

Виды учебной деятельности

и трудоемкость (в час.)

Инновационные формы учебных занятий

Формы текущего контроля

Занятия лекционного типа (лекции)

 

Занятия семинарского типа (практические занятия)

СРО

5 семестр

1

Выборы и избирательное право. Теоретические основы

2

 

1

 

 

2

Принципы избирательного права

 

 

3

 

 

3

Становление института выборов и избирательного права

 

 

3

 

 

4

Избирательные системы

 

 

3

 

 

5

Референдум и выборы

 

 

3

 

 

6

Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты

 

 

3

 

 

7

Избирательные органы

 

 

3

 

 

8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации     3

 

 

9

Финансирование выборов

 

 

3

 

 

10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами     3

 

 
11 Особенности различных видов выборов     3

 

 
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах     3

 

 

Всего за 5 семестр

2   34  

 

6 семестр

1

Выборы и избирательное право. Теоретические основы

 

 

5

 

 

2

Принципы избирательного права

 

2

5

Анализ избирательно-правовой практики («Кейс-стади») по материалам Центральной избирательной комиссии

Устный опрос

3

Становление института выборов и избирательного права

 

 

5

 

 

4

Избирательные системы

 

2

5

 

Устный опрос

5

Референдум и выборы

 

 

5

 

 

6

Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты

 

2

5

 

Устный опрос

7

Избирательные органы

 

 

5

 

 

8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации     5

 

 

9

Финансирование выборов

 

 

5

 

 

10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами     5

 

 
11 Особенности различных видов выборов   2 5

 

Устный опрос
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах     5

 

 

 Подготовка к зачету

     

 

4

 Всего за 6 семестр

  8 60

 

 

 Всего: 108

2 8 94 4
                 

Тематический план для студентов заочной формы ускоренного обучения

 

(общая трудоемкость 3 зачетные единицы, 108 академических часов, включая 4 часа на зачет)

 

№ п/п

Тема учебной дисциплины

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в час.)

Инновационные формы учебных занятий

Формы текущего контроля

Занятия лекционного типа (лекции) Занятия семинарского типа (практические занятия) СРО

5 семестр

1

Выборы и избирательное право. Теоретические основы

2

 

1

 

 

2

Принципы избирательного права

 

 

3

 

 

3

Становление института выборов и избирательного права

 

 

3

 

 

4

Избирательные системы

 

 

3

 

 

5

Референдум и выборы

 

 

3

 

 

6

Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты

 

 

3

 

 

7

Избирательные органы

 

 

3

 

 

8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации     3    

9

Финансирование выборов

 

 

3

 

 

10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами     3    
11 Особенности различных видов выборов     3    
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах     3    

Всего в 5 семестре

2   34    

6 семестр

1 Выборы и избирательное право. Теоретические основы     7    
2 Принципы избирательного права   2 5 Анализ избирательно-правовой практики («Кейс-стади») по материалам Центральной избирательной комиссии Устный опрос
3 Становление института выборов и избирательного права     5    
4 Избирательные системы     5    
5 Референдум и выборы     5    
6 Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты   2 5   Устный опрос
7 Избирательные органы     5    
8 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации     7    
9 Финансирование выборов     5    
10 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами     5    
11 Особенности различных видов выборов   2 5   Устный опрос
12 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах     5    

Подготовка к зачету

        4

Всего в 6 семестре

  6 64    





Всего: 108

2 6 96 4

 

 


5.1. Содержание дисциплины (программа курса)


Тема 5. Референдум и выборы

Понятие референдума, его отличие от выборов. Порядок реализации права граждан требовать проведения референдума. Референдумное право и процесс.

Очная форма обучения

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов

6

Практическое занятие Анализ избирательно-правовой практики («Кейс-стади») по материалам Центральной избирательной комиссии 2
Практическое занятие Решение задач по установлению результатов выбора с использованием различных избирательных систем (практическое занятие) 2
Практическое занятие Деловая игра: «Организация и проведение выборов» (практическое занятие) 2
Практическое занятие Анализ судебной практики через игровые судебные процессы (практическое занятие) 2
    Всего часов 8

Заочная форма обучения

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
6 Практическое занятие Анализ избирательно-правовой практики («Кейс-стади») по материалам Центральной избирательной комиссии 2
    Всего часов 2

Компетенции

Темы эссе и рефератов

1. Понятие избирательного права.

2. Основные принципы избирательного права.

3. Конституционные основы избирательного права.

4. Международные нормы избирательного права.

5. Федеральное избирательное законодательство.

6. Избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.

7. Муниципальные избирательные нормы.

8. Выборы в системе государственной власти.

9. Демократия и выборы.

10. Уровни и виды выборов.

11. Право на предвыборную агитацию.

12. Право избирателей на обжалование нарушений их прав.

13. Основания юридической ответственности за нарушение избирательного законодательств.

14. Правовой институт наблюдателей.

15. Понятие избирательной системы.

16. Мажоритарная система.

17. Пропорциональная система.

18. Полупропорциональные системы.

19. Система единственного передаваемого голоса.

20. Смешанные системы.

21. Правовой статус кандидата в депутаты и его представителей.

22. Понятие и правовой статус избирателя.

23. Защита правового статуса избирателя.

24. Избирательные объединения: понятие, признаки, функции, права и обязанности.

25. Компетенция избирательных комиссий.

26. Правовой статус избирательной комиссии.

27. Порядок формирования избирательных комиссий.

28. Акты избирательных комиссий, порядок их принятия.

29. Правовой статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.

30. Правовой статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

31. Основание и порядок расформирования избирательных комиссий.

32. Стадии избирательного процесса.

33. Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей.

34. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация.

35. Предвыборная агитация.

36. Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

37. Финансирование выборов как институт избирательного права.

38. Порядок проведения предвыборной агитации.

39. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации.

40.Избирательные системы современности.

 

7.3. Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе БаРС

Балльно-рейтинговая система измерения и оценивания достижений студентов (БаРС) - это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения образовательной программы (ОП ВО).

Балльная система оценки учебной деятельности студентов - инструмент управления образовательным процессом, предполагающий ранжирование студентов по результатам кумулятивной (накопительной) оценки их персональных достижений в учебной деятельности.

Рейтинг студентов определяет уровень достижений студента относительно других студентов в сопоставимых условиях.

Использование учебного рейтинга направлено на решение следующих основных задач:

· повышение мотивации студентов к активной и систематической образовательной деятельности в течение всего семестра по усвоению фундаментальных основ научных знаний и формированию и развитию общих и профессиональных компетенций;

· совершенствование планирования и организации образовательного процесса посредством усиления роли индивидуализации обучения, мотивированной планомерной самостоятельной работы студентов, нацеленной на саморазвитие и самореализацию;

· выработку единых требований к оценке достижений студентов в рамках каждой отдельной учебной дисциплины, группы дисциплин и освоения всего объема основной образовательной программы (далее - ООП);

· получение разносторонней и дифференцированной информации о качестве и результативности обучения на основе упорядочения системы контроля знаний, умений и компетенций;

· выявление перспективных направлений совершенствования учебно­методической и научно-методической работы преподавателей;

· формирование образовательной среды, позволяющей осуществить переход к кредитно-модульной организации учебного процесса;

· формирование объективной информации о персональных учебных достижениях студентов для их морального и материального поощрения

Основные принципы реализации балльно-рейтинговой системы измерения учебных достижений и оценивания личностных качеств студентов заключаются в следующем:

систематичность, регулярность и объективность оценки результатов учебной работы студентов путем начисления рейтинговых баллов;

кумулятивность результатов учебной работы студентов на протяжении всего времени обучения;

взаимосвязь целей реализации основных образовательных программ, образовательных результатов и методов измерения (и/или оценки) их достижения;

обратная связь, предполагающая своевременную коррекцию содержания и методики преподавания учебной дисциплины;

устойчивость требований к правилам измерения и критериям оценивания достижений студентов.

Основными видами контроля уровня образовательных достижений студентов (знаний, умений, навыков и личностных качеств - компетенций) в рамках индивидуальной балльно-рейтинговой системы по дисциплине или практике (учебной, производственной) являются:

текущая аттестация;

рубежный контроль по дисциплинарному модулю.

Результаты аттестации по текущему контролю являются показателем учебной деятельности студента в течение семестра. Минимальное и максимальное количество баллов, которое студент может получить во время семестра (лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия и текущая аттестация с учетом выполнения заданий по самостоятельной работе),

располагаются в диапазоне от 40 баллов (допуск к промежуточной аттестации) до 60 баллов.

Для получения минимального количества баллов студент должен регулярно посещать занятия, выполнить задания по самостоятельной работе и выполнять рубежный контроль не менее чем на 50% от общего количества баллов, выделенных для оценки учебных результатов по рубежному контролю за пройденный модуль. Перечень заданий для самостоятельной работы студентов и заданий для проведения рубежного контроля по каждому модулю разрабатываются и согласовываются преподавателями кафедры в первые две недели учебного семестра.

Для повышения количества баллов текущей успеваемости до максимального уровня - 60 баллов - студент должен проявлять результативную активность в процессе работы на практических/семинарских занятиях и при посещений лекций. Добор студентами баллов свыше 40 на консультациях преподавателей не предусмотрен.

Текущий контроль проводится преподавателем в ходе систематического наблюдения/анализа за работой академической группы (потока) в целом и каждого студента в отдельности, проверки знаний и умений, приобретаемых обучающимися компетенций при изучении учебного материала, его повторении и практическом применении.

В процессе организации аудиторной и самостоятельной работы студентов в установленные по расписанию сроки преподаватель оценивает образовательные достижения студентов при:

- опросе (сплошном или выборочном, письменном или устном; др.);

- тестировании (письменном или компьютерном);

- проверке выполнения индивидуальных домашних заданий;

- проведении собеседования (в том числе во время консультаций);

- организации различных видов коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, др.);

- подготовке эссе, рефератов, других видов письменных работ;

- других формах образовательной деятельности (по усмотрению преподавателя).

При оценке образовательных достижений преподавателем учитываются в том числе:

- активность, содержательность и результативность участия студента в дискуссиях, тренингах, круглых столах, пр.;

- участие в подготовке и проведении ролевых и деловых игр, других видах активных и интерактивных занятий;

- умение работать с электронным учебно-методическим комплексом по дисциплине.

Посещение студентами занятий, в том числе без выступлений и других видов активной работы на них, оценивается преподавателем минимальным числом баллов (не более 25% от общего количества баллов, которые студент может «заработать» в семестре по данной дисциплине, т.е. не более 15 баллов).

Минимальная (пороговая) сумма баллов, набранная студентом в процессе текущей аттестации и позволяющая ему быть допущенным к промежуточной аттестации, составляет 40 баллов. Она включает в себя всю совокупность баллов, полученных обучающимся в результате систематического участия в учебных занятиях по всем модулям, выделенным кафедрой по данной дисциплине.

Критерии оценки работы студентов очной формы обучения в ходе изучения отдельных тем курса для оценки по балльно –рейтинговой системе в 6 семестре

№ темы Тема Количество практических занятий Максимальное количество баллов

Максимальное количество баллов за дополнительные задания

Максимальное количество баллов за тему

МОДУЛЬ 1

1 Выборы и избирательное право. Теоретические основы 1 2 2

4

2 Принципы избирательного права 1 2 2

4

3 Становление института выборов и избирательного права 1 2 2

4

4 Избирательные системы 1 2 2

4

5 Референдум и выборы 1 2 2

4

6 Избирательный процесс: понятие, структура и субъекты 1 2 2

4

Контроль по темам 1 – 6

0 6 -

6

Итого за модуль 1

6 12 12

30

МОДУЛЬ 2

6 Избирательные органы 1 2 2

4

7 Стадии избирательного процесса в Российской Федерации 1 2 2

4

8 Финансирование выборов 1 2 2

4

9 Выборы и СМИ, наблюдение за выборами 1 2 2

4

10 Особенности различных видов выборов 1 2 2

4

11 Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах 1 2 2

4

Контроль по темам 6 – 12

0 6 -

6

Итого за модуль 2

6 12 12

30

Итого за семестр

12 36 24

60

             

Задания для осуществления промежуточной аттестации

7.4.2.1. Контрольные вопросы для подготовки к зачету

1. Выборы как институт народовластия.

2. Место избирательного права в правовой системе России.

3. Предмет российского избирательного права.

4. Метод избирательного права.

5. Источники российского избирательного права.

6. Акты избирательных комиссий.

7. Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в совершенствовании избирательного законодательства.

8. Принципы избирательного права.

9. Международные избирательные стандарты.

10. Понятие и виды избирательной системы.

11. Индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права.

12. Избирательная правосубъектность.

13. Условия участия иностранных граждан в выборах.

14. Содержание конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы власти.

15. Статус избирателя.

16. Статус кандидата.

17. Ограничения, связанные с использованием должностного и служебного положения.

18. Понятие и правовое положение избирательного объединения.

19. Представительство в избирательных правоотношениях. 20. Правовые основы деятельности уполномоченных представителей избирательных объединений.

21. Статус уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

22. Доверенные лица кандидатов и избирательных объединений.

23. Система избирательных комиссий в Российской Федерации.

24. Состав и порядок формирования избирательных комиссий.

25. Организация деятельности избирательных комиссий.

26. Статус членов избирательных комиссий.

27. Институт наблюдателей.

28. Понятие избирательного процесса.

29. Стадии избирательного процесса.

30. Сроки в избирательном процессе.

31. Назначение выборов.

32. Образование избирательных округов.

33. Образование избирательных участков.

34. Составление списков избирателей.

35. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения.

36. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями.

37. Сбор подписей избирателей.

38. Регистрация кандидата (списка кандидатов).

39. Информационный обмен в период выборов.

40. Информирование избирателей. Требования к информационным материалам.

41. Понятие предвыборной агитации. Агитационный период. Способы, формы и методы агитационной деятельности.

42. Ограничения, связанные с проведением предвыборной агитации.

43. Финансирование выборов.

44. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов.

45. Финансирование избирательных кампаний кандидатов и избира- тельных объединений.

46. Порядок голосования.

47. Подсчет голосов и установление итогов голосования.

48. Определение результатов выборов и их легитимация.

49. Особенности проведения выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

50. Система защиты избирательных прав граждан.

51. Деятельность избирательных комиссий по защите избирательных прав.

52. Судебная защита избирательных прав.

53. Прокурорский надзор за соблюдением избирательных прав граждан.

54. Международный механизм защиты избирательных прав.

55. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах.

56. Конституционно-правовая ответственность субъектов избирательных правоотношений.

57. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.

58. Уголовная ответственность за преступления против конституционного права граждан избирать и быть избранными.

 

 


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1.1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

1. Избирательное право и процесс в Российской Федерации : учеб. пособие / [авт.: И. А. Алексеев, Д. С. Белявский, А. А. Свистунов, М. С. Трофимов, М. И. Цапко]. - М. : Проспект, 2017. - 209 с

 

2. Избирательное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. В. Захаров [и др.]. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 322 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03314-4. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5D108123-FBF4-4B82-94B6-385FDC4ADD39/izbiratelnoe-pravo-rossiyskoy-federacii (по паролю)

 

8.1.2. Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

1. Алексеев И. А. Избирательное право России в схемах : учеб. пособие / И. А. Алексеев, Р. Э. Арутюнян, М. И. Цапко. - М. : Проспект, 2015. - 39 с  
2. Вискулова В.В. Гарантии избирательных прав граждан [Электронный ресурс] : вопросы теории и практики / В.В. Вискулова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. — 296 c. — 978-5-19-010809-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54623.html  
3. Воробьев Н.И. Избирательное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.И. Воробьев— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016.— 287 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57120.html — ЭБС «IPRbooks».  
4. Избирательное право : учеб. пособие / под ред. К. К. Гасанова [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2013. - 655 с.
5. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. 2000-2007 : В 2-х т. Т.1/ [отв. за вып. О. Б. Беляков]; ЦИК РФ. - М. ,2008.-509 с.
6. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. 2000-2007 : В 2-х т. Т.2/ [отв. за вып. О. Б. Беляков]; ЦИК РФ. - М. , 2008.- 495 с.  
7. Комарова В. В.  Референдумный процесс в Российской Федерации : учеб. пособие / В. В. Комарова; под ред. О. Е. Кутафина. - М. : ПолиграфОпт, 2004. - 607 с.  
8. Российское избирательное законодательство: история и современность : материалы науч.-практ. семинара, 14 дек. 2007 г. / отв. ред.: О. В. Бараева, В. Д. Семенов, А. В. Корепина. - Вологда : ЦНТИ, 2008. - 130 с  
9. Федотова Ю. Г. Избирательные системы зарубежных стран : учеб. пособие / Ю. Г. Федотова. - М. : Юрлитинформ, 2015. - 198, [1] с. - (Конституционное право)
   

 

8.1.3. Перечень основных нормативных актов и актов судебной практики, необходимых для освоения дисциплины

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СПС «Консультант плюс».

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2005 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Е.Г. Одиянкова // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 337.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2004 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации // СЗ РФ. 2004. № 9. Ст. 831.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова» // Российская газета. 2002. 22 января.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2001 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 208 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Г.В. Истомина, А.М. Соколова, И.Т. Султанова, М.М. Хафизова и А.В. Штанина» // Российская газета. 2001. 30 декабря.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2000 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 19. Ст. 2102.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации. // СПС «Консультант плюс».

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. // СПС «Консультант плюс».

10. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ // СПС «Консультант плюс».

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. // СПС «Консультант плюс».

12. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

13. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

14. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

15. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // СПС «Консультант плюс».

16. Федеральный закон от 12.05.2009 № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» // СПС «Консультант плюс».

17. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» // СПС «Консультант плюс».

18. Федеральный закон Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».


9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. Официальный сайт Европейской Комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) www.venice.coe.int

2. Официальный сайт Европейского Суда по правам человека www.echr.coe.int

3. Официальный сайт Президента Российской Федерации www.president.kremlin.ru

4. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации www.council.gov.ru

5. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации www.duma.gov.ru
Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации www.ksrf.ru

6. Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации www.supcourt.ru

7. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации www.ombudsman.gov.ru

8. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации www.cikrf.ru

9. СПС «Консультант Плюс» — http://www.consultant.ru/

10. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» — http://www.garant.ru/

11. Научная электронная библиотека https://elibrary.ru/

12. Электронно-библиотечная система IPRbooks. http://www.iprbookshop.ru

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем




Северо-Западный институт (филиал) Университета

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель Методического совета

  

______________________О.А. Белов

                                                                                               

"_______" ________________ 2018 г.

 

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП ВО по направлению подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

(уровень бакалавриата)

Дата: 2019-02-02, просмотров: 196.