РАЗДЕЛ: Семейное право Рима
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 7: Брак и семья.

Задание №1. Охарактеризуйте виды брака, существовавшие в доюстиниановский период в Риме:

Cum manu - брак с властью мужа Sine manu - брак без власти мужа
Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены. До брака жена была persona sui Iuris, а вступив в такой брак, она становилась persona alieni iuris. До брака она была агнаткой своего отца и всех членов его семьи, вступив в брак, она подпадала под manus мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатической семьи мужа. Брак sine manu не порождал власти мужа над женой и первоначально не устанавливал юридической связи между мужем и женой. Юридически чужая мужу и своим детям (вне семьи мужа) жена пребывает в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; т.е. со старой семьей связывает ее агнатическая связь.

                                                                     

Задание№2. Как называлась процедура заключения брака, если, супруга нарушала установленное YI таблицей правило: …. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи ….

sine manu

Задание №3. Известно, что по общему правилу дарение между супругами ничтожно, даже если была произведена процедура манципации. Предположим, что после совершения развода муж дал нечто женщине, чтобы она вернулась. Женщина вернулась, но затем снова развелась.

Имеет ли в этом случае дарение силу? Да.

Как отвечали на этот вопрос римские юристы? Ульпиан в 32-й книге «Комментариев к Сабину». Это основание приводится и в обращении к сенату нашего императора Антонина Ав­густа, ибо (император) сказал так: «Наши предки запретили дарения между мужем и женой; они оценивали достойную уважения любовь лишь на основании душевного настроения и заботились о репутации супругов, дабы (супружеское) согласие не имело вид приобретенного посредством цены и дабы лучший не впал в бедность, а худший не обо­гатился». § 1. Посмотрим, между кем запрещены дарения. И если брак установлен на основании наших обычаев и законов, то дарение не име­ет силы. Но если имело место какое-либо препятствие, так что вообще нет брака, то дарение будет иметь силу. Поэтому если дочь сенатора вышла замуж за вольноотпущенника в нарушение сенатусконсульта или женщина, являющаяся жительницей какой-либо провинции, (вы­шла замуж) вопреки мандату за того, кто управляет провинцией или там служит, то дарение является действительным, так как нет брака. Но не является пристойным, чтобы эти дарения имели силу, дабы положе­ние тех, которые поступили противоправно, не было более хорошим. Однако божественный Север по делу вольноотпущенницы Понтия Паулина вынес противоположное постановление, так как эта (вольно­отпущенница) находилась в положении не жены, а скорее конкубины.

Что думаете по этому поводу вы? Дарение имеет силу, так как совершено вне брака

 

 


Тема8. Отцовская власть.

Задание №1. Укажите, в отношении кого могли иметь место следующие способы установления отцовской власти:

Отцовство в силу рождения (patria potestas) - рождение детей в браке лиц, являющихся гражданами Рима.

Законными признаются дети, которые рождены не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после свадьбы. Дети, рожденные до 182 дней после свадьбы, признавались законными, если муж признавал свое отцовство.

 

Узаконение ( legitimatio) и его виды

Узаконение – признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

Способы узаконения ребенка: 1) заключение брака между родителями внебрачного ребенка; 2) издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери; 3) зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.

 

Усыновление путем adoptio - усыновление семейно-подвластных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

 

Усыновление путем arrogatio - усыновление семейно-самостоятельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено

 

Задание №2. Продолжите схему об имущественном положении подвластных сыновней в доюстиановском периоде:

                 
 
Пекулий (peculium) – это имущество подвластных домохозяину лиц, выделенное им в свободное пользование или дошедшее к ним иными путями и противополагаемое имуществу других подвластных.
Право собственности сына на имущество, получаемое по наследству от матери и вообще приобретенное с материнской стороны
 
В период абсолютной монархии за подвластными признали право собственности на имущество, получаемое в наследство с материнской стороны. Право собственности сына на имущество матери ограничивалось лишь тем, что отцу принадлежало пожизненное право пользования и управления этим имуществом.  

 


Задание №3. Решите задачи со ссылкой на первоисточник – Институции Юстиниана:

№1.

    У римского гражданина Тиверия было три внука. Один родился от сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эмансипированного сына. Третий был рожден дочерью, состоявшей в браке cum manu.

    Какой из внуков находился под властью деда? Под властью деда находился первый внук, т.к. эмансипированный сын состоял не под властью отца, дочь, состоявшая в правильном браке cum manu , состояла под властью своего мужа.

   

№2.

    Пленение патерфамилиас делало его сына полновластным, но с возвращением отца из плена все возвращалось к прежнему правовому состоянию.

    Если же отец умрет в плену и это станет известным, с какого момента сын будет считаться полновластным: с момента пленения отца или с момента его смерти в плену? Старший сын семьи становился домавладыкой и главой семейство лишь после смерти отца, т.к. согласно положений римского права «после смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети попадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой»

№3.

    По достижении совершеннолетия усыновленный стал доказывать, что будь он полноправен и способен к определению собственной выгоды, он никогда бы не согласился с актом усыновления.

    Служило ли это основанием для принуждения патерфамилиас к эмансипации усыновленного? Усыновленный может, достигши pubertas (совершеннолетия), требовать эманципации, если докажет, что аррогация ему вредна. Далее, impubes arrоgatus (не достигший совершеннолетия) имеет право на 1/4 наследства усыновителя, если он был эмансипирован им sine justa causa(развод без основательной причины) или эксгередирован. Эманципация - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Она совершается домовладыкой с согласия подвластного, если только последний не infans. Эманципация может быть вынужденной:  если домовладыка дурно обходится с подвластными; если он принял по завещанию третьего лица легат, с которым соединено поручение эманципировать кого-либо из подвластных легатария; если аррогация (отмена закона)оказывается невыгодной для impubes arrogatus (малолетнего) по достижении им pubertas (совершеннолетия). Таким образом, данный факт может быть основанием для принуждения патерфамилиас к эманципации усыновленного.

 

№4.

    С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг высокого положения и купил имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился.

    Вправе ли он расплатится с кредиторами имением сына?

    Нет, т.к. имение, приобретенное в период военной службы, является военным пекулием. Военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принад­лежал ему на праве собственности. Если подвластный умирал, не оставив заве­щательного распоряжения относительно военного пеку­лия, это имущество поступало к домовладыке на тех же основаниях, как и обыкновенный пекулий.

№5.

    Теодор, муж Дорисины усыновил Паклия. У них была совместная дочь – Клекония. Но Дорисина испытала несчастье, перед тем как выйти за Теодора – овладела и осталась с маленькой дочкой Пироньей. Сегодня Клекония и Пиронья прекрасные красавицы, Клеконии 14 лет, а Пироньи  18 лет. Паклию нравятся обе.

    Кого вы посоветуете взять ему в законные жены? Изменится ли ваше решение, если отец эмансипирует Паклия? эмансипирует только дочь Клеконию? Эмансипирует только дочь Пиронью?

В самом деле, браки не могут быть заключаемы между теми лицами, которые состоят в родственной связи, и не обладают jus connubii, как например между отцом и дочерью, между сыном и матерью, или дедом и внучкою; и если такие лица соединятся, то брак, ими заключенный, считается преступным и кровосмесительным. И это так строго наблюдается, что, хотя бы они стали друг к другу в отношении восходящих и нисходящих чрез усыновление - они не могут сочетаться браком, так что даже по прекращении усыновления существует то же запрещение. Нечто подобное, хотя не в столь большой степени, наблюдается между теми лицами, кои соединены узами бокового родства.
В самом деле, брак между братом и сестрою безусловно запрещен, рождены ли они от одного и того же отца и одной и той же матери, или от одного из них. Но, если какая-либо женщина чрез усыновление сделается моею сестрою, то, пока усыновление существует, конечно, не может быть брака между мною и ею; когда же чрез освобождение из-под отеческой власти усыновление прекратится, то я могу на ней жениться; но и в том случае, когда и я буду освобожден из-под отеческой власти, нет препятствия к браку. Таким образом, брак между Паклием и Клеонией и Пироньей невозможен. Если отец эмансипирует Паклия, он может жениться на любой из дочерей. В случае эмансипации только одной из дочерей, Паклий должен жениться на эмансипированной.

 

Задание №4. О чем идет речь в следующих изречениях:

 

    Законы XII Таблиц: «Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца»

    Институции Юстиниана (1.12.6) «отменив прежнюю фикцию, мы постановили, что родители могут явиться прямо к судьям или к должностным лицам и таким образом отпускать на волю сыновней или дочерей, внуков или внучек и т.д.»

 

Речь идет об эмансипации. Отец мог добровольно прекращать свою власть над детьми посредством эманципации. Достигалось это путем троекратной продажи сына, что закреплено было в Законах XII Таблиц. После первых двух продаж доверенное лицо, которому продавался сын, совершал манумиссию посредством виндикации, и сын снова попадал под власть отца. После третьей продажи сын полностью освобождался от власти. Для других лиц достаточно было одной продажи. При наследовании по агнатическому родству эманципированный утрачивал право наследования.

 

 

Задание №5. Решите тест, выделив все правильные ответы, какие вы таковыми считаете:

1.   В Риме существовали два вида законного брака ( civile matrumonium ):

 cum manu mariti;

 sine manu mariti;

 nuptiae;

 concubinatus.

2. Вступление в брак cum manu влекло :

   приобретение женой агнатского родства в семье мужа, потерю личных и имущественнных  

   прав, в том числе на dos ;

  приобретение женой агнатского родства в семье мужа, потерю личных и имущественных

  прав, кроме прав на dos;

  сохранение женой положения лица своего права, личных и имущественных прав, в том

  числе и на dos.

3.  Вступление в брак sine manu влекло:

приобретение женой агнатского родства в семье мужа, потерю личных и имущественных прав, в том числе на dos;

приобретение женой агнатского родства в семье мужа, потерю личных и имущественных прав, кроме прав на dos;

сохранение женой положения лица своего права, личных и имущественных прав, или оставалась под властью своего прежнего отца.

4.  Какие из названных форм римского брака – (обозначьте стрелками)

1) cum manu ,                     2) sine manu , - заключались способами:

                  а) usus,        б) coemptio,          в) confarreatio.

 

5. Confarreatio – это:

  способ установления manus , патрицианская форма совершения брака

   в виде религиозного обряда вкушения хлеба из полбы с жертвоприношением в присутствии    

     10 свидетелей;

  светская форма заключения брака путем мнимой покупки жены у paterfamilias по правилам,  

  установленным для приобретения особо ценных вещей;

заключение брака неформально путем отведения жены в дом жениха с последующей годичной

семейной общностью супругов.

6. Coemptio – это:

 способ установления manus, патрицианская форма совершения брака

  в виде религиозного обряда вкушения хлеба из полбы с жертвоприношением

  в присутствии 10 свидетелей;

светская форма заключения брака путем мнимой покупки жены у paterfamilias по правилам,                 

установленным для приобретения особо ценных вещей;

заключение брака неформально путем отведения жены в дом жениха с последующей годичной

семейной общностью супругов.

7. Usus – это:

 светская форма заключения брака путем мнимой покупки жены у главы семейства по

правилам, установленным для приобретения особо ценных вещей;

заключение брака неформально путем отведения жены в жом мужа с последующей годичной

семейной общностью супругов;

способ установления manus, патрицианская форма совершения брака в виде религиозного

обряда вкушения хлеба из полбы и жертвоприношения в присутствии 10 свидетелей.

      8. Конкубинат – это:

разновидность брака;

дозволенное законом постоянное сожительство мужчины с женщиной

не отвечающее, однако, требованиям законного брака;

 дозволенное законом сожительство мужчины и женщины, состоящих в браке;

сожительство мужчины и женщины, не состоящих в браке.

9. Усыновление осуществлялось:

в отношении своих детей, рожденных в конкубинате;

в отношении чужих детей;

в отношении и чужих и своих детей, рожденных в конкубинате;

в отношении внебрачных детей, рожденных от случайной связи.  




Дата: 2019-02-02, просмотров: 4736.