СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Слоговая таблица 4
2. Набор предложений для зрительного диктанта 5
3. Сорок скороговорок. 8
4. Памятки по предметам 9
5. Дидактический материал по теме: «Разделительные «Ь» и «Ъ» знаки» 19
6. Безударные гласные 23
7. Парные звонкие и глухие согласные 26
8. Непроизносимые согласные 29
9. Приставки и предлоги 30
10. Окончания имен существительных 33
11. Окончания имен прилагательных (2 класс) 36
12. Окончания имен прилагательных (3,4 класс) 39
13. Окончание глаголов 42
14. Памятка по математике 45
15. Задачи (1-4 класс) Нахождение суммы 50
16. Вычитание числа из суммы 51
17. Нахождение неизвестного уменьшаемого или вычитаемого 53
18. Увеличение, уменьшение на несколько единиц и в несколько раз. Задачи на приведение к единице 55
19. Сложение или вычитание произведения с числом 56
20. Нахождение суммы или разности двух частных 57
21. Нахожден6ие суммы или разности двух произведений 58
22. Задачи на движение 59
23. Задачи в 3 действия 62
24. Нахождение третьего слагаемого 63
25. Косвенные задачи 64
26. Нахождение числа по сумме двух чисел 65
27. Нахождение числа по разности двух чисел 66
28. Нахождение части числа 67
29. Таблицы по скорочтению 69
30. Методические указания к таблицам по скорочтению 75
31. Используемая литература 76
СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА
А | О | И | У | Ы | Е | Я | Ё | Ю | Э | ||
Н | НА | НО | НИ | НУ | НЫ | НЕ | НЯ | НЁ | НЮ | НЭ | Н |
Т | ТА | ТО | ТИ | ТУ | ТЫ | ТЕ | ТЯ | ТЁ | ТЮ | ТЭ | Т |
К | КА | КО | КИ | КУ | КЫ | КЕ | КЯ | КЁ | КЮ | КЭ | К |
Л | ЛА | ЛО | ЛИ | ЛУ | ЛЫ | ЛЕ | ЛЯ | ЛЁ | ЛЮ | ЛЭ | Л |
Р | РА | РО | РИ | РУ | РЫ | РЕ | РЯ | РЁ | РЮ | РЭ | Р |
В | ВА | ВО | ВИ | ВУ | ВЫ | ВЕ | ВЯ | ВЁ | ВЮ | ВЭ | В |
П | ПА | ПО | ПИ | ПУ | ПЫ | ПЕ | ПЯ | ПЁ | ПЮ | ПЭ | П |
М | МА | МО | МИ | МУ | МЫ | МЕ | МЯ | МЁ | МЮ | МЭ | М |
З | ЗА | ЗО | ЗИ | ЗУ | ЗЫ | ЗЕ | ЗЯ | ЗЁ | ЗЮ | ЗЭ | З |
Б | БА | БО | БИ | БУ | БЫ | БЕ | БЯ | БЁ | БЮ | БЭ | Б |
Д | ДА | ДО | ДИ | ДУ | ДЫ | ДЕ | ДЯ | ДЁ | ДЮ | ДЭ | Д |
Г | ГА | ГО | ГИ | ГУ | ГЫ | ГЕ | ГЯ | ГЁ | ГЮ | ГЭ | Г |
Ч | ЧА | ЧО | ЧИ | ЧУ | ЧЕ | ЧЁ | Ч | ||||
Ь | Ь | ||||||||||
Ш | ША | ШО | ШИ | ШУ | ШЕ | ШЁ | Ш | ||||
Ж | ЖА | ЖО | ЖИ | ЖУ | ЖЕ | ЖЁ | Ж | ||||
Й | Й | ||||||||||
Х | ХА | ХО | ХИ | ХУ | ХЕ | ХЁ | Х | ||||
Ц | ЦА | ЦО | ЦИ | ЦУ | ЦЫ | ЦЕ | Ц | ||||
Щ | ЩА | ЩО | ЩИ | ЩУ | ЩЕ | ЩЁ | Щ | ||||
Ф | ФА | ФО | ФИ | ФУ | ФЫ | ФЕ | ФЯ | ФЁ | ФЮ | Ф | |
Ъ | Ъ |
ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ
Предложения | Число букв |
Набор № 1 1. Тает снег. 2. Идет дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы. 6. Поле опустело. Набор № 2 1. Трещат морозы. 2. Я ищу землянику. 3. В лесу росла ель. 4. Наступила осень. 5. Дни стали короче. 6. В лесу много берез. Набор № 3 1. Прилетели птички. 2. Ярко светит солнце. 3. Лида вытерла доску. 4. Весело бегут ручьи. 5. Подул резкий ветер. 6. Зоя прилежно учится. Набор № 4 1. Дятел долбил дерево. 2. Я хочу посадить цветы. 3. Иней запушил деревья. 4. Без воды цветы завянут. 5. Пролетало жаркое лето. 6. Возле дома посадили ель. Набор № 5 1. Солнышко светит и греет. 2. Федя решил задачу у доски. 3. Загоралась в небе зорька. 4. На деревьях сверкал иней. 5. Город Киев стоит на Днепре. 6. В лесу собирают землянику. Набор № 6 1. Зимой река покрылась льдом. 2. Мальчик подарил маме цветы. 3. Дежурные стерли пыль с доски. 4. На огород забрались цыплята. 5. Колхозники работают на лугу. 6. Мы жили возле березовой рощи. Набор № 7 1. Небо покрылось серыми тучами. 2. Дети посадили во дворе акацию. 3. Бабушка купила внуку букварь. 4. Землю согрело теплое солнышко. 5. Моя сестра работает на фабрике. 6. Ласково грело весеннее солнце. Набор № 8 1. Идет дождик. 2. Мы любим наш Киев. 3. Береги учебные вещи. 4. У Андрея чистая тетрадь. 5. Помогай своему товарищу. Набор № 9 1. Воды морей соленые на вкус. 2. Наша страна борется за мир. 3. Родину-мать учись защищать. 4. Бьют часы Кремлевской башни. 5. Красивы улицы нашего города. Набор № 10 1. Москва — столица нашей Родины. 2. Школьники поливают саженцы. 3. Депутаты съехались на съезд. 4. Надо быть честным и правдивым. 5. Звезды сияют на башне Кремля. 6. Летом наша семья жила на Волге. Набор № 11 1. Весело колосится густая рожь. 2. Поля запорошило белым снегом. 3. Мы читали интересный рассказ. 4. Мичурин много и упорно работал. 5. Новые дома растут очень быстро. Набор № 12 1. Мы храбрые люди, мы Родину любим. 2. В поле поспевают рожь и пшеница. 3. Добровольцы поехали на стройку. 4. Дети всех стран хотят жить в мире. 5. Москва — большой прекрасный город. 6. Сверкнула молния и загремел гром. Набор № 14 1. Наша Родина стала богаче и прекрасней. 2. В далекой тайге живут охотники-эвенки. 3. Все радовались встрече с космонавтами. 4. Разведчики отправились в опасный путь. 5. Дружная семья и землю превратит в золото. 6. Обувь необходимо всегда очищать от пыли. Набор № 15 1. Зацветет, зазеленеет наш веселый огород. 2. Наши границы охраняют лучшие сыны Родины. 3. Хороши привольные широкие степи Украины. 4. Наши славные воины грудью отстояли Родину. 5. Нам велит трудиться школа, учит этому страна. 6. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. Набор № 16 1. Кремлевские звезды путь к свету указывают. 2. Наша школа названа именем героя Покрышкина. 3. Школьники готовятся к новому учебному году. 4. Много работы в колхозном саду ранней весной. 5. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. 6. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. Набор № 17 1. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. 2. Простые советские люди повсюду творят чудеса. 3. От города в тайгу дорожники проложили шоссе. 4. Мы живем в великую эпоху человеческого прогресса. 5. Прохладная вода хорошо освежала уставших ребят. Набор № 18 1. Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. 2. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. 3. Звуки радостных песен звенят над полями. 4. По лесной заросшей тропе осторожно идет пограничник. 5. Наш класс включился в соревнование. 6. Россия живет в мире и дружбе с другими народами. | 8 9 10 11 12 11 12 13 13 14 14 15 15 16 16 16 16 17 17 18 18 19 19 20 20 21 21 21 22 22 23 23 24 24 24 24 25 25 25 26 26 26 10 14 17 20 21 22 22 23 23 24 24 24 24 25 25 25 25 25 25 26 26 26 26 27 27 28 28 32 33 33 33 34 34 34 35 35 36 36 37 36 36 37 37 38 38 38 39 39 40 41 42 42 34 44 24 39 |
СОРОК СКОРОГОВОРОК
1. Водовоз вез воду из-под водопровода.
2. Говори, говори да не заговаривайся.
3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова нашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
6. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. Возле горки на пригорке стали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка.
8. Летят три пичужки через три пустых избушки.
9. В один, Клим, клин колоти.
10. Каково волокно, таково и полотно.
11. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
12. Лавировали корабли, лавировали да не вылавировали.
13. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
14. Шли сорок мышей, несли сорок грошей: две мыши поплоше несли, по два гроша.
15. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
16. На семерых сани, но семеро в сани.
17. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки—скок, Саньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
18. Ткет ткач ткани на платье Тане.
19. Мама мыла Милу мылом.
20. Осип охрип. Архип охрип.
21. Купи кипу пик.
22. От топота копыт пыль по полю летит.
23. Сыворотка из-под простокваши.
24. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
25. Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
26. Из-под Костромщины шли четверо мужчин, говорили про торги, про покупки: про крупу да про подкрупник.
27. Петр Петрович Петров поймал пару перепелов, просил полтинник, получил подзатыльник.
28. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба работали споро.
29. Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла пол-рыла, до норы не дорыла.
30. У осы не усы, не усищи, а усики.
31. Не велика птица синица, да умница.
32. Доход не живет без хлопот.
33. Чайные чашки в печали, стуча и бренча закричали.
34. Четверть четверика гороху, без червоточинки.
35. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили чернилами чертеж.
36. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
37. Шакал шатал, шакал скакал.
38. Чешуя у щучки, щетина у чушки.
39. Волки рыщут — пищу ищут.
40. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Памятки по русскому языку
Как готовить домашнее задание
1. Работу начинай с работы над ошибками. Используй памятку к работе над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Прочитай задания упражнения.
4. Прочитай все упражнения. Устно выполни задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно. Обязательно проверь свою работу.
Правила списывания
1. Прочитай весь текст.
2. Прочитай первое предложение, посчитай в нем слова.
3. Проговори предложение, не глядя в текст.
4. Прочитай еще раз и запомни написание слов.
5. Напиши предложение, диктуя себе слова по слогам.
6. Прочитай, что написал.
7. Сравни с написанным в книге.
Памятка по чтению
1. Посмотри, кто автор статьи.
2. Внимательно прочитай статью (рассказ).
3. Отметь слова, смысл которых нужно пояснить.
4. Подумай, какова основная мысль статьи.
5. Чему учит статья?
6. Ответь на вопросы в конце статьи.
7. Составь план.
8. Подготовь пересказ (от другого лица).
9. Назови действующих лиц.
10. Что ты узнал о герое прочитанного произведения?
Как составить план рассказа
1. Прочитать рассказ, наметить его части.
2. Разделить рассказ на части.
3. Прочитать первую часть, озаглавить ее.
4. Ту же работу проделать по другим частям.
5. Провести самопроверку (прочитать план в целом и решить, поможет ли он вспомнить содержание текста).
Знакомство с новой книгой
(Памятка используется на уроке внеклассного чтения в I классе).
1. Рассмотри обложку книги.
2. Прочитай фамилию автора и название произведения.
3. Внимательно рассмотри иллюстрации, перелистывая книгу.
4. Определи примерное содержание книги.
5. Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т. д.)
Работа над сказкой
1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
По составу слова
1. Прочитайте слово «переделка»
2. Подберите однокоренные слова к слову «переделка».
3. Укажите в слове корень (Пере-дел-ка).
4. Укажите в слове приставку. (Пере-делка).
5. Укажите в слове суффикс. (Передел-к-а).
6. Укажите в слове окончание. (Переделк-а).
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Выпишите имена прилагательные: синева, синий, синеть робкий, робеть, смелость, смелая, бесстрашный, белизна, беленькая, белеет, огромная, голубая, река, каменное, здание, высокие, душистые.
Делайте так:
ü Прочитайте слова.
ü Поставьте вопрос к каждому слову. (Что? — синева, ка кой?— синий, что делать? — синеть, какой?— робкий, что делать? — робеть, что? —смелость, какая? — смелая, ка кой? — бесстрашный и т. д.).
ü Выберите те слова, которые отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие.
Определите, что обозначают эти слова. Если они обозначают признак предмета, это имена прилагательные.
ü Выпишите имена прилагательные.
ГЛАГОЛ (1—2 класс)
Выпишите глаголы: солнце, писал, светит, голубой, двигатель, тяжесть, молчишь, пробежим, желтеют, стол, думаем, молчание, приехали, режет, мороз, бежать, решается, пляска.
Делайте так:
ü Прочитайте слова.
ü Поставьте вопросы к каждому слову (Что? — солнце, что делал? — писал, что делает? — светит, какой? — голубой, что делать? — двигать, что? — тяжесть, что делаешь? — молчишь, что сделаем? — побежим, что делают? — желтеют и т. д.).
ü Определите, что обозначает каждое слово: предмет, признак предмета или действие (состояние) предмета.
ü Если слово обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?, что делал?, что сделала?, что делают?, что делаем?, что делали? и т. п.— это глагол.
ü Выпишите глаголы.
Морфологический РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (4 класс)
1. Прочитайте предложение: От густого леса к болоту тянут ся узкие тропинки.
2. Найдите в предложении имена существительные. (Леса (к) болоту, тропинка).
3. Поставьте каждое имя существительное в именительном падеже. (Лес, болото, тропинка).
4. Постоянные признаки:
РАЗБОР ГЛАГОЛА (3 класс)
1. Прочитайте предложение: Деревенские ребята летом каждый день ходят на речку
2. Найдите в этом предложении глагол. (Ходят).
3. Определите, с каким словом связан каждый глагол в предложении. (Ребята ходят).
4. Поставьте вопрос к глаголу. (Ребята (что делают?) ходят).
5. Укажите начальную форму (неопределенную) глагола. (Ходить)
6. Определите спряжение глагола. (Ходят — II спр.).
7. Определите время глагола. (Ходят — н. в.).
8. Укажите число глагола. (Ходят — гл. мн. ч.).
9. Определите ударное или безударное окончание у глагола. (Ходят — безударное окончание).
РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЯ
1. Прочитайте предложения: Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли на кронах деревьев.
2. Найдите местоимение в этих предложениях. (Его).
3. Укажите начальную форму местоимения. (Он).
4. Определите число местоимения. (Его — ед. ч.).
5. Укажите лицо местоимения. (Его — 3-е л.).
6. На какой вопрос отвечает местоимение. (Чьи? — его).
7. Укажите, к какому слову относится местоимение. (Лучи (чего?) его)
РАЗБОР НАРЕЧИЯ
1. Прочитайте предложения: Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
2. Найдите в предложении наречия. (Вчера, завтра).
3. Определите, с какими словами связаны наречия. (Солгал когда?) вчера, не поверят (когда?) завтра
Таблица падежей и предлогов.
Падеж | Предлоги | Вопросы |
Именительный | кто? Что? | |
Родительный | от, до, из, без, у, для, около, с, возле, подле | кого? чего? где? откуда? |
Дательный | к, по | кому? чему? где? куда? |
Винительный | в, на, за, про, через | кого? что? куда? |
Творительный | с, за, под, над, между | кем? чем? где? |
Предложный | о, об, в, на, при | о ком? о чем? где? |
Единственное число.
Мужской род | Средний род | Женский род |
И. какой? что? Дружный класс | Какое? Что? Дружное звено | Какая? Что? Дружная семья |
Р. какого? чего? | Какого? чего? | Какой? чего? |
Д. какому? чему? | Какому? чему? | Какой? чему? |
В. какой? что? | Какое? что? | Какую? что? |
Т. каким? чем? | Каким? чем? | Какой? чем? |
П. о каком? о чем? | О каком? о чем? | О какой? о чем? |
Как определить падеж имени прилагательного.
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
Определить падеж существительного.
По падежу существительного определить падеж прилагательного.
П. п. П. п.
В синем небе звезды блещут (А. Пушкин).
Безударные падежные окончания прилагательных пишутся так же, как и ударные.
Сравните ударные и безударные окончания в вопросе и в прилагательных.
Р. п. какого? родного, красивого (города, села) — ого, его.
Д. п. какому? родному, красивому (городу, селу) — ому, ему.
Т. п. каким? родным, красивым (городом, селом) — ым, им.
П. п. о каком? о родном, красивом (городе, селе) — ом, ем.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
Безударные гласные.
I. 1 уровень. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение:
1. Избы —..бушка. окна — ..кошечко, бревнышко — бр..вно, весла — в..сло, польза — п..лезный, заварка — в . рить, возик — отв . зить, смена — отм . нить.
2. Порядок — р . ды, вёдра — в . дёрочко, сестрин — с . стрица, озеро — . зера, уносит — н . сить, шалость — наш . лил, гости — уг . стил, скрип — скр . петь.
3. Корка -— к . ра, трость — тр . стник, почта — п . чтальон, осенний — ос . нь, клен — кл . новый, спешка — сп..шить, темный — пот . мнело, смотр — посм..трел.
4. Половодье — в..да, сторона — ст . ронка, чижик — ч . жи, сельди — с . ледка, тонет — пот . нул, наряды — нар . дить, глядя — подгл . дел, ослеп — ел . пой.
5. Полюшко — п . лянка, ядрышко — . дро, травушка — тр . ва, свист — св . сток, мед — м . довый, черный —ч . рнеть, чистка — выч . стить, узнали — узн . вать.
6. Море — м . ря, мостик — м . стовая, стрелка — стр..лок, бедность — б . дняк, часики — ч . совой, сброс — бр..сать, лежа — пол . жать, указка — ук . зать.
7. Носик — н . сы, столик — ст . ляр, девушка — д . вица, черви —ч..рвячок, треск — тр . скучий, повозка — в . зить, починка —поч..нить, цепи — приц . пил,
8. Столб — ст . лбы, цены — ц . на, плот — пл . тина, водный — в . дяной, цвет — цв. тут, лить — пол . вать, пилит — отп . лить, точит — нат . чить.
9. Певчий — п..вунья, пчелка — пч..ла, корешок — к..ренья, морщит — м..рщины, дальше, — д . лекий, копка — к . пать, пестренький – п..стреть, сказка – подск..зать.
10. Норка — н..ра, весны — в..сна, петли — п..тельки, галки — г..лчата, счастье — сч..стливый, больно — б..леть, плата — упл..тить, помог — пом..гать.
11. Грач — гр..чи, земли — з..мля, головы — г.лова, яйца— .ичный,писк—п. щать, гнал — выгн . л, поспешно — засп . шил.
12. Козочка — к..за, кончик — к..нец, лес — л..сник, гололед — л..дяной, походка — х..дить, защита — защ..щать, вышагивал — пош . гал.
13. Повозка — в..зы, доски — д..щечка, зернышко — з..рно, голодный — гол..д, вождь — в..жатый, ходит — перех . дил, молча — зам . лчал, загадка — отг . дать.
14. Свечи — св . ча, численник — ч . ело, слово — сл..варь, ежик — . жи, центр — ц..нтральный, лежа—л..жать, мирный — м . рить, седенький — пос . деть.
15. Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать.
Непроизносимые согласные
I. 1 уровень. Вставь пропущенные буквы:
1. Вести — вес . ник, гиганты — гиган . ский, грусть — грус . ный, зависть — завис . ливый, место — мес . ный, ужас — ужас . ный, свист — свис . нул.
2. Известие—извес . но, радость — радос . но, участие — учас . ник, доблесть — доблес . ный, ненастье—ненас . ный,
область — облас . ной, скорость — скорое . ной,
место — совмес . ный.
3. Корысть — бескорыс . ный, власть — влас . ный,
небеса — небес . ный, отвес — отвес . ный, редкость — редко . ный, победа — победонос . ный.
4. Возраст — возрас . ной, вкус — вкус . ный, жалость — жалос . ный, известие — извес . но, извес . ный, интерес — интерес . ный, интерес . но, опасаться — опас . но, опас . ный.
5. Жалость — жалос . но, жалос . ный, хвастать — прихвас . нули, тягость — тягос . ный, тягос . но, часть — час . но, час . ный, шесть — шес . надцать, сенокос — сенокос . ный,
согласие — соглас . ный.
6. Уста — ус . но, ус . ный, участие — учас . ник, хруст, хрус . нули, честь — чес . ный, окрест—окрес . ный, ужас, ужас . ный.
II. 2 уровень. Выбери проверочное слово:
1. Трости, тростинка — трость, хлестать, хлестнуть - хлес . кий, хруст, хрустящий — хрус . нуть, ужас, ужасаться - ужас . ный, сердечно, сердечный — сер . це, петух, пасти - пас . бище.
2. Счастье, счастлив — счас . ливый, прелести, прелестно —
прелес . ный, грустит, грустно — грус . ный, ненастье, ненастный — ненас . но, доблестно, доблесть — доблес . ный, честный, честь — чес . но.
3. Здравие, здравствует — здра . ствуй, капуста, капустный —
капус . ница, вести, вестник — извес .ный, вкус, вкусно —
вкус . ный, ярость, яростно — ярое . ный, гигант, гиганты —
гиган . ский.
4. Честь, честно — чес . ный, чудеса, чудесно — чудес . ный, звезда, звездочка — звез . ный, свисток, свист — свис . нул, уста, устный — ус . но, опоздали, поздний — поз . но.
5. Часть, частично — час . ный, шест, шествие—шес . вовать, окрестность, окрест — окрес . ный, лесть, прелестный —
прелес . но, вкус, вкусный — вкус . но, участие, участвовал —
учас . ливый.
6. Зависеть, завистливо — завис . ник, известие, неизвестный —
извес . но, корысть, корыстно — корыс . ный, горесть, горестный — горес . но, тягость, тягостно — тягос . ный, интерес, интересно — интерес . ный.
7. Грусть, грустно — грус . ный, счастье, счастливый — счас . ливо, трость, тросточка — трос .ник, злость, злостный — злос . но.
8. Здравие, здравствуй — здра . ствует, крепость, крепости —
крепос . ной, опоздание, поздно — поз . ний, свист, свисток —
свис . нул, звезда, звездочка — звез . ный, солнышко, солнечный — со . нце, область, области — облас . ной, место, местечко — повсемес . но.
III. 3 уровень. Подбери проверочное слово:
1. Со . нце — . . ., сер . це - . . ., звез . ный - . . ., извес . ный - . . .,
радос . ный - . . ., ярос . ный - . . ..
2. Чес . ность — . . . , праз . ник — . . . , прелес . ный - . . . ,
доблес . ный — . . ., лес . ница - . . ., свис . нул — . . ..
3. Свис .нул — . . . , трос . никовый — . . . , вес . ник - . . . , здравс . вуй
— . . . , грус .но — . . ., капус . ный — . . .
4. Поз . но — . . . , радос .ный — . . . , интерес . но — . . . ,
окрес . ность — . . . , хрус . нула — . . . , пас . бище — . . .
5. Мес . ность — . . . , чу . ство — . . . , ярос . ный — . . ., ненас . ная —
. . . , счас . ливый — . . . , жалос .но — . . .
6. Свис . нуть — . . ., облас . ной — . . . , ус . но — . . . , прекрас . ный
— . . . , прелес . но — . . . , вкус . но — . . .
7. Злос . ный -— . . ., гиган . ский —- . . . , ужас . но — . . . , праз . ный
— . . . , час . ный — . . . ,чудес . но — . . . , трос . ник — . . .,
крепос .ная - . . . , извес . ный — . . .
Приставки и предлоги.
I. 1 уровень. Спиши, объясни написание приставок и предлогов:
1. Лодка отплыла от берега. Она быстро доплыла до острова. Трактор поехал по дороге к селу. Отряд пионеров дошел до рощи. Пастух слез с лошади. Партизан зашел за дерево.
2. Маленький пушистый зверек залез под куст ежевики. Зеленый кузнечик отпрыгнул от дерева. Блестящий камень геолог нашел на пригорке. Товарищ Гриши слез с дерева. Рабочие оттащили камень от дороги.
3. Мальчики оттолкнули лодку от причала. Осеннее солнце быстро зашло за тучу. В классе октябрята решили не отставать от пионеров в сборе металлолома. На сборе назвали фамилии отличников и активистов отряда.
4. Любознательный ребёнок пошел погулять по парку. Миша неожиданно набрел на куст калины. Друзья зашли в библиотеку за книгой. Наташа дочитала книгу до конца. Колхоз за рощей засеял участок сахарной свеклой.
5. Ребята вбили гвоздь в стену и повесили картину. Таня сверила ответ задачи с ответом Гали. Смелый боец набросился на врага и свалил его. Бабушка накинула на плечи платок и пошла на улицу.
6. Дети на уроке русского языка написали на конвертах адреса. Школьники на субботнике заготовили корм кроликам на зиму. При переходе через горы отряд разведчиков наскочил на врага.
7. Начатое дело довести нужно до конца. Отряд прошел пешком до города. Ребята засиделись за беседой до вечера. Лень в делах доведет до беды. Малыши с удовольствием погуляли по лесу.
8. Интересный рассказ октябренок дочитал до конца. Подвезли к дому новую мебель. При встрече отец потрепал сына по плечу. Маленький ребенок застучал по столу пластмассовой игрушкой.
9. Садовник пообещал детям дать по яблоку. Автобусы с туристами отъехали от станции. Старый куст сирени подрезали под корень. Сестра подложила под ножку стола тонкую пластинку.
10. Петя набирал воду из крана для мытья посуды. На огород побежал поток грязной воды. Саша затащил санки в гору. Октябренок положил в ящик стола свои учебники.
11. Плотник врезал замок в дверь комнаты. Света вплетала ленту в косу. Пионеры зашли в здание театра кукол. Новенького ученика внесли в список класса. Колхозное стадо коров пастухи погнали по полю.
12. Гриша нашел на тропинке в лесу ежонка. Лошади звучно зашлепали ногами по лужам. Громко застучала телега по мостовой. Технику строители переправили через реку. Наступил вечер, солнце зашло за гору.
13. Путешественники запрыгнули в лодку. Лодка отчалила от берега и поплыла по середине реки. Где-то за рекой запел одинокий петух. Они заслушались и унеслись за песней. Лодка наскочила на мель и остановилась.
14. Теплый ветерок ласково обвевал лица, легкая волна чуть билась о борт лодки. На город надвинулась ночная тьма. За рекой заиграл баян. За домом звонко защелкал соловей. Друзья решили погулять по саду.
15. Женщины быстро дошли до реки. Спустились с берега молодые доярки. Приятно посидеть у реки в камышах, побродить за рекой по кустам. Зеленой чертой ложится скошенная трава на луга.
Имя существительное.
Прилагательное.
I. 1 уровень. Найди прилагательное, выдели окончание, напиши вопрос.
1. Юра долго болел. Олег помогал больному товарищу учить уроки. Лесник живет на лесной полянке. Там растет молодой лесок. У нас на окнах цветы. Они, и зимой цветут.
2. Зимой лосиха с лосенком ночевали в густом осиннике. Начало светать, порозовело небо. Лес стоял весь белый, притихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветки, лоси дремали.
3. Столовая ложка. Дождливая погода. Степной край. Воздушный шар, космический корабль. Вечерняя заря. Золотое кольцо. Счастливая семья. Ветвистые рога.
4. В кустах прыгают веселые чижи. Над цветами кружатся золотые пчелы. Колокольчики весело закачали лиловыми головками.
5. Москва от глаза далека, да к сердцу близка. Красуйся не улыбкой сладкой, а трудовой ухваткой. Нет такого дружка, как родная матушка.
6. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Хорошая травка — молока прибавка.
7. Букет цветов в вазе поставили на столе. В комнате стало светлей и радостней. Цветы украшают нашу жизнь. Цветами отмечают радостные события жизни. Счастлив тот, кто любит цветы и охраняет их.
8. Стояла холодная зима. Птицы голодали. Школьники задумали открыть птичью столовую. Они сделали кормушки и повесили на деревья в школьном дворе. Всю зиму ребята кормили пернатых друзей.
ГЛАГОЛ
Прошедшее время.
7. Рыбалка так захват . . . (II спр. пр. в. ж. р.) меня, что я не замет ... (II спр., пр. в., м. р.), как ветер седой рябью промч . . . ся (I спр., пр. в., м. р.) по реке. Дружно зашум ... (I спр. пр. вр. мн. ч.) сосны, закача. . . сь (I спр., пр. в., мн. ч.) березы у проселочной дороги. И небольшая, зеленая тучка надвину . . . сь (I спр., пр. в., ж. р.) на меня из-за кустов черемухи.
8. Красавица зорька в небе загор . . . (I спр., пр. в., ж. р.) Из большого леса солнышко выход ... (II спр. н. в. 3 л. ед. ч.)
Вот иголки и булавки
Выполза ... (I спр. н. в. 3 л. мн. ч.) из-под лавки.
На меня они гляд ... (II спр. 3 л. мн. ч.).
Молока они хот ... (II спр. 3 л. мн. ч.).
9. Устан ... (I спр. 2 л. ед. ч.) место выбер . . . (I спр. 2 л. ед. ч.).
Присяд ... (I спр. 2 л. ед. ч.) отдохнуть.
Гляд ... (II спр. 2 л. ед. ч.) — дорогой дальнею.
И кат ... (II спр. 3 л. ед. ч.) кто-нибудь.
Привстан ... (I спр. 2 л. ед. ч.), чтоб увидеть.
Попрос ... (II спр. 2 л. ед. ч.) подвезти.
ПАМЯТКА ПО МАТЕМАТИКЕ.
Сложение.
1) Название чисел при сложении:
3 + 5 = 8
слагаемое слагаемое сумма
3 + 5 тоже сумма
2) Нахождение неизвестного слагаемого:
х+5=8 3+х=8
8—5=3 8—3=5
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
Вычитание.
1) Название чисел при вычитании:
10 — 3 = 7
уменьшаемое вычитаемое разность
10—3 тоже разность
2) Нахождение неизвестного, уменьшаемого.
Если к разности прибавить вычитаемое, найдем уменьшаемое:
х — 3 = 7
х = 7+3
х = 10
Умножение.
1) Название чисел при умножении:
7 * 4 = 28
первый второй Произведение
множитель множитель
7 * 4 тоже произведение
2) Нахождение неизвестного множителя.
Если произведение двух чисел разделить на один из множителей, то получим другой множитель.
Деление.
1) Название чисел при делении:
14 : 2 = 7
делимое делитель частное
14 : 2 тоже частное
2) Нахождение неизвестного делимого.
Если делитель умножить на частное, то получится делимое:
х : 2 = 7
х = 7 * 2
х = 14
3) Нахождение неизвестного делителя.
Если делимое разделить на частное, то получится делитель:
14 : х = 7
Х = 14 : 7
х = 2
III. Сравнение чисел.
1. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
10—3 = 7
Можно прочитать: 10 больше 3 на 7, 3 меньше 10 на 7
2. Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее:
10 : 2 = 5
Можно прочитать: 10 больше 2 в 5 раз, 2 меньше 10 в 5 раз.
VIII. Меры времени.
Век равен 100 годам.
Год равен 12 месяцев.
Месяц содержит 30 или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
В простом году 365 суток, в високосном 366 суток.
В сутках 24 часа.
В минуте 60 секунд.
IX. Меры длины.
1 км = 1000 м
1 дм = 10 см = 100 мм
1 м = 10 дм = 100 см = 1000 мм
1 см = 10 мм
X. Меры массы
1т = 1000 кг = 10 ц 1 ц = 100 кг 1 кг = 1000 г
Разно уровневые задачи.
Нахождение суммы.
1. В одну лодку могут сесть 4 человека, а в другую на 2 человека больше. Сколько могут сесть в обе лодки?
(4+2)+4=
2. Одна ткачиха обслуживает 7 станков, а другая на 2 станка больше. Сколько станков обслуживают обе ткачихи?
1) 7+2 = 2) 9+7 =
3. Один почтальон разносит почту в 8 домов, а другой обслуживает на 5 домов больше. Сколько домов обслуживают два почтальона?
8…5…8 =
Ответ:
4. В одном доме 9 этажей, а в другом на 3 этажа больше. Сколько этажей в двух домах.
... + ... + ... = 21 (эт.)
Ответ:
5. Ребята посадили в саду 9 кустов смородины, а крыжовника на 3 куста меньше. Сколько всего кустов посадили ребята?
1. ...
2. 9 + 6 = …
Ответ:
6. Вова вырастил 12 кроликов, а Леня на 4 кролика меньше. Сколько кроликов вырастили ребята?
1. 12 — 4 =
2. . . . . . .
Ответ:
7. Проезд в метро стоил 5 руб., а трамвайный билет на 2 руб. дешевле. Сколько стоили оба билета?
1. . . . . . . - трамвайный билет.
2. . . . . . . — стоят оба билета
Ответ:
8. Батон стоил 13 руб., а булочка на 6 руб. дешевле. Сколько стоили батон и булочка вместе?
А. 1. 13 — 6 = Б. 1. 13 + 6 =
2. 7 + 13 = 2. 19 + 13 =
Ответ:
9. Мама купила детям два набора елочных игрушек. В одном наборе было 8 шаров, а в другом на 2 шара меньше. Сколько шаров было в обоих наборах?
Ответ:
Вычитание суммы из числа.
1. У хозяйки было 10 руб. Она купила мяса на 2 руб. и картофеля на 1 руб.
Сколько денег у нее осталось?
10 - (2 + 1) =
2. От куска материи длиной 12 м. отрезали сначала 3 м, а потом еще 2 метра. Сколько метров материи осталось в куске?
1. 12 — 3 =
2. ... - 2 =
3. У Люды было 14 игрушек. 2 игрушки она подарила подруге, а 6 детскому саду. Сколько игрушек осталось у Люды?
14 ... 2 ... 6 =
4. В книге 18 страниц. В первый день мальчик прочитал 7 страниц, а во второй день 8 страниц. Сколько страниц ему осталось прочитать?
. . . - . . . - . . . =
5. У Лены было 20 горошин. В один ящик она посадила 8 горошин, а в другой 9 горошин. Сколько горошин у нее осталось.
1. . . . .
2. 12 — 9 =
Ответ:
6. Покупатель дал в кассу 25 руб. и попросил два чека: на 6 руб. в один отдел и на 7 руб. в другой. Сколько сдачи он должен получить?
1) 6 + 7 = 2) …………………..
Ответ:
7. Для ремонта школы привезли 35 банок зеленой краски и 20 банок белой. На окраску классных комнат пошло 25 банок краски. Сколько банок краски после этого осталось?
1. ... — всего привезли краски.
2. ... — осталось.
8. Во время соревнований наша футбольная команда сыграла 6 игр на своем поле и 6 — на поле противника. В 8 их них наши ребята победили, а в остальных проиграли. Сколько раз проиграла наша команда?
А. 1. 6 + 6 = Б. 1. 8 — 6 =
2. 12 — 8 = 2. 2 + 8 =
9. В книжке 63 страницы. В первый день прочитала 15 страниц Света, а во второй — 27. Сколько еще страниц осталось прочитать Свете?
Задачи на движение
1. От автостанции одновременно отошли в противоположных направлениях грузовая и легковая автомашины. Когда грузовик прошел 70 км, легковая машина прошла 140 км. Скорость грузовой машины — 35 км/ч. Найди скорость легковой машины.
140 : (70 : 35) =
2. Отряд прошел 39 км. Первые 3 ч. он прошел со скоростью 5 км в час. Остальную часть пути отряд прошел за 6 час. С какой скоростью отряд прошел остальную часть пути?
1) 5 * 3 = 2) 39 — 15 = 3 ) 24 : 6 =
3. С двух аэродромов одновременно вылетели навстречу друг другу два самолета и встретились через 3 ч. Скорость 1 самолета 600 км в час, а II самолета — 900 км в час. Найди расстояние между аэродромами.
(600 ....... 900) .....3 =
4. Из двух турбаз, расстояние между которыми 36 км, одновременно вышли навстречу друг другу две группы туристов и встретились через 4 ч. Первая группа шла со скоростью 4 км в час. Найди скорость второй группы.
. . . . : . . . . - . . . . =
5. От двух пристаней одновременно отошли навстречу друг другу два катера, которые встретились через 3 ч. Скорость 1 катера — 15 км в час, скорость II катера — 18 км и час. Найди расстояние между пристанями.
1. . . . . . 2. 33 * 3 =
Ответ:
6. От двух причалов, расстояние между которыми 90 км. одновременно вышли навстречу друг другу две лодки. Первая шла со скоростью 8 км в час, вторая — со скоростью 10 км в час. Через сколько часов лодки встретились?
1. 10 + 8 = 2 ……………………
Ответ:
7. Из турбазы вышли одновременно и пошли в противоположных направлениях два человека. Один шел со скоростью 5 км в час, а другой — со скоростью 4 км в час. На каком расстоянии друг от друга будут эти люди через 5 часов после выхода?
1. скорость удаления
2. расстояние через 5 ч.
8. Два электропоезда одновременно отошли от одной станции в противоположных направлениях. Скорость первого поезда 130 км в час, скорость второго на 30 км в час. меньше. Какое расстояние будет между поездами через 4 ч.?
А. 1) 130 + 30 Б. 1) 130 — 30
2) 130 + 160 2) 130 + 100
3) 290 * 4 3) 230*4
9. Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали 2 автобуса. Скорость первого автобуса — 25 км в час, скорость второго — 50 км в час. Первый автобус прошел до встречи 100 км. Сколько километров прошел до встречи второй автобус?
10. От двух пристаней, расстояние между которыми 90 км, одновременно вышли навстречу друг другу два теплохода. Первый теплоход шел со скоростью 20 км в час, второй со скоростью 25 км /ч. Через сколько часов они встретились?
11. Два всадника выехали одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 100 км. Всадники встретились через 4 ч. Найди скорость первого всадника, если скорость второго 13 км/ч.
Косвенные задачи.
1. Масса одного яблока 100 г, она в 3 раза меньше массы другого яблока. Найди массу этих двух яблок.
1. 100 * 3 2. 300 + 100
2. В столовой 300 глубоких тарелок, что на 70 тарелок меньше, чем мелких. Сколько всего глубоких и мелких тарелок в столовой?
300 ... 70 ... 300
3. В одной пачке 500 листов бумаги, что в 2 раза больше, чем в другой. Сколько всего листов бумаги в этих пачках? Реши задачу, составив по ней выражение.
. . . . : . . . . + . . . .=
4. В аквариуме 45 рыбок, это в 3 раза больше, чем в банке. Сколько рыбок в банке и аквариуме вместе?
1. . . . 2. 45 + 15 =
5. Одна курица вывела 6 цыплят, что на 5 цыплят меньше, чем другая. Сколько цыплят вывели обе курицы?
1. 6 + 5 2. . . . .
6. В ведре 78 грибов, что на 26 грибов больше, чем в корзине. Сколько грибов в корзине и ведре вместе?
1. . . . . . в корзине
2. . . . . . всего.
7. На одном самолете 20 пассажиров, что в 4 раза меньше, чем на другом. Сколько пассажиров на двух самолетах?
А. 1. 20 : 4 Б. 1) 20 * 4
2. 20 + 5 2) 80 + 20
8. Батон весит 500 г. Он на 300 г тяжелее, чем булка. Сколько весит батон и булка вместе?
Б. — 500 г, он на 300 г тяжелее
Булка — ?
9. В одной коробке 18 карандашей. В ней на 6 карандашей меньше, чем во второй коробке. Сколько карандашей в двух коробках.
1 - . . ,в ней на . . . короб, м.
2 - ?
10. В одном бидоне 36 л молока. В нем на 13 л больше, чем во втором бидоне. Сколько л в двух бидонах?
Задачи на нахождение числа по сумме двух чисел.
1. В общежитии на I этаже 6 одинаковых комнат, на II этаже — 4 такие же комнаты. Во всех этих комнатах живут 60 человек. Сколько человек живет на каждом этаже?
60 : (4 + 6) * 4 =
60 : (4 + 6) * 6 =
2. Юре подарили 3 пакета с переводными картинками, а Вите 2 таких же пакета. Всего в этих пакетах 60 листов с картинками. Сколько листов с картинками подарили каждому мальчику?
1. 2 + 3 = 2. 60 : 5 =
3. 12 * 2 = 4. 12 * 3 =
3. Две машинистки, работая одинаковое число часов, напечатали на машинке 99 станиц. Одна печатала 5 страниц в час, другая— 6 страниц в час. Сколько страниц напечатала каждая машинистка?
1) 5 . . . . 6 =
2) 99. . . 11 =
3) 9. . . . 5 =
4) 9. . . . 6 =
4. С одного огорода собрали 6 ящиков огурцов, а с другого — 2 таких же ящика. Всего с двух огородов собрали 200 кг огурцов. Сколько килограммов огурцов собрали с каждого огорода?
1. . . . . . + . . . . .
2. . . . . . : . . . .
3.. . . . . * . . . . .
4. . . . . . * . . . . .
5. В одной школе 4 начальных класса, а в другой — 5 начальных классов. Во всех классах поровну уч-ся, а всего в этих классах учится 270 человек. Сколько учеников начальных классов занимается в каждой школе?
1. . . . . 2. 270 : 9 3. 30 * 4 4. 30 * 5
6. В I день вышло 3 катера, во II день — 5 катеров. Каждый катер перевозит поровну пассажиров. Всего на этих катерах перевезено 800 пассажиров. Сколько пассажиров перевезли в каждый из этих дней?
1. 3 + 5 2. . . . . . 3. . . . . 4. . . . . .
7. Для оклейки одной комнаты купили 3 куска обоев, а для другой — 5 таких же кусков. Всего купили 96 м обоев. Сколько метров обоев купили для одной комнаты и сколько для другой?
1. . . . . всего кусков 2. . . . .
3. . . . . для одной комнаты 4. . . . . для другой комнаты.
8. Магазин продал утром 3 ящика винограда, а вечером 2 таких же ящика. Всего продано 50 кг винограда. Сколько килограммов винограда продано утром и сколько вечером?
А. 1. 3 + 2 Б. 1. 3 + 2
2. 50 : 5 2. 50 : 5
3. 10 : 2 3. 10 * 2
4. 5 * 3 4. 10 * 3
9. На 4 плаща и 5 пальто пришили 54 пуговицы, поровну на каждую вещь. Сколько пуговиц пришили ко всем плащам и сколько пуговиц пришили ко всем пальто? Запишите решение по действиям.
10. От магазина одновременно отъехали в противоположных направлениях мотороллер и автофургон. Скорость мотороллера—20 км в час, скорость автофургона—40 км в час На каком расстоянии от магазина окажется мотороллер, когда автофургон проедет 120 км?
11. Купили 5 тетрадей в клетку и 3 тетради в линейку по одинаковой цене. За все тетради уплатили 16 руб. Сколько стоят все тетради в клетку и сколько стоят все тетради линейку?
Таблицы Шульте
6 | 1 | 18 | 22 | 14 |
12 | 10 | 15 | 3 | 25 |
2 | 20 | 5 | 23 | 13 |
24 | 11 | 8 | 21 | 16 |
9 | 4 | 17 | 19 | 7 |
14 | 18 | 7 | 24 | 21 |
22 | 1 | 10 | 9 | 6 |
16 | 5 | 8 | 20 | 11 |
23 | 4 | 25 | 3 | 15 |
19 | 13 | 17 | 12 | 2 |
Таблица 1
1 машинистка булочная часы нормировщик
обезьяна зоопарк внук дедушка
букварь домино скорочтение фраза
диван подушка лошадь корова
бабушка внучка батарея подоконник
___________________________________________________________________________________________
2 Марс Венера люстра бра
стекло карандаш бумага перо
кольцо браслет подросток девочка
серьга кино художник писатель
букварь аппарат лошадь осёл
___________________________________________________________________________________________
3 абзац система платок косынка
подушка покрывало варяг правнук
столб пень Земля Луна
кольцо перстень телега верблюд
снег дождь холодно жарко
___________________________________________________________________________________________
4 медленно быстро долго скоро
пасмурно ясно доцент профессор
дворец лачуга медведь заяц
волк лиса машина мотоцикл
Таблица 2
1. Люди перестают мыслить, когда перестают читать.(Дидро.)
2. Есть много людей, которые читают, чтобы не думать. (Лихтенберг)
3. Творец книги - автор, творец её судьбы - общество. (Гюго.)
4. Среди книг, как среди людей: можно попасть в хорошее и дурное общество. (К. Гельвеций).
5. Автор создаёт книгу, общество принимает или отвергает.(Гюго).
6. Великий праздник- хорошая, правильная книга.(Горький).
Таблица 3.
Иваницкий Э.Х. ул. Водная,36-16 начальник промбазы тел. 4-43-11
Арбузова К.Ф. ул. Туристов, 2 дир. швейной фабрики 7-22-54
Ипполитов Н.А. ул. Курако, 33-79 упр. комбинатм 6-88-59
Гусев Д.В. ул. Дружбы,4-167 препод. СМИ 4-37-80
Васильев. Я. Л. ул. Кирова, 6-23 артист театра 4-44-00
Бондарь О. А. ул.Школьная, 57-123 врач 1-й больницы 5-67-12
Шишкина Е.П. ул.Пионеров, 4-65 директор шк. №5 5-76-68
Кириллова М.Г. ул. Солнечная, 7-40 гл. архитектор 4-66-87
Сухов Н.И. ул. Глинки, 6-34 строитель СУ-1 8-65-48
Харитонова Е. У ул. Торцевая, 70-34 уч. шк.№56 4-64-10
Таблица 4.
1 4 6 х к ж 76 1 89
5 1 9 р ы ш 45 3 67
8 5 6 с б к 35 4 34
4 2 7 м ш н 38 9 54
3 8 2 а е х 65 2 98
7 1 9 ц я ё 44 7 26
8 7 4 л ф ж 62 6 22
5 8 1 ц ч б 57 8 34
3 4 9 щ е ъ 82 4 98
8 0 2 ы ё й 66 1 75
Таблица 5
вы | м | цу | 342 | 7 | 436 | ека | а | лдо | ||
ло | ф | щу | 687 | 2 | 876 | уци | п | дже | ||
нг | в | зх | 549 | 6 | 321 | сыф | л | бдв | ||
жц | ы | фк | 975 | 1 | 753 | вом | ы | щзы | ||
ан | ф | дж | 631 | 7 | 386 | нча | л | шще | ||
мс | я | ка | 909 | 8 | 873 | она | з | ткр | ||
ол | с | ад | 676 | 4 | 623 | оср | е | щея |
Таблица 6 | ||||||
№1 Габарит | Зеленый |
Сельскохозяйственный | ||||
Луноход | Паровой | Подготовительный | ||||
Топорик | Устойчивый | Призадуматься | ||||
Поселок | Переходный | Машиностроительный | ||||
Паразит | Шершавый | Картофелекопалка | ||||
Теленок | Авиационный | Водонепроницаемый | ||||
Ксилофон | Верховный | Злоумышленник | ||||
Лабиринт | падающий | Тромбофлебит | ||||
Кинескоп | оригинальный | Финансировать | ||||
Кукушка | трудный | Сталелитейный | ||||
№2.
утконос | угрожать | ясновидящий | ||
картина | попытаться | фототелекамера | ||
тесемка | хороводить | хлестаковщина | ||
типично | балансировать | шарикоподшипник | ||
античный | кувыркаться | экстраординарный |
___________________________________________________
№ 3.
микрофон | устраиваться | яровизировать | ||
леспромхоз | интересоваться | безвозмездно | ||
журналист | расширяется | внешнеполитический | ||
верховина | удивляться | автобиография | ||
отказать | восхищаться | электропромышленность | ||
№ 4.
вербовать | полумрак | координировать | ||
пернатые | изотерма | сверхплановый | ||
хищники | лезгинка | металлоконстукция | ||
вербовщик | монтажник | шлакоблочный | ||
отличник | наступление | литературоведческий |
Таблица 7
1. а л щ в н г л и т ю ч с у к п ф ш к р м д
2. а л ш в н г л и г ю щ с у и п ъ х ш в р м д
щ л п в н к я ё ж о а в ъ х ц о ж г и т м ь
щ п п в н к ъ ё ж о а к ъ я п о ж г ы т м ъ
3. 7 6 4 5 2 9 1 8 0 6 4 2 8 6 7 3 4 2 6 9 2 0
7 6 3 5 2 9 1 6 9 6 4 3 8 6 7 3 4 8 6 9 4 0
4. т г ш ц к з х т б ю в а ф о я э е к у э ц ю
ш г ш п к эх т б ю л А Ф С Я Э Е К Ч Э Ц Ю
5. пп оо ен жж ог сс цц ёё ои рр фф ча хх ъъ ои
пп ао ее жц ог сс ци ёё ои рр фв ча хх бъ ои
6. ол кк вы чч эз хд лл бб тт мм че йв ть ъъ на
ол кк ви хч ээ хд дл бц тт мы ча ив ть ъш на
7. 66 32 44 55 98 87 11 44 32 76 89 70 44 55 23
32 43 55 98 70 11 44 32 66 89 70 54 75 32
8. 654 736 900 234 512 648 445 648 980 213 432
655 736 906 234 512 644 455 648 980 231 432
9. пмр лон гшк выф лдж мси чяа юбж жэз ххх зщш
пмр лан гшк выф ллж мси чая юбж жээ хрх эщц
10. оон кеу шнг эхъ пор ваы хяч тья дбж ттт ррр оан
оан кеу шнг эхъ орп ваи хяч тья ддж тнт ркр оан
Работа по таблицам «Учимся быстро читать».
Цели:
1. Увеличить технику чтения.
2. Развивать внимание.
3. Развивать память.
4. Развивать речь.
5. Развивать логическое мышление.
Таблицы Шульте. Дети по таблице находят последовательные числа. Учитель засекает время и кто первый закончит, тот ученик поднимается и учитель называет за сколько ребенок справился с заданием. Учитель каждого старается похвалить. Самого последнего за трудолюбие. Следующий раз работаем по нижней табличке, чтобы дети не запомнили последовательность чисел. Результат каждого сравнивается только с самим собой.
Таблица №1. Наборы слов. Называю слово из первого набора, и дети его ищут. Первых, поднявших руки, хвалю, но жду основную массу детей. Затем вызванный ребёнок называет номер столбика, где находится заданное слово, и старается быстро прочитать весь столбик. Предлагаю детям назвать непонятные им слова. Значение слов объясняют ребята или учитель. Аналогично все четыре набора. Таким образом, дети прочитали всю страничку.
Таблица № 2. Мудрые мысли великих людей. Зачитываю детям словосочетание из любой мудрой мысли, а они находят и называют автора высказывания. Затем соревнуются, кто быстрее прочитает это высказывание. Ребята объясняют, как поняли эту мудрую мысль. Учитель предлагает повторить ее наизусть
Таблица №3. Страничка из телефонного справочника. Учитель называет адрес, а дети – фамилию, или учитель – адрес, а дети – номер телефона.
Таблица № 4. Чтение на скорость чисел и сочетаний букв.
Таблица № 5. Работа проводится так же, как по таблице №3.
Таблица № 6. Сравниваются строчки по парам, называются числа и буквы. Развивается внимание.
Таблица № 7. Сравниваются сразу три строчки, и также называются буквы и числа, которые отличаются. Развивается внимание, память.
Литература.
1. Краткий справочник важнейших правил, законов и дат. Ассоциация «Издатель» Издательство «Северный Кавказ».
1995 год
2. Галкина В.И., Соколянская В.И., Шутенко В.И. Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1-4 классов с дифференцируемыми заданиями. Динская СШ № 3. 1990 год
3. Н. В. Зайцев. «Резервы обучения чтению». Москва «Просвещение». 1998 год
4. В. А. Шукейло. Русский язык Сборник проверочных и контрольных работ.1-4 классы. «Вентана Граф». 2005 год
5. Ф.Д. Костенко. «Повторение и учёт знаний по русскому языку». Из опыта работы. Москва. «Просвещение»
6. М.В. Вербицкая, О.И.Волошина. Чтение. Начальная школа. Тесты. Москва. «Дрофа». 2001 год
7. В.Н. Рудницкая. Математика. Учебники для 1-4 классов. Москва. «Вентана-Граф». 2005 год
8. О. В. Узорова, е. А. Нефёдова. 2000 задач и примеров по математике для начальной школы. Астрель. АСТ. Москва.
2003 год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Слоговая таблица 4
2. Набор предложений для зрительного диктанта 5
3. Сорок скороговорок. 8
4. Памятки по предметам 9
5. Дидактический материал по теме: «Разделительные «Ь» и «Ъ» знаки» 19
6. Безударные гласные 23
7. Парные звонкие и глухие согласные 26
8. Непроизносимые согласные 29
9. Приставки и предлоги 30
10. Окончания имен существительных 33
11. Окончания имен прилагательных (2 класс) 36
12. Окончания имен прилагательных (3,4 класс) 39
13. Окончание глаголов 42
14. Памятка по математике 45
15. Задачи (1-4 класс) Нахождение суммы 50
16. Вычитание числа из суммы 51
17. Нахождение неизвестного уменьшаемого или вычитаемого 53
18. Увеличение, уменьшение на несколько единиц и в несколько раз. Задачи на приведение к единице 55
19. Сложение или вычитание произведения с числом 56
20. Нахождение суммы или разности двух частных 57
21. Нахожден6ие суммы или разности двух произведений 58
22. Задачи на движение 59
23. Задачи в 3 действия 62
24. Нахождение третьего слагаемого 63
25. Косвенные задачи 64
26. Нахождение числа по сумме двух чисел 65
27. Нахождение числа по разности двух чисел 66
28. Нахождение части числа 67
29. Таблицы по скорочтению 69
30. Методические указания к таблицам по скорочтению 75
31. Используемая литература 76
СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА
А | О | И | У | Ы | Е | Я | Ё | Ю | Э | ||
Н | НА | НО | НИ | НУ | НЫ | НЕ | НЯ | НЁ | НЮ | НЭ | Н |
Т | ТА | ТО | ТИ | ТУ | ТЫ | ТЕ | ТЯ | ТЁ | ТЮ | ТЭ | Т |
К | КА | КО | КИ | КУ | КЫ | КЕ | КЯ | КЁ | КЮ | КЭ | К |
Л | ЛА | ЛО | ЛИ | ЛУ | ЛЫ | ЛЕ | ЛЯ | ЛЁ | ЛЮ | ЛЭ | Л |
Р | РА | РО | РИ | РУ | РЫ | РЕ | РЯ | РЁ | РЮ | РЭ | Р |
В | ВА | ВО | ВИ | ВУ | ВЫ | ВЕ | ВЯ | ВЁ | ВЮ | ВЭ | В |
П | ПА | ПО | ПИ | ПУ | ПЫ | ПЕ | ПЯ | ПЁ | ПЮ | ПЭ | П |
М | МА | МО | МИ | МУ | МЫ | МЕ | МЯ | МЁ | МЮ | МЭ | М |
З | ЗА | ЗО | ЗИ | ЗУ | ЗЫ | ЗЕ | ЗЯ | ЗЁ | ЗЮ | ЗЭ | З |
Б | БА | БО | БИ | БУ | БЫ | БЕ | БЯ | БЁ | БЮ | БЭ | Б |
Д | ДА | ДО | ДИ | ДУ | ДЫ | ДЕ | ДЯ | ДЁ | ДЮ | ДЭ | Д |
Г | ГА | ГО | ГИ | ГУ | ГЫ | ГЕ | ГЯ | ГЁ | ГЮ | ГЭ | Г |
Ч | ЧА | ЧО | ЧИ | ЧУ | ЧЕ | ЧЁ | Ч | ||||
Ь | Ь | ||||||||||
Ш | ША | ШО | ШИ | ШУ | ШЕ | ШЁ | Ш | ||||
Ж | ЖА | ЖО | ЖИ | ЖУ | ЖЕ | ЖЁ | Ж | ||||
Й | Й | ||||||||||
Х | ХА | ХО | ХИ | ХУ | ХЕ | ХЁ | Х | ||||
Ц | ЦА | ЦО | ЦИ | ЦУ | ЦЫ | ЦЕ | Ц | ||||
Щ | ЩА | ЩО | ЩИ | ЩУ | ЩЕ | ЩЁ | Щ | ||||
Ф | ФА | ФО | ФИ | ФУ | ФЫ | ФЕ | ФЯ | ФЁ | ФЮ | Ф | |
Ъ | Ъ |
ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ
Предложения | Число букв |
Набор № 1 1. Тает снег. 2. Идет дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы. 6. Поле опустело. Набор № 2 1. Трещат морозы. 2. Я ищу землянику. 3. В лесу росла ель. 4. Наступила осень. 5. Дни стали короче. 6. В лесу много берез. Набор № 3 1. Прилетели птички. 2. Ярко светит солнце. 3. Лида вытерла доску. 4. Весело бегут ручьи. 5. Подул резкий ветер. 6. Зоя прилежно учится. Набор № 4 1. Дятел долбил дерево. 2. Я хочу посадить цветы. 3. Иней запушил деревья. 4. Без воды цветы завянут. 5. Пролетало жаркое лето. 6. Возле дома посадили ель. Набор № 5 1. Солнышко светит и греет. 2. Федя решил задачу у доски. 3. Загоралась в небе зорька. 4. На деревьях сверкал иней. 5. Город Киев стоит на Днепре. 6. В лесу собирают землянику. Набор № 6 1. Зимой река покрылась льдом. 2. Мальчик подарил маме цветы. 3. Дежурные стерли пыль с доски. 4. На огород забрались цыплята. 5. Колхозники работают на лугу. 6. Мы жили возле березовой рощи. Набор № 7 1. Небо покрылось серыми тучами. 2. Дети посадили во дворе акацию. 3. Бабушка купила внуку букварь. 4. Землю согрело теплое солнышко. 5. Моя сестра работает на фабрике. 6. Ласково грело весеннее солнце. Набор № 8 1. Идет дождик. 2. Мы любим наш Киев. 3. Береги учебные вещи. 4. У Андрея чистая тетрадь. 5. Помогай своему товарищу. Набор № 9 1. Воды морей соленые на вкус. 2. Наша страна борется за мир. 3. Родину-мать учись защищать. 4. Бьют часы Кремлевской башни. 5. Красивы улицы нашего города. Набор № 10 1. Москва — столица нашей Родины. 2. Школьники поливают саженцы. 3. Депутаты съехались на съезд. 4. Надо быть честным и правдивым. 5. Звезды сияют на башне Кремля. 6. Летом наша семья жила на Волге. Набор № 11 1. Весело колосится густая рожь. 2. Поля запорошило белым снегом. 3. Мы читали интересный рассказ. 4. Мичурин много и упорно работал. 5. Новые дома растут очень быстро. Набор № 12 1. Мы храбрые люди, мы Родину любим. 2. В поле поспевают рожь и пшеница. 3. Добровольцы поехали на стройку. 4. Дети всех стран хотят жить в мире. 5. Москва — большой прекрасный город. 6. Сверкнула молния и загремел гром. Набор № 14 1. Наша Родина стала богаче и прекрасней. 2. В далекой тайге живут охотники-эвенки. 3. Все радовались встрече с космонавтами. 4. Разведчики отправились в опасный путь. 5. Дружная семья и землю превратит в золото. 6. Обувь необходимо всегда очищать от пыли. Набор № 15 1. Зацветет, зазеленеет наш веселый огород. 2. Наши границы охраняют лучшие сыны Родины. 3. Хороши привольные широкие степи Украины. 4. Наши славные воины грудью отстояли Родину. 5. Нам велит трудиться школа, учит этому страна. 6. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. Набор № 16 1. Кремлевские звезды путь к свету указывают. 2. Наша школа названа именем героя Покрышкина. 3. Школьники готовятся к новому учебному году. 4. Много работы в колхозном саду ранней весной. 5. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. 6. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. Набор № 17 1. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. 2. Простые советские люди повсюду творят чудеса. 3. От города в тайгу дорожники проложили шоссе. 4. Мы живем в великую эпоху человеческого прогресса. 5. Прохладная вода хорошо освежала уставших ребят. Набор № 18 1. Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. 2. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. 3. Звуки радостных песен звенят над полями. 4. По лесной заросшей тропе осторожно идет пограничник. 5. Наш класс включился в соревнование. 6. Россия живет в мире и дружбе с другими народами. | 8 9 10 11 12 11 12 13 13 14 14 15 15 16 16 16 16 17 17 18 18 19 19 20 20 21 21 21 22 22 23 23 24 24 24 24 25 25 25 26 26 26 10 14 17 20 21 22 22 23 23 24 24 24 24 25 25 25 25 25 25 26 26 26 26 27 27 28 28 32 33 33 33 34 34 34 35 35 36 36 37 36 36 37 37 38 38 38 39 39 40 41 42 42 34 44 24 39 |
СОРОК СКОРОГОВОРОК
1. Водовоз вез воду из-под водопровода.
2. Говори, говори да не заговаривайся.
3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова нашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
6. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. Возле горки на пригорке стали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка.
8. Летят три пичужки через три пустых избушки.
9. В один, Клим, клин колоти.
10. Каково волокно, таково и полотно.
11. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
12. Лавировали корабли, лавировали да не вылавировали.
13. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
14. Шли сорок мышей, несли сорок грошей: две мыши поплоше несли, по два гроша.
15. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
16. На семерых сани, но семеро в сани.
17. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки—скок, Саньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
18. Ткет ткач ткани на платье Тане.
19. Мама мыла Милу мылом.
20. Осип охрип. Архип охрип.
21. Купи кипу пик.
22. От топота копыт пыль по полю летит.
23. Сыворотка из-под простокваши.
24. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
25. Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
26. Из-под Костромщины шли четверо мужчин, говорили про торги, про покупки: про крупу да про подкрупник.
27. Петр Петрович Петров поймал пару перепелов, просил полтинник, получил подзатыльник.
28. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба работали споро.
29. Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла пол-рыла, до норы не дорыла.
30. У осы не усы, не усищи, а усики.
31. Не велика птица синица, да умница.
32. Доход не живет без хлопот.
33. Чайные чашки в печали, стуча и бренча закричали.
34. Четверть четверика гороху, без червоточинки.
35. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили чернилами чертеж.
36. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
37. Шакал шатал, шакал скакал.
38. Чешуя у щучки, щетина у чушки.
39. Волки рыщут — пищу ищут.
40. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Памятки по русскому языку
Как готовить домашнее задание
1. Работу начинай с работы над ошибками. Используй памятку к работе над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Прочитай задания упражнения.
4. Прочитай все упражнения. Устно выполни задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно. Обязательно проверь свою работу.
Порядок звукобуквенного разбора слов
1. Прочитай слово вслух.
2. Скажи, сколько в слове слогов.
3. Назови ударный слог,
4. Назови в слове гласные звуки: сначала ударные, а потом безударные.
5. Назови в слове согласные звуки (звонкие, глухие, твердые, мягкие).
6. Назови в слове все звуки и все буквы. (Сколько их?)
7. Скажи: так ли слово произносится, как пишется?
8. Работу в тетради выполняй по образцу деньки - деньки, — 2 сл., 3 согл., 5 зв., 6 б.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 318.