Продемонстрируйте особенности развития способностей и интеллекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способности это индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Поэтому способности и рассматриваются в качестве основных свойств личности. В отечественной психологии обычно рассматривается следующая классификация уровней развития способностей:

 

Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые составляют природную основу развития способностей. В качестве врожденных задатков могут выступать, например, определенные физические кондиции или особенности развития различных анализаторов. Наличие определенных задатков у человека однако не означает, что будут развиваться соответствующие способности. В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. Развитие задатков — социально и деятельностно обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания, обучения, особенностями развития общества, технологиями, морально-психологическим климатом и многими другими обстоятельствами.

Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека.

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные способностями - те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные способности - те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Никакая отдельная способность обычно не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения деятельности почти всегда зависит от ряда способностей. Одни из этих способностей общие (присущие многим видам деятельности), другие специальные (присущи только этому виду деятельности).

Одаренность. Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками. Развитие одаренности происходит в конкретной деятельности.

В структуре способностей можно выделить две группы компонентов - по степени важности для деятельности. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными.

Талант - высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Как и одаренность, талант проявляется и развивается в основном в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант — определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.

Гениальность. Это высший уровень развития способностей. Гений оставляет заметный след в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало, и нет в обществе "гениальных должностей". То есть нельзя стать гением лишь по своему социальному статусу.

Интеллект (лат. intellect us — ум, рассудок, разум) — устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненными ситуациям. Интеллект означает понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума.

В развитии интеллекта индивида существенную роль играют как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее, взаимодействие этих факторов. Генетические факторы — наследственный потенциал, получаемый индивидуумом от своих родителей. Это исходные возможности взаимодействия индивида с окружающим миром.

Генетические факторы представляют собой тот потенциал, который ребенок получаете наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, — от них в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума.

Некоторые хромосомные аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе оплодотворения. Это касается болезни Дауна, которая проявляется в легкой степени дебильности, компенсируемой общительностью больных. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей.

Заболевания в период беременности могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что, хотя у матери краснуха может протекать легко, заражение ею в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций ребенка.

Употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития.

Факторы окружающей среды

С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции определяются, по-видимому, только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.

Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

· социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;

· особенности питания ребенка, его достаточностью или недостаточности для полноценного развития;

· психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);

· число детей в семье: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

 

16. Проведите методологический анализ когнитивных процессов

 

Методики изучения внимания:

- «Корректурная проба» Б.Бурдона направлена на исследование степени концентрации и устойчивости внимания;

- «Методика Мюнстерберга» направлена на определение избирательности внимания;

-методика «Красно-чёрная таблица» предназначена для оценки переключения внимания;

-методика «Расстановки чисел» направлена на изучение произвольного внимания.

 

Методики изучения памяти:

-методика «Оперативная память» применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несёт основную функциональную нагрузку;

-методика «Память на числа» позволяет оценить кратковременную зрительную память, её объём и точность;

-методика А.Р.Лурия «Заучивание 10 слов»: одна из наиболее часто применяющихся методик, предназначена для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания;

-методика «Пиктограмма»: позволяет исследовать особенности опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления;

-методика «Шкала памяти» Д.Векслера: предназначена для психометрической оценки памяти по 7 субтестам.

Методики исследования мышления

-тест Липпмана «Логические закономерности», предназначен для исследования логического аспекта мышления;

-методика «Сложные аналогии»: используется для выяснения способности выделять абстрактные связи и понимать сложные логические отношения;

-методика «Обобщение понятий»: предназначена для оценки способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки;

-методика «Классификация понятий»: позволяет оценить степень ориентированности на существенные (социально-практически значимые) признаки предметов и выявить ориентированность на признаки второстепенные, «слабые», малоактуальные;

-методика «Деление понятий»: исследуется логический процесс, противоположный обобщению понятий, - анализ, который, однако, основывается здесь на синтезе;

-методика «Определение и разграничение понятий»: предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности путём оценки способности выделять существенные признаки понятий;

-методика «Исключение понятий»: применяется для исследования способности обобщать и различать предметы по их существенным признакам;

-методика «Анализ отношений понятий»: предназначена для выявления и оценки умения устанавливать и обобщать отношения между понятиями;

-методика «Классификация геометрических фигур»: позволяет определить способность к элементарным формам обобщения и отвлечения, выявления «зоны ближайшего развития», может использоваться по принципу «обучающего эксперимента»;

-методика «Образование искусственных понятий»: направлена на оценку способности образования новых психофизиологических связей между комплексом признаков (цвет, форма, словесное обозначение);

-методика «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»: позволяет оценить процессы отвлечения и обобщения и способность определять существенные признаки и смыслы.

Методики исследования понимания и осмысливания

-методика «Понимания содержания сюжетных картин»;

-методика «Рассказ по картинкам с последовательным развёртыванием сюжета»;

-методика «Осмысливание рассказа»;

-методика «Картинки и тексты с нелепостями»;

-методика «Шкала интеллекта взрослых» Д.Векслера: предназначена для психометрической оценки интеллектуальных способностей у лиц в возрасте от 16 до 89 лет по совокупности 7 вербальных и 7 невербальных субтестов;

-методика «Психологические профили» Г.И.Россолимо направлены на исследование отдельных способностей: внимания, воли, точности восприятия, памяти, осмысливания, комбинаторных способностей, сметливости, воображения, наблюдательности;

-методика «Система когнитивной оценки» Дж. Даса и Дж.Наглиери: измеряет так называемые базовые когнитивные функции – планирование, внимание, симультанные и сукцессивные процессы.

 

17. Обоснуйте особенности межличностного общения

Психологические особенности межличностного общения в значительной мере определяются его формой. При мимолетном общении люди обмениваются принятыми в обществе стандартными средствами вежливости и формальными вопросами. При длительном деловом общении люди ориентируются на устойчивые психорегуляционные качества своих партнеров, на особенности их поведения в различных ситуациях. При этом оцениваются практические результаты взаимодействия, выстраивается определенная схема взаимоотношений с каждым партнером на основе обратной связи, т.е. реакции партнера, его отношения к содержанию общения. Поэтому возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера и скрываемой им информации. На основе своего жизненного опыта и статистических обобщений люди судят о поведенческих особенностях друг друга, предупреждая возможные реакции своих партнеров по общению.

Искусство общения состоит в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, поразмышлять, как бы думал ваш партнер, адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции. Многие профессии, и в том числе, конечно же, профессия менеджера, требуют высокоразвитой коммуникативной способности овладения культурой и техникой эффективного общения.

Большинство людей ведут себя в общении в соответствии со своими поведенческими установками, т.е. заранее запланировав определенный результат общения, они провоцируют своим поведением партнера на этот результат.

Продуктивное общение происходит тогда, когда оно осуществляется по однотипной поведенческой схеме. Дело в том, что необходимо учитывать тип личности человека, его акцентуацию, в первую очередь экстравертированность или интровертированность, т.е. обращенность к широкому полю действительности окружающего мира или к уходу в свой внутренний мир, к углубленному анализу отдельных его проявлений. Поэтому, зная особенности друг друга, партнеры в общении используют различные «рычаги воздействия», обеспечивающие желаемые ответные реакции, стремятся к психическому воздействию друг на друга.

Осознанное влияние на партнера по общению осуществляется целенаправленным убеждением. Убеждение — это отбор фактов и обобщений в соответствии с определенной задачей психологического воздействия на разум партнера. Объективной основой убеждения является истинность обосновываемых постулатов, а психологической предпосылкой — предрасположенность партнера к восприятию соответствующей информации. Условием эффективного убеждения является высокий нравственный и интеллектуальный авторитет воздействующего собеседника. При этом в процесс убеждения неизбежно включаются и механизмы внушения. Внушение — эмоциональноподсознательное формирование у других лиц соответствующих психических состояний. Внушаемость зависит от эмоциональной впечатлительности и волевых качеств внушаемого человека. В то же время она зависит и от авторитетности внушающего лица, доверия к нему, психологического контакта с ним. Внушение может положительно воздействовать на собеседника, приближая его к принятию необходимого решения (психотерапевтическое воздействие), но если внушающий является по своей сути манипулятором, то он может использовать внушаемого человека для достижения своих целей, подчас совсем не благовидных.

В межличностных отношениях, особенно в трудовых коллективах, иногда возникают напряженные негативные психические состояния, связанные с переутомлением людей к концу рабочего дня. Такое состояние ведет к возникновению психологического феномена «выгорания персонала», являющегося по сути малой формой стрессового состояния. Такое состояние характеризуется повышенной нервозностью, раздражительностью, неадекватностью поведения, возникновением жесткости между недавно вполне нормально общавшимися людьми.

Особенно подвержены этому явлению те, кто непосредственно и постоянно работает с людьми: менеджеры, продавцы, врачи, педагоги, чиновники государственных органов, работники органов охраны правопорядка. Это чревато тем, что у людей снижается терпимость к недостаткам других, падает степень эмоционального сочувствия к окружающим. Нередко каждому из нас приходится сталкиваться с хамством продавцов, ироническим, а порой и просто грубым отношением врачей, особенно врачей «скорой помощи», от которых мы ждем не только помощи, но и сочувствия к своей боли, равнодушием милиции и т.д. Мы обычно склонны трактовать такое отношение плохим воспитанием этих людей, но на самом деле истинная причина лежит в профессиональной и мотивационной усталости. И действительно, если врач все время сталкивается с человеческой болью или даже смертью, то он становится равнодушным к чужой беде. Это очень печальное явление, но с психологической точки зрения оно объясняется именно так. И если это состояние принимает необратимый характер, лучше сменить род занятий. Но практически это очень сложно сделать. Человек, особенно в возрасте, не может легко сменить профессию. Такое отношение к людям может спровоцировать крупный конфликт, если пациент, который обращается за помощью, и сам уже «выгорел» по своим причинам.

Состояние психического напряжения возникает и в условиях длительной групповой изоляции, т.е. когда межличностное общение происходит в течение долгого периода времени в пределах ограниченной группы людей. Примерами такого рода могут служить команды подводных лодок, находящиеся в длительном плавании, работники полярных станций, космонавты, участники многомесячных экспедиций и заключенные тюрем. В таких случаях часто возникает состояние психической дестабилизации, характеризующееся повышенной нервозностью и конфликтностью в межличностных отношениях. Человеку необходима возможность уединения, иначе он начинает предельно обнаженно раскрывать свои мысли и чувства («психический стриптиз») или погружается в мир собственных переживаний и грез. Однако при долгой одиночной изоляции возникают еще большие психические сдвиги, так как длительное лишение человека социального и межличностного общения ведет к распаду личности, нарушению речи и способности абстрактного мышления.

 

18. Опишите в общих чертах особенности социальной перцепции при восприятии и понимании людьми друг друга

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.