Проанализируйте понятие «характер» и отметьте его особенности
"характер" трактуется в психологии далеко не однозначно.
Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Характер понимается и как:
· система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
· мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
· отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.
Аргументируйте в общих чертах особенности формирования характера
Проиллюстрируйте взаимосвязь темперамента и характера человека
Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:
· от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;
· темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;
· в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;
· существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера — благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. В состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность. переключаемость — ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.
Факторы окружающей среды
С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции определяются, по-видимому, только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.
Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:
· социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;
· особенности питания ребенка, его достаточностью или недостаточности для полноценного развития;
· психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);
· число детей в семье: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.
16. | Проведите методологический анализ когнитивных процессов |
Методики изучения внимания:
- «Корректурная проба» Б.Бурдона направлена на исследование степени концентрации и устойчивости внимания;
- «Методика Мюнстерберга» направлена на определение избирательности внимания;
-методика «Красно-чёрная таблица» предназначена для оценки переключения внимания;
-методика «Расстановки чисел» направлена на изучение произвольного внимания.
Методики изучения памяти:
-методика «Оперативная память» применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несёт основную функциональную нагрузку;
-методика «Память на числа» позволяет оценить кратковременную зрительную память, её объём и точность;
-методика А.Р.Лурия «Заучивание 10 слов»: одна из наиболее часто применяющихся методик, предназначена для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания;
-методика «Пиктограмма»: позволяет исследовать особенности опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления;
-методика «Шкала памяти» Д.Векслера: предназначена для психометрической оценки памяти по 7 субтестам.
Методики исследования мышления
-тест Липпмана «Логические закономерности», предназначен для исследования логического аспекта мышления;
-методика «Сложные аналогии»: используется для выяснения способности выделять абстрактные связи и понимать сложные логические отношения;
-методика «Обобщение понятий»: предназначена для оценки способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки;
-методика «Классификация понятий»: позволяет оценить степень ориентированности на существенные (социально-практически значимые) признаки предметов и выявить ориентированность на признаки второстепенные, «слабые», малоактуальные;
-методика «Деление понятий»: исследуется логический процесс, противоположный обобщению понятий, - анализ, который, однако, основывается здесь на синтезе;
-методика «Определение и разграничение понятий»: предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности путём оценки способности выделять существенные признаки понятий;
-методика «Исключение понятий»: применяется для исследования способности обобщать и различать предметы по их существенным признакам;
-методика «Анализ отношений понятий»: предназначена для выявления и оценки умения устанавливать и обобщать отношения между понятиями;
-методика «Классификация геометрических фигур»: позволяет определить способность к элементарным формам обобщения и отвлечения, выявления «зоны ближайшего развития», может использоваться по принципу «обучающего эксперимента»;
-методика «Образование искусственных понятий»: направлена на оценку способности образования новых психофизиологических связей между комплексом признаков (цвет, форма, словесное обозначение);
-методика «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»: позволяет оценить процессы отвлечения и обобщения и способность определять существенные признаки и смыслы.
Методики исследования понимания и осмысливания
-методика «Понимания содержания сюжетных картин»;
-методика «Рассказ по картинкам с последовательным развёртыванием сюжета»;
-методика «Осмысливание рассказа»;
-методика «Картинки и тексты с нелепостями»;
-методика «Шкала интеллекта взрослых» Д.Векслера: предназначена для психометрической оценки интеллектуальных способностей у лиц в возрасте от 16 до 89 лет по совокупности 7 вербальных и 7 невербальных субтестов;
-методика «Психологические профили» Г.И.Россолимо направлены на исследование отдельных способностей: внимания, воли, точности восприятия, памяти, осмысливания, комбинаторных способностей, сметливости, воображения, наблюдательности;
-методика «Система когнитивной оценки» Дж. Даса и Дж.Наглиери: измеряет так называемые базовые когнитивные функции – планирование, внимание, симультанные и сукцессивные процессы.
17. | Обоснуйте особенности межличностного общения |
Психологические особенности межличностного общения в значительной мере определяются его формой. При мимолетном общении люди обмениваются принятыми в обществе стандартными средствами вежливости и формальными вопросами. При длительном деловом общении люди ориентируются на устойчивые психорегуляционные качества своих партнеров, на особенности их поведения в различных ситуациях. При этом оцениваются практические результаты взаимодействия, выстраивается определенная схема взаимоотношений с каждым партнером на основе обратной связи, т.е. реакции партнера, его отношения к содержанию общения. Поэтому возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера и скрываемой им информации. На основе своего жизненного опыта и статистических обобщений люди судят о поведенческих особенностях друг друга, предупреждая возможные реакции своих партнеров по общению.
Искусство общения состоит в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, поразмышлять, как бы думал ваш партнер, адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции. Многие профессии, и в том числе, конечно же, профессия менеджера, требуют высокоразвитой коммуникативной способности овладения культурой и техникой эффективного общения.
Большинство людей ведут себя в общении в соответствии со своими поведенческими установками, т.е. заранее запланировав определенный результат общения, они провоцируют своим поведением партнера на этот результат.
Продуктивное общение происходит тогда, когда оно осуществляется по однотипной поведенческой схеме. Дело в том, что необходимо учитывать тип личности человека, его акцентуацию, в первую очередь экстравертированность или интровертированность, т.е. обращенность к широкому полю действительности окружающего мира или к уходу в свой внутренний мир, к углубленному анализу отдельных его проявлений. Поэтому, зная особенности друг друга, партнеры в общении используют различные «рычаги воздействия», обеспечивающие желаемые ответные реакции, стремятся к психическому воздействию друг на друга.
Осознанное влияние на партнера по общению осуществляется целенаправленным убеждением. Убеждение — это отбор фактов и обобщений в соответствии с определенной задачей психологического воздействия на разум партнера. Объективной основой убеждения является истинность обосновываемых постулатов, а психологической предпосылкой — предрасположенность партнера к восприятию соответствующей информации. Условием эффективного убеждения является высокий нравственный и интеллектуальный авторитет воздействующего собеседника. При этом в процесс убеждения неизбежно включаются и механизмы внушения. Внушение — эмоциональноподсознательное формирование у других лиц соответствующих психических состояний. Внушаемость зависит от эмоциональной впечатлительности и волевых качеств внушаемого человека. В то же время она зависит и от авторитетности внушающего лица, доверия к нему, психологического контакта с ним. Внушение может положительно воздействовать на собеседника, приближая его к принятию необходимого решения (психотерапевтическое воздействие), но если внушающий является по своей сути манипулятором, то он может использовать внушаемого человека для достижения своих целей, подчас совсем не благовидных.
В межличностных отношениях, особенно в трудовых коллективах, иногда возникают напряженные негативные психические состояния, связанные с переутомлением людей к концу рабочего дня. Такое состояние ведет к возникновению психологического феномена «выгорания персонала», являющегося по сути малой формой стрессового состояния. Такое состояние характеризуется повышенной нервозностью, раздражительностью, неадекватностью поведения, возникновением жесткости между недавно вполне нормально общавшимися людьми.
Особенно подвержены этому явлению те, кто непосредственно и постоянно работает с людьми: менеджеры, продавцы, врачи, педагоги, чиновники государственных органов, работники органов охраны правопорядка. Это чревато тем, что у людей снижается терпимость к недостаткам других, падает степень эмоционального сочувствия к окружающим. Нередко каждому из нас приходится сталкиваться с хамством продавцов, ироническим, а порой и просто грубым отношением врачей, особенно врачей «скорой помощи», от которых мы ждем не только помощи, но и сочувствия к своей боли, равнодушием милиции и т.д. Мы обычно склонны трактовать такое отношение плохим воспитанием этих людей, но на самом деле истинная причина лежит в профессиональной и мотивационной усталости. И действительно, если врач все время сталкивается с человеческой болью или даже смертью, то он становится равнодушным к чужой беде. Это очень печальное явление, но с психологической точки зрения оно объясняется именно так. И если это состояние принимает необратимый характер, лучше сменить род занятий. Но практически это очень сложно сделать. Человек, особенно в возрасте, не может легко сменить профессию. Такое отношение к людям может спровоцировать крупный конфликт, если пациент, который обращается за помощью, и сам уже «выгорел» по своим причинам.
Состояние психического напряжения возникает и в условиях длительной групповой изоляции, т.е. когда межличностное общение происходит в течение долгого периода времени в пределах ограниченной группы людей. Примерами такого рода могут служить команды подводных лодок, находящиеся в длительном плавании, работники полярных станций, космонавты, участники многомесячных экспедиций и заключенные тюрем. В таких случаях часто возникает состояние психической дестабилизации, характеризующееся повышенной нервозностью и конфликтностью в межличностных отношениях. Человеку необходима возможность уединения, иначе он начинает предельно обнаженно раскрывать свои мысли и чувства («психический стриптиз») или погружается в мир собственных переживаний и грез. Однако при долгой одиночной изоляции возникают еще большие психические сдвиги, так как длительное лишение человека социального и межличностного общения ведет к распаду личности, нарушению речи и способности абстрактного мышления.
18. | Опишите в общих чертах особенности социальной перцепции при восприятии и понимании людьми друг друга |
Охарактеризуйте методический инструментарий современных методов психологических исследований.
Психология, как и всякая наука, пользуется целой системой различных методов. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:
1. Организационные методы включают:
а) сравнительно-генетический метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям);
б) метод поперечных срезов (сравнение выбранных одних и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых);
в) лонгитюдный метод — метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
г) комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.
Организационные методы
К познанию закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: так называемых поперечных срезов и продольных (лонгитюдных). Оба типа характеризуются рядом преимуществ и недостатков.
Поперечные срезовые исследования психического развития состоят в изучении одних и тех же психологических характеристик в группах детей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т. п. Метод поперечных срезов также имеет свои преимущества и недостатки. Основным преимуществом этого метода считается сравнительная быстрота исследования — возможность приобретения в течение короткого времени результатов.
Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не показывают динамики процесса развития, его непрерывности, а многие закономерности развития, полученные таким образом, являются весьма приблизительными.
Лонгитюдный способ, по сравнению с методом поперечных срезов, обладает многими преимуществами:
— лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных по отдельным возрастным периодам;
— оно дает возможность определить динамику развития каждого ребенка;
— только лонгитюдное исследование дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.
Однако очевидно, что даже объективное наблюдение за одним ребенком не позволяет подойти к заключению со всеобщим значением. Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в сравнении со сходными явлениями у других организмов.
2. Эмпирические методы. Они включают в себя:
а) наблюдение и самонаблюдение;
б) экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);
в) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
г) анализ продуктов деятельности;
д) биографические методы.
3. Методы коррекции:
а) аутотренинг;
б) групповой тренинг;
в) способы психотерапевтического воздействия;
г) обучение.
4. Методы обработки данных, включающие в себя:
а) количественный метод (статистический);
б) качественный метод (дифференциация материала по группам, анализ).
Эмпирические методы в психологии
Группа эмпирических методов в психологии считается основной с тех пор как психология выделилась в самостоятельную науку.
Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах — как самонаблюдение (интроспекция) и как объективное наблюдение (внешнее наблюдение). Традиционная интроспективная психология считала самонаблюдение основным методом психологии.
Объективное наблюдение. В ходе объективного наблюдения экспериментатор не только спрашивает испытуемого о его внутренних побуждениях, ощущениях и переживаниях, но и направляет испытуемого на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал закономерности протекания психических процессов.
Особенности экспериментального метода исследования:
1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.
2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.
3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.
4. Эксперимент позволяет установить допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
Психологические тесты. Английское слово тест означает «проба» или «испытание». Термин был введен в практику психологических исследований в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое распространение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине совместно с Т.Симоном разработали свою систему для определения умственного развития детей. Тест — это краткое, стандартизированное испытание, не требующее сложных технических приспособлений, поддающееся математической обработке данных/
Методы опроса, интервью, анкетирование. К числу наиболее распространенных средств психодиагностики относятся всевозможные опросы, т.е. получение информации со слов опрашиваемых.
Все разнообразие методов опроса, применяемых в психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:
1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое исследователем по определенному плану;
2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.
Выделяют два вида интервью: стандартизированные и нестандартизированные. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается изменять какие-либо вопросы или вводить новые. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.
Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфику. К заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в сравнительной небольшой срок. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы.
Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные нередко свидетельствуют не столько о подлинных мнениях и настроениях опрашиваемых, сколько о том, какими они их изображают.
Метод беседы является вспомогательным средством в исследовании и должен сочетаться с другими объективными методами. Беседа всегда должна быть организована по плану. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление своеобразия психических процессов. Но при этом такие задания должны быть максимально естественны.
Изучение продуктов деятельности. Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментирования. Цель этого метода - позволить понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического развития.
Этот метод широко используется и в детской психологии — изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка.
Биографический метод. Разновидностью метода изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, почерки и т. д. Во многих случаях этот метод используется не один, а в сочетании с другими методами, дополняющими друг друга. При этом каждый из используемых методов раскрывает новые стороны психической деятельности.
Методы коррекции
Психологическая помощь чаще требуется в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи.
Психотерапевтическая помощь является индивидуальной и базируется на глубоком проникновении в личность пациента, его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникновения требуются специальные психодиагностические методы, о которых мы писали выше. Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы дать возможность психологу определить программу дальнейшей работы с клиентом, включающую коррекционные методы. В настоящее время психокоррекционные методы — это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей. Охарактеризуем основные направления психокоррекционной работы.
Аутотренинг. Метод аутогенных тренировок был предложен немецким психотерапевтом И.Г.Шульцем. Аутогенная тренировка получила распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме, а также средство управления состоянием человека в экстремальных условиях деятельности. В настоящее время аутогенные тренировки прочно вошли в систему подготовки спортсменов, все шире применяются в производственных коллективах в виде психогигиенических эмоционально-разгрузочных процедур.
В аутогенных тренировках используются три основных пути воздействия на состояние нервной системы. Первый путь связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Бодрствующее состояние человека связано с поддержанием достаточно высокого мышечного тонуса. Чем напряженнее деятельность, тем выше этот тонус. Эта важнейшая физиологическая закономерность лежит в основе всей системы аутогенных тренировок. Взаимосвязь между состоянием центральной нервной системы и тонусом скелетной мускулатуры позволяет посредством сознательного изменения тонуса мышц влиять на уровень психической активности. Для того, чтобы овладеть аутотренингом, необходимо предварительно выработать умение полностью расслаблять мышцы тела. Аналогичным образом сказывается на уровне психического тонуса нервной системы и ритм дыхания. Частое дыхание обеспечивает высокую активность организма.
Второй путь воздействия на нервную систему связан с использованием чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.). Чувственный образ — это активный инструмент влияния на психическое состояние и здоровье человека. Постоянное удерживание перед мысленным взором мрачных, безрадостных картин рано или поздно подтачивает здоровье, и наоборот. Следует иметь в виду, что в состоянии мышечной расслабленности действенность чувственных образов значительно повышается.
Наконец, третий путь воздействия на нервную систему связан с программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самоприказов) давно используется в спорте для повышения эффективности тренировок, мобилизации внутренних резервов во время соревнований.
Групповой (социально-психологический) тренинг. Под групповым тренингом понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы коррекции нарушений, возникших на почве общения.
Можно выделить ряд особенностей группового тренинга:
• все методы группового тренинга ориентированы на обучение групповому взаимодействию;
• эти методы основаны на активности обучающегося (через включение в обучение элементов исследования). Если традиционные методы ориентированы в основном на то, чтобы донести готовые знания, то здесь участники-исследователи сами должны прийти к ним.
Все множество форм социально-психологического тренинга можно разделить на два больших класса:
— игры, ориентированные на развитие социальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты). Среди игровых методов наиболее широкое распространение получил метод ролевых игр;
— групповые дискуссии, нацеленные на навыки анализа ситуаций общения — анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. Метод групповой дискуссии используется чаще всего в форме анализа конкретных ситуаций.
Формы проведения группового тренинга очень разнообразны. Занятия могут записываться на магнитофонную ленту или делается их видеозапись. Последняя форма тренинга получила название «видеотренинг». Эта звуко- и видеозапись используется руководителем тренинга для просмотра участниками группы и последующего проведения соответствующей групповой дискуссии.
В настоящее время практика группового тренинга представляет собой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т. п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми, коррекции социально-психологической дезадаптации подростков и т. п.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 346.