Отметьте особенности понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивид - существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»:
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом:
-наследственно биологических свойств;
- социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

 

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся. Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А. Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К. Юнга и др.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

7. Рассмотрите структуру личности по З.Фрейду

 

Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.

Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”). Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

 

8. Укажите особенности культурно-исторического подхода к проблеме изучения личности и культуры

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают:

1. человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова)

2. устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

3. Исследование личности направлено на изучение поведения, типичного для отдельного человека, которая отличает его от других.

4. В этом смысле личность – это результат продолжающегося всю жизнь процесса взаимодействия организма и его экокультурного и социокультурного окружения.

5. Влияние этих внешних факторов делает возможным существование систематических различий индивидуально-типичного поведения людей, которые воспитаны в различных культурах.

Исходя из этого, исследования личности были продолжены в кросс-культурном контексте.

С началом ХХ века было выдвинуто несколько подходов, имеющих целью отразить специфику взаимодействия культуры и личности, и был разработан ряд методов для изучения характера их взаимоотношения.

М.Мид, Р.Бенедикт разработали фундамент научного подхода к изучению культуры и личности, на котором базируется метод кросс-культурного сравнительного исследования личности. Они хотя и признавали роль врожденных биологических факторов в формировании личности, тем не менее, они считали, что личность культурно обусловлена и формируется под влиянием сил, функционирующих в специфической культурной среде.

Такой взгляд предполагает, что личность является скорее результатом обучения и усвоения основных психологических механизмом функционирующих в культуре, благодаря участию индивида в типичных для данной культуре практиках, чем функцией биологических и эволюционных факторов.

Кроме того, поиск универсальных аспектов человеческой личности, кросс-культурные исследования личности направлены на выявление культурно-специфических личностных черт, характеристик.

Представители кросс-культурного психологического подхода выделяют такое понятие, как культурно-специфическая индигенная личность, под которой понимают совокупность личностных черт и характеристик, присущая исключительно конкретной рассматриваемой культуре.

При интерпретации кросс-культурных различий в распределении оценок исследователь должен выбирать между различными вариантами:

1. Наблюдаемое кросс-культурное различие по средней оценке– это адекватное отражение различия по той базовой черте, которая, как предполагалось, была измерена.

2. Различие вызваны ошибками в переводе некоторых вопросов со специфическим, культурно-обусловленным смыслом или других аспектов, которые не имеют прямого отношения к этим чертам.

3. Черты личности различаются в разных культурах.

В настоящее время учеными собрано большое количество данных, указывающих на универсальность некоторых аспектов личности, но в тоже время много данных и в пользу существования индигенной личности. Также много исследований свидетельствующих о существовании культурных различий, касающихся таких аспектов личности, которые приято связывать с представлениями об общечеловеческих этических ценностях.

Экспериментальные кросс-культурные исследования, которые состоят в том, что подбирается любая психологическая методика, адекватная поставленной задачам, и с ее помощью проводятся исследования двух или нескольких групп.

 

9. Перечислите основные концепции личности в различных направлениях психологии





Дата: 2019-02-02, просмотров: 198.