Поведенческий подход к изучению личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этот подход имеет еще и другие названия – «бихевиористский» или "наученческий". Существуют два основных направления в поведенческом подходе к изучению личности - "рефлекторное" и "социальное". Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками второго направления являются американские исследователи: А. Бандура и Дж. Роттер.

Личность это продукт научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие "РЕФЛЕКСЫ" и "СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ". С точки зрения бихевиористов, можно сформировать любой тип личности – труженика или бандита, поэта или торговца. Например, согласно Дж. Уотсону, все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) – результат выработки "КЛАССИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ". Дж. Уотсон не делал никаких различий между выработкой слюноотделительного рефлекса у собаки (вспомним работы И.П. Павлова) и выработкой эмоциональных реакций у человека. Второй представитель "рефлекторного" направления – Б. Скиннер утверждал, что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате "ОПЕРАНТНОГО" научения. Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта человека. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает совершать те операнты, за которыми последует наказание.

Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний, человек приобретает новые социальные навыки, и соответственно, новые свойства личности – доброту или честность, агрессивность или альтруизм

По мнению представителей второго направления, важную роль в развитии личности играет не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т.д.

А. Бандура назвал поведение человека, детерминированное внутренними факторами, "САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ". Основная задача саморегуляции – обеспечивать "САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ", т.е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренне факторы в данный момент. Внутренние факторы действуют по своим «внутренним» законам, хотя и возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание.

Решающий возрастной период. По мнению бихевиористов, личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению закладывается в детстве. Поведенческая теория утверждает, что любого человека можно научить любому поведению и, соответственно, можно отучить от любых нежелательных реакций, в том числе болезненных.

Сознательное-бессознательное в личности. По мнению бихевиористов, в личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях, человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других нет.

Свобода воли. Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы.

Субъективное-объективное. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению.

В поведенческом подходе выделяют три уровня свойств, однако, как и в случае выше описанных подходов, четкая граница между уровнями отсутсвует.

Элементные свойства личности. В качестве элементов личности здесь выступают "РЕФЛЕКСЫ" или "СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ". Постулируется, что список социальных навыков (т.е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретно человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если Вы воспитывались в доброй, спокойной семье, и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека. А если вы – грустны и печальны, или отличаетесь повышенной ранимостью, то это не ваша "вина", вы – продукт общества, продукт воспитания. Ну а если вам нравится поэзия, то и здесь, заслуги вашей в этом нет никакой. Семья, улица, школа и т.д. выработали у вас любовь к данному виду искусства. Ваша профессия – настоящая или будущая - это тоже следствие вашего восптания, которое включало определенную систему подкреплений и наказаний.

Проблема подкрепления у бихевиористов не сводится только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. Для ребенка более мощным, после пищевого, подкреплением является «активностное» подкрепление (посмотреть телевизор, видео), затем «манипулятивное» (поиграть с игрушкой, порисовать), далее следует «поссессиальное» (от английского слова possess – владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, одеть мамину юбку), и наконец, социальное подкрепление – похвалить, обнять, ободрить ребенка и т.д.

Если в рамках "рефлекторного" направления поведенческой теории фактически отрицается существование определенных блоков личности, то представители "социально-наученческогo" направления считают выделение таких блоков вполне возможным.

Блочные свойства личности. В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок личности, согласно А. Бандуре, "САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ". Самоэффективность – это своего рода когнитивный конструкт "могу – не могу". Сам А. Бандура определял эту структуру как "веру", "убеждение", или "ожидание" получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение "могу", то он приступает к выполнению определенного поведения, если же человек выносит вердикт «не могу», он отказывается от выполнения данного действия, или от его усвоения. Например, если вы решили, что вы не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что вы сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.

По мнению А. Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он «может» или «не может» что-то сделать:

1. прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

2. самоинструкция; например, Я могу, Я могу это сделать!;

3. повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

4. и, наконец, самое главное условие – наблюдение, моделирование (подражание) поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.); например, если другие могут, то и Я смогу!

По мнению Дж. Рoттера, существует два основных внутренних блока личности:

1. "Субъективная значимость" – структура, оцениваю ценность предстоящего подкрепления.

2. "Доступность" - структура, связанная с ожиданием (вероятностью) получения подкрепления на основе прошлого опыта.

Эти блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый "ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ", или блоком "КОГНИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ".

Целостные свойства личности. Целостные свойства личности проявляются в единстве действия блоков субъективной значимости и доступности. Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и их результатами (подкреплениями), по мнению Дж. Роттера, имеют внешний, или экстернальный "ЛОКУС КОНТРОЛЯ". "ЭКСТЕРНАЛЫ" – это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на «авось». Экстерналы обычно рассуждают так: «авось повезет».

Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действитями) и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный локус контроля. «ИНТЕРНАЛЫ» - это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна. Интернал:

1. СТАРАТЕЛЬНО ГОТОВИТСЯ К ЗАНЯТИЯМ;

2. СЧИТАЕТ, ЧТО ЕСЛИ ОН ДОБИЛСЯ УСПЕХА В СВОЕЙ ЖИЗНИ, ТО ЭТО ПОТОМУ, ЧТО УСИЛЕННО РАБОТАЛ ДЛЯ ЭТОГО;

3. СОСТАВЛЯЕТ ПЛАН ПРЕДСТОЯЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

4. МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ ПОЧТИ ВСЕМУ, ЕСЛИ ОН ЭТОГО ЗАХОЧЕТ;

5. НЕ СТАВИТ СЕБЕ НЕВЫПОЛНИМЫХ ЦЕЛЕЙ;

6. ИМЕЕТ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ САМООЦЕНКУ;

7. РЕЖЕ ПОДВЕРЖЕН ДЕПРЕССИВНЫМ НАСТРОЕНИЯМ.

Согласно поведенческой теории, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
Таким образом, в рамках данного подхода, личность – это система условных социальных навыков и рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, - с другой.

 

10. Раскройте роль и значение темперамента, его психофизиологическую основу.

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.

Известный психофизиолог В. М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока — хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка

темперамента изменилась и вместо двух параметров — активности и чувствительности были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

С точки зрения данной концепции темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств» (Русалов В. М., 1979).

И. П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.

Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Человек является неуравновешенным, когда сила одного из этих процессов превосходит силу другого. Четвертое свойство нервной системы — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Это свойство проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот, противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Принято считать, что нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Этот тип складывается из характерной для индивида совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и торможения. По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик.

Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

11. Сделайте заключение об основных типах темперамента

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический:

Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку: сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку: холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться так: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 213.