ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Основная профессиональная образовательная программа высшего образования –

программа бакалавриата по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

профиль: Общеправовой

 


Оглавление

 

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ.. 3

II. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.. 4

III. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ.. 5

IV. ВЫПОЛНЕНИЕ ВНЕУАДИТОРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 7

1. Структура контрольных заданий для студентов заочной формы обучения. 7

2. Внеаудиторная контрольная работа. 7

3. Подготовка проектов юридических документов. 11

V. ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ... 15

VI. ПОДГОТОВКА К ЗАЧЕТУ.. 24

 




I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

 

Дисциплина «Проблемы совершенствования гражданского законодательства» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана, целью освоения которой является формирование у студентов навыков анализа гражданского законодательства в проблемном ключе, с позиции выявления недостатков существующего правового регулирования и практики применения действующего законодательства, а также причин, тенденций и ключевых этапов развития гражданского законодательства.

Результатом освоения дисциплины «Проблемы совершенствования гражданского законодательства» является приобретение студентом знаний, умений и навыков, свидетельствующих, в своей совокупности, о формировании у студента общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

· способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);

· способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2)



II. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом заочной формы обучения по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Общий объем дисциплины «Проблемы совершенствования гражданского законодательства» составляет 72 часа (2 зачетные единицы), объем самостоятельной работы студента заочной формы обучения – 61 час. Следует иметь в виду, что студент самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по дисциплине, выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий.

Освоение дисциплины необходимо начинать с изучения базовых руководящих документов, в качестве которых выступают рабочая программа дисциплины и методические указания, содержащие, в своей совокупности, информацию об объеме и содержании дисциплины, требования к уровню освоения компетенций, формируемых дисциплиной, рекомендации по организации учебной работы, выполнению контрольных заданий, список рекомендуемой к изучению основной и дополнительной литературы, основные нормативные правовые акты, которые необходимо изучить для освоения содержания дисциплины.

Учитывая, что целью внеаудиторной самостоятельной работы студента является формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, учебную и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования профессиональных компетенций; развитию исследовательских умений студентов; овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по дисциплине в целом, то в структуру внеаудиторной самостоятельной работы студента входят:

- освоение теоретических аспектов дисциплины на основе изучения основной и дополнительной литературы;

- выполнение внеаудиторных контрольных заданий;

- подготовка к практическим занятиям;

- подготовка к зачету по дисциплине.



III. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

 

Для овладения теоретическими знаниями по дисциплине необходимо осуществлять самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по основным вопросам содержания дисциплины.

Данный вид самостоятельной работы включает в себя две группы приемов: техническую, имеющая библиографическую направленность, и содержательную. Первая группа – уяснение потребностей в литературе; получение литературы; просмотр литературы на уровне общей, первичной оценки; анализ надежности публикаций как источника информации, их относимости и степени полезности. Вторая – подробное изучение и извлечение необходимой информации.

Для поиска необходимой литературы можно использовать следующие способы: обращение к электронным базам данных; поиск через систематический или электронный каталоги в библиотеке; использование сборников материалов конференций, научно-практических семинаров; просмотр специальных юридических журналов; выявление материалов, размещенных в сети Интернет.

Основная цель работы с литературой – это извлечение из текста необходимой информации, способствующей формированию профессиональных компетенций, в силу чего, главным правилом работы с текстом является сознательное усвоение прочитанного, критическое осмысление его содержания, в ходе которого происходит постепенное глубокое осмысление теоретических положений дисциплины, выделение основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т.д., кроме того, обязательным правилом является выяснение значения незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.

Работа с научной литературой должна быть направлена на решение следующих задач:

- информационно-поисковая – найти, выделить искомую информацию;

- усваивающая – осознать и запомнить как сами сведения, излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений;

- аналитико-критическая – критическое осмысление материала на основе его анализа;

- творческая – формирование готовности к собственным рассуждениям.

Для целей экономии времени при осуществлении различных форм самостоятельной работы студента рекомендуется при работе с литературой осуществлять конспектирование теоретического материала по основным вопросам дисциплины путем составления опорного конспекта. Конспектирование позволит сосредоточить внимание студента на ключевых проблемах совершенствования гражданского законодательства, подготовиться к выполнению контрольной работы и зачету.

Конспектирование представляет собой краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Для составления опорного конспекта целесообразно придерживаться следующих этапов работы:

- подготовительная работа: составление списка литературы и нормативных правовых актов, внимательное чтение текстов, подлежащих конспектированию;

- составление терминологического словаря: уточнение в справочной литературе непонятных слов и вынесением справочных данных в конспект;

- составление плана опорного конспекта: выделить в прочитанном главное, составить план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте;

- формулировка тезисов: тезис – это кратко сформулированное положение, для лучшего усвоения и запоминания материала следует записывать тезисы своими словами;

- доказывание тезисов: в конспекте нужно отразить основные доводы, доказывающие истинность рассматриваемого тезиса, привести ссылки на положения нормативных правовых актов, целесообразно привести примеры.

Следует помнить, что главное в конспекте не объем, а содержание. В нем должны быть отражены основные принципиальные положения по каждому теоретическому вопросу дисциплины. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Не следует переписывать содержание учебной литературы, основные положения целесообразнее излагать кратко, своими словами, заботясь о стиле и выразительности написанного. Конспект не должен состоять из сплошного текста – особо важные места, яркие примеры выделяются подчеркиванием, пометками на полях специальными знаками, чтобы можно было быстро найти нужное положение. Дополнительные материалы из других источников можно давать на полях, где записываются свои суждения, мысли, появившиеся уже после составления конспекта.



КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕУАДИТОРНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВАРИАНТ 1 (А - Н)

Между коммерческим банком и акционерным обществом был заключен договор залога автомобиля в обеспечение возврата суммы кредита. Уведомление нотариусу о залоге банк не направлял. Поскольку кредит не был возвращен, банк решил обратить взыскание на заложенное имущество. При подготовке документов было установлено, что общество продало автомобиль через несколько дней после заключения договора о залоге. Автомобиль был затем перепродан и находится в собственности уже третьего покупателя. Последний владелец автомобиля Колесник заявил, что является добросовестным владельцем и ответственность по чужим долгам нести не будет.

Какой вид залога упоминается в рассматриваемом случае? Требовалось ли направление уведомления о залоге? Почему? Является ли Колесник добросовестным приобретателем заложенного автомобиля для целей применения подп. 2 п. 1 ст. 352 ГК РФ? Можно ли обратить взыскание на автомобиль для удовлетворения требований банка?

Вариант. Банк направил уведомление нотариусу о залоге автомобиля в день заключения договора о залоге. Какие правовые последствия влечет такое уведомление? Проанализируйте ситуацию.

ВАРИАНТ 2 (О-Я)

В 2012 году между ООО «Форт» и коммерческим банком был заключен договор банковского счета. Обществом не была оплачена комиссия (плата) за совершение операций по счету за период с марта по июль 2014 года (в соответствии с условиями договора оплата должна была быть осуществлена не позднее месяца, следующего за расчетным). В сентябре 2017 года сумма задолженности в полном размере была списана банком в безакцептном порядке в соответствии с условиями договора банковского счета.

Общество обратилось в суд с иском к банку о взыскании списанных со счета средств, обосновывая требования тем, что средства были списаны с его счета за пределами срока исковой давности. Банк против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на п. 1 ст. 206 ГК РФ. Кроме того, банк указал, что лицо может заявить о применении исковой давности только при предъявлении к нему иска, тогда как в настоящем случае никаких требований к обществу банк в суд не заявлял.

Оцените доводы сторон и решите спор. Законны ли действия банка? Является ли исполнение обязательства путем безакцептного списания долга со счета исполнением обязанности должником по смыслу п. 1 ст. 206 ГК РФ? Если действия банка незаконны, что может предпринять общество для защиты своих прав?

 

Подготовка проектов юридических документов

 

Составление юридических документов по некоторым темам дисциплины «Проблемы совершенствования гражданского законодательства» является важной составной частью самостоятельной работы студентов и позволяет им практически применить те знания и умения, которые получены в ходе изучения материала. Составление проектов таких документов служит для подготовки студентов к профессиональной деятельности в части формирования навыков практического применения знаний и умений в сфере гражданского законодательства.

 

1) Структура контрольного мероприятия: контрольное мероприятие предполагает подготовку проекта юридического документа по фабуле, предложенной преподавателем.

 

2) Требования, предъявляемые к проекту юридического документа, и методические рекомендации по его составлению: составление документов является важным моментом, и содержание такого документа всегда крайне формализовано. В случае отсутствия существенных условий в документе, несоблюдения формы его составления, участия в его составлении ненадлежащего (неуполномоченного) лица и во многих других случаях документ может быть признан не имеющим юридической силы.

Выделяют несколько этапов подготовки текста юридического документа.

Сбор всех относящихся к делу фактов.

Определение общей структуры документа, систематизация материала и аргументов по соответствующим разделам: тем самым удается избежать непреднамеренных пропусков и обеспечить логическую последовательность изложения. При этом должна прослеживаться не только логическая связь между разделами документа, но и логическое развитие мысли в каждом разделе.

Написание текста документа: следует соблюдать ясность изложения; использовать соответствующий стиль. Особое внимание следует уделить его юридической грамотности, т.е. его соответствие материальному и процессуальному праву, современным научным представлениям о содержании и толковании тех или иных институтов и норм права. Правила, обеспечивающие правовую культуру документов, касаются также правильного, с юридической точки зрения, употребления в документах различных терминов, которое должно соответствовать юридическому характеру именно тех юридических действий, которые фиксируются (указываются) в документах. Грамотность, как требование, предъявляемое к юридическим документам, заключается в пунктуационной, орфографической и грамматической правильности письменной речи. Стоит избегать употребления терминов и выражений, допускающих двусмысленное толкование информации, а равно затрудняющие восприятие текста. Недопустимы высказывания, негативно характеризующие кого-либо, выражения оскорбительного характера. При составлении документов следует избегать эмоциональных отступлений, соблюдать корректность выражений. Юридические документы должны быть логичными, ясными, непротиворечивыми.

Прогнозирование и анализ возможных последствий: следует проверить документ на предмет достижения требуемого юридического результата, логической последовательности, краткости. Оценить визуальную привлекательность документа.

Редактирование материала: необходимо внимательно прочитать написанный текст. Просмотреть расположение материала и формулировки, исправить ошибки. Рассмотреть документ в целом, перечитав его для выявления и исправления ошибок, допущенных на различных этапах процесса подготовки. После составления документа необходимо ещё раз уточнить его правовую природу и внести, если это необходимо, соответствующие дополнения на основе нормативного материала.

3) Формальные требования, предъявляемые к оформлению работы: юридический документ выполняется в машинописном виде на стандартных листах размера А4. Шрифт – стандартный, не менее 12, через 1,5 интервала.

Проект юридического документа должен составляться разборчиво, аккуратно, с правильным расположением текста.

Текст юридического документа должен быть изложен литературным языком. Не допускается использование сокращений слов, не являющихся общепринятыми.

Непременным условием выполнения работы является ее самостоятельность. Работы, текст которых списан с учебной или другой литературы либо заимствован из иных источников будут оцениваться как непредставленные. Аналогично оцениваются идентичные работы, представленные различными студентами.

 

4) Критерии и система оценивания контрольного мероприятия: за надлежаще подготовленные проекты юридических документов студент может получить до 20 (тридцати) баллов.

Балловая стоимость каждого юридического документа: от 0 (ноля) до 10 (десяти) баллов.

Критерии начисления баллов:

1) соответствие документа требованиям действующего законодательства по структуре и содержанию,

2) правильность правовой оценки фактических обстоятельств, изложенных в фабуле,

3) правильность определения норм права, подлежащих применению к правовой ситуации, изложенной в фабуле,

4) стилистическая корректность документа (документ не должен содержать речевых форм, не соответствующих стилю юридического документа)

9-10 баллов решение, соответствующие вышеуказанным критериям
7-8 баллов представлен проект документа, который в целом соответствует вышеуказанным критериям с несущественными замечаниями, не влияющими на юридическую корректность документа в целом
5-6 баллов представлен проект документа, который не соответствует не более чем 2 вышеуказанным критериям
3-4 балла представлен проект документа, который не соответствует не более чем 3 вышеуказанным критериям
1-2 балла представлен проект документа, который не соответствует не более чем 4 вышеуказанным критериям
0 баллов проект документа не представлен либо представлен проект документа, который не соответствует более чем 4 вышеуказанным критериям
0 баллов представленный проект юридического документа идентичен проекту юридического документа, представленному другим студентом, или полностью заимствован из каких-либо источников, в силу чего не отвечает критерию самостоятельности

5) Правила выбора варианта заданий: подготовка проекта юридического документа выполняется одновременно с внеаудиторной контрольной работой по одному из представленных вариантов в зависимости от начальной буквы фамилии студента.

Замена одного варианта другим не допускается.

Распределение вариантов

номер варианта первая буква фамилии студента
1 вариант А – Н
2 вариант О - Я

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА ЮРИДИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА

 

ВАРИАНТ 1 (А - Н)

Задание 1.

На переговорах о заключении крупного контракта между АО «Арис» (поставщик) и ООО «Стройтехноремонт» (покупатель) возник вопрос о включении в договор условия об обмене корреспонденцией, поскольку условиями договора предусматривалось как направление покупателем заявок на поставки посредством электронного документооборота, так и направление почтовой корреспонденции – при наличии претензий по качеству товара – для подтверждения ее вручения в целях предъявления требований к гаранту, обеспечивающему обязательства поставщика.

Изучите положения действующего законодательства по указанному вопросу. Определите ситуации, которые законом не урегулированы. В целях их разрешения сформулируйте оптимальные, на Ваш взгляд, условия указанного соглашения (раздела договора поставки) об обмене корреспонденцией.

Задание 2.

Составьте проект безотзывной доверенности на представление интересов на собрании участников общества с ограниченной ответственностью.

 

ВАРИАНТ 2 (К – О)

Задание 1.

Обществу «Кашалот» принадлежит торгово-офисный центр, помещения в котором общество планирует сдавать в аренду. Общество обратилось к юристам с просьбой подготовить проект соглашения (раздела договора) о внесении обеспечительного платежа в обеспечение исполнения обязательств по договору аренды.

Составьте проект соглашения. Укажите, какие имущественные интересы арендодателя может обеспечивать платеж. Какие возможны санкции за его непредоставление арендатором?

Задание 2.

Земельный участок, принадлежащий обществу «Новатор», заложен по кредитам в двух коммерческих банках (предшествующий и последующий залог).

Последующий залогодержатель обратился с предложением к предшествующему залогодержателю об изменении старшинства залогов.

Подготовьте проект соответствующего соглашения (п. 1 ст. 342 ГК РФ).

Зачем отказ от залогового приоритета может быть нужен предшествующему залогодержателю? Придумайте экономически и/или юридически обоснованную причину и отразите ее в данном соглашении.



V. ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены практические занятия, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Основным содержанием практических занятий являются базовые и наиболее трудные для понимания и усвоения темы дисциплины «Проблемы совершенствования гражданского законодательства». Спецификой данной формы ведения занятия является совместная работа преподавателя и студентов над решением стоящей задачи, а сам поиск верного ответа строится на основе чередования индивидуальной и коллективной деятельности, исключает официальное оценивание правильности или неверности выполненной студентами работы.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

При подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется придерживаться следующей технологии:

- внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;

- найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, основной и дополнительной литературе;

- продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на опорный конспект, составленный в ходе освоения основной и дополнительной литературы;

- продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов.

-

Темы практических занятий

VI. ПОДГОТОВКА К ЗАЧЕТУ

 

При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на рабочую программу дисциплины, нормативную, учебную и рекомендуемую литературу, опорные конспекты, составленные в ходе самостоятельной работы.

Основное в подготовке к сдаче зачета – это повторение всего материала дисциплины. При подготовке к зачету студент должен весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки, контролировать каждый день выполнение намеченной работы.

В период подготовки к зачету студент вновь обращается к уже изученному (пройденному) учебному материалу.

Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа: самостоятельная работа в течение семестра; непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса; подготовка к ответу на задания, содержащиеся в билетах.

Зачет проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал дисциплины, включая вопросы, отведенные для самостоятельного изучения. Билет к зачету включает 1 (один) терминологический вопрос, 1 (один) теоретический вопрос и 1 (одно) практическое задание. Перечень теоретических вопросов, включенных в билеты к зачету, представлен в рабочей программе дисциплины.

Для успешной сдачи зачета по дисциплине «Проблемы совершенствования гражданского законодательства» студенты должны принимать во внимание, что нужно знать основную терминологию дисциплины, понимать смысл специфических категорий и уметь его разъяснить. Все указанные в рабочей программе формируемые профессиональные компетенции в результате освоения дисциплины должны быть продемонстрированы студентом в ходе сдачи зачета.

 

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Основная профессиональная образовательная программа высшего образования –

программа бакалавриата по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

профиль: Общеправовой

 


Оглавление

 

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ.. 3

II. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.. 4

III. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ.. 5

IV. ВЫПОЛНЕНИЕ ВНЕУАДИТОРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 7

1. Структура контрольных заданий для студентов заочной формы обучения. 7

2. Внеаудиторная контрольная работа. 7

3. Подготовка проектов юридических документов. 11

V. ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ... 15

VI. ПОДГОТОВКА К ЗАЧЕТУ.. 24

 




I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

 

Дисциплина «Проблемы совершенствования гражданского законодательства» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана, целью освоения которой является формирование у студентов навыков анализа гражданского законодательства в проблемном ключе, с позиции выявления недостатков существующего правового регулирования и практики применения действующего законодательства, а также причин, тенденций и ключевых этапов развития гражданского законодательства.

Результатом освоения дисциплины «Проблемы совершенствования гражданского законодательства» является приобретение студентом знаний, умений и навыков, свидетельствующих, в своей совокупности, о формировании у студента общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

· способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);

· способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2)



II. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом заочной формы обучения по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Общий объем дисциплины «Проблемы совершенствования гражданского законодательства» составляет 72 часа (2 зачетные единицы), объем самостоятельной работы студента заочной формы обучения – 61 час. Следует иметь в виду, что студент самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по дисциплине, выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий.

Освоение дисциплины необходимо начинать с изучения базовых руководящих документов, в качестве которых выступают рабочая программа дисциплины и методические указания, содержащие, в своей совокупности, информацию об объеме и содержании дисциплины, требования к уровню освоения компетенций, формируемых дисциплиной, рекомендации по организации учебной работы, выполнению контрольных заданий, список рекомендуемой к изучению основной и дополнительной литературы, основные нормативные правовые акты, которые необходимо изучить для освоения содержания дисциплины.

Учитывая, что целью внеаудиторной самостоятельной работы студента является формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, учебную и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования профессиональных компетенций; развитию исследовательских умений студентов; овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по дисциплине в целом, то в структуру внеаудиторной самостоятельной работы студента входят:

- освоение теоретических аспектов дисциплины на основе изучения основной и дополнительной литературы;

- выполнение внеаудиторных контрольных заданий;

- подготовка к практическим занятиям;

- подготовка к зачету по дисциплине.



III. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

 

Для овладения теоретическими знаниями по дисциплине необходимо осуществлять самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по основным вопросам содержания дисциплины.

Данный вид самостоятельной работы включает в себя две группы приемов: техническую, имеющая библиографическую направленность, и содержательную. Первая группа – уяснение потребностей в литературе; получение литературы; просмотр литературы на уровне общей, первичной оценки; анализ надежности публикаций как источника информации, их относимости и степени полезности. Вторая – подробное изучение и извлечение необходимой информации.

Для поиска необходимой литературы можно использовать следующие способы: обращение к электронным базам данных; поиск через систематический или электронный каталоги в библиотеке; использование сборников материалов конференций, научно-практических семинаров; просмотр специальных юридических журналов; выявление материалов, размещенных в сети Интернет.

Основная цель работы с литературой – это извлечение из текста необходимой информации, способствующей формированию профессиональных компетенций, в силу чего, главным правилом работы с текстом является сознательное усвоение прочитанного, критическое осмысление его содержания, в ходе которого происходит постепенное глубокое осмысление теоретических положений дисциплины, выделение основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т.д., кроме того, обязательным правилом является выяснение значения незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.

Работа с научной литературой должна быть направлена на решение следующих задач:

- информационно-поисковая – найти, выделить искомую информацию;

- усваивающая – осознать и запомнить как сами сведения, излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений;

- аналитико-критическая – критическое осмысление материала на основе его анализа;

- творческая – формирование готовности к собственным рассуждениям.

Для целей экономии времени при осуществлении различных форм самостоятельной работы студента рекомендуется при работе с литературой осуществлять конспектирование теоретического материала по основным вопросам дисциплины путем составления опорного конспекта. Конспектирование позволит сосредоточить внимание студента на ключевых проблемах совершенствования гражданского законодательства, подготовиться к выполнению контрольной работы и зачету.

Конспектирование представляет собой краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Для составления опорного конспекта целесообразно придерживаться следующих этапов работы:

- подготовительная работа: составление списка литературы и нормативных правовых актов, внимательное чтение текстов, подлежащих конспектированию;

- составление терминологического словаря: уточнение в справочной литературе непонятных слов и вынесением справочных данных в конспект;

- составление плана опорного конспекта: выделить в прочитанном главное, составить план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте;

- формулировка тезисов: тезис – это кратко сформулированное положение, для лучшего усвоения и запоминания материала следует записывать тезисы своими словами;

- доказывание тезисов: в конспекте нужно отразить основные доводы, доказывающие истинность рассматриваемого тезиса, привести ссылки на положения нормативных правовых актов, целесообразно привести примеры.

Следует помнить, что главное в конспекте не объем, а содержание. В нем должны быть отражены основные принципиальные положения по каждому теоретическому вопросу дисциплины. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Не следует переписывать содержание учебной литературы, основные положения целесообразнее излагать кратко, своими словами, заботясь о стиле и выразительности написанного. Конспект не должен состоять из сплошного текста – особо важные места, яркие примеры выделяются подчеркиванием, пометками на полях специальными знаками, чтобы можно было быстро найти нужное положение. Дополнительные материалы из других источников можно давать на полях, где записываются свои суждения, мысли, появившиеся уже после составления конспекта.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 545.