■ Частота. Приходилось ли вам отмечать у себя наличие определенных физиологических реакций, когда вы сталкивались с ситуациями, напоминающими вам о событии(ях)? (Выслушайте сообщение о таких симптомах, как учащенное сердцебиение, мышечное напряжение, дрожь в руках, потливость, но не задавайте испытуемому наводящих вопросов о симптомах.) Как часто они наблюдались в прошлом месяце?
0 – никогда;
1 – один или два раза;
2 – один или два раза в неделю;
3 – несколько раз в неделю;
4 – ежедневно или почти каждый день.
■ Интенсивность. В самом худшем случае: как сильны были эти физиологические реакции?
0 – симптом отсутствует;
1 – слабая интенсивность симптома: минимальная реакция;
2 – умеренная интенсивность: явное наличие физиологической реакции, некоторый дискомфорт;
3 – высокая интенсивность: интенсивная физиологическая реакция, сильный дискомфорт;
4 – очень высокая интенсивность: драматическая физиологическая реакция, сохранение последующего возбуждения.
Был ли какой-либо период после травмы, когда симптомы, о которых я только что вас расспрашивал, беспокоили вас значительно больше, чем в течение последнего месяца? («Да – нет».)
Этот период (или эти периоды) продолжался(лись) не менее одного месяца? («Да – нет».)
Примерно когда этот период (эти периоды) начался(лись) и закончился (лись)? («От_____ до ____».)
Опыт показывает, что процесс обследования травматизированных клиентов предъявляет к психологу-диагносту требования, относящиеся не только непосредственно к его компетенции профессионала, но и к умению оказывать «первую психотерапевтическую помощь». Таким образом, методы стандартизованной психодиагностики в работе с лицами, страдающими травматическими стрессовыми расстройствами, представляют интерес не только в плане установления диагноза, но и в плане оптимизации психокоррекционных и реабилитационно-восста-новительных мероприятий, проводимых с пациентами – носителями данной группы психических нарушений.
С помощью вопросов шкалы определяется частота встречаемости изучаемого симптома в течение предшествующего месяца, а затем оценивается интенсивность проявления симптома. Формулировки ключевых моментов шкал оценки могут быть зачитаны пациенту (как при определении частоты, так и интенсивности симптома). Это позволит получить максимально корректные оценки. Оценка частоты более 1 и оценка интенсивности более 2, отражая реальные проблемы, связанные с данным симптомом, могут служить основанием для заключения о его наличии. Важно подчеркнуть, что критерии С, D и Е требуют, чтобы не было проявлений симптома до травмы. Интервьюер должен уточнить, что у пациента манифестация симптомов С, D и Е произошла именно после травмы. Если в прошлом месяце состояние пациента соответствовало диагностическим критериям ПТСР, то оно автоматически определяется как удовлетворяющее критериям ПТСР, развившегося в посттравматический период.
Средние значения показателей CAPS
Обследованные группы | F | I | Т | ||||||
М | SD | N | М | SD | N | м | SD | N | |
Беженцы, «норма» | 9,53 | 8,23 | 53 | 9,15 | 6,95 | 53 | 18,68 | 14,95 | 53 |
Беженцы, ПТСР | 30,00 | 9,71 | 7 | 31,29 | 9,41 | 7 | 61,29 | 18,79 | 7 |
Ликвидаторы, «норма» | 11,36 | 9,83 | 101 | 11,42 | 9,50 | 101 | 22,77 | 19,20 | 101 |
Ликвидаторы, ПТСР | 23,07 | 7,78 | 8 | 23,82 | 8,75 | 28 | 46,89 | 16,29 | 28 |
Ветераны Афганистана, «норма» | 6,60 | 6,11 | 86 | 7,51 | 6,80 | 86 | 14,12 | 12,78 | 86 |
Ветераны Афганистана, ПТСР | 27,41 | 8,52 | 17 | 29,88 | 7,78 | 17 | 57,29 | 15,51 | 17 |
Все группы | 12,13 | 10,54 | 292 | 12,60 | 10,66 | 292 | 24,73 | 21,03 | 292 |
Занятие 22 Методика диагностики психического выгорания учителей[78]
Условия проведения. Проведение опроса не требует соблюдения каких-либо особых условий. Однако чтобы снизить влияние на результаты опроса случайных факторов, необходимо обеспечить нормальный уровень освещенности в помещении, где проводится опрос, нормальный температурный режим, полностью исключить посторонний шум. Нельзя допускать, чтобы опрос проводился в условиях дефицита времени. Если в ходе работы у испытуемого появляются какие-либо вопросы, экспериментатор должен быть готов ответить на них. При этом следует помнить о том, чтобы объяснения экспериментатора не провоцировали определенный ответ испытуемого.
При групповом проведении опроса группу следует ограничить де-сятью-пятнадцатью испытуемыми, при этом каждый из них должен занимать отдельный стол и самостоятельно работать над опросником. Недопустимо проводить опрос путем зачитывания вслух для всей группы испытуемых утверждений опросника.
Перед началом тестирования испытуемому (испытуемым) дается следующая инструкция: «Вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств и мыслей, связанных с Вашей работой. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, насколько оно верно по отношению к Вам.
Если у Вас очень редко возникала подобная мысль или чувство, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке "Очень редко" против порядкового номера утверждения. Если подобная мысль или чувство возникает у Вас редко, то поставьте галочку или крестик в колонке "Редко".
Таким же образом отмечайте свои ответы в колонках "Часто" и "Очень часто" Если Вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать тот вариант ответа, который все-таки больше соответствует Вашему мнению. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным.
Пожалуйста, помните, что Вы высказываете собственное мнение и поэтому здесь не может быть "плохих" или "хороших", "правильных" или "неправильных" ответов.
Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа».
При проведении тестирования помните о вероятности искажения ответов, которая может быть вызвана стремлением испытуемых к выбору социально-одобряемого ответа, то есть того ответа, который предписывается общественными или групповыми нормами. В целях снижения влияния данного фактора на ответы испытуемого перед началом тестирования необходимо добиться благоприятного эмоционального контакта с ним, создать атмосферу доверительности. Полезно будет также подробно разъяснить цели и задачи тестирования и показать, что максимальная правдивость при заполнении опросника поможет получить более объективную информацию об испытуемом, что в конечном итоге принесет максимальную пользу для самого испытуемого.
Порядок обработки полученных данных. Прежде чем приступать к обработке полученных данных, необходимо убедиться в том, что испытуемый дал ответы на все утверждения опросника.
Для обработки данных используется ключ
Каждая шкала опросника содержит как «прямые», так и «обратные» пункты. Итоговым баллом по шкале является сумма оценок как по «прямым», так и по «обратным» пунктам.
Итоговым баллом по индексу психического выгорания (ИПВ) является сумма по всем трем шкалам. Полученные в результате обработки «сырые» баллы переводятся в стандартные оценки по шкале стенов (см. таблицу норм). После этого на профильной сетке, расположенной на лицевой части бланка ответов, строится индивидуальный профиль по всем четырем шкалам.
Интерпретация результатов. Интерпретация результатов методики осуществляется как по каждой шкале, так и по ИПВ.
□ Шкала психоэмоционального истощения (ПИ)
Высокий балл по данной шкале свидетельствует о наличии синдрома психического выгорания. Это проявляется в появлении чувства усталости и эмоциональной пустоты, депрессивного настроения. У работника отсутствует желание идти на работу, он физически и психологически не способен работать полный рабочий день. Появляется раздражительность и холодность по отношению к окружающим людям. У профессионала могут появиться и симптомы нарушения физического здоровья, такие как головные боли, бессонница.
Низкий балл по данной шкале говорит об обратных процессах. Работник может продуктивно работать длительное время, не испытывая усталости. Он полон оптимизма и энергии, активен в контактах с окружающими людьми и нацелен на решение проблем своих учеников и коллег.
□ Шкала личностного отдаления (ЛО)
Высокий балл свидетельствует о нежелании работника взаимодействовать с окружающими людьми. Это проявляется в уменьшении количества контактов с коллегами, появлении чувства раздражительности и нетерпимости при общении с учениками и коллегами, восприятие своих учеников только с негативных позиций. Педагоги с высоким баллом по данной шкале рассматривают своих учеников и коллег как тупых и бесчувственных объектов, которые полностью виноваты в том, что испытывают какие-либо проблемы и трудности в жизни. Равнодушие к бедам и проблемам своих учеников и коллег сопровождается полным отсутствием интереса к мнениям окружающих о своей собственной личности.
Низкий балл по данной шкале показывает нацеленность профессионала на взаимодействие с окружающими людьми. Педагог имеет обширные контакты с коллегами и учениками, чутко реагирует на оценки с их стороны. Его собственные оценки окружающих людей отличаются дифференцированностью и адекватностью. Он охотно принимает проблемы окружающих на себя и стремится помочь в их разрешении.
□ Шкала профессиональной мотивации (ПМ)
Высокий балл говорит об отсутствии интереса к работе. Он говорит о снижении творческой активности профессионала и продуктивности его работы. Низкомотивированные педагоги не заинтересованы в результатах своего труда, не стремятся к совершенствованию своей педагогической деятельности. Они низко оценивают успешность своей собственной деятельности и степень своей профессиональной компетентности, считают, что исчерпали себя как педагоги.
С другой стороны, педагоги, имеющие низкий балл по шкале профессиональной мотивации, отличаются включенностью в работу, они заинтересованы в результатах своего труда и в постоянном совершенствовании своего профессионального мастерства. Степень оценки своей успешности и профессиональной компетентности достаточно высока. Свою профессию и их собственный вклад оценивают положительно.
□ Индекс психического выгорания (ИПВ)
Лица, получившие по результатам тестирования, высокие значения ИПВ, не видят смысла жизни в своей профессии. Они рассматривают ее как малозначимую и не имеющую ценности для общества. Считают, что их усилия в работе – это пустая трата времени. Они чувствуют себя эмоционально опустошенными, усталыми, их энергетические ресурсы не подлежат восстановлению. Они стремятся уйти от контактов с окружающими людьми, проблемы которых их абсолютно не волнуют и даже вызывают раздражение. Оценка ими окружающих людей (учеников и коллег) характеризуется негативизмом. Поведение в ситуациях общения с другими людьми отличается раздражительностью и нетерпимостью. Проблемы и беды других людей расценивают как благо для них же самих. Уровень профессиональной мотивации и вовлеченности в работу крайне низкий Они не испытывают интереса к работе, не стремятся к повышению своей профессиональной компетентности, а живут старым багажом знаний. Свою собственную компетентность и продуктивность своей работы оценивают также низко.
Низкий балл ИПВ свидетельствует о высокой степени вовлеченности работника в свою профессию. Они считают, что их профессия важна для общества, и стремятся помогать другим людям. Они полны сил и энергии, характеризуются оптимизмом и положительным отношением к окружающим людям. Могут работать довольно продолжительное время в условиях рабочих перегрузок. Они нацелены на контакт с людьми, стремятся понять их проблемы и трудности и оказать посильную помощь в их разрешении. Такие профессионалы характеризуются высокой степенью включенности в педагогический процесс, творческой активностью, стремлением повышать свою профессиональную компетентность. Себя рассматривают как успешных и знающих свое дело профессионалов.
Бланк ответов ОПВ
ФИО___________________________________________________________
Пол ______ Возраст_________ Стаж работы_____________________
Дата______________________
Инструкция
Вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств и мыслей, связанных с Вашей работой. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, насколько оно верно по отношению к Вам.
Если у Вас очень редко возникала подобная мысль или чувство, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «Оченьредко» против порядкового номера утверждения. Если подобная мысль или чувство возникает у Вас редко, то поставьте галочку или крестик в колонке «Редко».
Таким же образом отмечайте свои ответы в колонках « Часто» и «Очень часто». Если Вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать тот вариант ответа, который все-таки больше соответствует Вашему мнению. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным.
Пожалуйста, помните, что Вы высказываете собственное мнение и поэтому здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов.
Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа.
Конфиденциальность полученной информации гарантируется
Индивидуальный профиль | |||||
| |||||
ПИ | ЛО | ПМ | ИПВ | ||
ПО | |||||
СТЕНЫ | 10 | ||||
8-9 | |||||
4-7 | |||||
2-3 | |||||
1 | |||||
Текст опросника
№ | Утверждения | Очень редко | Редко | Часто | Очень часто |
1 | Я легко раздражаюсь | ||||
2 | Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать | ||||
3 | Меня не беспокоит, что думают коллеги о моей работе | ||||
4 | Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы | ||||
5 | Меня мучает бессонница | ||||
6 | Думаю, что если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы | ||||
7 | Я работаю с большим напряжением | ||||
8 | Моя работа приносит мне удовлетворение | ||||
9 | Чувствую, что работа с людьми изматывает меня | ||||
10 | Думаю, что моя работа важна | ||||
11 | Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе | ||||
12 | Я доволен профессией, которую выбрал | ||||
13 | Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня | ||||
14 | Я эмоционально устаю на работе | ||||
15 | Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии | ||||
16 | Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня | ||||
17 | Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе | ||||
18 | Мне бывает трудно устанавливать и поддерживать тесные контакты с коллегами по работе | ||||
19 | Для меня бывает важно преуспевать на работе | ||||
20 | Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим | ||||
21 | Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий | ||||
22 | У меня не хватает времени на мою семью и личную жизнь | ||||
23 | Я бываю полон оптимизма по отношению к своей работе | ||||
24 | Мне нравится моя работа | ||||
25 | Бывает, что я устаю все время стараться | ||||
26 | Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы | ||||
27 | Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе | ||||
28 | Я испытываю удовлетворение своим профессиональным выбором так же, как и в начале карьеры | ||||
29 | Я чувствую физическое напряжение, усталость | ||||
30 | Я чувствую, что начинаю испытывать безразличие к своим ученикам | ||||
31 | Работа эмоционально выматывает меня | ||||
32 | Я использую лекарства для улучшения самочувствия | ||||
33 | Меня интересуют результаты работы моих коллег | ||||
34 | Утром мне трудно вставать и идти на работу | ||||
35 | На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился | ||||
36 | Нагрузка на работе практически невыносима для меня | ||||
37 | Я ощущаю радость, помогая окружающим меня людям | ||||
38 | Я чувствую, что стал более безразличным по отношению к своей работе | ||||
39 | Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок | ||||
40 | Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками | ||||
41 | Мне нравится моя профессия | ||||
42 | У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен | ||||
43 | Меня раздражает поведение моих учеников | ||||
44 | Мне бывает легко понять чувства окружающих по отношению ко мне | ||||
45 | Меня охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места | ||||
46 | Я замечаю, что становлюсь более черствым по отношению к людям | ||||
47 | Я чувствую эмоциональное напряжение | ||||
48 | Мне кажется, что я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой | ||||
49 | Я чувствую себя измотанным | ||||
50 | Я думаю, что своим трудом я приношу людям пользу | ||||
51 | Я сомневаюсь в своих способностях | ||||
52 | Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию | ||||
53 | Выполнение повседневных дел для меня – источник удовольствия и удовлетворения | ||||
54 | Я не вижу смысла в том, что делаю на работе | ||||
55 | Я чувствую удовлетворение от выбранной мною профессии | ||||
56 | Мне хочется плюнуть на все | ||||
57 | Я жалуюсь на здоровье без четко определенных симптомов | ||||
58 | Я бываю доволен своим положением на работе и в обществе | ||||
59 | Я мечтаю иметь работу, отнимающую мало времени и сил. | ||||
60 | Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье | ||||
61 | Я сомневаюсь в значимости своей работы | ||||
62 | Я испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе | ||||
63 | Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные домашние обязанности | ||||
64 | Считаю, что я вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе | ||||
65 | Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю | ||||
66 | Мне буквально приходится заставлять себя работать | ||||
67 | Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние | ||||
68 | Мне бывает приятно отдавать работе все свои силы | ||||
69 | Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения | ||||
70 | Я отношусь к своей работе без прежнего энтузиазма | ||||
71 | Верю, что способен выполнить все, что задумано | ||||
72 | У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 217.