1. Насколько легко и свободно Вы двигаетесь?
A. Легче, чем обычно
Б. Как обычно
B. Хуже, чем обычно
2. Как Вы оцениваете свое настроение?
A. Лучше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Хуже, чем обычно
3. Как Вы представляете план своих тактических действий на предстоящих соревнованиях?
A. Лучше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Хуже, чем обычно
4. Насколько легко и свободно Вы дышите?
A. Лучше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Хуже, чем обычно
5. Как Вы оцениваете свое эмоциональное состояние?
A. Лучше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Хуже, чем обычно
6. Насколько Вас занимает мысль о том, каков будет итог соревнований?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
7. Как Вы оцениваете стабильность своей спортивной техники?
A. Выше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Ниже, чем обычно
8. Насколько Вы желаете участвовать в предстоящих соревнованиях?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
9. Беспокоят ли Вас мысли о вашем выступлении в соревнованиях?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
10. Как Вы оцениваете чувство равновесия в своих движениях?
A. Лучше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Хуже, чем обычно
11. Вы довольны взаимоотношениями со своим тренером?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
12. Как Вы оцениваете свои шансы на успех в предстоящих соревнованиях?
A. Выше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Ниже, чем обычно
13. Как Вы ощущаете работу своего сердца?
A. Меньше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Больше, чем обычно
14. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с самыми близкими для вас людьми?
А. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
В. Меньше, чем обычно
15. Насколько Вы способны подавить мысль о возможной неудаче на соревнованиях?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
16. Как Вы ощущаете свой желудок и кишечник?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
17. Действуют ли окружающие Вам на нервы?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
18. Много ли Вы размышляете о предстоящих соревнованиях?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
19. Оцените чувство координации своих движений.
A. Лучше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Хуже, чем обычно
20. Вы уверены в себе?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
21. Думаете ли Вы о своих соперниках?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
22. Насколько Вы чувствуете себя в «спортивной форме»?
A. Лучше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Хуже, чем обычно
23. Насколько Вам хочется соревноваться?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
25. Насколько Вы внимательны?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
25. Как Вы воспринимаете свое «спортивное чувство» (воды, оружия, мяча, трассы, дистанции, шеста, снаряда и др.)?
A. Лучше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Хуже, чем обычно
26. Насколько Вы спокойны?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
27. Много ли Вы думаете о том, что ожидают от вас другие люди в предстоящих соревнованиях?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
28. Какой у Вас сегодня был аппетит?
A. Лучше, чем обычно Б. Как обычно
B. Хуже, чем обычно
29. Насколько Вы тревожитесь из-за предстоящих соревнований?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
30. Насколько Вы считаете предстоящие соревнования важными для себя?
A. Больше, чем обычно
Б. Как обычно
B. Меньше, чем обычно
Протокол опыта
F | Е | К | |||||||||
№ | А | Б | В | № | А | Б | В | № | А | Б | В |
1 | 2 | 3 | |||||||||
4 | 5 | 6 | |||||||||
7 | 8 | 9 | |||||||||
10 | 11 | 12 | |||||||||
13 | 14 | 15 | |||||||||
16 | 17 | 18 | |||||||||
19 | 20 | 21 | |||||||||
22 | 23 | 24 | |||||||||
25 | 26 | 27 | |||||||||
28 | 29 | 30 | |||||||||
Е |
Примечание: F – физический (телесный) компонент состояния; Е – эмоциональный (энергетический) компонент состояния; К – когнитивный (мыслительный) компонент состояния.
Анализ и интерпретация данных тестирования. Суммарный показатель по шкалам (F,EnK) показывает степень выраженности того или иного компонента в целостной структуре психического состояния спортсмена и тем самым дает возможность тренеру (психологу, спортивному врачу) и самому спортсмену выбора адекватного психологического приема или мысленного настроя для психокоррекции, саморегуляции или оптимизации своего состояния.
Завершение задания. Если данный опросник используется для действующих спортсменов накануне соревнования, то психолог (тренер, спортивный врач) обязан после обработки данных побеседовать со спортсменом и применить соответствующие профессиональные приемы (внушения, убеждения) для оптимизации состояния спортсмена. Если данный опросник используется в учебном варианте для студентов, то преподавателю целесообразно обсудить со студентами следующие вопросы: 1) Что такое предсоревновательный стресс? 2) Почему у спортсменов перед соревнованием часто бывает бессонница? 3) Какие рекомендации может дать тренер, спортивный психолог (врач) спортсмену, чтобы он хорошо выспался перед ответственными стартами в соревнованиях?
Занятие 18 Комплексная методика моделирования психической напряженности[72]
В качестве рабочих заданий, моделирующих напряженную длительную умственную деятельность, испытуемым предлагается выполнять следующую последовательность методик (в компьютерном варианте):
– простая сенсомоторная реакция на свет (определяется среднее время реакции на 30 предъявлений сигнала);
– восьмицветный тест Люшера (определяется степень выраженности факторов нестабильности выбора, отклонения от аутогенной нормы, тревожности, работоспособности и показатель вегетативного тонуса в процентах);
– тест на распределение и устойчивость внимания – нахождение 25 чисел из предъявленной последовательности от 1 до 40, расположенных в квадрате в случайном порядке (определяется вероятность ошибочных ответов);
– сложная сенсомоторная реакция на свет (в автотемпе) – реакция выбора красного, зеленого и синего цвета (определяется среднее время реакции и вероятность ошибочного ответа);
– объем оперативной памяти – запоминание суммы каждой пары последовательно представляемых на экране 5 чисел с последующим их воспроизведением; всего предъявляется 10 таких серий (определяется вероятность правильно воспроизведенных чисел);
– объем кратковременной памяти – запоминание возможно большего количества чисел из 12 одновременно предъявляемых с экспозицией 500 мс с последующим их воспроизведением в 10 сериях (определяется вероятность правильно воспроизведенных чисел);
– тест Стернберга – определение принадлежности тестового стимула к набору из 2 или 4 чисел, предъявляемых по 10 раз; в зависимости от соотношения правильных ответов между первой и второй величинами запоминаемого набора определяется влияние напряженности деятельности на восприятие или центральные процессы переработки информации в оперативной памяти;
– реакция на движущийся объект (разновидность реакции слежения с преследованием) – точность попадания в контрольный объект при 50 предъявлениях в каждой из 3 серий: траектория движения по прямой, дуге и синусоиде (измеряется средняя величина ошибки отклонения и точность попадания в баллах);
– методика оперирования пространственными представлениями – путем мысленного вращения. Фигура, предъявляемая на экране в какой-либо из 7 угловых констант, сравнивается с одним из 2 эталонов в ходе 56 предъявлений; оценивается среднее время реакции, количество ошибок, а также динамика возрастания времени опознания в зависимости от увеличения угла поворота фигур;
– методика оценки самочувствия, активности, настроения (САН) по семибалльной шкале.
Использование перечисленных задач предусматривает не только создание рабочей нагрузки различной функциональной направленности, но также и возможность определения состояния ряда психических функций.
Так, авторами методики для изучения когнитивных ресурсов и особенностей мобилизации психолого-физиологических резервов в условиях напряженной длительной деятельности использовалась стандартизованная диспетчерская задача по оценке обстановки и управлению динамическим процессом. Испытуемым предъявлялось задание, в ходе решения которого требовалось произвести зрительно-пространственную оценку расстояния между объектами, постоянно удерживать в поле зрения совокупность динамических объектов и в памяти информацию о значимых параметрах конечной ситуации, периодически производить умозаключающие операции для установления и экстраполяции взаимосвязей между различными параметрами ситуации и выбора очередного шага алгоритма решения, формировать пространственно-временной образ ситуации и прогнозировать динамику, перемещения объектов.
Оценка уровня психической напряженности в процессе моделируемой деятельности проводилась на основе учета качества выполнения рабочих тестов, а также путем регистрации ряда физиологических параметров (частота пульса и дыхания, минутный объем дыхания) на аппаратуре «Физиолог-М», критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) на аппарате «Биоритм», порогов контрастной чувствительности (КЧ) глаза на «Измерителе видимости Дашкевича».
На предварительном этапе эксперимента проводилось обучение и тренировка испытуемых: ознакомление с организацией и методиками исследования, тренировка в решении моделируемых задач до выхода на плато главных показателей.
Основной этап эксперимента длился 12 часов и включал 4 повторяющихся цикла изложенных выше задач; длительность каждого цикла 2 ч 50 мин с перерывом между циклами 10 мин и приемом пищи после второго цикла. Перед началом каждого и после 4-го цикла проводилось психофизиологическое обследование с измерением ЧП, ЧД, МОД, АД, КЧСМ, КЧ.
В ходе эксперимента испытуемые выполняли последовательный ввод очередной задачи и после ее выполнения давали команду на автоматизированную обработку и распечатку результатов. Результаты исследований обрабатывались с использованием общепринятых методов параметрической и непараметрической статистики.
Анализ результатов исследований свидетельствует о том, что предложенная комплексная методика представляет собой довольно сложную операторскую деятельность, вызывающую развитие состояния напряжения психофизиологических функций и выраженное изменение ряда психологических качеств.
Возможность достижения основной цели разработанного комплекса, а именно изучения особенностей психологических детерминант развития психической напряженности и оценки изменений ресурсно-резервных характеристик субъекта деятельности, подтверждает также факт очевидных индивидуальных различий в степени выраженности функциональной напряженности состояния ряда психологических показателей. Все это позволяет считать разработанную комплексную методику моделирования психической напряженности достаточно адекватной для решения поставленной задачи.
Занятие 19 Методы измерения стресса и «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности[73]
Стресс, связанный с работой, отражается на человеке в целом. Источников стресса несколько. Одни относятся к работе, другие связаны с ролью нанятого в конкретной организации, третьи – с карьерным ростом, четвертые – с отношением к работе и пятые – со структурой и климатом в организации.
Вид взаимодействия со стрессорами на работе также является личностной характеристикой. Стрессоры скорее привносятся в работу, а не появляются в результате, но в любом случае они неотъемлемая часть профессионального стресса. К таким характеристикам относятся: уровень тревожности, уровень нейротизма, толерантность к ситуациям неопределенности, поведенческий паттерн типа А.
Сюда же можно включить стресс, возникающий за пределами рабочего места. Эти внеорганизационные стрессоры появляются из семейных проблем, жизненных кризисов, финансовых трудностей и факторов окружающей среды. Все вместе создает трудности со здоровьем, что может спровоцировать развитие серьезного заболевания.
Такая модель профессионального стресса во всей своей сложности слегка упрощается конкретными примерами источников стресса на работе, индивидуальных характеристик и источников стресса вне пределов организации. Сюда можно включить и многое другое. Более того, взаимодействие этих факторов постоянно усиливается. Следует учитывать, что на разных рабочих местах уровень стресса различается. У представителей разных профессий разный уровень тревожности и толерантности к неопределенности, а также их в разной степени тревожат семейные и финансовые проблемы.
Модель профессионального стресса представлена на рис. 5.2.
Шкала оценки профессионального стресса[74]
Против каждого вопроса поставьте цифру, которая наилучшим образом отражает ваш ответ:
– 1 – никогда;
– 2 – редко;
– 3 – иногда;
– 4 – часто;
– 5 – практически всегда.
Текст опросника
1. Как часто Вам кажется, что Вам не хватает полномочий, чтобы справляться со своими обязанностями?
2. Как часто у Вас возникает неприятное чувство по поводу своих служебных обязанностей?
3. Как часто бывает, что Вы не знаете о возможностях своего продвижения по работе?
4. Как часто Вы чувствуете, что слишком перегружены и не можете справиться с работой за рабочий день?
5. Как часто Вам кажется, что Вы не сможете удовлетворить противоречивые требования разных людей из Вашего окружения?
6. Как часто Вам кажется, что Вам не хватает квалификации для выполнения своей работы?
7. Как часто Вы не знаете, что думает о Вас ваш начальник и как он оценивает Вашу работу?
8. Как часто Вы находитесь в ситуации, когда не можете получить нужную информацию для работы?
9. Как часто Вы беспокоитесь о решениях, которые влияют на жизнь других знакомых вам людей?
10. Как часто Вы чувствуете, что не нравитесь своим коллегам по работе или что Вас не принимают в коллективе?
11. Как часто Вы не можете повлиять на решения и действия начальника, направленные на Вас?
12. Как часто Вы не знаете, чего ожидают от Вас Ваши коллеги?
13. Как часто Вам кажется, что количество работы, которую Вам необходимо сделать, повлияет на качество ее выполнения?
14. Как часто Вам кажется, что Вам приходится делать нечто противоречащее Вашим суждениям?
15. Как часто Вам кажется, что работа негативно отражается на Вашей семейной жизни?
Чтобы определить свой итоговый показатель по шкале профессионального стресса, сложите полученные результаты и разделите их на пятнадцать. Чем выше балл, тем выше уровень стресса.
Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности[75]
Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, в том числе для всех категорий спортивных руководителей, менеджеров команд, старших тренеров, выполняющих функции управления персоналом спортивных сооружений и организаций. Исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе отношений «человек – человек», как, например, отношения между тренером и квалифицированными спортсменами, между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном «психологическом климате» в трудовом коллективе.
Рис. 5.2. Модель профессионального стресса
Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены негативной эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, как это часто бывает у тренеров в длительных и ответственных спортивных турнирах и соревнованиях их команд и учеников с неопределенностью на конечный успех, но с высокими притязаниями на него. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной эмоционально-психологической природы. Соответствующим образом «выгорание» соотносится и с количеством, и с качеством межличностных контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными и т. д.
Психологические модели «выгорания». В настоящее время хорошо известны три модели «психического выгорания» и соответствующие им методы его оценки.
1. Одномерная модель. Согласно первой модели, «выгорание» – это состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Данная трактовка близка пониманию «выгорания» как синдрома «хронической усталости». Приверженцы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» какими-либо определенными профессиональными группами.
2. Двухмерная модель. Вторая модель рассматривает «выгорание» как «двухмерный конструкт», состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации. Последняя проявляется в изменении отношений либо к себе, либо к другим (воспитанникам, подчиненным, пациентам, коллегам).
3. Трехкомпонентная модель. Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» американских исследователей К. Маслач и С. Джексон. В соответствии с данной моделью «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается при этом как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая – деперсонализация – проявляется в деформации отношений с другими людьми – в избегании «лишних» контактов и компаний, в повышенной зависимости от вышестоящих и отдельных лиц, в обостренном негативизме, критичности, прагматичности и цинизме в отношениях к людям, в отказе от прежней дружбы и сокращении круга общения. Третий компонент «выгорания» – редукция личных достижений – может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию самого себя, своих профессиональных достижений и успехов, в негативизме и пессимистичности относительно своих служебных достоинств и возможностей дальнейшего профессионального роста, либо в редуцировании собственного достоинства, в ограничении своих возможностей и обязанностей по отношению к другим.
Методика работы. Исследование проводится индивидуально либо в группах специалистов коммуникативных профессий: медперсонал, тренеры, учителя, директора, менеджеры, преподаватели, психологи, консультанты, продавцы, агенты и др. Испытуемым выдается лист для ответов (форма протокола) и опросник MBI с инструкцией. Время заполнения – около 10 мин.
Форма опросного листа (протокол опыта)
ФИО__________________________________________________________
Профессия___________________ Возраст_______ Стаж____________
Номер утверждения | Оценка (баллы) | |||||
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
... |
Инструкция. «Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа "человек – человек" рассматривают свою работу и других людей, с которыми они тесно сотрудничают. Вам предлагаются 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли Вы себя таким образом относительно Вашей работы. Если у Вас не было такого чувства, то в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у Вас было такое чувство, укажите, как часто Вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства, пользуясь нижеприведенной оценочной шкалой:
– 0 – никогда;
– 1 – очень редко;
– 2 – редко;
– 3 – иногда;
– 4 – часто;
– 5 – очень часто;
– 6 – всегда.
Работайте спокойно, долго не задумываясь над ответом».
Опросник MBI[76]
Вариант М (для менеджеров, руководителей)
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон».
3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и использую это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными как с предметами, без теплоты и расположения к ним.
6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих подчиненных и коллег.
10. В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по отношению к тем, с кем работаю.
11. Как правило, те, с кем мне приходится работать, малоинтересные люди, скорее утомляющие, чем радующие меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.
14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.
19. Я многое успеваю сделать.
20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
21. Я многого смогу еще достичь в своей жизни.
22. Бывает, что подчиненные и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Вариант 2 (для учителей, преподавателей, тренеров)
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон».
3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.
5. Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.
6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег.
10. В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по отношению к тем, с кем работаю.
11. Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня или манипулируют мною, они скорее утомляют, чем радуют меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.
14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками и коллегами.
18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.
19. Я многое успеваю сделать.
20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
21. Я многого смогу еще достичь в своей жизни.
22. Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
К л ю ч к ответам опросника MBI.
Су б шкала | Номера утверждений |
Эмоциональное истощение | 1,2,3,6,8,13,14,16,20 |
Деперсонализация | 5,10,11,15,22 |
Редукция личностных достижений | 4,7,9,12,17,18,19,21 |
Обработка и интерпретация данных. В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам опросника. Интерпретация результатов проводится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе или с данными, представленными в таблицах ниже.
Уровни «выгорания» (американская выборка)
Субшкала | Уровень | ||
низкий | средний | высокий | |
Эмоциональное истощение | 0-16 | 17-26 | 27 и больше |
Деперсонализация | 0-6 | 7-12 | 13 и больше |
Редукция личных достижений | 0-31 | 32-38 | 39 и больше |
Средние значения по субшкалам для трех профессиональных групп
Группа
| Возраст
| Стаж
| Субшкалы | ||
эмоциональное истощение | деперсонализация | редукция личных достижений | |||
Менеджеры | 32 | 3 | 21,1 | 10,7 | 31,5 |
Госслужащие | 43 | 7 | 17,0 | 7,6 | 32,5 |
Врачи | 45 | 18 | 15,2 | 6,0 | 33,0 |
Контрольные вопросы для обсуждения
1. Что понимается под синдромом «психического выгорания»?
2. Какие модели «выгорания» вы знаете?
3. Расскажите, для каких профессий наиболее характерен синдром «выгорания».
4. Что вы можете сказать о «выгорании» тренера в возрасте старше 50 лет?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 345.