Палитра состояний, проявляющихся в деятельности, при развитии которых наблюдается выраженное ухудшение результативных и качественных характеристик деятельности, весьма разнообразна. Помимо традиционно выделяемых состояний утомления и монотонии, описание которых можно найти в любом хрестоматийном учебнике по психологии труда и инженерной психологии, к ним относятся состояния внутреннего неприятия деятельности, имеющие выраженную аффективную окраску (то есть состояния психического пресыщения), состояния дезорганизации деятельности, возникающие вследствие повышения сложности или значимости ситуации (состояния психической напряженности или, в современной терминологии, рабочего стресса), а также их многочисленные модификации. Другими словами, выделяют четыре основных вида состояний: «утомление», «монотония», «психическое пресыщение», «напряжение/стресс», которые ведут к снижению работоспособности.[60]
Однако возможности различения и полноценной диагностики этих состояний вызывают затруднения. Многими авторами подчеркивается, что со стороны внешних проявлений названные виды состояний имеют много общего – для каждого из них характерно падение продуктивности работы, появление ошибочных действий, неоптимальное сочетание точностных и скоростных характеристик исполнения, наличие прерываний в процессе деятельности вплоть до полного отказа от ее исполнения и пр. Далеко не всегда удается четко разграничить эти состояния и по их энергетической составляющей. Так, даже такой наиболее определенный с этой точки зрения вид состояний, как моното-ния, традиционно характеризующийся общим снижением уровня активации, достаточно трудно отличить по физиологическим проявлениям от состояния утомления «тормозного типа», сопровождающихся понижением тонуса основных энергообеспечивающих систем организма. Полярные виды утомления, формирующиеся при доминировании установки субъекта на завершение деятельности «любой ценой», напротив, проявляются в генерализованном нарастании уровня энергетической мобилизации, по своим проявлениям сходным с состояниями психической напряженности и стресса. Более того, в перечне типичной субъективной симптоматики этих видов состояний имеет место множество пересечений. Ощущения вялости, апатии, сонливости, трудности сосредоточения на работе, потеря интереса к происходящему могут наблюдаться и при утомлении, и при монотонии, и в состояниях психического пресыщения. Комплексы негативно окрашенных аффективных переживаний – повышенная раздражительность, неприязнь, агрессивность, тревога, беспокойство и др. – являются характерными признаками не только состояний повышенной напряженности или стресса, но и утомления и психического пресыщения.
Перечень сходных черт в проявлениях различных состояний можно продолжить. Однако это не означает, что они идентичны. За внешним сходством необходимо увидеть их принципиальные различия, поскольку они имеют различную психологическую природу по факторам своего возникновения и развития.
В этой связи представляется полезным рассмотреть выделенные группы состояний как разные типы психических состояний и на этом основании подготовить адекватный диагностический инструментарий, направленный на их дифференцированную оценку.
Принимая во внимание особенности ситуационных факторов, задающих основной «вектор развития» в динамике состояний сниженной работоспособности, А. Б. Леонова и С. Б. Величковская дают им следующие краткие характеристики:
– утомление – состояния истощения и дискоординации в протекании основных реализующих деятельность процессов, развивающиеся вследствие продолжительного и интенсивного воздействия рабочих нагрузок, с доминирующей мотивацией на завершение работы и отдых;
– монотония – состояния сниженного сознательного контроля за исполнением деятельности, возникающие в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий и обедненной внешней средой, сопровождающиеся переживаниями скуки/сонливости и доминирующей мотивацией на смену деятельности;
– психическое пресыщение – состояния непринятия слишком простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которые проявляются в выраженном стремлении прекратить работу («отказ» от деятельности) или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения;
– напряженность/стресс – состояния повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов, развивающиеся в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности, с доминированием мотивации на преодоление затруднений, реализуемой как в продуктивной, так и деструктивной формах (преобладание процессуальных мотивов vs мотивов самосохранения или психологической защиты).
Для прикладной диагностической работы важным является то, что в реальных условиях ни один из названных видов состояний практически никогда не бывает представленным «в чистом виде». Неоднородность факторов, которые оказывают влияние на человека в каждой конкретной ситуации, задает возможность полимодальной динамики состояний. Так, например, продолжительное выполнение однообразной работы может, да по сути дела всегда и приводит, к совместному развитию состояний утомления и монотонии. Монотония и психическое пресыщение – состояния, вызываемые воздействием объективно сходных внешних обстоятельств (однообразный и малосодержательный труд). Поэтому неудивительно, что их проявления могут накладываться друг на друга, однако для прогноза выполнения деятельности важно оценить, какой из «векторов развития» состояний окажется сильнее. Нетрудно привести примеры ситуаций, провоцирующих одновременное развитие состояний утомления и стресса, психического пресыщения и утомления и др.
Другими словами, для полноценной диагностики состояний сниженной работоспособности важно не только дать дифференцированную оценку по каждому из них, но и определить выраженность их совместной динамики. Такой многомерный «срез» позволяет определить наличие сдвигов в сторону снижения работоспособности по ее основным «векторам развития» и выявлять критические составляющие в целостном синдроме этих состояний.
Занятие 14 Диагностика психических состоянийдетей дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей
Методики диагностики психических состояний детей дошкольного возраста[61]
Трудность диагностики психических состояний детей дошкольного возраста состоит в том, что они не обладают богатым словарным запасом, не могут четко оперировать понятиями и описать свое внутреннее состояние. И чем младше дошкольник, тем сложнее определить его действительное состояние.
Распределение методик по возрастной шкале в общем виде представлено в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Распределение методик диагностики психический состояний детей дошкольного возраста по возрастной шкале
Методика | Возраст | |||
3-4 года | 4–5 лет | 5-6 лет | 6–7 лет | |
«Кинотеатр» | Вариант А | Вариант Б | ||
«Часики» | Вариант А | Вариант Б | ||
«Паровозик» | Начиная с 2,5 лет без изменений | |||
«Цветик-вось-ми-цветик» | Без изменений | |||
«Цветовая социометрия» | Не используется
| С середины учебного года | Используется пол ностью | |
«Эмоциональный дневник» |
По длительности процедуры обследования методики можно распределить следующим образом:
а) от 1 месяца и более («Эмоциональный дневник»);
б) 10-20 мин («Цветовая социометрия», «Кинотеатр», «Матрешки», «Цветик-восьмицветик»);
в) от 1 до 5 мин («Паровозик», «Часики»).
Ряд методик предполагает использование цвета и пиктограмм, изображающих широкий спектр эмоциональных реакций: «Матрешки», «Часики»; только цветовые карточки: «Цветовая социометрия», «Цветик-восьмицветик», «Паровозик».
Методика «Паровозик». Методика направлена на определение степени положительного или отрицательного психического состояния. Применяется индивидуально с детьми (с 2,5 лет).
Подготовка исследования. Подготовить белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). На белом фоне разместить беспорядочно вагончики.
Инструкция. «Рассмотрим все вагончики. Надо построить поезд, но необычный. Первым надо поставить вагончик, который тебе кажется красивым (тот, который тебе нравится больше других). Теперь выбери из оставшихся самый красивый и т. д.».
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно рукой обводятся все вагончики.
Результаты заносятся в таблицу:
Фамилия, имя ребенка | Последовательное расположение вагончиков, их цвет | Полученные результаты в баллах | Результат |
Полученные данные обрабатываются при помощи таблицы:
Баллы
| Позиция цвета | |||||
1 | 2 | 3 | 6 | 7 | 8 | |
1 | - | Фиолетовый | Черный, серый, коричневый | Красный, желтый, зеленый | - | - |
2 | Фиолетовый | Черный, серый, коричневый | - | - | Красный, желтый, зеленый | Синий |
3 | Черный, серый, коричневый | - | - | - | Синий | Красный, желтый, зеленый |
Полученные баллы сложить и сравнить с ключом:
Психическое | Сумма баллов |
состояние | |
Позитивное | До 3 |
Негативное | |
– низкой степени; | 4-6 |
– средней степени; | 7-9 |
– высокой степени | больше 9 |
Методика «Цветик-восьмицветик». Методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку.
Подготовка. Изготовить разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевину цветка – белого цвета. Исследование проводится на белом фоне.
Проведение. Исследование проводится с детьми 2,5-8 лет в форме игры-беседы.
Инструкция. «Выбери лепесток, который ты отдашь маме, папе и т. д.». Можно предложить выбрать лепесток для себя. Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т. д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Полученные данные заносятся в таблицу:
№ | Цвет лепестка | Адресат | Комментарии ребенка | Вывод |
Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Необходимо учитывать, что не все цвета могут быть использованы ребенком.
Цвет | Характеристика |
Желтый | «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета: эмоциональная зависимость |
Красный | «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности |
Голубой | «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы |
Зеленый | «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты |
Фиолетовый | Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом. «Пустое место» |
Коричневый | Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка |
Серый | Не эмоционален, угнетает активность ребенка, придирчив к нему. Самолюбив, критичен |
Черный | Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом |
Методика «Часики». Представлена в двух вариантах: для детей с 2,5-4,5 лет – вариант А, для более старших – вариант Б.
Подготовка. Подготовить цветовое поле с использованием следующих цветов: красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, серого, коричневого, черного. А также две пиктограммы с изображением печального и веселого лица для варианта А и 12 пиктограмм: страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость/лукавство, обида, стресс, недоверие – для варианта Б.
Методика направлена на выявление психического состояния детей дошкольного возраста.
Инструкция. «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас».
Полученные результаты заносят в таблицу.
Фамилия, имя ребенка __________________________________________
Возраст ____________________
Цвет | Номер пиктограммы | Высказывание ребенка | Выводы |
Методика «Кинотеатр»
Цель. Изучение степени позитивного или негативного психического состояния детей с 4 лет.
Методика представлена в двух вариантах: для мальчиков и для девочек, а также употребляется в сокращенном варианте для детей младшего дошкольного возраста.
Подготовка. Изготовить мини-кинотеатр. На белом фоне, в «креслах», обозначены пиктограммы, изображающие выражение лиц определенного эмоционального состояния, всего 12: 1 – страх, 2 – удивление, 3 – спокойствие, 4 – злость, 5 – печаль, 6 – агрессивность, 7 – умиление, 8 – мечтание, 9 – хитрость/лукавство, 10 – обида, 11 – стресс, 12 – недоверие.
Подготовить по 18 картинок с изображением ситуаций:
1. Общение с родителями (мамой, папой, бабушкой, дедушкой), сверстниками, воспитателями.
2. Деятельность: музицирование, продуктивные виды (рисование, лепка), игра (в одиночестве, со сверстниками), чтение, отношение к школе, труд (кормление животных, помощь родителям), занятия спортом (в одиночестве, с другом, в коллективе).
Инструкция. «Представь, что ты – мальчик (девочка), изображенный на рисунке, какое у тебя будет лицо в данной ситуации?»
Фиксируется содержание картинки и выбранная пиктограмма. Данные заносятся в таблицу:
Содержание картинки | Номер пиктограммы | Высказывания ребенка | Балл | Сумма | Результат |
Карточек может быть меньше: с учетом возрастных особенностей, количества членов семьи, занятий ребенка; «музицирование», например, может не войти в набор стимульного материала.
Количественный анализ. За пиктограммы № 1,4, 5, 6, 10, 12 начисляют по (-1) баллу; за № 2, 7, 8, 9 – по +1 баллу; за № 3 – 0 баллов По окончании подсчитываётся сумма отрицательных выборов, которая делится на количество карточек и умножается на 100%.
Ключ:
– меньше 10% – ППС (положительное психическое состояние);
– 10-30% – НПС низкой степени (негативное психическое состояние);
– 31-51% – НПС средней степени;
– больше 52% – НПС высокой степени.
Также можно определить и степень выраженности определенного негативного состояния:
Психическое состояние | Количество выбора одним ребенком определенного психического состояния | ||
незначительная | средняя | высокая | |
Страх | До 3 | 4-8 | более 9 |
Злость | до 4 | 5-8 | более 9 |
Агрессивность | До 3 | 4-8 | более 9 |
Стресс | До 3 | 4-9 | более 10 |
Недоверие | до 5 | 6-11 | более 12 |
Важен также и качественный анализ: отношение ребенка, его моти-вационный аспект к себе, окружению, природе, деятельности; нравственный аспект – выявление собственно проблемы ребенка.
Методика «М а т р е ш к и». Дошкольникам предлагаются 11 пиктограмм, изображающих: 1 –страх, 2 – удивление, 3 – спокойствие, 4 – злость, 5 – печаль, 6 – агрессивность, 7 – умиление, 8 – мечтание, 9 – хитрость/лукавство, 10 – обида, 11 – стресс. Перед детьми на белом фоне раскладываются силуэты матрешек и в беспорядке – пиктограммы.
Инструкция включает задание подобрать к цветному силуэту соответствующее выражение лица, подходящее, по его мнению, к такому цвету.
В ходе эксперимента фиксируется моторика (двигательные реакции глаз, руки), двигательное оживление, эмоциональные реакции, высказывания.
Результаты, полученные при работе с силуэтами матрешек и пиктограмм, заносятся в таблицу:
Фамилия, имя ребенка
| Цвет | ||||||||
зеленый | красный | оранжевый | голубой | желтый | фиолетовый | коричневый | серый | черный | |
В колонках фиксируется номер пиктограммы. По окончании работы суммируется количество выбранных карточек-пиктограмм на определенном цвете и подсчитывается число повторений.
Качественный состав эмоциональных и двигательных реакций детей
Двигательные реакции глаз:
а) скользящий, беглый взгляд на цветовые силуэты и пиктограммы. Присутствует у всех детей в начале эксперимента, как бы «ознакомительный»;
б) фиксирование – неподвижное устремление взора на силуэты. Возникал у детей при затруднении;
в) рассматривание – основная двигательная реакции глаза, направленная на цвет и пиктограмму попеременно. Двигательные реакции руки:
а) намеренное прикосновение: ребенок тянется к цветовым силуэтам или пиктограммам и легко касается их;
б) «захватывание»: ребенок берет в руки цветовые силуэты, прижимает их к себе, прячет, может после обследования забрать с собой. Встречается особенно часто, если цвет нравится, если же цвет вызывает негативные чувства – прячет под стол, намеренно роняет, отталкивает;
в) манипулирование: силуэт или пиктограмму берет в руки, мнет, трясет, подносит ко рту;
г) ощупывание: ребенок перемещает пальцы по контору силуэта. Эмоциональные реакции
В зависимости от интенсивности различают три вида улыбок:
– слабую (губы ребенка при этом не раздвигались);
– среднюю (губы раздвигались, но улыбка не сопровождалась оживленной мимикой и имела небольшую продолжительность);
– сильную (широкая улыбка, многократно вспыхивающая на лице ребенка).
К эмоциональным же реакциям относятся и громкие радостные возгласы, которые демонстрировали все дети различных возрастов.
Одной из постоянных эмоциональных реакций было двигательное оживление ребенка, проявляющееся в следующих формах:
– слабое (когда ребенок выполнял задание, не проявляя более никаких движений);
– среднее (вскидывал руки, хлопал в ладоши, теребил одежду, трогал экспериментатора);
– высокое (ребенок совершал многократные движения конечностями и корпусом, «прыгал» на стуле, активно перемешивал силуэты и пиктограммы).
Высказывания детей можно распределить следующим образом:
– увлеченно начинают рассказывать о том, что раньше они слышали, как их близкие говорили о каком-то цвете, сравнивали с каким-то предметом или животным, например: «Небо серое, как мамино платье», «Машина – цвета доллара», «У тебя персиковая помада» и т. д.;
– мотивируют свой выбор высказываниями: «Так чувствую», «Так внутри», «Хочется так положить», «Знаю» и т. д.;
– сравнивают с предшествующим опытом: «Оранжевый, как апельсин, а апельсин мне дают, если Новый год. Я так удивляюсь!»
Мимика детей. Примерно 70% детей изображают мимикой выражение с пиктограммы.
Методика «Эмоциональный дневник» (с 5 лет)
Цель. Исследование психического состояния детей дошкольного возраста в детском саду в течение длительного времени (более 1 мес).
Подготовка. На каждого ребенка подготовить бланки (или использовать тетради), в верхней части которых – пиктограммы, изображающие психическое состояние (веселость, страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость, обида, стресс, скепсис). Ниже, горизонтально, располагаются дата заполнения и рисунки – модели, обозначающие: приход ребенка в детский сад, завтрак, познавательную, музыкальную, продуктивные виды деятельности, прогулку, обед, подготовку ко сну, подъем, полдник, игры со сверстниками, общение с педагогом, ужин, уход из детского сада. Между рисунками проводятся вертикальные линии. Всего 15 колонок, 16-я – «баллы». По вертикали: обозначается дата заполнения, предлагается ребенку выбрать то психическое состояние, которое он отмечает у себя (из предложенных пиктограмм) в течение дня в каждой из колонок.
Подготовка детей. Совместно с детьми смоделировать и обсудить изображения пиктограмм, характеризующих определенные психические состояния; составить обозначения, отражающие режимные моменты, деятельность, общение. Первую неделю необходимо оказывать помощь ребенку при заполнении («вместе, но не вместо!»).
Инструкция. «Заполни пустые клеточки, выбрав то лицо, какое бывает при выполнении этой деятельности (называется колонка, которую требуется заполнить)».
Дополнительно проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком с целью выявить причины, мотивацию, научить распознавать собственное состояние и обозначать его при помощи пиктограммы.
Можно использовать и другой вариант методики: ведение дневника дома (с помощью родителей). По горизонтали расположить разделы:
1. Общение с каждым членом семьи.
2. Сон, отдых.
3. Любимые занятия ребенка.
4. Совместная деятельность со взрослым.
5. Гигиенические процедуры.
6. Принятие пищи.
7. Труд и т. д.
Можно предложить родителям вести свой дневник, параллельно с ребенком. Его оформляют так же, как и предыдущий, и отмечают психическое состояние своего ребенка. А затем сравнивают с результатом заполнения ребенка. Это поможет установить адекватную оценку родителями психического состояния своего ребенка.
Обработка данных проводится по горизонтали и вертикали дневника.
Горизонтально:
1. Анализируется каждый день, прожитый ребенком, подсчитывает-ся количество позитивных психических состояний и ставится балл. Он может быть от 0 до 14. Сравнивается с ключом:
– 0-3 балла – НПС высокой степени;
– 4–6 балла – НПС средней степени;
– 7-10 баллов – НПС низкой степени;
– 11-14 баллов – ППС (позитивное психическое состояние).
2. В целом по методике анализируется количество используемых пиктограмм, отмечается, какие пиктограммы, отражающие позитивное психическое состояние, не применял ребенок, выясняется причина. В норме используется 5-7 пиктограмм. Анализ дает информацию для:
– руководителей ДОУ – об обеспечении педагогом эмоционального комфорта каждого ребенка в группе детского сада;
– педагогу – о проблемах ребенка, его реакции на определенный вид деятельности, взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, об отношении к посещению детского сада, режимным моментам;
– психологу – о наличии у дошкольников конфликтов, страхов, нарушениях поведения и взаимоотношениях с окружающими.
Каждые два месяца проводится вертикальный анализ: 1. Рассматривается каждый режимный момент, вид деятельности, общение и т. д. отдельно. Присваивается по 1 баллу за количество негативных выборов. Их может быть от 0 до 40, также учитывают, какую пиктограмму чаще всего выбирает ребенок для оценки своего психического состояния. Полученные данные сравнивают с ключом методики.
2. Прослеживается периодичность появления того или иного состояния: «каждый день», «определенный период», «несколько раз в месяц», «не наблюдается системы». Выявляются причины.
Количество негативных выборов от 10 и выше могут свидетельствовать:
– об устойчивом негативном отношении к определенному виду деятельности, педагогу, связанному с этой деятельностью;
– низком социальном статусе ребенка в группе;
– роли ребенка как объекта или субъекта агрессии (уточняется с помощью бесед, наблюдений);
– депрессивном состоянии (грусть, склонность к слезам, нарушение аппетита, раздражимость – продолжаются в течение 2 и более недель);
– о тяжелой степени адаптации ребенка, вновь поступившего в детский сад (при 35-40 выборов по вертикали и при соответствии НПС степени горизонтального анализа);
– об отсутствии взаимопонимания, помощи и поддержки со стороны педагога группы и т. д.
Ключ к методике при вертикальном анализе результатов:
Состояние | Степень устойчивого отрицательного психического состояния | Нарушения | ||
низкая | средняя | высокая | ||
Страх | 7-18 | 19-29 | 30-40 | Невротические страхи |
Обида | 13-22 | 23-33 | 34-40 | Невротическая потребность в любви и привязанности |
Слезы | 12-21 | 22-32 | 33-40 | Чувствительность к отвержению; чувство вины |
Агрессия | 7-18 | 19-27 | 28-40 | Враждебность |
Злость | 11-21 | 22-31 | 32-40 | Соперничество |
Печаль | 14-23 | 24-34 | 35-40 | Невротическое страдание |
Стресс | 11-22 | 23-32 | 33-40 | Невроз |
Методика «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как второй;
– 5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция (дается по ходу выполнения задания).
«1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Примечания:
1. Не все квадраты могут быть заполнены.
2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Протокол
Фамилия, имя ребенка __________________________________________
Возраст ______________________________________________________
Отношение к себе | Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Высказывания ребенка | Результат |
Явно предпочти тельное | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
Предпочтительное | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
Антипатии | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
Интерпретацию данных к методике «Цветовая социометрия см. в табл. 5.2.
Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников[62]
Цветорисуночный тест предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования.
Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50 х 50 (правая сторона будет предназначена для рисунка).
Таблица 5.2
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
Выбор цвета
| Отношение | |||
К себе | явно предпочтительное – согласованное | предпочтительное – противоречивое | антипатия – конфликтное | |
Синий | Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный | Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы | Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях | Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства |
Желтый | Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь | Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним | Признание талантов и особенных, положительных черт характера | Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи |
Зеленый | Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии | Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека | Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих | Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный |
Серый | Устойчивое стрессовое состояние,внутренний конфликт, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества | Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: зануд-ливостью, мелочностью, излишней опекой | Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость | Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый |
Черный | Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки | Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет | Часто драматизирует события, видит все в черном цвете. Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева | Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность |
Оранжевый | Оптимист. Любит участвовать в многолюдных развлечениях. Озабоченность своим внешним видом. Приятный собеседник | Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам | Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе | Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность |
Фиолетовый | Стремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение | Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь» | Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенка | Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение |
Коричневый | Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды и попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к комфорту. Часто непонимание со стороны окружающих | Немного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать | Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке | Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу |
Сиреневый | Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление | Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенком | Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей | Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим |
Малиновый | Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях | Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность | Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы | Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения |
Розовый | Стремление к наслаждениям, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности | Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним | Любит, чтобы им восхищались. «Нарцисс-цизм» | Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими |
Красный | Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства | Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка | Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам | Агрессивный, придирчивый, не признает за собой данные свойства. Авторитарен. Хвастлив. Стремится любыми средствами сохранить лидерство |
Белый | Стремление к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других | Значимый человек, отношение к которому трепетное; бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку | Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям | Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия |
Инструкция 1. «Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, то есть то состояние, которое вы в данный момент испытываете (для учащихся первых классов термин «состояние» можно заменить словом «настроение»). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т. д.).
Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.
После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, ваш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа».
Время для проведения теста не должно ограничиваться.
К л ю ч к обработке результатов представлен в табл. 5.3. Но в ней представлены не все, а только основные психические состояния детей младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности (объем выборки более 1000 чел.).
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном психическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. д., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
Таблица 5.3
Ключ к обработке данных цветорисуночного теста диагностики психических состояний младших школьников
Цвет в квадрате | Рисунок | Состояние |
Красный | Тетрадь, парта, класс, доска и другие школьные атрибуты | Активация |
Красный, сочетание красного и желтого | Радуга, Новый год, елка, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, «5», солнце, воздушные шары | Радость |
Зеленый | Светофор, машина, телевизор, беговая дорожка, жонглер в цирке, классная доска | Внимание, сосредоточенность (в 1-м классе это состояние может быть изображено красным) |
Розовый | Робот, компьютер, машина, принцесса, кукла | Мечтательность, мечтание, фантазирование |
Черный | Дождь, клякса, ребенок спит за партой | Утомление, усталость |
Оранжевый | Цветы, дети играют, животные, ребенок помогает старушке | Дружелюбие, доброжелательность |
Желтый | Разбитая ваза, ребенок с учительницей, мамой | Искренность |
Голубой | Душ, бассейн, море | Бодрость |
Синий | Скакалка, волейбол, футбол, поднятая рука | Азарт |
Синий | Дети с учительницей, со старшими | Уважение |
Коричневый | Поле, скорая помощь, могилка, ребенок упал, мама гладит по голове ребенка | Сочувствие, сострадание |
Психические состояния школьников[63]
Инструкция. «Дорогой друг! Оцени свое состояние в данный момент. Оценка следующая: 0 – данное состояние отсутствует, 1 – низкая, малая выраженность состояния, 2 – ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – выше среднего, 5 – данное состояние максимально выражено. Просим учитывать, что в опроснике представлен только один полюс шкалы состояний. Например, если ты отмечаешь, что твоя активность равна 5 баллам, то, естественно, пассивность – противоположное качество в этом случае будет отсутствовать. А если активность будет ниже среднего (2 балла), то пассивность будет выше среднего уровня, то есть достаточно высокая. Отвечая, не ориентируйся ни на кого, так как нет ни плохих, ни хороших ответов».
Опросник
1. Апатия (равнодушие, вялость, безразличие) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Активация (активность, энергичность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Усталость (утомление) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Бодрость (жизнерадостность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Страх (робость, боязнь, ужас) | ||||||
6. Возбуждение (возбужденность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7. Волнение (взволнованность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. Веселье (веселость) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9. Восхищение | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10. Внимание (сосредоточенность, внима-. тельность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11. Печаль (грусть, горе, душевная боль) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12. Злость (злоба, озлобленность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13. Интерес (заинтересованность, увлеченность, любопытство) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14. Трудность (тяжесть, затруднение, сложность, затруднительство) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15. Лень (ленивость, леность, безделье) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
16. Настроение (1 – минимальный уровень, 5 – максимально хороший) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
17. Радость | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
18. Скука (тоска) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19. Сонливость | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
20. Спокойствие (невозмутимость, хладнокровие, самообладание) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
21. Счастье (блаженство, удача) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
22. Удовлетворенность (довольство) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
23. Удовольствие (наслаждение, приятность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
24. Терпение | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
К л ю ч к опроснику психических состояний школьников.
1. Положительные деятельностные состояния: № 2, 4, 8, 9, 10, 13, 17, 20, 21, 22, 23, 24. Всего – 12. Дополнительная шкала № 16, если 3, 4,5.
2. Отрицательные деятельностные состояния: № 1, 3, 5, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 18, 19. Всего – 11. Дополнительная шкала № 16, если 1, 2.
3. Положительные состояния общения: № 2,4, 6, 8, 9, 10, 13, 17,21. Всего – 9. Дополнительная шкала № 16, если 3, 4, 5.
4. Отрицательные состояния общения: № 1, 3, 5, 7, 11, 12, 18, 19. Всего – 8. Дополнительная шкала № 16, если 1, 2.
5. Состояния, обусловленные положительным отношением к окружающим (мотивационные состояния, положительные): № 10, 13. Всего–2.
6. Состояния, связанные с отрицательным отношением к окружающим (отрицательные мотивационные состояния): № 1, 12, 14, 18, 15. Всего – 5.
7. Положительные психофизиологические состояния: № 2,4,6. Всего–3.
8. Отрицательные психофизиологические состояния: № 1, 3, 19. Всего – 3.
9. Положительные эмоциональные состояния: № 9, 17,21,22,23, 8, 13, 20. Всего – 8. Дополнительная шкала № 16, если 4, 5.
10. Отрицательные эмоциональные состояния: № 5, 7, 11, 12, 18. Всего – 5. Дополнительная шкала № 16, если 1, 2.
11. Положительные волевые состояния: № 24, 20. Всего – 2.
12. Отрицательные волевые состояния: № 14, 15. Всего – 2.
13. Положительные интеллектуальные состояния: № 2, 10, 13. Всего – 3.
14. Отрицательные интеллектуальные состояния: № 14, 15. Всего–2.
Психические состояния студентов
Инструкция аналогична предыдущей. | ||||||
1. Беспокойство (тревога) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Веселость (веселье, оживленность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Бодрость (свежесть, прилив сил, жизнерадостность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Задумчивость (раздумье, забытье) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Интерес (заинтересованность, увлеченность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. Любопытство (любознательность, пытливость) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7. Лень (ленивость, леность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. Надежда (ожидания) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9. Ответственность (долг) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10. Радость | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11. Усталость (утомление, переутомление) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12. Доброта (добросердечие, доброжелательность, добродушие) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
К л ю ч к опроснику психических состояний студентов.
1. Положительные деятельностные состояния: № 2, 3, 4, 6, 5, 8, 9, 10, 13. Всего –9.
2. Отрицательные деятельностные состояния: № 1, 7, 11. Всего–3.
3. Положительные состояния общения: № 2, 3, 5, 6, 8, 10, 13. Всего–7.
4. Отрицательные состояния общения: № 1, 11. Всего – 2.
5. Состояния, связанные с положительным отношением к учебе, преподавателям, окружающим (направленность, мотивационные состояния): № 5, 8, 9, 13. Всего – 4.
6. Состояния, связанные с отрицательным отношением к учебе, преподавателям, окружающим (направленность, мотивационные состояния): № 7. Всего – 1.
7. Положительные психофизиологические состояния: № 3.
8. Отрицательные психофизиологические состояния: №11.
9. Положительные эмоциональные состояния: № 2, 5, 6, 8, 10. Всего–5.
10. Отрицательные эмоциональные состояния: № 1.
11. Положительные волевые состояния: № 8, 9. Всего – 2.
12. Отрицательные волевые состояния: № 7.
13. Положительные интеллектуальные состояния: № 4, 5, 6. Всего–3.
14. Отрицательные интеллектуальные состояния: № 7.
Психические состояния учителей[64]
Инструкция. «Просим Вас оценить свои состояния. Оценка следующая: 0 – данное состояние отсутствует, 1 – низкая, малая выраженность состояния, 2 – ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – выше среднего, 5 – данное состояние максимально выражено. Причем просим учитывать, что в опроснике представлен только один полюс шкалы состояний. Например, если Вы отмечаете, что удовольствие у Вас равно 5 баллам, то, естественно, неудовольствие в данный момент у Вас будет равно 0, то есть отсутствует. Отвечая, не ориентируйтесь ни на кого, так как нет ни плохих, ни хороших ответов и оценок».
1. Азарт (страстность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2. Вялость (апатия, равнодушие) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
3. Беспокойство (обеспокоенность, встрево-женность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
4. Бодрость (свежесть, прилив сил) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
5. Вдохновение (творческий подъем) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6. Веселость, веселье | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
7. Любовь (влюбленность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
8. Волнение (взволнованность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
9. Восторг (восхищение) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
10. Гнев | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
11. Грусть (печаль) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
12. Досада (недовольство) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
13. Задумчивость (раздумье) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
14. Интерес (заинтересованность, увлечение, увлеченность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
15. Колебание (неуверенность, сомнение) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
16. Лень (ленивость, леность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
17. Надежда (ожидания) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
18. Обида (унижение, оскорбленность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
19. Огорчение (расстройство, печаль, досада) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
20. Оптимизм (жизнерадостность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
21. Ответственность (высокое чувство долга, обязанность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
22. Откровение, откровенность (искренность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
23. Радость (ликование) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
24. Решимость (решительность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
25. Уверенность (убежденность, вера, твердость) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
26. Удивление (изумление) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
27. Усталость (утомление, переутомление) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
28. Благожелательность, доброжелательность, дружелюбие | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
29. Забота (попечение, опека) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
30. Уважение (почтение, почитание, почтительность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
31. Юмор | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
32. Доброта (переживание доброго дела, добросердечие, добродушие) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
33. Простота (легкость, непринужденность, простодушие) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
34. Озабоченность (серьезность) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
35. Терпение (терпеливость) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
36. Трезвость (благоразумие) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
37. Любопытство, любознательность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
К л ю ч к опроснику психических состояний учителей.
1. Положительные деятельностные состояния: № 1,4, 5, 6, 7, 9, 13,
14, 17, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Всего – 26.
2. Отрицательные деятельностные состояния: № 2, 3, 8, 10, 11, 12,
15, 16, 18, 19, 27. Всего–11.
3. Положительные состояния общения: №1,4, 5, 6, 7, 9, 14, 17, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Всего – 24.
4. Отрицательные состояния общения: № 2, 3, 8, 10, 11, 12, 15, 16, 18, 19, 27. Всего–11.
5.Состояния, обусловленные положительным отношением к работе, ученикам, окружающим (направленность, мотивация и др.): №1,9, 14, 17, 20, 21, 28, 29, 30, 31, 33, 34. Всего – 12.
6. Состояния, обусловленные отрицательным отношением к работе, ученикам, окружающим (направленность, мотивация): № 2, 16, 12. Всего – 3.
7. Положительные психофизиологические состояния: № 4.
8. Отрицательные психофизиологические состояния: № 2, 27. Всего–2.
9. Положительные эмоциональные состояния: № 1,4, 6, 7, 9, 14, 17, 20, 23, 26, 31, 32, 37. Всего – 13.
10. Отрицательные эмоциональные состояния: № 2,3,10,11,12,18, 19, 8. Всего –8.
11. Положительные волевые состояния: № 21,24,25,35,36. Всего–5.
12. Отрицательные волевые состояния: № 15,16. Всего – 2.
13. Положительные интеллектуальные состояния: № 5, 13, 14, 31, 36, 37. Всего – 6.
14. Отрицательные интеллектуальные состояния: № 15.
Психические состояния преподавателей[65]
Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.