Оцените многовекторность внешней политики Казахстана на современном этапе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внешняя политика Республики Казахстан на протяжении всех лет суверенного ее развития основывается на концепции многовекторности, провозглашенной Н. Назарбаевым сразу же после избрания его на пост Президента страны 1 декабря 1991 г. По мнению Президента РК Н. Назарбаева, многовекторность означает «…развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. Казахстан, в силу своего геополитического положения и экономического потенциала, не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана. Мы сможем укрепить благоприятные внешние условия экономическими и политическими преобразованиям в нашей стране».Такая позиция Казахстана во многом определялась и определяется геополитическим положением нашей страны, полиэтническим и многоконфессиональным составом населения, уровнем развития экономики в целом. С учетом нынешних международных реалий главный акцент во внешнеполитической стратегии Казахстана сделан на обеспечении эффективной системы безопасности в Центральной Азии, направленной на предотвращение нетрадиционных вызовов и угроз (международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции), исходящих в настоящее время из Афганистана и других сопредельных с регионом стран.Для решения этой задачи Казахстан считает целесообразным сосредоточиться на следующих приоритетных внешнеполитических направлениях: – участии в деятельности межгосударственных объединений – Совещания по выработке мер доверия в Азии, Шанхайской организации сотрудничества, Организации договора о коллективной безопасности; – стратегическом сотрудничестве с Россией и Китаем; – поддержании дружественных отношений с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном; – конструктивном взаимодействии с США, странами Евросоюза, а также такими организациями, как ОБСЕ и Организация Североатлантического Договора (НАТО); – сотрудничестве с государствами исламского мира; – партнерских связях со странами Азиатско-Тихоокенского региона.В настоящее время заложены юридические основы системы азиатской безопасности с конкретными механизмами обеспечения стабильности в регионе. Таким образом, СВМДА становится локомотивом взаимных подходов в борьбе с вызовами безопасности на Азиатском континенте и вносит существенный вклад в обеспечение мира и безопасности во всем мире. Все больший вес и авторитет набирает Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), целью которого является экономическая интеграция, предусматривающая создание зоны свободной торговли и формирование Таможенного союза. На саммите глав государств – членов ЕврАзЭС, состоявшемся в г. Душанбе 6 октября 2007 г., лидеры Беларуси, Казахстана и России подписали документы о формировании Таможенного союза. Предполагается, что в 2010 г. создание правовой базы Таможенного союза будет завершено.Для содействия в преодолении мирового экономического кризиса 4 февраля 2009 г. в Москве на саммите ЕврАзЭС было принято решение о создании Антикризисного фонда объемом 10 млрд. долл. США. Основными донорами фонда являются Россия (7,5 млрд.) и Казахстан (1 млрд.). Для стимулирования развития высокотехнологичных отраслей было принято решение о создании Международного центра высоких технологий.По мнению Президента РК Н. Назарбаева, казахстанско-российские отношения находятся на высоком уровне доверия и стратегического партнерства. Между нашими странами, как считает Глава Казахстана, не существует политических и экономических проблем, которые невозможно было бы решить « путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов». Эту точку зрения разделяет и президент РФ Д. Медведев, подчеркнувший на встрече с Президентом РК Н. Назарбаевым 4 февраля 2009 г. , что между Казахстаном и Россией развивается дружественный, союзнический диалог. Приоритетным направлением казахстанской внешней политики продолжает оставаться сотрудничество с Китайской Народной Республикой (КНР), долгосрочной целью которого является сохранение мирной международной обстановки, необходимой для успешного продвижения внутренней модернизации страны.

69) Рассмотрите отношения Казахстан и стран СНГ.
КАЗАХСТАН И СНГ Сотрудничество Казахстана с государствами СНГ Развитие отношений с государствами СНГ, в том числе многостороннее интеграционное взаимодействие с ними, - главный приоритет внешнеполитического курса Казахстана. Об этом неоднократно говорилось в публичных выступлениях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Это важнейший компонент практической политики законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе Министерства иностранных дел Республики Казахстан. В основе казахстанского подхода к многостороннему сотрудничеству в рамках СНГ лежит концепция разноскоростной интеграции, исходящая из возможности формирования узкой группы стран, связанных узами более тесной интеграции. При этом Казахстан неизменно выступает за то, чтобы деятельность субрегиональных объединений на пространстве Содружества носила открытый характер, а их цели и практическая деятельность лежали в общем русле развития СНГ. Содружество Независимых Государств - это единственная организация, которая объединяет постсоветское пространство. Для Содружества характерно выборочное участие государств в тех или иных сферах многостороннего взаимодействия, которое осуществляется, таким образом, в формате заинтересованных сторон. Решения органов СНГ имеют силу лишь для тех государств, которые участвовали в их принятии. Развитая система уставных органов СНГ включает Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Межпарламентскую Ассамблею, Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками и др. Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ. В соответствии с утвержденной СГГ СНГ в июне 2000 г. Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года приоритетным в формате “двенадцати” является экономическое сотрудничество. В 1994 году странами СНГ были предприняты меры для перехода к многостороннему режиму свободной торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной торговли. Но странам СНГ не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением. Поэтому в подписанном странами СНГ в 1999 году Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов. Необходимо учитывать, что для каждой страны СНГ, участвующей в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономики, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли. Однако процесс экономической интеграции стран СНГ имеет сложный и противоречивый характер. В числе факторов, оказывающих на него непосредственное влияние, разный уровень экономического развития государств, нестыковка отдельных политических и экономических интересов государств. В последнее время на передний план в деятельности СНГ выдвинулись вопросы противодействия новым вызовам и угрозам безопасности, сотрудничества в правоохранительной сфере. Сотрудничество в этом направлении с учетом реального развития событий, на сегодня наиболее востребовано. Здесь создана солидная договорно-правовая база взаимодействия. Например, осуществляется программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Подписано решение о реализации международной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 год. Созданы новые оргструктуры и механизмы взаимодействия. Это, прежде всего, Антитеррористический центр СНГ, функционирующий в Москве на базе ФСБ России с 2000 года. Он работает с использованием возможностей спецподразделений и объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств СНГ. Идет наращивание совместных усилий в антинаркотическом направлении. В СНГ одобрена Концепция сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров (2002 год), реализована программа по борьбе с этим злом на 2002-2004 годы. На саммите СНГ в Астане принято решение о разработке очередной антинаркотической программы на 2005-2007 годы. Здесь стремление к противодействию очевидно и весьма сильно, поскольку страны СНГ уязвимы перед лицом этой угрозы и находятся по существу на переднем рубеже наркотической агрессии. В гуманитарной сфере одной из основных задач остается дальнейшее развитие исторически сложившегося общего образовательного, научного и культурного пространства как важного фактора стимулирования интеграционных процессов в других сферах. В настоящее время в государствах и органах СНГ ведется поиск путей совершенствования деятельности Содружества. По инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на саммите СНГ в Астане было внесено предложение о реформировании Содружества Независимых Государств в контексте эскалации международного терроризма и поручено Совету министров иностранных дел подготовить предложения по совершенствованию и реформированию органов СНГ и внести их на очередное заседание Совета глав государств. По итогам работы министерств иностранных дел государств Содружества Совет глав государств СНГ в Казани (26 августа 2006 года) принял решение по указанному вопросу. Упразднен Штаб по координации военного сотрудничества, активизировано взаимодействие в гуманитарной области, а также в рамках Координационного совещания руководителей силовых ведомств стран СНГ. Исполнительному комитету СНГ совместно с Советом постоянных полномочных представителей при уставных и других органах Содружества поручено организовать рассмотрение дополнительных предложений государств-участников СНГ, в том числе концептуального характера, о дальнейшем совершенствовании взаимовыгодного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств.

70) Назовите решение проблем национальной безопасности Республики Казахстан.
С момента обретения Казахстаном независимости и дальнейшего развития его как суверенного государства решение проблемы национальной безопасности было признано главным стратегическим приоритетом государства и общества. В реализации этой главной задачи важная и ответственная роль отводилась Комитету национальной безопасности. История органов безопасности неразрывно связана с образованием и становлением независимого государства Республики Казахстан. В то время геополитическое положение страны настойчиво диктовало поиск оптимальных путей решения стратегических задач в сфере обеспечения безопасности, сохранения государственности и территориальной целостности молодого суверенного государства.В череде событий важное значение имело рождение 20 июня 1992 года Закона РК «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан», закрепившего правовую основу деятельности самостоятельной спецслужбы суверенного государства и способствовавшего становлению институтов общей системы безопасности страны.Закон стал первым открытым правовым актом о системе органов национальной безопасности, их компетенции и принципах деятельности. И уже 13 июля КГБ РК Указом Президента страны был преобразован в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан.В декабре 1995 года в соответствии с положениями новой Конституции Президентом страны был издан Указ, имеющий силу закона, «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан».Этот документ четко определил роль и место органов национальной безопасности в сформировавшейся уже общей системе обеспечения безопасности страны, их назначение, задачи и компетенцию. В последующем принятые законы РК «О национальной безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с терроризмом», «О государственных секретах» и другие расширили правовую базу деятельности Комитета национальной безопасности .Внесены и учтены законодателем соответствующие изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан и ряд других законодательных актов.В соответствии с Конституцией РК и действующими нормативно-правовыми актами в самой системе органов национальной безопасности страны реализуются Концепции разведывательной и контрразведывательной деятельности, информационной безопасности, кадровой политики и аналитической работы. Выработаны стратегия и тактика по многим важным вопросам оперативно-розыскной деятельности, приняты меры к совершенствованию ведомственной нормативной базы. В процессе развития за эти годы органы национальной безопасности в соответствии со стратегическими установками Президента страны и происходящими в республике политическими и экономическими преобразованиями неоднократно претерпевали структурные и функциональные изменения. В контексте истории важно также отметить, что в сентябре 1998 года Указом Президента страны Служба внешней разведки «Барлау» (ныне самостоятельный орган внешней разведки Казахстана Служба «Сырбар») была введена в состав Комитета национальной безопасности с сохранением статуса ведомства.Это решение было направлено на повышение качественной отдачи от принимаемых совместных мер разведки и контрразведки в получении значимой для страны информации, позволило своевременно вносить коррективы в разрабатываемые законодательные акты, политические и экономические шаги молодой республики на международной арене.Контрразведывательная работа с первого дня существования органов национальной безопасности была направлена на противодействие активности иностранных разведок по сбору информации практически во всех важнейших сферах жизни нашего государства. В сжатые сроки был разработан и принят Закон РК «О государственных секретах».В результате контрразведывательных операций за прошедшие годы разоблачены ряд агентов иностранных спецслужб. Расследованы многоэпизодные уголовные дела о шпионаже и государственной измене. Важным этапом в совершенствовании оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности органов национальной безопасности явилось создание в соответствии с Указом Президента страны Специальной информационной службы, что позволило качественно повысить уровень обеспечения руководства страны и органов КНБ оперативно-значимой информацией. Одним из значимых событий стало также создание системы охраны рубежей молодого независимого государства. 18 августа 1992 года Указом Президента РК были образованы Пограничные войска в составе Комитета национальной безопасности, охраняющих государственную границу, являющуюся самой протяженной сухопутной границей в мире.Сегодня граница технически оборудована, «зеленые фуражки» принимают самое активное участие в совместных международных оперативно-профилактических операциях по обеспечению пограничной безопасности, в том числе в акватории Каспийского моря.В условиях обострения ситуации в мире, связанной с активизацией деятельности международных террористических и религиозно-экстремистских организаций, появилась настоятельная необходимость принятия мер по предупреждению терроризма.Принятое в 2003 году решение Главы государства об образовании в структуре Комитета национальной безопасности межведомственного Антитеррористического центра (АТЦ), позволило обеспечить четкую координацию работы государственных органов в сфере выявления, предупреждения и пресечения террористических угроз.На территории страны судом запрещена деятельность 14 зарубежных террористических и экстремистских организаций. Реализованы внутригосударственные процедуры ратификации и имплементации в национальное законодательство целого ряда международных нормативных правовых актов ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, а также двусторонних соглашений и договоров.Немаловажно отметить, что в этот период была проведена плодотворная работа по формированию договорной базы взаимодействия с органами безопасности Содружества Независимых Государств. Деятельность Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ (СОРБ) стала в этой системе мер эффективным инструментом координации деятельности органов безопасности и спецслужб государств Содружества.В начальном периоде становления государственности, развития экономики, формирования национальной финансовой системы, отечественных банковских структур перед органами национальной безопасности стоял ряд приоритетных задач по обеспечению экономической безопасности страны. Можно привести немало примеров по предотвращению нанесения экономического, а в отдельных случаях и политического ущерба стране.Так в середине 90-годов в результате реализации комплекса оперативно-розыскных и следственных мероприятий была выявлена и арестована организованная преступная группа, пытавшаяся распространить на мировом рынке ценных бумаг фальшивые гарантии Национального банка Республики Казахстан на общую сумму 6,5 млрд. долларов США. Своевременно были выявлены и пресечены международные аферы мошенников из числа иностранных граждан, стремившихся заполучить из Казахстана под предлогом совместных финансовых сделок до 50 млн. долларов США. Во взаимодействии с российскими коллегами была обезврежена крупная межрегиональная преступная группа, занимавшаяся хищением в Восточно-Казахстанской области радиоактивных материалов, редких и редкоземельных материалов и их вывозом за рубеж. КНБ обеспечен достаточно высокий уровень совместной работы со спецслужбами СНГ и зарубежных стран по противодействию международному наркобизнесу. В активе органов национальной безопасности десятки многоходовых спецопераций, таких как «Тайфун», «Восточное сафари», «Караван», «Сафари транзит», «Темир тор», «Транзит», «Торнадо», «Атлантика», «Каратал», в ходе которых изъято значительное количество героина, опия, кокаина и других наркотических средств.Как известно, кадры решают многое, а потому важным условием успешного решения стоящих перед органами национальной безопасности задач явилось создание и развитие собственной системы высших учебных заведений для подготовки профессионалов. Основные приоритеты и организационно-управленческие меры по дальнейшему преобразованию и улучшению системы кадрового обеспечения подразделений и органов КНБ были заложены в Концепции кадровой политики органов национальной безопасности. В мае 1999 года в соответствии с Указом Президента страны Институт КНБ был преобразован в академию. Сегодня Академия КНБ является специальным, многопрофильным ведущим учебным заведением, научным и методическим центром в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и оперативных работников органов национальной безопасности. Не менее значимой «кузницей кадров» является Пограничная академия (ранее Военный институт). Это старейшее военно-учебное заведение на базе Высшего командного пограничного училища со славными боевыми традициями располагает значительной учебно-материальной базой по подготовке, переподготовке и повышению квалификации офицеров-пограничников, в том числе для стран СНГ. На всех этапах развития органов национальной безопасности сохранены лучшие традиции прежних поколений, на примере профессионального и жизненного опыта ветеранов органов безопасности воспитывается молодое поколение казахстанских контрразведчиков.Сегодня КНБ Казахстана в области национальной и международной безопасности выступает как равноправный партнер, осуществляет конструктивное сотрудничество в двустороннем и многостороннем формате со спецслужбами иностранных государств, основанных на принципах взаимного доверия в интересах защиты национальных интересов и безопасности Республики Казахстан.В любом государстве национальная безопасность является задачей № 1, реализация которой постоянно находится в центре внимания политического руководства страны, ее граждан и общества. Не случайно приоритетной она обозначена и в Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Становление отечественной спецслужбы - органов национальной безопасности проходило в условиях постоянной поддержки и внимания Президента.На всех этапах политического, экономического и социального развития страны КНБ принадлежала важнейшая роль. Выверенная информация Комитета по ключевым направлениям национальной безопасности, рассматривается на высшем государственном уровне, и на ее основе принимаются управленческие решения стратегического значения. По инициативе КНБ приняты десятки указов Главы государства и законов, направленных на укрепление безопасности страны и совершенствование оперативно-служебной деятельности спецслужбы.В современной истории развития органов национальной безопасности страны важным шагом стало принятие Законов РК «О специальных государственных органах Республики Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных государственных органов Республики Казахстан» от 13 февраля 2012 года. Все эти меры были направлены, прежде всего, на эффективное решение возложенных на органы КНБ задач и исходили из интересов и потребностей динимично развивающегося Казахстана.За прошедшие годы, благодаря общим усилиям, Комитет национальной безопасности вырос до уровня современной и профессиональной спецслужбы, равноправного партнера в содружестве мировых и региональных спецслужб. Таким образом, за прошедший период становления и развития органов КНБ, благодаря усилиям коллективов всех территориальных органов, структурных подразделений, ведомств и учебных заведений КНБ, создан эффективный интеллектуальный и технический потенциал, наработан богатый опыт для решения в современных условиях самых сложных и приоритетных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства.Безусловно, сотрудникам КНБ есть, чем гордиться. Также очевидно, что содержательная часть этой гордости, как правило, у спецслужб не выходит на страницы печати. Со дня образования органов национальной безопасности десятки сотрудников ежегодно удостаиваются высоких государственных наград - орденов и медалей Республики Казахстан. За этим стоит коллективный труд. Сегодня КНБ работает также в непростых условиях. Угрозы и вызовы национальной безопасности не снижаются. И нет сомнения, что сотрудники КНБ будут действовать, строго соблюдая Конституцию и законы страны, во благо граждан, как настоящие профессионалы спецслужбы и патриоты своей Отчизны защищать безопасность, мир и покой нашей страны.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 503.