Обьясните одновремнное существование нескольких религий на территории Казахстана. Сравните историю религии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Ислам наряду с христианством, буддизмом и другими религиями является одной из мировых конфессий. В свое время великий итальянский писатель Чезаре Павере говорил, что «религия — это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. Именно поэтому она будет существовать всегда». В ряде стран ислам является официально провозглашенной государственной религией, а в большинстве государств с мусульманским населением — определенным образом жизни верующих, основанным на Сунне и шариате. Сунна — это пример жизни пророка Мухаммеда для каждого мусульманина. Шариат — это комплекс закрепленных Кораном предписаний. Казахстан исторически, географически, политически и духовно имеет связь с исламским миром. Вместе с тем мы живем не по классическому исламу, а по Конституции страны. У нас есть свое направление по ускоренной модернизации cтраны. У нас религия отделена от государства. Ислам является историческим наследием и этноконфессиональной идентификацией центральноазиатских народов

С обретением независимости началось и духовное возрождение казахской нации. Люди начали возвращаться к вере предков. Как казахи, мы, естественно, относим себя к исламской культуре. Большинство населения Казахстана считает себя мусульманами. Но хочу подчеркнуть, что доминанта ислама в Казахстане никаким образом не препятствует полноценному функционированию других вероисповеданий. Современный Казахстан строит общество, которое основано на уважении прав верующих всех конфессий. Казахстан не приемлет «датскую модель», когда «дружба с Западом любой ценой» или когда «верность демократии американского образца» заменяет религиозную и цивилизационную идентичность казахского народа, служит оправданием разгулу религиозного прозелитизма в стране и массовому переходу казахов в секты «баптистов», «евангелистов», «кришнаитов», «маронитов» и прочих течений. Глава нашего государства с самого начала неоднократно заявлял, и мы не раз слышали, как он на высоком уровне с разных трибун, отстаивая чистые помыслы ислама, приводил в пример аяты и хадисы, говорил об отсутствии какой-либо связи терроризма и экстремизма с исламом.Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов.

Первым толчком к распространению ислама, стала Таласская битва 751-го года. При которой тюрки Тюргешского каганата, объединившись с войсками Аббасидского халифата, одержали победу над войсками Танского Китая. Победа в сражении, остановила экспансию китайской империи Тан на запад, и позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века.

Согласно иранскому учёному-историку Атабаки Туражу, изначально ислам утвердился в городе Туркестане и его окрестностях[2]. Затем, согласно средневековому исламскому историку Ибн аль-Асиру, благодаря саманидским миссионерам в городе Таразе и его окрестностях[3]. Далее ислам стал очень медленно распространяться на север территории современного Казахстана.Ислам был утверждён в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. По мере расширения империи Чингисхана распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255—1266) и Узбек (1312—1340). В тот период среди тюрок было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди всех тюркоязычных народов региона внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

Исламизация населения на территории современного Казахстана происходила постепенно, на протяжении многих веков. Ранее всего были исламизированы городские жители и земледельческое население юга современной территории Казахстана, то есть не являющиеся этническими казахами, в то время как основная часть кочевого казахского населения сохраняла традиционные верования и практики (шаманизм) вплоть до XIX века. Россия последовательно расширяла зону своего контроля на территории современного Казахстана, российская императрица Екатерина II поощряла переход в ислам казахов, так как видела в этом способ умиротворить кочевников[4]; в XIX веке ислам стал восприниматься казахским населением как составная часть этнической идентичности и казахи сами обратились в ислам[5].

В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть исламских обрядов и предписаний. Например, обряд обрезания (сундет) совершает подавляющая часть казахов, погребение по мусульманским обрядам производят почти все казахи. Наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода, в принципе не противоречащие исламу. Мальчикам оставляют носить айдар (чуб). Есть обряды тусау-кесу (обрезания пут), обряды отрезания волос по достижении новорождёнными малышами возраста 40 дней. Зачастую можно услышать как казахи иногда используют слово «Тәңір», «Кудай» как синоним слова Аллах.В настоящее время в Казахстане функционируют около 2500 мечетей, в советский же период их было всего 63. В постсоветский период выросло количество верующих мусульман.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 544.