История формирования казахской народности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образование казахской народности заняло длительный период времени. В основу казахской народности легли племена усуней, канглы, джалаиров, кипчаков, найманов, дулатов, аргьшов, огузов, уаков и других. Они имели общую территорию, были близки между собой по уровню развития хозяйства и культуры и говорили на одном языке, К XIII веку сложились необходимые условия для объединения различных тюркоязычиых племен в народность. Но сложение народности было задержано нашествием монголо-татар.К этому времени на территории определились три хозяйственно-географических района, называемых жузами. Чокан Валиханов писал, что Большая, Средняя и Малая киргиз-кайсацкая орды составляют один народ «казак». До Октябрьской революции казахов неправильно называли казаками, киргизами или киргиз-кайсаками. Население трех жузов связывала политическая, языковая, экономическая и культурная общность. Каждый из жузов представлял определенный этнический центр. Старший жуз (Улу-жуз) располагался на землях Семиречья. В Средний жуэ (Орта-жуз) вошли земли Северного, Восточного и Центрального Казахстана до низовье Ишима и Иртыша. Младший жуз (Киши-жуз) занимал земли Западного Казахстана. Казахские жузы представляли собой союзы родственных племен. Объединение их было вызвано экономическими причинами и необходимостью совместной борьбы с набегами врагов. Племенные союзы жузов были важной ступенью в формировании казахской народности. К. Марк указывал, что «союз племен является ближайшим подобием народа».В течение веков в каждом из жузов сложилась система зимних, летних и весенне-осенних пастбищ, кочевые маршруты. Некоторые отличия сохранились в культуре, быте и языковых диалектах.В XV—XVI вв. в восточных источниках появились названия народностей «узбеки» и «казахи». Происхождение этих терминов до сих пор не выяснено. Известно только, что узбеками стала называться народность, жившая в пределах Мавераннахра, территория которого сейчас входит в Узбекскую республику. А народность, населявшая обширные пространства трех жузов, получила название казахской.

63) история образования казахского ханства

В XIV — XV веках казахские племена населяли огромную территорию от Иртыша до Урала, от Алтая до Каспия, от Каратала до Сырдарьи, от Тянь-Шаня до Каратау. Основное население казахских степей составляли такие племена, как уйсуни, канлы, конраты, найманы, кереи, мангыты и многие другие. Кочевые племена казахских степей в то время входили в состав одного из трех государств — Ногайская Орда, Могулистан и ханство Абулхаира (Узбекский Улус). Однако ни одно из них не могло обеспечить свою безопасность и сохранение этнической и территориальной целостности, создать необходимые условия для повседневной хозяйственной деятельности. Ханство Абулхаира переживало период экономического и политического упадка. Внутри государства хану приходилось вести беспрерывную и жестокую борьбу за верховную власть с потомками Жошы. Усиливающийся феодальный гнет приводил к стихийным выступлениям народа против произвола ханской власти. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхаир потерпел поражение от ойратов. Это заставило основную массу населения искать силы, которые были способны освободить народ от господства хана Абулхаира. Султаны Жанибек и Керей (оба потомки Урус-хана) стали выразителями интересов народа и вождями казахских племен. Не имея возможности успешно бороться с Абулхаиром, Керей и Жанибек предпочли покинуть родные степи и отправиться с племенами, которые признавали их своими лидерами, в Могулистан. Его правитель хан Есен-Буга принял казахских султанов благосклонно и выделил им землю на берегах реки Чу. Есен-Буга надеялся обеспечить безопасность границ своего государства, которое также подвергалось набегам ойратов, и сохранить его территориальную целостность. Так, согласно датировке Мухаммеда Хайдара Дулати в 1465 году султаны Керей и Жанибек основали здесь Казахское ханство. Первым ханом нового государства стал Керей. Следует сказать, что в истории родоплеменного общества отделение части рода или племени, слияние ее с другими патриархальными сообществами было вполне обычным явлением. Но подобное массовое перемещение значительной части племен за пределы ханства Абулхаира означало нечто большее, чем ставшие уже привычными территориальные споры и междоусобные столкновения между потомками Чингисхана. Осознавая всю серьезность ситуации, Абулхаир предпринял тщательно подготовленный поход в Могулистан. Однако во время похода он заболел и скончался. Смерть Абулхаира и распад Узбекского улуса на несколько владений позволили казахским султанам вернуться в Дешт-и-Кыпчак с целью закрепиться на новом месте и вступить в политическую борьбу за власть в степи. Конкретной их задачей было сделать этот регион центром нового государства. С этого времени стремление подчинить себе степные племена легло в основу их политической и военной деятельности. В 70-80-х годах XV века Жанибек и Кирей, а позже и Бурундук хан, направляли все свои усилия на расширение территории своего государства.

64) Дайте характеристику программе «Мәңгілік ел» - Национальная идея Казахстана ХХ I века
"Жизнь народа прирастает с каждым следующим его поколением.Поэтому нет мечты выше, чем мечта о Вечности Народа.Мәңгілік Ел – это идея, которая открываетзавтрашний день, выражает веру в будущее, это символ необратимой и прочной стабильности..."
Из выступления Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан.
15 декабря 2014 года
В "Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ", 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования.Идею Мәңгілік Ел в достаточно расширенном варианте президент Назарбаев озвучил в своем Послании народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050". Новый политический курс состоявшегося государства" в декабре 2012 года .При этом очевидно, что данная идея волновала его и в более ранний период времени, в частности, он к ней апеллировал на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан, 15 декабря 2010 года, она нашла отражение в одноименной триумфальной арке, названной "новым символом современного Казахстана и триумфа казахстанского народа, реализовавшего многовековую мечту о Независимости и суверенитете своей страны", которая была открыта 16 декабря 2011 года Возвращение к идее Мәңгілік Ел произошло 14 декабря 2013 года, когда с участием Президента РК Н.Назарбаева состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Независимости Республики Казахстан. Обращаясь к участникам собрания, президент страны отметил, что 16 декабря 1991 года в созвездии наций мира зажглась новая звезда – Республика Казахстан и назвал семь бесценных достояний, первое которых – "наша священная и достойная страна, Мәңгілік Ел. Более четырнадцати тысяч километров бесспорных границ спаяли нашу Родину в единый монолит. Они стали рубежами добрососедства со всеми сопредельными странами". В наиболее полной форме идея Мәңгілік Ел прозвучала в Послании Президента "Нурлы жол – путь в будущее" от 17 января 2014 года: ""Мәңгілік Ел" – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем.Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих, это светское общество и высокая духовность. В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых, общность истории, культуры и языка. В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма" В этом же Послании глава государства поручил организовать разработку и принятие Патриотического акта "Мәңгілік Ел", призвав все политические и общественные силы страны не быть равнодушными и подключиться к работе.Как известно, в Послании 2012 года идея Мәңгілік Ел была озвучена на казахском языке, в русской версии текста она отсутствует, поэтому, возможно в связи с этим, на страницах казахстанских СМИ обсуждение не было активным и плодотворным.
+ рассмотрение идеи Мәңгілік Ел сквозь призму развития казахского языка: "Наш язык…обеспечивает преемственность между нашими героическими предками и последующими поколениями, является хранителем культурных истоков и традиций народа. Язык – это самая большая ценность народа... только язык остается тем единственным мостом, через который от поколения к поколению передается духовное наследие народа. Именно поэтому эстафету Независимости в веках передаст последующим поколениям язык, являющийся опорой для народа";
+ восприятие идеи Мәңгілік Ел в культурно-историческом аспекте: "Когда Президент говорит о будущем Казахстана как о "Мәңгілік ел", он на одно из первых мест в повестке дня ставит вопросы исторического сознания нации... хотя Казахстан на нынешнем этапе, сформировав национальную идентичность и культурную целостность, достиг полной, настоящей самостоятельности, его стремление к созданию "Мәңгілік ел" в условиях жесткой конкуренции в эпоху глобализации требует наряду с политическим, социально-экономическим суверенитетом, достижения духовной независимости. Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация необходимо сформировать через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры, присущее данному обществу историческое сознание;
+ рассмотрение идейно-философских/идеологических основ идеи Мәңгілік Ел: "В тюркском историко-лингвистическом понимании слово "мәңгі" соответствует смысловым значениям таких понятий, как "Тәңір", "Құдай", "Алла". Таким образом, понятие "Мәңгілік ел" означает "страна, народ Всевышнего"; или "ҚАЗАҚ ЕЛІ продолжит свою историю как "МӘНГІЛІК ЕЛ"; или "Идея "мәңгі ел" - это ключ к нашему национальному коду".
В то же время общественное обсуждение идеи президента в 2014 году, сразу после озвученного послания, было довольно активным. Вышел целый ряд статей и интервью на заданную тему, прошел айтыс, стал выходить журнал "Мәңгі ел - Mangi el" (http://e-history.kz/ru/books/education/view/258), а в г.Уральске даже прозвучала инициатива по переименованию центральной улицы в "проспект "Мәңгілік ел" и придать ему высокий статус.Из аспектов обсуждения 2014 года можно выделить следующее:С исторической точки зрения наличие, условно говоря, конкурирования понятий Мәңгілік Ел и Қазақ елі: ""Қазақ елі" - это эволюционный результат термина "Мәңгі ел". Слово "ель" воспринимается как государственность, как государство, которое создают племенные союзы. В период тюркских каганатов образование этих союзов и возникновение нового этапа государственности назвали "ель". Мәңгі ел звучит как мечта тюрков. В период тюркских каганатов тюрки считали, что их каганат является вечной государственностью, вечным государством…В середине XV века в связи с образованием В 2015 году работа по оформлению идеи Мәңгілік Ел была заметно активизирована. Прежде всего, было четче обрисовано равенство всех граждан Казахстана, как основной составляющей идеи Мәңгілік Ел. Что характерно, в своем выступлении на внеочередном съезде партии Нур Отан, состоявшемся 11 марта 2015 года в преддверии президентских выборов руководитель страны несколько иначе сформулировал составляющие своей идеи, связав ее с вопросами идентичности: "…необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства" Так же он отметил: "В системе общегражданских ценностей должна выступать идея Мәңгілік Ел - должна быть, как вторая Конституция. Обсудить на сессии Ассамблеи народа Казахстана и выработать документ Мәңгілік Ел, который понятен всем. В школах необходимо ввести программу обучения преподавания ценности всеказахстанской идеи Мәңгілік Ел" В связи с этим и, особенно, в рамках празднования 20-летнего юбилея АНК обсуждение идеи приобрело уже иной характер, в привязке к деятельности этой организации. Так, депутат Мажилиса Парламента Егор Каппель заявил: "Мы провели социологический опрос и 95% граждан считают себя представителями единого народа Казахстана". Он уточнил, что сегодня в Казахстане в дружбе и согласии проживают более 130 народностей и национальностей. И ни один человек в нашей большой стране не чувствует себя ущемленным по культуре, языку и вероисповеданию. При этом идея "Мангилик Ел" уже сегодня составляет единый фундамент будущего нашей страны. "Идея "Мангилик Ел", оформленная в важнейший документ государства, ляжет в основу системы общегражданской консолидирующей цели. И для этого у нас есть все предпосылки" (Т.е., как показал контент-анализ выступлений президента и публикаций по его следам, даже за небольшой период времени происходило смысловое изменение содержания термина, менялись его составляющие.Таким образом, можно сделать предварительный вывод-наблюдение. Президент Назарбаев на протяжении как минимум пяти лет последовательно выдвигает свою идею, обращаясь, прежде всего к казахскоговорящей части населения. И, как показывает анализ документов, его не услышали или не захотели услышать. В последние два года его идея претерпела определенные изменения, как в содержательном и символическом, так и субъектном отношении. Проводником идеи стала Ассамблея народа Казахстана. В какой мере эта организация справится с поставленной задачей – вопрос открытый. Однако, возможно, именно в связи с данной темой, и особенно в свете задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования, как никогда ранее требуется активное задействование прежде всего общественных механизмов. Необходимо понимать, что такого рода ответственное и непростое решение должно быть максимально продумано и взвешено, чтобы не получить негативные эффекты, которые могут в итоге перевесить всю важность выдвигаемой инициативы.









Дата: 2019-02-02, просмотров: 586.