Годы
Для достижения лучших результатов, система здравоохранения должна реагировать на проблемы меняющегося мира и соответственно на растущие ожидания населения. Это в первую очередь предполагает акцентирование внимания на развитие системы первичной медицинской помощи.
В системе здравоохранения различают три этапа оказания медицинской помощи населению:
· основная медицинская помощь (primary health care) или первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), которую оказывают в амбулаторных условиях по месту жительства пациента врачом общей практики или терапевтом и педиатром;
· вторичная медицинская помощь (специализированная), оказывающая в стационаре.
· третичная медицинская помощь (высокоспециализированная медицинская помощь), оказывающая только профильные медицинские организации с применением высокотехнологичного оборудования и/или высокоспециализированных медицинских процедур высокой сложности.
В предыдущих государственных программах (Государственная программа «Здоровья народа» и Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы) и в нынешней программе развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы уделено внимание развитию первичной медико-санитарной помощи. Если полагаться на основные принципы ПМСП (фокусирование на пациенте, комплексная медицинская помощь, распределение ресурсов для профилактики и поддержания здоровья, формирование основы для других уровней системы здравоохранения) [2], определенные Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), то они работают формально.
Так, что же мешает пациенту обратиться к врачу поликлиники без ожидания в очереди (доступность медицинской помощи), грубых отношении со стороны работников поликлиники, и врачу помочь больному решить проблему, явившиеся причиной обращения в медицинскую организацию (качество медицинской помощи).
Существует несколько условий для повышения доступности и качества медицинской помощи, влияющие на показатели здоровья и удовлетворенность населения системой здравоохранения [3].
1. Финансирование
Основным источником финансирования системы здравоохранения является государственный бюджет. Расходы на здравоохранение в 2012 году составило 4,2% от ВВП [4], меньше чем в странах европейского региона. Тем не менее, для нормального функционирования медицины, ВОЗ рекомендует выделять минимально необходимую величину 6—8% от ВВП при бюджетном финансировании в развитых государствах и не менее 5% ВВП в развивающихся странах [5]. Тем самым предлагается довести расход на здравоохранения до 6-8% от ВВП.
Другим дополнительным и прямым источником финансирования для здравоохранения можно увидеть в налоге на табачную и алкогольную продукцию (так называемы «sin tax»).
2. Механизм оплаты
Механизм оплаты подразумевает собой оплата врачу и медицинской организации за оказанную медицинскую помощь. В государственной программе «Саламатты Казахстан» предусмотрены дифференцированная оплата труда медицинских работников, ориентированная на конечный результат; разработка целевых индикаторов, отражающих эффективность ПМСП (доля здоровых лиц среди прикрепленного населения, удельный вес заболеваний, выявленных на ранних стадиях, уровни госпитализации, обращений к узким специалистам и обращаемости за скорой медицинской помощью). То есть работники ПМСП помимо основного оклада получают также дополнительные «бонусы». Однако, в реалии механизм не работает по причине низкого уровня оплаты врачу или низкого уровня профессиональной компетенции врача и администрации ПМСП. В связи с чем,предлагается увеличить сумму стимулирующего компонента подушевого норматива («бонус») как для самого ПМСП, так и для врача ПМСП свыше 2-3 кратного размера от основного оклада врача ПМСП, что существенно повысить мотивацию работника ПМСП
3. Вопросы менеджмента
В 14 областях и в городах Астаны и Алматы оказание медицинской помощи руководствуется начальником Управления здравоохранения, назначаются они акимами областей и городов [7], то есть управление децентрализовано. Очевидно, что внедрение той или иной государственной программы в регионы все же зависит от того будет ли руководитель управления на прямую подчинятся министерству здравоохранению. Предлагается внедрить централизованное управление оказания медицинской помощи в регионах страны , то есть дать полномочие министерству здравоохранения назначать руководителей Управления здравоохранения.
Что касается вопроса руководством ПМСП, необходимо им дать свободу для осуществления своей деятельности. Свободу не только в операционной деятельности, но и в финансовой. Это в свою очередь даст возможность усовершенствовать менеджмент в системе ПМСП. Руководитель ПМСП в условиях автономности сможет решать такие системные вопросы как управление сервисным качеством медицинской помощи (управление патоками больных, то есть очередями, подбор конкурентоспособных работников фронт-офиса (регистратура) и мед работников ПМСП); и клиническим качеством медицинской помощи (влияния на профессиональную компетентность врача путем повышения его квалификации в признанных медицинских школах усовершенствования).
4. Вопросы влияния на поведения, как врача, так и пациента в системе
С целью улучшения клинического качества медицинской помощи можно влиять на врача двумя путями:
а) предлагается создать специальные критерии для поступления в медицинские университеты. Можно добавить обязательный тест на IQ и эмоциональный интеллект, тест на определения уровня владения английским языком. Почему английский, думаю, многие согласятся, что в эпохе информационного развития человечества и в том числе медицины основным языком для коммуникации является английский.
б) на конечный результат влияет Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности, орган при министерстве здравоохранения, и внутренний аудит клиники. Два органа рассматривают обращение граждан недовольных результатом медицинской помощи. Однако, можно ли судить об эффективности работ этих органов, если проблема не в одном докторе или руководителе медицинской организации, а в самой системе.
В вопросе влияния на поведение пациентов идеальным инструментом является социальный маркетинг [8]. Кто ни будь из нас помнит своего участкового терапевта или педиатра по имени и отечеству? Представьте социальную рекламу с призывом «посети свою поликлинику – хорошие врачи рядом с тобой». Скажите, что не будет работать. Будет, только если все вышеупомянутые условия будут соблюдены (финансирование, механизм оплаты, организация и влияния на поведение игроков системы). Представьте ситуацию, где ПМСП дает пациенту возможность выбирать участкового врача, где после посещения пациент на веб-сайте поликлиники дает свою оценку, тем самым веб-сайт будет служить электронной площадкой для обратной связи. Кто лучше должен знать о вашем здоровье и о здоровье ваших детей, если не тот семейный врач из вашей поликлиники, и тот, кому вы можете доверить ее. Предлагается наладить и укрепить отношения между врачом поликлиники и его пациентом , тем самым вернув доверие первого к последнему. Рекомендуется Минздраву или управлению здравоохранения региона организовывать ежегодное мероприятие по выбору лучшей поликлиники региона и врача поликлиники с условием учета мнений пациентов.
Если возникнет вопрос почему нужно развивать первичную медицинскую помощь, а не другой ее вид, то согласно понятию «эффективности» системы – эффективной системой считается та, которая достигла цели правильным путем, и если целью для системы здравоохранения является улучшение показателей состояние здоровья населения и ее удовлетворенность медицинской помощью, то ее можно добиться развивая и первичную и вторичную и третичную медицинскую помощь вместе и по отдельности. Однако, возникнет вопрос сколько это будет стоить?
Основные потребители третичной медицинской помощи являются те, кто не наблюдался на уровне ПМСП, это те пациенты кто нуждается в операции на сердце, почке, нервной системе, на пересадку органа и т.д., то есть в высокоспециализированной медицинской помощи. Высокоспециализированное медицинское оборудование и высокоспециализированная технология оказания медицинской помощи стоит недешево.
Всадническая культура
Всем известно, что Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру.
Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения "Ботай" на севере страны.
Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле.
Вместе с тем одомашнивание лошади положило начало культуре всадничества. Всадник на коне, вооруженный луком, пикой либо саблей, стал своеобразным символом эпохи, когда на авансцену истории выходят могущественные империи, созданные кочевыми народами.
Изображение конного знаменосца – наиболее узнаваемая эмблема героической эпохи и особый "культурный код" кочевого мира, формирование которого связано с зарождением всадничества.
Мощность автомобильных двигателей до сих пор измеряют в лошадиных силах. И эта давняя традиция – символическая дань той величайшей эпохе, когда на планете господствовал всадник.
Мы не должны забывать о том, что вплоть до XIX века человечество пользовалось плодами этой великой технологической революции, пришедшей в мир с древней казахской земли.
В древнюю эпоху Степной цивилизации уходят истоки базовых компонентов современной одежды. Всадническая культура породила и оптимальное облачение для всадника-воина. Стремясь к удобству и практичности во время верховой езды, наши предки впервые разделили одеяние на верхнюю и нижнюю части. Так они изобрели первые прообразы штанов.
Это дало всадникам свободу действий при верховой езде и ведении боя верхом. Степняки шили штаны из кожи, войлока, пеньки, шерсти и льна. За прошедшие тысячи лет этот вид одежды принципиально не изменился. Древние штаны, найденные при раскопках, имеют такую же форму, как и современные.
Также известно, что сегодня все разновидности сапог являются "преемниками" мягкой обуви с голенищем и каблуком, которые кочевники использовали для верховой езды.
Стремясь улучшить управление лошадью во время езды, степняки изобрели высокое седло и стремена. Новшества позволили всаднику уверенно сидеть на коне и даже при быстром движении эффективнее использовать свое оружие – лук, копье, саблю.
Наши предки довели до совершенства стрельбу из лука на скаку – это изменило и конструкцию оружия: он стал композитным-сложносоставным и более удобным и убойным, а стрелы получили оперение и металлический наконечник, пробивающий доспехи.
Другим технологическим новшеством, привнесенным тюркскими племенами, обитавшими на территории Казахстана, стало изобретение сабли, отличительной чертой которой стал прямой или изогнутый клинок с отклоненной в сторону лезвия рукоятью. Данное оружие стало наиболее важным и распространенным в арсенале наступательного вооружения.
Наши предки первыми создали из пластин защитную броню для коня и всадника. Это привело к появлению тяжеловооруженной конницы – важнейшей военной новации евразийских кочевников. Ее эволюция в период с I тыс. до н. э. – до I в. н. э. повлияла на создание особого рода войск – тяжелой кавалерии, обеспечившей на долгое время небывалое военное превосходство степнякам вплоть до изобретения и массового применения огнестрельного оружия.
Звериный стиль
Наши предки жили в полной гармонии с окружающим миром и считали себя неотделимой частью природы. Этот ключевой принцип бытия сформировал мировоззрение и ценности народов Великой степи. Древние жители Казахстана обладали высокоразвитой культурой – имели свою письменность и мифологию.
Наиболее ярким элементом их наследия, отражением художественного своеобразия и богатства духовного содержания является "искусство звериного стиля". Использование образов животных в быту было символом взаимосвязи человека и природы, указывало на духовные ориентиры степняков.
Они предпочитали изображения хищников, в основном семейства кошачьих. Наверное, совсем не случайно одним из символов суверенного Казахстана стал снежный барс – редкий и благородный представитель местной фауны.
При этом звериный стиль отражает и высочайшие производственные навыки наших предков – хорошо известны художественная резьба, техника работы с металлами: плавки и литья меди и бронзы, методы сложного изготовления листового золота.
В целом феномен "звериного стиля" является одной из высочайших вершин в мировом искусстве.
Золотой человек
Сенсационным для мировой науки открытием, позволившим по-новому взглянуть на наши истоки, стал найденный в Казахстане в 1969 году в Иссыке "Золотой человек", именуемый в кругах ученых-искусствоведов "казахстанским Тутанхамоном".
Воин поведал нам о многом. Наши предки создавали художественные творения высочайшего уровня, до сих пор поражающие воображение. Искусное золотое обличие воина указывает на уверенное владение древними мастерами техникой обработки золота. Оно также открыло богатую мифологию, отражающую силу и эстетику Степной цивилизации.
Так степняки возвеличивали личность вождя, возводили его в ранг солнцеподобного божества. Роскошное убранство погребения познакомило и с интеллектуальными традициями предков. На одной из серебряных чаш, найденных около воина, были обнаружены нацарапанные знаки – следы самой древней письменности, когда-либо найденной в Центральной Азии.
Колыбель тюркского мира
Большое значение для истории казахов и других народов Евразии имеет Алтай. Испокон веков эти величественные горы не просто украшали земли Казахстана, но и являлись колыбелью тюрков. Именно здесь в середине I тысячелетия н. э. зародился тюркский мир, и наступила новая веха в жизни Великой степи.
История и география сформировали особую модель преемственности тюркских государств, великих степных империй. На протяжении многих веков они последовательно сменяли друг друга, оставив свой значительный след в экономическом, политическом и культурном ландшафте средневекового Казахстана.
Освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли. К примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби, в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов Кожа Ахмет Яссауи.
Великий шелковый путь
Уникальное географическое расположение Казахстана – в самом центре Евразийского материка – с древнейших времен способствовало возникновению транзитных "коридоров" между различными странами и цивилизациями. Начиная с рубежа нашей эры, эти сухопутные маршруты трансформировались в систему Великого шелкового пути – трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востоком и Западом, Севером и Югом Большой Евразии.
Он стал устойчивой платформой для становления и развития глобального взаимообмена товарами и интеллектуального сотрудничества между народами.
Ключевыми посредниками важнейшей торговой магистрали древности и средневековья, обеспечивающими безупречную организацию и безопасность транспортных артерий, стали насельники Великой степи. Степной пояс соединил китайскую, индийскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации.
С момента своего возникновения карта Великого шелкового пути в большей степени располагалась в пределах тюркских империй. Именно во времена господства тюрков в Центральной Евразии Великий шелковый путь достиг наивысшего расцвета и способствовал экономическому процветанию и культурному подъему в международном масштабе.
Архив-2025
За годы Независимости проведена большая работа по изучению прошлого нашего народа – успешно реализована программа "Мәдени мұра", которая позволила восстановить забытые фрагменты исторической хроники. Однако многие документальные свидетельства о жизни предков и их уникальной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот и ждут своего часа в многочисленных архивах по всему миру.
Поэтому я считаю, что нам необходимо создать семилетнюю программу "Архив-2025", в которую вошли бы серьезные фундаментальные исследования всех отечественных и зарубежных архивов, начиная с античности и кончая современностью.
В рамках его реализации нужно сфокусировать поисково-исследовательскую работу специальных групп историков, архивистов, культурологов на системном и долгосрочном взаимодействии с отечественными и крупнейшими зарубежными архивами.
Эта важная во всех отношениях деятельность не должна превратиться в "академический туризм" за государственный счет. Необходимо не только кропотливо собирать архивные данные, но и активно конвертировать их в цифровой формат, делая доступными для всех заинтересованных экспертов и широкой общественности.
Воспитание чувства гордости за свою историю, воспитание патриотизма должны начинаться со школьной скамьи. Поэтому важно создать историко-археологическое движение при школах и краеведческих музеях во всех регионах страны. Приобщенность к национальной истории формирует чувство единства своих истоков у всех казахстанцев.
Великие имена Великой степи
Известно, что исторический процесс в массовом сознании носит преимущественно персонифицированный характер. Многие народы заслуженно гордятся именами великих предков, ставших своеобразными послами своих стран.
Например, такие всемирно известные личности давно ушедших эпох, как Тутанхамон, Конфуций, Александр Македонский, Шекспир, Гете, Пушкин и Джордж Вашингтон, являются сегодня бесценным символическим капиталом для "своих государств", способствуя их эффективному продвижению на международной арене.
Великая степь также породила целую плеяду выдающихся деятелей. Среди них такие масштабные фигуры, как аль-Фараби и Яссауи, Кюль-Тегин и Бейбарс, Тауке и Абылай, Кенесары и Абай и многие другие.
Поэтому нам следует, во-первых, создать учебно-образовательный Парк-энциклопедию "Великие имена Великой степи", в котором под открытым небом будут представлены скульптурные памятники в честь наших знаменитых исторических деятелей и их достижений.
Во-вторых, путем организации целевого государственного заказа необходимо инициировать формирование актуальной галереи образов великих мыслителей, поэтов и правителей прошлого в современной литературе, музыке, театре и изобразительном искусстве.
Помимо классических форматов здесь также важно задействовать и креативный потенциал альтернативного молодежного искусства. К этой работе можно привлекать не только отечественных, но и зарубежных мастеров и творческие коллективы.
В-третьих, необходимо систематизировать и активизировать деятельность по созданию и распространению научно-популярной серии "Выдающиеся личности Великой степи" – "Ұлы Дала тұлғалары", охватив широкий исторический горизонт.
В этом направлении можно создать международные многопрофильные коллективы, в которых наряду с казахстанскими учеными будут задействованы и иностранные специалисты. В результате о жизни и деятельности наших героев будут знать как в нашей стране, так и за рубежом.
Генезис тюркского мира
Казахстан, прародина тюрков – священный "Қара шаңырақ". Отсюда из наших степей уходили в разные концы света тюркские племена и народы, внесшие значительный вклад в исторические процессы в других странах и регионах.
Нам необходимо запустить проект "Тюркская цивилизация: от истоков к современности", в рамках которого можно организовать Всемирный конгресс тюркологов в Астане в 2019 году и Дни культуры тюркских этносов, где в экспозициях музеев различных стран будут представлены древнетюркские артефакты. Также важно создать единую онлайн-библиотеку общетюркских произведений по примеру Википедии, в качестве модератора которой может выступить Казахстан.
Кроме того, в рамках продвижения Туркестана в качестве нового областного центра необходимо системное усиление его позиционирования на международной арене.
Древняя столица Казахстана является не только духовным центром нашего народа, но и сакральным местом для всего тюркского мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полтора года назад мной была опубликована статья "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", которая нашла широкий отклик в обществе.
Рассматриваю указанные выше проекты как продолжение программы "Рухани жаңғыру".
Новые компоненты общенациональной программы "Рухани жаңғыру" позволят актуализировать многовековое наследие наших предков, сделав его понятным и востребованным в условиях цифровой цивилизации.
Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны".
Годы
Для достижения лучших результатов, система здравоохранения должна реагировать на проблемы меняющегося мира и соответственно на растущие ожидания населения. Это в первую очередь предполагает акцентирование внимания на развитие системы первичной медицинской помощи.
В системе здравоохранения различают три этапа оказания медицинской помощи населению:
· основная медицинская помощь (primary health care) или первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), которую оказывают в амбулаторных условиях по месту жительства пациента врачом общей практики или терапевтом и педиатром;
· вторичная медицинская помощь (специализированная), оказывающая в стационаре.
· третичная медицинская помощь (высокоспециализированная медицинская помощь), оказывающая только профильные медицинские организации с применением высокотехнологичного оборудования и/или высокоспециализированных медицинских процедур высокой сложности.
В предыдущих государственных программах (Государственная программа «Здоровья народа» и Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы) и в нынешней программе развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы уделено внимание развитию первичной медико-санитарной помощи. Если полагаться на основные принципы ПМСП (фокусирование на пациенте, комплексная медицинская помощь, распределение ресурсов для профилактики и поддержания здоровья, формирование основы для других уровней системы здравоохранения) [2], определенные Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), то они работают формально.
Так, что же мешает пациенту обратиться к врачу поликлиники без ожидания в очереди (доступность медицинской помощи), грубых отношении со стороны работников поликлиники, и врачу помочь больному решить проблему, явившиеся причиной обращения в медицинскую организацию (качество медицинской помощи).
Существует несколько условий для повышения доступности и качества медицинской помощи, влияющие на показатели здоровья и удовлетворенность населения системой здравоохранения [3].
1. Финансирование
Основным источником финансирования системы здравоохранения является государственный бюджет. Расходы на здравоохранение в 2012 году составило 4,2% от ВВП [4], меньше чем в странах европейского региона. Тем не менее, для нормального функционирования медицины, ВОЗ рекомендует выделять минимально необходимую величину 6—8% от ВВП при бюджетном финансировании в развитых государствах и не менее 5% ВВП в развивающихся странах [5]. Тем самым предлагается довести расход на здравоохранения до 6-8% от ВВП.
Другим дополнительным и прямым источником финансирования для здравоохранения можно увидеть в налоге на табачную и алкогольную продукцию (так называемы «sin tax»).
2. Механизм оплаты
Механизм оплаты подразумевает собой оплата врачу и медицинской организации за оказанную медицинскую помощь. В государственной программе «Саламатты Казахстан» предусмотрены дифференцированная оплата труда медицинских работников, ориентированная на конечный результат; разработка целевых индикаторов, отражающих эффективность ПМСП (доля здоровых лиц среди прикрепленного населения, удельный вес заболеваний, выявленных на ранних стадиях, уровни госпитализации, обращений к узким специалистам и обращаемости за скорой медицинской помощью). То есть работники ПМСП помимо основного оклада получают также дополнительные «бонусы». Однако, в реалии механизм не работает по причине низкого уровня оплаты врачу или низкого уровня профессиональной компетенции врача и администрации ПМСП. В связи с чем,предлагается увеличить сумму стимулирующего компонента подушевого норматива («бонус») как для самого ПМСП, так и для врача ПМСП свыше 2-3 кратного размера от основного оклада врача ПМСП, что существенно повысить мотивацию работника ПМСП
3. Вопросы менеджмента
В 14 областях и в городах Астаны и Алматы оказание медицинской помощи руководствуется начальником Управления здравоохранения, назначаются они акимами областей и городов [7], то есть управление децентрализовано. Очевидно, что внедрение той или иной государственной программы в регионы все же зависит от того будет ли руководитель управления на прямую подчинятся министерству здравоохранению. Предлагается внедрить централизованное управление оказания медицинской помощи в регионах страны , то есть дать полномочие министерству здравоохранения назначать руководителей Управления здравоохранения.
Что касается вопроса руководством ПМСП, необходимо им дать свободу для осуществления своей деятельности. Свободу не только в операционной деятельности, но и в финансовой. Это в свою очередь даст возможность усовершенствовать менеджмент в системе ПМСП. Руководитель ПМСП в условиях автономности сможет решать такие системные вопросы как управление сервисным качеством медицинской помощи (управление патоками больных, то есть очередями, подбор конкурентоспособных работников фронт-офиса (регистратура) и мед работников ПМСП); и клиническим качеством медицинской помощи (влияния на профессиональную компетентность врача путем повышения его квалификации в признанных медицинских школах усовершенствования).
4. Вопросы влияния на поведения, как врача, так и пациента в системе
С целью улучшения клинического качества медицинской помощи можно влиять на врача двумя путями:
а) предлагается создать специальные критерии для поступления в медицинские университеты. Можно добавить обязательный тест на IQ и эмоциональный интеллект, тест на определения уровня владения английским языком. Почему английский, думаю, многие согласятся, что в эпохе информационного развития человечества и в том числе медицины основным языком для коммуникации является английский.
б) на конечный результат влияет Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности, орган при министерстве здравоохранения, и внутренний аудит клиники. Два органа рассматривают обращение граждан недовольных результатом медицинской помощи. Однако, можно ли судить об эффективности работ этих органов, если проблема не в одном докторе или руководителе медицинской организации, а в самой системе.
В вопросе влияния на поведение пациентов идеальным инструментом является социальный маркетинг [8]. Кто ни будь из нас помнит своего участкового терапевта или педиатра по имени и отечеству? Представьте социальную рекламу с призывом «посети свою поликлинику – хорошие врачи рядом с тобой». Скажите, что не будет работать. Будет, только если все вышеупомянутые условия будут соблюдены (финансирование, механизм оплаты, организация и влияния на поведение игроков системы). Представьте ситуацию, где ПМСП дает пациенту возможность выбирать участкового врача, где после посещения пациент на веб-сайте поликлиники дает свою оценку, тем самым веб-сайт будет служить электронной площадкой для обратной связи. Кто лучше должен знать о вашем здоровье и о здоровье ваших детей, если не тот семейный врач из вашей поликлиники, и тот, кому вы можете доверить ее. Предлагается наладить и укрепить отношения между врачом поликлиники и его пациентом , тем самым вернув доверие первого к последнему. Рекомендуется Минздраву или управлению здравоохранения региона организовывать ежегодное мероприятие по выбору лучшей поликлиники региона и врача поликлиники с условием учета мнений пациентов.
Если возникнет вопрос почему нужно развивать первичную медицинскую помощь, а не другой ее вид, то согласно понятию «эффективности» системы – эффективной системой считается та, которая достигла цели правильным путем, и если целью для системы здравоохранения является улучшение показателей состояние здоровья населения и ее удовлетворенность медицинской помощью, то ее можно добиться развивая и первичную и вторичную и третичную медицинскую помощь вместе и по отдельности. Однако, возникнет вопрос сколько это будет стоить?
Основные потребители третичной медицинской помощи являются те, кто не наблюдался на уровне ПМСП, это те пациенты кто нуждается в операции на сердце, почке, нервной системе, на пересадку органа и т.д., то есть в высокоспециализированной медицинской помощи. Высокоспециализированное медицинское оборудование и высокоспециализированная технология оказания медицинской помощи стоит недешево.
Социальная модернизация Казахстана
Основные принципы социальной модернизации казахстанского общества изложил Президент республики Нурсултан Назарбаев в своей статье: «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда». Президент обозначил очень важные проблемы, без решения которых страна не сможет сделать новый шаг вперед. Сегодня уже сделаны первые шаги. К примеру, в 2011 году в соответствии с поручением Президента страны Н.А. Назарбаева, Правительством РК утверждена «Программа занятости - 2020», предусматривающая вовлечение в различные виды экономической деятельности безработных, малообеспеченных граждан и самозанятое население. Уже есть хорошие результаты.
На сегодняшний день у каждого гражданина, который остался без работы, есть возможность пойти в центр занятости, переобучиться, чтобы получить востребованную на рынке специальность и трудоустроиться. Данная программа направлена, в первую очередь, на системное решение задач реального обеспечения населения работой. Поручения Главы государства в «Двадцати шагах к Обществу Всеобщего Труда» ставят перед нами главную цель - подготовка общества к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, когда человек труда выдвигается на первый план.
Реализация Программы занятости является одним из приоритетных направлений работы местных исполнительных органов Северо-Казахстанской области.
Для ее успешной реализации в области проведена соответствующая организационно-подготовительная работа.
В настоящее время она осуществляется по четырем направлениям:
- обеспечение устойчивой и продуктивной занятости населения путем развития трудового потенциала, содействия в трудоустройстве по месту жительства;
- содействие развитию предпринимательства на селе;
- повышение мобильности трудовых ресурсов за счет содействия добровольному переезду граждан Республики Казахстан из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития, в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и в центры экономического роста;
- обеспечение занятости населения путем реализации инфраструктурных проектов в сельских населенных пунктах со средним или высоким потенциалом социально-экономического развития.
В целом, реализация основных направлений Программы занятости, позволит повысить уровень устойчивой и продуктивной занятости населения, увеличить доходы граждан, снизить уровень безработицы и число малообеспеченных и самостоятельно занятых граждан.
Глава государства в своей статье поднял жизненно-важные вопросы, сделав акцент на том, что реальный производительный труд должен стать основой нашей социальной политики. Именно труд может повысить благосостояние и качество жизни казахстанцев. Индустриальный процесс, который широко развернулся по стране, Президент напрямую связывает, прежде всего, с обеспечением каждого трудоспособного человека необходимой работой.
Государство будет делать всё, для того, чтобы в стороне не оказались и те, кто относится к категории социально уязвимого населения: многодетные семьи, люди пенсионного возраста, с ограниченными возможностями. Чтобы каждый в силу своих возможностей и знаний мог реализовать себя в работе и принести достаток своей семье и обществу, приобретая уверенность в завтрашнем дне.
48) Система образовании и науки в РК
Система образования и науки в Республике Казахстан будет соответствовать целям и принципам устойчивого развития. Совершенствование образования и науки в целях устойчивого развития должно осуществляться на основе:обеспечения модернизации национальной системы многоуровневого образования с учетом приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетворения потребностей личности и общества;создания в стране ряда элитных учебных заведений международного уровня и студенческих городков (кампусов);модернизации образования на научно-методическом уровне, создания принципиально новых структур,обеспечивающих взаимосвязь учебных, научных и производственных процессов;введения технологической подготовки в средней школе с целью развития учащихся новых способностей и умений, включая умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу, поддерживать высокий уровень инноваций;
подготовки конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни страны;
обеспечения равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и намерениями относительно продолжения образования, самореализации и обретения своего места на рынке труда;
создания широких возможностей социализации учащихся, эффективной подготовки выпускников школ к освоению программ профессионального образования;
проведения мониторинга кадрового потенциала республики с определением прогнозной потребности в специалистах высшей научной квалификации как на республиканском, так и региональном уровне;
реформирования отечественной науки с ориентацией как на собственные, так и зарубежные традиции, с поддержкой не только научных направлений, дающих немедленную отдачу, но и научного сообщества в целом, являющегося важнейшим элементом устойчивого развития общества;
формирования национальной инновационной системы (НИС) как важнейшего условия реализации связей науки и производства;
стимулирования внедрения отечественных научных достижений в практику;
создания технологических институтов и обеспечения их финансирования для выполнения исследований и изысканий в области перспективных технологических разработок с тем, чтобы целевые производственные схемы основывались на технологиях, адаптированных к местным условиям, технологиях реабилитации окружающей среды, а также технологиях, опирающихся на традиционные знания;
совершенствования нормативной правовой базы в области охраны интеллектуальной собственности, использования патентов, установления правовых отношений с иностранными и отечественными инвесторами, частными предприятиями при использовании результатов научных исследований.
создания казахстанского сегмента Интернета, функционирующего на основе принципов общественной свободы информации.
Заключение: Конституция РК соответствует ко всем параметрам как демократическая республика экспертная комиссия которая представители ООН дали высокую оценку как демократическая республика.
49.Опишите новые подходы к реализации проектов научных исследований в современном Казахстане? Проиллюстрируйте это именами ученых, научных учреждений и организаций , и их открытиями в РК
В Казахстане имеются высококвалифицированные научные специалисты и интеллектуальные кадры, а также производственный потенциал. Важно знать, как правильно использовать эти ресурсы для экономических служб. Закономерным является тот факт, что с экономическим ростом в стране на предприятиях и научных учреждениях будет возрастать потребность в высокопрофессиональных и квалифицированных специалистах для таких отраслей, как высокоразвитая информационная технология, биоинженерия, экология, микробиология, космические исследования, медицина и в другие сферы научных знаний.
2015 год для казахстанских ученых выдался насыщенным и интересным. Плодами их труда уже сейчас пользуются тысячи граждан.
1. 1. Отечественные ученые изобрели новый вид энергосберегающих ламп, позволяющих значительно экономить электроэнергию. Ученые Казахского национального университета имени Аль-Фараби потратили 5 лет на создание своего инновационного проекта.
2. Талдыкорганские ученые изобрели фитоэлектростанцию, способную получать электроэнергию из растений, не нанося экологического вреда.
3. Казахстанский ученый Руслан Утебаев создал технологию зарядки электромобилей,
4. Отечественные ученые создали систему экстренного вызова для космонавтов.
Это совместный проект "Института космической техники и технологий" АО "Национальный центр космических исследований и технологий" Аэрокосмического комитета и Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК.
5. В Казахстане создан быстрый метод диагностики рака.
Директор Казахстанско-японского инновационного центра, доктор химических наук, профессор Дияс Мырзакожа создал новую, простую методику диагностирования рака без анализа крови на самой ранней стадии заболевания, путем использования свойств альбумина – белка, своего рода зеркально отражающего состояние всего организма.
6. Инновационная технология выращивания рыб.
Цикл работ на тему "Разработка научно-технических основ и создание инфраструктуры осетроводства в Казахстане" была удостоена Государственной премии РК текущего года в области науки и техники имени аль-Фараби.
7. Новые инновационные технологии по производству свинца и золота.
Над разработкой, применяемой во многих зарубежных странах, отечественные ученые работали более 10 лет.
50) Интеллектуальная нация-2020
Интеллектуальная нация - 2020". Его главная цель - воспитание казахстанцев в новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом", - сказал Н. Назарбаев.
Как отметил президент, "проект должен учитывать три потенциальных момента". "Первый момент касается инновационного развития системы образования", - отметил он. "Надо добиться того, чтобы наша молодежь умела не только получать, но и создавать новые знания. Самым ценным знанием сегодня становится креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации", - отметил президент. "Для этого нужны новые методики, новые формы преподавания, новые специалисты", - пояснил он.
Вторым ключевым моментом реализации проекта, по словам главы государства, должна стать информационная революция. "В этой сфере мы серьезно отстаем", - подчеркнул Н. Назарбаев. В частности, президент предлагает "создать на базе парка информационных технологий под городом Алматы крупный региональный университет с участием ведущих вузов, с привлечением лучших специалистов из-за рубежа".
"В качестве третьего направления по реализации проекта можно отметить духовное воспитание молодежи", - отметил президент. "Нужно учитывать воздействие процессов глобализации, которым мы должны противопоставить укрепление национально-культурных ценностей, нравственности молодого поколения", - заключил глава государства.
51) Современное состояние и перспективы развития миграционных процессов в Республике Казахстан.
Миграционные процессы в Республике Казахстан развивались под воздействием социально-экономических, политических, этнических, экологических и других факторов. В рамках реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года № 1346, было достигнуто:положительное сальдо миграции и его увеличение;ежегодное увеличение этнических иммигрантов в рамках квоты иммиграции оралманов, утверждаемой Указом Президента Республики Казахстан. В настоящее время миграционная ситуация в республике характеризуется:ростом объемов трудовой миграции;увеличением масштабов незаконной миграции, наличием беженцев,интенсивной внутренней миграцией. По оценкам Международной организации по миграции Казахстан относится к странам мира, где наблюдаются наиболее сильные миграционные процессы.2. Основные принципы миграционной политики Республики Казахстан.Миграционная политика Республики Казахстан основывается на следующих принципах:соблюдение основных прав и свобод человека, закрепленных Конституцией Республики Казахстан, другими нормативными актами, международными договорами, участником которых является Республика Казахстан;недопущение дискриминации по признаку расы, языка, религии, пола, этническому и социальному происхождению, взглядам, политической принадлежности, имущественному положению или по любой другой причине;
соблюдение мигрантами законодательства Республики Казахстан;сочетание интересов личности и государства, объединение усилий всех ветвей власти, общественных объединений и организаций;приоритетность национальных интересов в части обеспечения и сохранения социальной, экономической, политической стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия и толерантности в контексте соблюдения международно признанных стандартов в области управления и регулирования миграционными процессами; сохранение и развитие национальной идентичности страны, предполагающей системное и последовательное проведение политики, ориентированной, прежде всего, на стимулирование возвращения соотечественников, проживающих за рубежом; развитие конкурентных преимуществ Казахстана, основывающихся на стимулировании привлечения высококвалифицированных зарубежных кадров для работы в приоритетных отраслях и подготовки собственных квалифицированных кадров; селективность, основанная на избирательном подходе к иммигрантам, с учетом их образования, профессии, инвестиционного и финансового потенциала; транспарентность и легитимность, предполагающие проведение в стране непрерывного мониторинга, включающего технические, организационные, экономические меры по обеспечению прозрачности и легализации пребывания иммигрантов в Казахстане, а также организацию различных мер правового обеспечения их пребывания;соблюдение принципа недопущения принудительного возвращения (nonrefonlment) в отношении лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, или беженцев.3. Цель и основные задачи совершенствования миграционной политики.Цель миграционной политики Республики Казахстан состоит в уменьшении негативных последствий миграционных процессов в рамках сохранения и развития национальной идентичности и безопасности страны путем максимального сокращения незаконной и формирования селективной миграции.Для достижения этой цели перед органами государственной власти в средне- и долгосрочной перспективе стоят следующие задачи:предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий миграционных процессов;обеспечение и защита прав и интересов мигрантов; стимулирование притока иностранных специалистов с высоким инновационным потенциалом путем упрощения порядка привлечения иностранной рабочей силы высокой квалификации и регулирования качественного состава привлекаемой иностранной рабочей силы; стимулирование возвращения этнических казахов, проживающих за рубежом; содействие и помощь в ускоренной адаптации и интеграции иммигрантов; привлечение иностранной рабочей силы в отрасли и сферы, где отсутствует конкуренция со стороны отечественной рабочей силы;оптимизация и стимулирование расселения мигрантов в соответствии со Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167 и Государственной программой развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 1149;пресечение незаконной миграции и торговли людьми, а также внедрение на пограничных постах и иных пунктах современных технических средств, обеспечивающих мониторинг незаконного пребывания иммигрантов на территории страны; развитие информационно-пропагандисткой работы по предупреждению и устранению возникновения мигрантофобии, в том числе привлечение средств массовой информации;присоединение к международным договорам, регулирующим процессы миграции, обмен информацией в отношении мигрантов;взаимодействие с миграционными службами зарубежных государств, а также неправительственными организациями в части решения вопросов миграции;инициирование заключения двусторонних и многосторонних международных договоров в области решения проблем оралманов, беженцев, трудовых мигрантов; гармонизация и систематизация национального законодательства стран СНГ в области миграции.6. Ожидаемые результаты.Ожидается, что реализация мер, предусмотренных данной Концепцией, позволит усовершенствовать систему регулирования миграционных потоков, создать условия для приема этнических казахов, их адаптации и интеграции в казахстанское общество, использовать возможности внешней трудовой миграции для формирования квалифицированного национального рынка труда.Указанные меры будут реализованы поэтапно, в зависимости от их приоритетности: в 2008 - 2010 годы в стране будет усовершенствована и сформирована единая систематизированная и унифицированная нормативно-правовая база регулирования миграции; в 2010 - 2012 годы - создана система проведения селективной политики в области миграции, основанная на привлечении мигрантов с высоким образовательным, инновационным и инвестиционным потенциалом; в 2013 - 2015 годы будет урегулирован рынок рабочей силы в соответствии с социально-экономическими потребностями страны. В целом реализация Концепции будет способствовать: защите трудовых и социальных прав мигрантов;успешной адаптации и интеграции иммигрантов в общество;обеспечению потребности экономики в высококвалифицированной рабочей силе и сбалансированности спроса и предложения на рынке труда республики.
52) Докажите необходимость принятия в РК доктрины национального единства. Оцените роль и значение Ассамблеи народа РК
Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Первоначальное название — Ассамблея народов Казахстана, переименована в 2007 году
Цели и Задачи:равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;расширение интеграционных связей с международными организациями;формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.
Полиэтнический состав населения Казахстана формировался не на основе естественно сложившихсяэтносов, а в результате произвольного и, порой, насильственного переселения народов на территорию страны.В середине XIX века современный Казахстан был населен преимущественно казахами, но с последней трети столетия и в начале XX века сюда стали стекаться большие массы крестьян славянского происхождения из центральных регионов России. При этом наиболее крупным началом миграционных волн послужила «переселенческая политика» российского министра П.Столыпина, основанная на поиске решений осложняющихся экономических, социальных и демографических проблем России за счет освоения новых территорий и «оземеливания» крестьян. По оценкам экспертов, в ходе крестьянской колонизации в дореволюционный период в Казахстан из России, Украины, Белоруссии прибыло 1 миллион 150 тысяч человек. Помимо этого, в 1883-1886 гг. в Семиречье из Восточного Туркестана были переселены дунгане и уйгуры (31, 7 тысяч человек). Во время коллективизации из центральных районов СССР в Казахстан было сослано 250 тысяч крестьян. Для строительства промышленных предприятий в предвоенные годы, в основном из европейской части, в Казахстан было переселено 1 миллион 200 тысяч человек. В 1930 году в Казахстане проживало 5 миллионов 873 тысячи человек - почти столько же, сколько сюда было переселено. Однако к 1933 году численность населения снизилась до 2 миллионов 493 тысяч человек. Это стало результатом сталинской коллективизации села, вследствие которой насильственное внедрение оседлых условий жизни кочевого населения повлекло гибель около полутора миллионов казахов. При этом в 1930- 1933 годах 1,3 миллиона казахов безвозвратно откочевали за пределы СССР. В Казахстан в годы сталинских репрессий было депортировано около 800 тысяч немцев, 18,5 тысячи корейских семей, 102 тысячи поляков, 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа. Не по своей воле здесь оказались также крымские татары, турки, греки, калмыки и другие. Вследствие депортации народов население республики увеличилось на 1 миллион 500 тысяч человек.Во время второй мировой войны в Казахстан были эвакуированы тысячи семей из России, Украины, Белоруссии. Многие из них обрели здесь свою вторую родину. Но самый мощный миграционный поток хлынул в Казахстан в середине 1950-х годов, когда началось освоение целинных и залежных земель. Именно тогда и возник значительный перевес в сторону русскоязычного населения. На целину прибыло 1,5 миллиона человек. Закрытые военные объекты на территории Казахстана приняли еще 150 тысяч.
В итоге, только с начала прошлого века в Казахстан было переселено 5 миллионов 600 тысяч человек, в том числе 3,5 миллиона за последние 40-50 лет..
53) Составьте описание развития культуры независимого Казахстана
Роль культуры в продвижении страны всегда кажется проблематичной: есть чувство, что хотя и нужно представлять на мировой арене культурные достижения страны, они не всегда "продают" или, говоря экономическим языком, не всегда обеспечивают возврат на сделанные инвестиции, как это происходит в туризме, в брендинге коммерческих компаний. И поэтому культуре часто присваивается статус "неприбыльной" деятельности. Ценность культуры и в том, что она, как и географическое положение государства, является прямым отражением уникальности и сущности страны. Культура - это уникальное качество страны. В Казахстане ощущается дефицит учреждений , дающих образование в сфере искусства и культуры: Академия искусств с направлениями изобразительное искусство, театр, кино и тележурналистика, хореографическое училище и три художественных колледжа – два в Алматы и одно в Шымкенте. К этому перечню можно отнести и факультет дизайна в Казахской государственной академии строительства и архитектуры. Кроме этого существуют несколько музыкальных школ, музыкальное училище и Государственная консерватория. Совсем нет учебных заведений, работающих с поэтами, писателями, драматургами, сценаристами. В то же время оказывается большая поддержка образовательным учреждениям технической направленности, что свидетельствует о нехватке рабочих кадров в стране. В этом году практически вдвое увеличено количество образовательных грантов на технические специальности. Начиная с 90-х годов, наряду с исторической тематикой, снимается много картин, по сути создавших новую эстетику. Это фильмы так называемой "новой волны", созданные группой талантливых казахских режиссеров и сценаристов, обратившихся к темам современности, психологии человека, драмам его личной судьбы. При несомненной остроте и социальной направленности (что впервые произошло в казахстанском кино), эти работы, снятые на местном материале и использовавшие казахские ментальные архетипы, апеллировали к общечеловеческим ценностным категориям. Это, а также особая художественная стилистика и высокое профессиональное мастерство сразу же вывело фильмы "новой волны" на широкую международную арену. Казахские кинематографисты получали престижные призы на многих международных фестивалях, их приглашали к сотрудничеству известные студии и продюсерские центры. Сегодня "новая волна" испытывает первые признаки кризиса, когда одни из ее ярких представителей, такие как Рашид Нугманов, все еще продолжают творить в "западном ключе". Другие, такие как Абай Карпыков "ушли" исследовать российскую ментальность. Третьи, продолжают рефлексировать на тему прошлого, а четвертые подались на коммерческий рынок. В этой литературы одновременно сосуществуют несколько противоречивых тенденций. С одной стороны, сегодня есть возможность без цензуры и специального разрешения издать свои работы, чем многие и пользуются. С другой, эти издания, выпущенные небольшими тиражами, распространяются среди небольшого круга читателей. Эта литература, как, впрочем и любая другая, не получает рецензий, поскольку литературная критика в зачаточном состоянии. В стране предостаточно авторов с интересными мыслями, идеями, сюжетами, подходами. Но, поскольку в Казахстане нет специального образования в области литературы, их работы часто не выстроены, грешат тяжестью стилистики и т.д. Сегодня государство значительно сократило финансирование театров. Нехватка финансирования в этой области искусства сильно тормозит его развитие. Театры вынуждены сдавать часть своих помещений в аренду, для того, чтобы обеспечить, например, ремонт здания. Почти невозможно обновление реквизита и сценического оборудования, нет возможностей для гастрольных поездок. Возникают проблемы с новым репертуаром, т.к. работа авторов должна быть оплачена. Чтобы привлечь зрителя, театры снизили плату за билеты, но полученные суммы никак не покрывают их потребностей. Экспериментальные формы театрального искусства отсутствуют. Отдельные робкие попытки поисков не развились из-за отсутствия профессионального и общественного интереса, не говоря о финансовой стороне, поскольку даже самый скромный реквизит требует значительных затрат. В 90 х гг. в Казахстане сложилось мнение о порочности отраслевого управления наукой в стране, основанное на его некоторых объективных недостатках. Но вместо устранения этих недостатков и развития комплексного отраслевого и межотраслевого централизованного руководства утвердился приоритет межотраслевого. Прямые бюджетные ассигнования на науку стали поступать через Министерство науки, минуя большинство министерств и ведомств. В Казахстане достаточно активно развивается музыкальная индустрия. Существуют конкурсы для помощи талантливым исполнителям завоевания внимания слушателей. Многие казахстанские исполнители известны и за рубежом. Например, группы А-Студио, Мюзикола и Батырхан Шукенов. Популярностью пользуются и заслуженные артисты Казахстана - Роза Рымбаева, Макпал Жунусова, Нагима Искалиева, Бибигуль Тулегенова. Главным музыкальным фестивалем (поп-музыка) Казахстана является "Азия дауысы" ("Голос Азии"), который существует больше десяти лет. Он проходит каждый год в начале августа в течение 3-5 дней на знаменитом высокогорном катке "Медео". Такой своеобразный аналог "Евровидения". Главная его цель - давать шанс молодым "звездам", открывать новые таланты среди участников разных стран. Изначально фестиваль задумывался для популяризации восточной музыки. Но число стран-участников с каждым годом увеличивается, и одним только Востоком уже давно перестали ограничиваться. Да и среди победителей - то ирландцы, то испанцы, то еще кто-нибудь. В качестве почетных гостей мероприятия выступают знаменитости со всего мира.Государственная программа «Мәдени мұра» (Культурное наследие).В 2003 году в Послании народу Казахстана Глава государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности.Реализация программы была начата в 2004 году и рассчитана на два года. В последующем были разработаны еще два этапа программы: с 2007 по 2009 гг. и с 2009 по 2011гг.Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта.Цели «Культурного наследия» – изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.Программа реализуется по нескольким направлениям:
воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры;
археологические исследования;
научные работы в области культурного наследия казахского народа;
обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий.
С 2004 года – момента начала реализации программы – завершены реставрационные работы на 78 памятниках истории и культуры, из которых 28 (35%) - отреставрировано в период с 2008 по 2011 годы..Проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н.э.).Впервые в истории независимого Казахстана была проведена масштабная инвентаризация отечественных памятников и утверждены Списки памятников истории и культуры республиканского (218 объектов) и местного значения (11 277 объектов).В результате научно-исследовательских экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, а также в США и страны Западной Европыприобретено свыше 5 тысяч ценнейших архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах.Впервые после обретения независимости в Казахстане в рамках программы «Культурное наследие» начато создание полноценного фонда гуманитарного образования на казахском языке.Издано 537 наименований книг тиражом более полутора миллиона экземпляров, среди которых уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари.Проведены глубокие исследования музыки средних веков, в частности таких жанров, как кюи, исторические песни. Выпущена Антология казахской традиционной музыки «Мәңгілік сарын: қазақтың 1000 күй, 1000 әні». Это грандиозный по масштабу и беспрецедентный в истории национальной культуры труд по сбору, подготовке, обработке, реставрации, оцифровке и выпуску СD-дисков произведений казахской традиционной музыки в аутентичном исполнении.Успешно осуществлены зарубежные проекты– реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в Дамаске, мечети Султана Бейбарса в Каире, строительство историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в Дамаске.Киностудией АО «Казахфильм» создано 20 документальных фильмов об особо важных исторических местах и наследии национальной культуры. Это документальные фильмы из цикла «Культурное наследие» «Қорқыт. История кюя», «Музыкальное наследие номадов», «Архитектурные памятники древнего Туркестана», «Мавзолей Жусуп Ата», «Петроглифы Тамгалы» и ряд других.В программе «Культурное наследие» реализуются мероприятия, направленные на развитие туристического кластера (паломнический туризм, историко-археологический туризм). Рекомендации археологов применяются при разработке туристских маршрутов.Ежегодно проводится порядка 200 мероприятий, направленных на популяризацию историко-культурного наследия в стране и за рубежом.О масштабности проекта говорит тот факт, что в нем задействован весь интеллектуальный потенциал современного Казахстана: академические институты литературы и искусства, философии, истории и этнографии, языкознания и т.д., Национальная библиотека, высшие учебные заведения страны.Став беспрецедентной в истории Казахстана гуманитарной акцией, программа «Культурное наследие» открыла богатства национальной духовной сокровищницы казахстанского народа всему миру.
54) Сформулируйте основное содержание Государственной программы *Культурное наследие*
Историческая память народа – основополагающий фактор сохранения самого народа, нации, этноса, которая закладывается веками в культурное наследие, культурные пласты всей человеческой цивилизации. Культурное наследие является важнейшим признаком цивилизованного общества, оно включает в себе духовно-нравственные и материальные ценности, которые не просто переходят от одного поколение к другому, а требуют приложения огромных усилии и средств в национальном, государственном масштабе, чтобы не потерять их. В недалеком прошлом мы все близко стояли у пропасти обезличивания. Обретение всеми нами суверенности спасло нас от этого и вернуло к поискам наших истоков. Важное значение приобретает сохранение культурного наследия каждого народа в современных условиях – в век компьютерных технологий, глобализационных процессов, что ведет к утрате идентичности народов мира. Поэтому сегодня актуальна для всех проблема сохранения культурного наследия. С 2004 года по инициативе Президента страны Н.А. Назарбаева стартовала государственная программа «Культурное наследие». Первый ее аспект направлен на развитие и укрепление национального самосознания казахстанцев через богатство культурного наследия народа. Второй важнейший аспект «Культурного наследия» - открытие миру богатства национальной духовной сокровищницы. Третий аспект программы – создание системы изучения национального культурного наследия: истории, философии, этнографии, языка, литературы, живописи, музыки и т.д. Программа «Культурное наследие» была принята казахстанцами с большим воодушевлением как знаковый этап не только духовно-культурной, но всей общественной жизни страны.Государственная программа «Культурное наследие» сегодня реализуется поэтапно: 2004-2006, 2007-2008, 2009-2011 годы и готовится долгосрочная программа на ближайшие двадцать лет. Предусмотрено выделение значительных средств из государственного бюджета на систематизацию, сохранение и развитие культурного наследия. На первом этапе было выделено 2,7 млрд. тенге, на втором – более 4 млрд., на третьем – более 5 млрд. тенге. Государственная программа «Культурное наследие» осуществляется по следующим направлениям: систематизация, сохранение и реставрация памятников истории и археологии. В стране насчитывается свыше 25 тысяч памятников, более 2 миллионов ценных культурных предметов. Такие памятники как мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и комплекс петроглифов урочища Тамгалы включены в перечень Всемирного культурного наследия, на очереди включения в список ЮНЕСКО древнее городище Отрар. За годы независимости проведена работа по полной инвентаризации памятников страны. По результатам этой работы в республике составлены государственные списки памятников истории и культуры, в которые вошли 218 объектов республиканского значения и 11,5 тысячи объектов местного значения. Самым значимым проектом является реставрация Мавзолея Султана Бейбарса в Дамаске. Этот комплекс, построенный в 1266 году самим Бейбарсом состоит из школы, архива и мавзолея. В ходе работ укреплены все стены и архитектурные формы комплекса, с привлечением сирийских специалистов полностью восстановлены мозаика, узорное оформление, архив, в котором хранятся более 200 тысяч раритетных книг, оборудован самой современной техникой. В рамках реставрации мечети Султана Бейбарса в Каире казахстанская сторона выполнила все обязательства по финансированию работ. Также продолжается строительство историко-культурного центра и Мавзолея Аль Фараби в Дамаске, он состоит из мечети, экспозиционных залов по истории и культуре, библиотек с читальным залом, конференц-залом и гостиницы. В ходе выполнения программы «Культурное наследие» с 2004 года по сегодняшний день проведены реставрационные работы на свыше 73 археологических и архитектурных памятниках, проведено более 40 археологических, 26 научно-прикладных исследований. Среди широко известных памятников Казахстана, имеющих евразийскую и мировую известность – древние города Сайрам, Отрар, Тараз, Каялык, Сыганак, Жанкент, Жент, могильники Иссык, Берель, пероглифы Тамгалы, мавзолеи Айша-биби, Бабаджи-Хатун, комплекс Яссави. «В нашей стране нет египетских пирамид и Римского Колизея, но роль номадов, живших в древности на территории Казахстана, неоценима не только для Евразии, но и для мировой истории. Мы должны на мировом уровне показать величие степной цивилизации – это одно из главных задач программы «Культурное наследие» - подчеркнул Президент Казахстана Н.А.Назарбаев. Второе большое направление Программы - приобретение копий книг, документов, рукописей, относящихся к истории Казахстана. Благодаря программе «Культурное наследие» выявлено более 10 тысяч архивных материалов, документов, рукописей, артефактов. Самые многочисленные данные в зарубежных архивах – 3 тысячи документов – находились в Китае. Эти документы, до сих пор неизвестные науке, помогут систематизировать историю Казахстана. Также из стран Западной Европы, США, Турции, Китая, России, Японии, Армении в республику возвращены 5 тысяч уникальных исторических документов. Третье направление программы: исследование богатого наследия национальной литературы, ее систематизация и выпуск в многотомниках. Разработаны целые серии научно-популярных, литературных работ, издано более 440 наименований книг по истории, этнографии, археологии, а также новые энциклопедические словари. Издано 66 томов стотомного издания «Бабалар сөзі» (Слово предков). В них – от древних казахских сказок до рассказов современной литературы. Продолжается выпуск «Ста казахских романов» в 200-х томах. В нее внесены крупные литературные произведения казахстанских писателей за последние 100-150 лет. Издано 10 томов энциклопедии Казахстана, пять томов на русском языке и справочник на английском языке. Также осуществляются научные проекты по выпуску двадцатитомника, охватывающего наследие казахских мыслителей от седой древности до наших дней, другой проект включает издание мирового философского наследия, а третий посвящен выпуску десятитомного собрания сочинений Аль Фараби. В рамках осуществления государственной программы «Культурное наследие» также идет поиск и восстановление на современных аудиносителях фонозаписей выдающихся исполнителей прошлого столетия и внедрение информационных и телекоммуникационных технологии в музеи и библиотеки страны. Продолжаются работы по исследованию казахской музыки, подготовлена пятитомная музыкальная антология. Одним из важных направлений Программы является систематизация сведений, полученных в результате ее реализации и включение их в учебные программы и учебники средних и высших учебных заведений. Одна из главных задач сегодня – воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа – поколения, которому можно доверить будущее страны. Таким образом, цели, задачи, реализация сегодня уже национального стратигического проекта «Культурное наследие» обеспечит современному поколению казахстанцев сохранить культурное достояние народов, обитавших и проживающих на просторах Великой казахской степи.
55) Оцените влияние глобализационного процесса на развитие культуры современного РК
Под глобализацией понимают постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и шлифуя механизмы их взаимодействия. Глобализация, таким образом, подразумевает образование международного правового и культурно-информационного поля, своего рода инфраструктуры межрегиональных, в том чиcле информационных обменов. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по странам всего мира. С другой – популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры, что вполне понятно и в определенной степени оправданно. Культурная глобализация – сложный и глубокий процесс. Это не просто культурная колонизация Западом или США остального мира. Но это интенсивный, хотя и не всегда эквивалентный, культурный обмен между человеческими обществами, обусловленный небывалым развитием средств коммуникации в современном мире, а также постоянными перемещениями (легальными и нелегальными) по миру огромных масс людей. Смешение и взаимодействие культур имеет сегодня реальное воплощение в бесчисленных личных, непосредственных контактах носителей разных культурных традиций - в производственном процессе, в туристических поездках, в университетах, в сети Интернет, по месту жительства и т.д., а также – в доступности «инокультурных» образцов для широких масс людей, которые уже не замкнуты в смысловом пространстве только своей культуры.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 398.