ЗАНЯТИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАНЯТИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Все задания выполняются письменно в тетради и в той же тетради создается глоссарий основных понятий курса

Основная литература по курсу:

1. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. Н.Новгород, НГПУ., 2013.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

5. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.; Воронеж, 2002.

6. Курс общей, возрастной и педагогической психологии/ под ред. М.В. Гамезо. М., 1980

7. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 1999.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.

ЗАНЯТИЕ 1. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «ВЫПОЛНЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ТЕСТА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ШТУР)»

1.1. Школьный тест умственного развития (ШТУР)

1.2. Методика проведения

ЗАНЯТИЕ 2. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНОГО ТЕСТА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ШТУР).

Количественный и Качественный анализ Школьного теста умственного развития (ШТУР) (в тетради).

Анализ ресурсов и рисков умственного развития школьников и Проектирование задач и методов коррекционной программы на основе результатов Школьного теста умственного развития (на какие аспекты умственного развития обучающихся необходимо обратить внимание) (в тетради).

Пишем выводы с выходом на коррекционную программу, которая должна будет разработана ими к 1-му рубежному контролю. Т.е., далее они выполняют задание 2 из практикума, ст. 31. (кор/программа разрабатывается согласно образцу (практикум, с.31), творчество приветствуется)

Подготовка к занятию 2

Задание 1. Провести тестирование школьника с помощью Школьного теста умственного развития (ШТУР) Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии Н.Новгород, НГПУ., 2014. Стр. 19. Ключ стр. 136

Задание 2. Обработать результаты тестирования, построить количественный профиль по результатам теста. (в тетради). Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии Н.Новгород, НГПУ., 2014. Стр. 31

Задание 3. Провести качественный анализ результатов теста и спроектировать задачи и методы коррекционной программы на основе результатов Школьного теста умственного развития (на какие аспекты умственного развития обучающихся необходимо обратить внимание) (в тетради). Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии Н.Новгород, НГПУ., 2014. Стр. 137

 

Литература к занятию.

1. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. учебное пособие Н.Новгород, НГПУ., 2013

2. Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии Н.Новгород, НГПУ., 2014

 

ЗАНЯТИЕ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ (ДОКЛАДЫ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ)

1. Сравнительный анализ понятий обучение, учение, научение (Практикум по педагогической психологии Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А., стр. 7)

Проблемы неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности учебное пособие А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология стр. 119-126. (конспект в тетради)

Доклады с презентацией

Тема доклада ФИО студента
1.  Особенности развития современных школьников и задачи педагогической психологии по Д.И.Фельдштейну. 1. 2.
2. Обучаемость как фактор школьной успешности 1. 2.
3. Особенности обучения одаренных школьников 1. 2.
4. Дети с эмоциональными нарушениями и особенности их обучения 1. 2.
5. Особенности обучения школьников с ЗПР 1. 2.
6. Особенности обучения леворуких школьников 1. 2.
7. Организация учебной деятельности подростков с девиантным поведением 1. 2.
8. Особенности организации учебной деятельности акцентуированного подростка 1. 2.
9. Учет темперамента школьника при организации педагогом учебной деятельности 1. 2.
10. Особенности обучения школьников с неуверенным поведением 1. 2.
11. Особенности организации учебной деятельности детей с СДВГ (синдром дифицита внимания и гиперактивность) 1. 2.
12. Особенности организации учебной деятельности детей с различным уровнем обучаемости 1. 2.
13. Особенности обучения педагогически запущенных детей 1. 2.
14. Особенности организации учебной деятельности детей со слабой нервной системой 1. 2.
15. Инертные дети и особенности их обучения 1. 2.

 

Подготовка к занятию 3

Задание 3.1. Составление словаря педагогической психологии

Составьте словарь основных понятий педагогической психологии.

Обучение, учение, научение

Задание 3.2. Подготовить доклады с презентацией по таблице.

Задание 3.3. Анализ понятия «обучение»

Проанализируйте различные определения понятия «обучение», встречающиеся в психолого-педагогической литературе, и ответьте на поставленные ниже вопросы.

1. «Обучение представляет собой систему организации и способы передачи индивиду общественно выработанного опыта (в школьном обучении принято различать преподавание – то, что делает учитель, и учение—то, что делает ученик)» (Аавылов В. В., Маркова А. К., 1981. – С. 19).

2. «Обучение представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного социального опыта, по превращению общественного опыта в достояние индивида» (Аернер И. Я., 1980. – С. 6).

3. «Обучение – социально организованный и заданный норматив восприятия картины мира в научных понятиях, которые „откристаллизованы“ общественно-историческим опытом и потому существуют объективно, т. е. независимо от учения» (Якиманская И. С.,1994. – С. 70).

4. «…обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» (Педагогика, 1996. – С. 118).

5. «…обучение – этообщение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности» (Педагогика, 1996. – С. 119).

6. «Обучение… означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества» (Зимняя И. А., 1997. —С. 118).

7. «Обучение – это специально организованный в определенных учебных заведениях процесс взаимодействия взрослых – учителей и учащихся, направленный на овладение последними определенной суммой знаний, умений, навыков, действий и привычек поведения» (Фрилман Л. М., 1987. – С. 33).

8. «Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей» (Педагогика, 1997. – С. 186).

9. «…обучение предполагает совместную учебную деятельность учащихся и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта учителя к учащемуся» (Немов Р. С, 1998. – С. 285).

10. «Обучением принято считать научение, лишенное случайности и стихийности. Это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности» (Психология / Под ред. Б. А. Сосновского. – М., 2005. – С. 544).

Вопросы для подготовки к занятию:

Что характерно для большинства опрелелений понятия «обучение»?

Что обеспечивает учитель в процессе обучения?

Что говорится о деятельности ученика в процессе обучения?

Каковы психологические составляющие обучения?

Литература к занятию.

3. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. учебное пособие Н.Новгород, НГПУ., 2013

4. Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии Н.Новгород, НГПУ., 2014

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

6. Молодцова Н. Практикум по педагогической психологии Автор: Издательство: Питер. – 2009. - 220 С.

Подготовка к занятию 4

Задание 1. Ознакомиться и проанализировать теорию и практику обучения в отечественной педагогической психологии: Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. учебное пособие Н.Новгород, НГПУ., 2013, стр. 42-82.

Задание 2. Подготовить групповые доклады с презентациями по темам таблицы.

Задание 2. Законспектировать в тетради зарубежные психологические теории научения: Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. учебное пособие Н.Новгород, НГПУ., 2013, стр. 129-156. (конспект в тетради)

Литература к занятию.

1. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. учебное пособие Н.Новгород, НГПУ., 2013

2. Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии Н.Новгород, НГПУ., 2014

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

4. Молодцова Н. Практикум по педагогической психологии Автор: Издательство: Питер. – 2009. - 220 С.

Подготовка к занятию 5

Задание 5.1. Составление словаря педагогической психологии на основе изучения источников по теме психологическая сущность и структура учебной деятельности по пособиям: Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. учебное пособие Н.Новгород, НГПУ., 2013. Стр. 88-119. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

Составьте словарь основных понятий педагогической психологии.

Учебная деятельность и учение, структура учебной деятельности, компоненты учебной деятельности, вводно-мотивационный компонент учебной деятельности, мотивация, мотивы, мотивация и направленность личности школьника, мотивация учения, мотивы учения

Задание 5.2. Построить каталог методик для исследования мотивации школьника, определить содержание шкал и типологию мотивации на которую опирается автор (в тетради).

Литература к занятию.

1. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. учебное пособие Н.Новгород, НГПУ., 2013

2. Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии Н.Новгород, НГПУ., 2014

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

4. Молодцова Н. Практикум по педагогической психологии Автор: Издательство: Питер. – 2009. - 220 С.

Рубежный контроль1:

Представление и обоснование авторской таблицы: «Влияние родительского общения на развитие личности ребенка» по любой классификации родительского стиля (Дружинин, Минияров, Варга-Столин, Эйдмиллера-Юстицкого ) (Таблица в тетради)

Типология родительского стиля (автор, например А.Я.Варга – В.В.Столин) и особенности влияния компонентов стиля на развитие личности ребенка

Компоненты стиля Содержание родительского отношения / общения Особенности влияния данного компонента/ отношения на аспекты развития личности ребенка
1.    
2.    
3…..    

Подготовка к занятию 6

Задание 6.1. Ознакомиться и проанализировать понятия и подходы психологии воспитания.

Составьте словарь основных понятий педагогической психологии:

Воспитание, социализация, обучение и воспитание, методы воспитания, семейное воспитание, стиль семейного воспитания, родительская позиция, результаты воспитания, поощрение, наказание, порицание в семейном воспитании, используя пособие Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. учебное пособие Н.Новгород, НГПУ., 2013, стр. 158-180.

Задание 6.2.  Построить и подготовиться представить и обосновать таблицу «Влияние родительского воспитания / общения на развитие личности ребенка по любой классификации родительского стиля (Дружинин, Минияров, Варга-Столин, Эйдмиллера-Юстицкого и др. ) (таблица в тетради)

 

Литература к занятию.

1. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. учебное пособие Н.Новгород, НГПУ., 2013

2. Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии Н.Новгород, НГПУ., 2014

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

4. Молодцова Н. Практикум по педагогической психологии. Издательство: Питер. – 2009. - 220 С.

ЗАНЯТИЕ 7. САМОВОСПИТАНИЕ: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ (ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ - ПРАКТИКУМ)

7.1. Психология самопознания и саморазвития. Методы и методики по самопознанию.

7.2. Методы самовоспитания.

7.3 Представление программы самодиагностики и саморазвития с психологическим обоснованием основных задач.

Подготовка к занятию 7

Задание 7.1. Изучить основные понятия и подходы к пониманию к проблеме самопознания и саморазвития (Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития [Текст] : учебник /. С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2013. – 316 с.)

Задание 7.2. Проанализировать понятие самовоспитание и методы самовоспитания (Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии Н.Новгород, НГПУ., 2014,Стр. 94-99).

Задание 7.3. Построить, обосновать и представить программу самопознания и саморазвития.

Литература к занятию.

1. Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития [Текст] : учебник /. С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2013. – 316 с..

2. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. учебное пособие Н.Новгород, НГПУ., 2013

2. Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии Н.Новгород, НГПУ., 2014

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

4. Молодцова Н. Практикум по педагогической психологии Автор: Издательство: Питер. – 2009. - 220 С.

Подготовка к занятию 8

Задание 8.1. Ознакомиться и проанализировать понятия и подходы психологии учителя.

Составьте словарь основных понятий педагогической психологии по теме Психология учителя, используя пособие Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. учебное пособие Н.Новгород, НГПУ., 2013, стр. 158-180.

Задание 8.2. Провести психологический анализ общения на уроке по английскому языку на основе системы Н. Фландерса в тетради «Схема анализа речевого общения и взаимодействия учителя с учениками на уроке по системе Н. Фландерса» (психологический анализ урока по английскому языку на основе системы Н. Фландерса в тетради), используя практикум Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по педагогической психологии Н.Новгород, НГПУ., 2014. Стр. 119

Форма обучения очная

Курс 2, семестр 1 Количество ЗЕ по плану 2.

Форма промежуточной аттестации «зачет»

Количество часов по учебному плану 72, в т.ч. аудиторная работа 24 ч. (лекций – 8, практических занятий 16), самост. работа - 48 ч.

Преподаватель: Суворова Ольга Вениаминовна, доктор психологических наук, профессор НГПУ им. К.Минина. Кафедра практической психологии

Виды учебной деятельности студентов Мин балл Макс балл Балл за конкретное задание

ДЕ 1. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аналитическое задание. Количественный и Качественный анализ Школьного теста умственного развития (ШТУР) (в тетради). Анализ ресурсов и рисков умственного развития школьников и Проектирование задач и методов коррекционной программы на основе результатов Школьного теста умственного развития (на какие аспекты умственного развития обучающихся необходимо обратить внимание) (в тетради). 10 15  

ДЕ 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Практическое задание. Конспект по проблеме Проблемы неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности учебное пособие А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология стр. 119-126. (конспект в тетради) 5 7   Доклад с презентацией - группы по проблемам: Традиционное обучение; Проблемное обучение; Дистанционное обучение; Программированное обучение; Личностно-ориентированное обучение (выступление в группе) 5 8

ДЕ 3. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Творческое задание: представление и обоснование авторской таблицы: «Влияние родительского общения на развитие личности ребенка» по любой классификации родительского стиля (Дружинин, Минияров, Варга-Столин, Эйдмиллера-Юстицкого ) (таблица с выводами в тетради) 10 15  

ДЕ4. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ

Аналитическое задание «Схема анализа речевого общения и взаимодействия учителя с учениками на уроке по системе Н. Фландерса» (психологический анализ урока по английскому языку на основе системы Н. Фландерса (в тетради) 10 15   Промежуточный аттестация Коррекционная программа на основе результатов Школьного теста умственного развития (в тетради) 5 10     45 70   Итоговый аттестационный тест 10 30   ИТОГ 55 100  

Утверждено на заседании кафедры практической психологии

Протокол № ______ от «____» _________________ 20 ____ г.

Зав. кафедрой ________________ (Т.Н.Князева)

Преподаватель ________________ (О.В.Суворова)

ЗАНЯТИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Все задания выполняются письменно в тетради и в той же тетради создается глоссарий основных понятий курса

Основная литература по курсу:

1. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. Н.Новгород, НГПУ., 2013.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

5. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.; Воронеж, 2002.

6. Курс общей, возрастной и педагогической психологии/ под ред. М.В. Гамезо. М., 1980

7. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 1999.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.

ЗАНЯТИЕ 1. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «ВЫПОЛНЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ТЕСТА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ШТУР)»

1.1. Школьный тест умственного развития (ШТУР)

1.2. Методика проведения

Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.