Модуль 2. Научный стиль в профессиональной речи географа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неделя 4

2.1. Тема занятия:

«Земная оболочка и хозяйство»

План практического (семинарского) занятия :

1. Требования к содержанию научно-исследовательской работы

2. Составление плана научного исследования

3. Формы рубрикации текста

Формы и методы обучения: беседа-полилог, проблемный метод

 

Дидактический материал

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные окончания.

Предметы профессиональной деятельности.

       Предметом профессиональной деятельности бакалавра по специальности 5В011600 - География является процесс обучени… и воспитани… с использовани… новейших средств и методов, направленн… на получение и передачу полной информации о географическ… процессах и явлениях, происходящ… в окружающ… мире. К средств… обучения относятся классы и аудитории, оборудование и наглядные пособия, учебно-методические пособия и учебники, географическ… карты и атласы, метеорологическ… площадки, коллекция минералов, топографические и метеорологические приборы, канцелярск… принадлежности и различн… подсобн… материалы и т.п.

(Из Квалификационной характеристики бакалавра специальности 5В011600 – География.  ГОСО РК 6.08.072-2010)

Задание 2. Прочитайте текст. Выпишите в таблицу слова и словосочетания из текста, являющиеся часто употребляемыми в соответствующих сферах

География геология

 

Научное наследие Каныша Сатпаева
(1899-1964 гг.)

Большинство своих научных изысканий Каныш Сатпаев посвятил вопросам изучения геологии рудных месторождений и минеральных ресурсов Казахстана. В его научном наследии наибольшую ценность имеют труды, посвященные изучению Жезказганского месторождения и составлению прогнозно-металлогенических карт Центрального Казахстана. Сатпаев доказал принадлежность Жезказганского месторождения к разряду крупнейших в мире такого типа, обосновал переоценку его потенциальных ресурсов. В Жезказган-Улытауском регионе в 1929-1931 гг. им была намечена широкая программа новых исследований, обеспечивших пересмотр перспектив Жезказгана, вооруживших геологоразведочную службу прогрессивной теорией, определившей направление поисково-разведочных работ.

В 30-е гг. Сатпаев предложил конкретные критерии формирования медных руд Жезказгана, полностью подтвержденные последующей практикой и положенные в основу дальнейших комплексных форсированных геологоразведочных работ на месторождении. Сатпаев выявил основные этапы геологического развития Центрального Казахстана, а также структурные основные элементы, характеризующие основные черты геологического строения и металлогеническую специфику этого региона в течение каждого из шести геотектонических этапов. Был составлен комплекс вспомогательных палеогеографических, металлогенических и др. карт.

Следующий этап своих исследований Сатпаев посвятил изучению особенностей генетической природы месторождений отдельных полезных ископаемых, установил их своеобразие в геохимическом, минералогическом, геолого-структурном отношениях, геологический возраст их формирования. Выделив 50 металлогенических формаций, он составил прогнозные карты Центрального Казахстана отдельно для каждой группы металлов, в результате внедрения которых в 1954-1958 гг. были открыты новые месторождения и рудопроявления различных металлов. За разработку этих карт группа ученых во главе с Сатпаевым была удостоена премии в 1958 г.

С именем Сатпаева связаны строительство горно-металлургического комбината в Жезказгане, металлургических заводов в Караганде и Балхаше, канала Иртыш-Караганда, организация крупных исследований по изучению природных ресурсов полуострова Мангыстау, Муголжар, Торгая, освоение крупных объектов минерально-сырьевой базы республики, множества месторождений Рудного Алтая, фосфоритов Каратау и мн. др. Он был инициатором проведения выездных сессий АН республики, посвященных исследованию и освоению производительных сил экономических районов Казахстана.

В честь Сатпаева названы ледник и пик хребта Джунгарского Алатау, Институт геологических наук Академии наук, горнометаллургический комбинат в г. Жезказгане, многие улицы и школы в городах и селах республики.

 

Задание 3. Прочитайте, исправьте ошибки в словоупотреблении

           

       Географическая карта мира представляет собой обзорную карту рельефа земляной поверхности. На географической карте мира занесена координатная сетка. На ней не отображаются отдельные государства и страны для обобщения и упрощения показа рельефа поверхности над уровнем моря (чем темнее цвет - тем выше поверхность). Географическая карта мира нарядно и лаконично показывает информацию об основных материках, морях и океанах и позволяет быстро создать образ рельефа всего мира

(по материалам интернетресурсов maps- of- world. ru)

 

2.1. Тема СРО :  «Земля – наш общий дом»

Задание СРО: составить реферат научных первоисточников на тему «Материки земного шара»

Сроки сдачи СРО: 5 неделя


Неделя 5

2.2.Тема занятия:

«Хозяйство и мировой океан»

План практического (семинарского) занятия :

  1. Научные тексты и их разновидности

5. Цитирование. Правила цитирования

6. Правила оформления сносок

Формы и методы обучения: интепретация и компрессия первоисточников, проблемно-поисковый метод

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Составьте план текста.

Мы привыкли называть свою планету Землей, хотя из космоса она кажется голубой. Этот цвет объясняется тем, что 3/4 поверхности планеты покрыто сплошной пеленой воды — океанами и морями — и лишь немногим более 1/4 остается на долю суши. Поверхность Мирового океана и суши качественно различна, но они не изолированы друг от друга: между ними происходит постоянный обмен веществами и энергией. Огромная роль в этом обмене принадлежит круговороту воды в природе.

Мировой океан един, хоть и сильно расчленен. Площадь его составляет 361 млн. км2. Мировой океан делится на четыре основные части: Тихий (или Великий), Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Так как существует постоянный обмен водными массами между ними, деление Мирового океана на части во многом является условным и претерпевает исторические изменения.

Итак, Мировой океан как часть гидросферы состоит из океанов, морей, заливов и проливов. Все они связаны между собой.

По мнению многих ученых-океанологов, Мировой океан представляет собой огромную кладовую различных природных ресурсов, которые вполне сравнимы с ресурсами земной суши.

Во-первых, к таким богатствам относится сама морская вода. Объем ее составляет 1370 млн. км3, или 96,5% всей гидросферы. На каждого жителя Земли приходится примерно 270 млн. м3 морской воды.

Во-вторых, Мировой океан богат минеральными ресурсами, которые добываются с его дна. Наибольшее значение имеет нефть и газ, которые добывают с континентального шельфа. Морская добыча нефти в общем объеме составляет приблизительно 1/3. Значительная добыча нефти сейчас ведется в Персидском заливе, в Северном море, в Венесуэльском заливе. Большой опыт в освоении подводных нефтегазовых месторождений накоплен в Азербайджане (Каспийское море), США (Мексиканский залив и побережье Калифорнии).

В-третьих, огромен потенциал энергетических ресурсов вод Мирового океана. Наибольший прогресс достигнут в области использования энергии приливов и отливов. Установлено, что лучшие возможности для создания крупных приливных станций имеются в 25 местах Земли. Большими ресурсами приливной энергии обладают следующие страны: Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США, Россия. Лучшие возможности этих стран объясняются тем, что высота прилива здесь достигает 10-15 м. В некоторых странах мира разрабатываются проекты использования энергии волн и течений.

В-четвертых, нельзя забывать и о биологических ресурсах Мирового океана: растениях (водорослях) и животных (рыбах, млекопитающих, моллюсках, ракообразных). Объем всей биомассы океана составляет 35 млрд. тонн, из нее на рыбу приходится 0,5 млрд. т. Как и на суше, в Мировом океане есть более и менее продуктивные территории. Они охватывают площади шельфа и периферийной части океана. Наиболее продуктивными в мире являются Норвежское, Берингово, Охотское, Японское моря. Океанические пространства, отличающиеся низкой продуктивностью, занимают почти 2/3 площади океана.

Более 85% биомассы, которую использует человек, составляют рыбы. Мизерная доля приходится на водоросли. Благодаря рыбе, моллюскам, ракообразным, выловленным в Мировом океане, человечество на 20% обеспечивает себя белками животного происхождения. Биомасса океана используется также для получения высококалорийной кормовой муки для животноводства.

Бурное развитие техники и технологии привело к вовлечению в хозяйственный оборот ресурсов океана, а его проблемы приобрели глобальный характер. Этих проблем достаточно много. Они связаны с загрязнением океана, снижением его биологической продуктивности, освоением минеральных и энергетических ресурсов. Использование океана особенно увеличивалось за последние годы, что резко усилило нагрузку на него. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к растущему загрязнению вод. Особенно пагубно сказываются на экологической обстановке в Мировом океане аварии нефтеналивных судов, буровых платформ, слив загрязненной нефтью воды с судов. Особенно загрязнены окраинные моря: Северное, Балтийское, Средиземное, Персидский залив.

Загрязняются воды Мирового океана и отходами промышленности, и бытовыми отходами и мусором. Сильное загрязнение Мирового океана снизило биологическую продуктивность океана. Например, Азовское море сильно загрязнено удобрениями с полей. В результате рыбопродуктивность этого водоема заметно снизилась. В Балтийском море сильные загрязнения уничтожили всякую биологическую жизнь на 1/4 его акватории.

Проблема Мирового океана — это проблема будущего всей цивилизации, так как от того, насколько разумно человечество их разрешит, зависит и его будущее. Решение этих проблем требует согласованных международных мер по координации использования океана. В последние годы принят ряд международных соглашений, ограничивающих загрязнение вод океана. Однако экономические проблемы его настолько остры, что необходимо переходить к более кардинальным мерам, так как гибель Мирового океана неминуемо приведет к гибели всей планеты.

Задание 2. Прочитайте текст. Составьте вопросы к нему и запишите ответы на них.

 

Виды профессиональной деятельности.

       Бакалавры по специальности 5В011600 - География могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- образовательная (педагогическая): работа в качестве учителя географии и факультативных курсов по экологии и основам экономики в различных учебных заведениях (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п.), организатора туристско-краеведческой и экологической работы в школе;

- научно-исследовательская: выполнение научных исследований по профильным дисциплинам в различных организациях (география, геология, экология, картография, гидрология, метеорология, география почв, туризм и др.);

- проектная: выполнение общих и специализированных разработок в проектных и конструкторских организациях (топографические съемки, создание карт, метеоплощадок, экологических троп, рекреаций), обводнение, реконструкция, районная планировка (например, производственной и социальной инфраструктуры, природных и социально-экономических объектов и др.);

- производственно-управленческая деятельность в государственных структурах различного уровня (отделы образования, акиматы, отделы охраны природы и земельных ресурсов, туристско-краеведческие и природоохранной организации и т.п.);

- экспертная деятельность в должности экспертов в различных организациях по проблемам охраны природы, природопользования, народонаселения, регионов и др. (экспертиза проектов, планы, программы и прогнозы развития стран, городов, районов и сельских округов, оценочные процедуры, обоснования проектов и т.д.);

- организационно-технологическая деятельность в качестве инженеров в системе мониторинга за природной средой, сотрудников земельных и природоохранных организаций, в туристско-краеведческих и экологических учреждениях и др.

(Из Квалификационной характеристики бакалавра специальности 5В011600 – География.  ГОСО РК 6.08.072-2010)

Задание 3. Составьте письменный ответ на вопрос «Каким видом профессиональной деятельности я хочу заниматься?»

 

2.2.Тема СРО :  «Вода – источник жизни»

Задание СРО: подготовить сообщение о водном объекте с использованием цитат

Сроки сдачи СРО: 6 неделя

Неделя 6

2.3.Тема занятия:

«Хозяйство и гидрология суши»

План практического (семинарского) занятия :

1. Правила составления библиографии

2. Реферирование научных текстов по специальности

3. Оформление списка использованных источников

Формы и методы обучения: интепретация и компрессия первоисточников, наглядный метод

 

Дидактический  материал

Задание 1. Составьте словосочетания

       Преподавать (география), работать (отдел охраны природы и земельных ресурсов), заниматься (экспертиза проектов), увлекаться (создание карт), осуществлять (оценочные процедуры), разработать (экологическая тропа), изучать (проблемы природопользования), проводить (мониторинг состояния окружающей среды).

Задание 2. Перепишите, дописывая окончания. Определите падеж прилагательных.

Чёрное мо́ре — внутренн… море бассейна Атлантическ… океана. Проливом Босфор соединяется с Мраморн… морем, далее, через пролив Дарданеллы с Эгейск… и Средиземн… морями. Керченским проливом соединяется с Азовск… морем. С севера в море глубоко врезается Крымск… полуостров. По поверхности Чёрн… мор… проходит водная граница между Европ… и Ази...

Задание 3. Перепишите, записывая числительные словами.

Площадь Чёрного моря — 422 000 км². Очертания Чёрного моря напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км. Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км. Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м. Объём воды в море составляет 555 тыс. км³. Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением ряда анаэробных бактерий) отсутствие жизни на глубинах более 150—200 м из-за насыщенности глубинных слоёв воды сероводородом. Общая длина береговой линии — 3400 км.

Задание 4. В каких словосочетаниях слово «черный» употреблено в прямом значении, в каких – в переносном?

Черное золото, черные волосы, Черное море, черный костюм, черный юмор, черная пятница, черная ворона

 

Прямое значение Переносное значение
1. 2. 3. 1. 2. 3. 4.

Задание 5. Сделайте морфемный разбор данных слов. Составьте с ними словосочетания.

       Черный, чернявая, почернеть, очернить, Причерноморье.

Задание 6. Прочитайте, правильно расшифровывая все условные сокращения. Выпишите в тетради предложения с выделенными словами, выбирая из скобок слово, наиболее подходящее по значению.

Каспи́йское мо́ре — крупнейший на Земле замкнутый ( водоём, водоток), который может классифицироваться как самое большое бессточное озеро, либо как полноценное море из-за своих размеров.

Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км², максимальная глубина — 1025 м.

Каспийское море расположено на стыке Европы и Азии. Протяжённость моря с севера на юг — примерно 1200 км (36°34'—47°13' с. ш.), с запада на восток — от 195 до 435 км, в среднем 310—320 км (46°—56° в. д.).

В Каспийском море имеется около 50 крупных и средних островов общей площадью примерно 350 кв. км.

У восточного побережья находится солёное озеро Кара-Богаз-Гол, до 1980 года представлявшее собой (пролив, залив) Каспийского моря, соединённое с ним узким (проливом, заливом).

В Каспийское море (западает, впадает) 130 рек, из них 9 рек имеют устье в форме (альфы, дельты). Крупнейшая река, впадающая в Каспийское море — Волга, её среднегодовой (водоток, водосток) составляет 215—224 (кубических, квадратных) км. Каспийское море (омывает, промывает) берега пяти прибрежных государств:

· Казахстан — на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии около 2320 км

· Иран — на юге, длина береговой линии — около 724 км

· Туркмения — на юго-востоке, длина береговой линии около 1200 км

· Россия — на западе и северо-западе, длина береговой линии около 695 км

· Азербайджан — на юго-западе, длина береговой линии около 955 км

Уровень воды в Каспийском море подвержен значительным колебаниям. По данным современной науки, амплитуда колебаний уровня воды в Каспийском море за последние три тысячи лет достигает 15 м. Причины изменения уровня воды Каспийского моря учёные связывают с климатическими, геологическими и антропогенными факторами.

В Каспийском море (вырабатывается, разрабатывается) множество месторождений нефти и газа. Помимо добычи нефти и газа на побережье Каспийского моря и каспийском ( шельфе , русле) ведётся также добыча соли, известняка, камня, песка, глины.

Задание 7. Прочитайте текст. Составьте план текста. Выпишите из текста термины специальности.

Крупнейшая река Казахстана

    Иртыш - главная река бассейна Северного Ледовитого океана. Его Длина 4248 км, однако на казахстанской территории находится лишь часть реки, протяженностью 1700 км. Река под на названием Черный Иртыш берет начало в Китае, затем течет по территории Казахстана и впадает в озеро Зайсан и в Бухтарминское водохранилище.
Из озера вытекает река под названием Белый Иртыш, или просто Иртыш, и впадает в реку Обь. Вначале Иртыш протекает по холмистым равнинам, затем к реке близко подходят Нарымский и Калбинский хребты и другие отроги Алтая.
Здесь река, стесненная горами, течет по узкому ущелью до г. Усть-Каменогорска. Около Усть-Каменогорска Иртыш принимает много притоков, из которых наиболее крупным и многоводным является Бухтарма. На реке Иртыш, ниже устья Бухтармы, построена Бухтарминская ГЭС.

     Ниже Бухтарминского водохранилища, в узком ущелье между горами, Иртыш образовал второе водохранилище - Малое Иртышское море. Воды Иртыша здесь подняла плотина Усть-Каменогорской ГЭС. Между городами Усть-Каменогорск и Семипалатинск расположено Шульбинское водохранилище, воды которого поднимает плотина Шульбинской ГЭС.

     От Усть-Каменогорска вниз Иртыш течет по широкой долине, по его правой стороне лежат отроги Алтайских гор, слева раскинулась Сарыарка. Берега долины высокие, крутые, обрывистые, местами скалистые. Иртыш возле города Семипалатинск выходит на равнину и принимает характер типичной равнинной реки.
Здесь русло реки извилистое, а в некоторых местах разветвляется на рукава с многочисленными островами, заросшими пойменной растительностью. Между городами Семипалатинск и Усть-Каменогорск в Иртыш впадают несколько притоков, наиболее крупные из них: с правой стороны - реки Ульба и Уба, а слева - реки Чар и Кызылсу.

     Иртыш относится к рекам смешанного типа питания. Его притоки берут начало в высокогорной зоне и питаются талой водой снегов и ледников. Другие притоки питаются грунтовыми водами и водами осадков. Уровень воды в Иртыше довольно высокий в течение года.

     Наиболее полноводным он становится в апреле-мае начале июня. С ноября до середины апреля Иртыш сковывают льды. Толщина льда достигает 125 см. Вскрытие льдов и ледоход проходят бурно, часто образуются заторы, нередко приводящие к наводнениям.

     Воды Иртыша используются для выработки электрической энергии. Две крупные ГЭС - Усть-Каменогорская и Бухтарминская - дают электрическую энергию предприятиям Рудного Алтая. В настоящее время идет строительство Шульбинской ГЭС.

     Иртыш богат рыбой и имеет промысловое значение. Водится стерлядь, нельма, севрюга, осетр, щука, окунь, карась. Иртыш имеет большое хозяйственное значение в жизни республики. Большое количество вод Иртыша впадает в реку Обь. С целью рационального их использования часть вод Иртыша направлена в Центральный Казахстан по каналу Иртыш - Караганда.

 




Задание 8. . Прочитайте текст. Составьте реферат текста.

Королева Средней Азии

Одни называют Сырдарью «Королевой Средней Азии», другие — «Рекой раздора». Это и неудивительно: она протекает по территории нескольких среднеазиатских стран, где уже давно не хватает воды ни на орошение, ни на технические нужды, ни для питья. Каждая из стран по-своему решает проблему дефицита воды, в результате чего зреют большие межгосударственные конфликты, а бедная Сырдарья уже едва доносит свои воды до Арала, иссыхая на полпути...

Сырдаръю называют «Королевой Средней Азии»: это самая длинная и вторая по полноводности среди рек этого региона. Начинаясь в горах, она минует несколько природных зон, протекая между жаркими песчаными барханами, заснеженными берегами в районе Байконура, и растворяется в районе бывшего Аральского моря.

Сырдарья, чьи воды используются для орошения, а также для работы гидроэлектростанций, оскудевающим потоком впадает в пересыхающее Аральское море.

Река Сырдарья образуется в горах в восточной части Ферганской долины, при слиянии рек Нарын и Карадарья. Она протекает через долину, затем пересекает Фархадские горы, образуя Беговатские пороги. Далее река попадает в Голодную степь — огромную глинисто-солончаковую пустыню.

В среднем течении Сырдарья принимает большие притоки — реки Ангрен (Ахангаран), Чирчик и Келес. Здесь в 1949 г. была построена большая сыр-дарьинская ГЭС — Фархадская. На момент постройки она была самой большой гидроэлектростанцией на территории Узбекской ССР.

Нижнее течение Сырдарьи огибает пустыню Кызылкум. Здесь русло реки причудливо извивается в песках, среди зарослей черного саксаула. Здесь же Сырдарья принимает и свой последний приток —Арыс.

Низовья реки пронизаны множеством проток и заросли тростником. Это один из главных сельскохозяйственных районов в русле Сырдарьи, где выращивают рис, арбузы и дыни. Еще ниже, в устье, Сырдарья образует дельту, заполненную мелкими озерами и болотами.

В прежние времена Сырдарья впадала в Аральское море, но в результате катастрофического снижения уровня воды в нем к 1989 г. оно разделилось на две части: Малое и Большое Аральское море. Сырдарья в настоящее время впадает в Малое Аральское море, причем объем стока за последние сорок лет сократился в десять раз из-за активного использования вод Сырдарьи в целях орошения.

Люди издавна селились вдоль русла Сырдарьи. Здесь проходила северная ветвь Великого шелкового пути, пересекались караванные пути из Самарканда, Бухары и Хивы, уходившие дальше на север.

Сырдарья образуется слиянием рек Нарын и Карадарья в Ферганской долине. Ее русло пересекает три области Киргизии (Нарынская, Ошская и Согдийская), шесть областей Узбекистана (Андижанская, Наманганская, Ферганская, Ташкентская, Джизакская и Сырдаръинская), Согдийскую область Таджикистана и две области Казахстана (Южно-Казахстанская, Кызылординская). Река судоходна на отдельных участках от устья до города Бекабад (Узбекистан).

Сырдарья в наши дни зачастую играет роль яблока раздора между Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. В частности, неразрешенным остается конфликт между таджикской и узбекской сторонами из-за права собственности на Фархадскую ГЭС, которая обеспечивает забор воды в несколько больших оросительных каналов.

Не менее остры экономико-географические разногласия между Киргизией, Узбекистаном и Казахстаном, связанные с использованием водных ресурсов Сырдарьи. Основная причина — строительство Коксарайского водохранилища в Казахстане. Дело в том, что воды Сырдарьи перехватываются находящимися выше по течению Узбекистаном и Таджикистаном (а также Киргизией на реке Нарын), в результате чего возделываемые земли в Казахстане оказываются обреченными на неурожай.

2.3.Тема СРО: «Водные объекты и гидроэлектростанции Казахстана» 

Задание СРО: подготовить презентацию водного объекта или гидроэлектростанции Казахстана

Сроки сдачи СРО: 7 неделя

Неделя 7

2.4. Тема занятия:

«Хозяйство и органический мир материка»

План практического (семинарского) занятия :

1. Интерпретация и анализ композиции научно-учебных текстов по теме занятия

2. Самостоятельное построение связных высказываний по заданной теме

Формы и методы обучения: беседа-полилог, проблемно-поисковый, репродуктивный методы

 

Задание 1. Прочитайте текст. Составьте вопросы к нему.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 674.