Моя профессия: учитель географии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       Школьный учитель... Его труд заслуживает всенародной … (благородности, благодарности, благочестия). Уважение к нему вечно, как вечен процесс познания нового, неизвестного. Избрав одну из самых почётных и уважаемых профессий, учитель становится творцом новой жизни.

       На земле несколько тысяч профессий. О каких-то мы не слышали. О каких-то слышали, но не представляли. О профессии учителя этого не скажешь, т.к. каждый из нас в своё время встретился с учителем.

       Учитель географии – это самый уникальный учитель в школе. Только он способен … (подавить, подарить, раздарить, одарить) детям радость от познания всего многообразия нашей планеты, своей страны и той малой Родины, где живет человек. Именно он ответит на вопросы, почему у полюсов всегда холодно, а на экваторе всегда жарко, почему в Австралии живут кенгуру, а в Европе нет, отчего возникают землетрясения, почему происходит смена времен года. Он формирует целостное … (мнение, представление, осмысление) об окружающем мире: о морях и океанах, равнинах и горах, растительном и животном мире, о полезных ископаемых и оболочках земного шара. Он знакомит с политической картой мира, с мировым хозяйством, учит понимать экономические законы, правильно … (испытывать, истолковывать, растолкать) события, происходящие в природе, экономике и политике.

(по материалам интернетресурса infourok. ru)

Задание 5. Составьте устный ответ на вопрос «В какой сфере профессиональной деятельности географа я хотел бы работать?»

Задание 6.  Прочитайте, определите стиль речи в текстах. Используя материал текста и информационных карт, организуйте презентацию различных направлений специальности и групповую дискуссию.

Как наука география делится на физическую, изучающую природу, и общественную, изучающую население и хозяйство. (К географии принято относить и техническую дисциплину – картографию, хотя в последнее время некоторыми видными учеными это оспаривается.) Две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Есть возникшие еще на рубеже XIX–XX вв. традиционные специальности, их большинство: геоморфология, землеведение, климатология и др. А есть – сравнительно недавно появившиеся – биоклиматология, география туризма или географическая планетология.

Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе. Их можно назвать полевыми. Нахождение географа вне стен своего дома может длиться от одного дня до нескольких месяцев в году (в основном в теплое время года). А группа общественно-географических (по старой терминологии – экономико-географических) специальностей не так сильно привязана к природной среде, большей частью она чисто кабинетная. На выезде же экономико-географы предпочитают не экспедиции, а одиночные исследования-командировки. Объектом исследований такого специалиста выступает антропогенная среда (созданная человеком).

В географии широко применимы методы точных и естественных наук: математики, статистики, физики, химии и биологии. А географические специальности из блока общественной географии особенно тесно связаны с целым рядом гуманитарных дисциплин.

Представители всех без исключения географических специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии.

Карта 1.

Геоморфология      Неофициальное название этой науки – инженерная география. Изучает она историю рельефа Земли. Отрасль геоморфологии – палеогеография – реконструкция доисторического рельефа Земли. Наиболее перспективные направления в геоморфологии – космическая геоморфология (изучение рельефа планет солнечной системы) и эстетическая геоморфология (создание искусственных ландшафтов).      Геоморфология – специальность денежная. Профессионалы участвуют в проектировании населенных пунктов, дорог, аэропортов и морских портов, дамб, водохранилищ, парков, пляжей, нефте- и газопроводов (в т. ч. на морском дне), работают в геологических партиях. Это одна из наиболее мужских географических специальностей. Большое внимание уделяется физической подготовке геоморфолога.     Рынок труда: научно-исследовательские институты, производственные фирмы, разные поисковые геологические службы, инженерные проектные организации.

 

Карта 2.

Биогеография         Биогеография изучает флору и фауну Земли. Перспективные направления – экологическая география и медицинская география (изучение очагов возникновения и путей распространения разных болезней и их переносчиков).        Биогеографов можно встретить в национальных парках и заповедниках, в дендрариях; в составе экспедиций они ищут перспективные для одомашнивания дикие растения и животных, выбирают экологически чистые места для строительства новых населенных пунктов.

Карта 3.

Гляциология и криолитология                 И та, и другая науки изучают ледовую сферу Земли: гляциология – на земной поверхности (ледники и снежный покров), криолитология – под земной поверхностью (вечную и сезонную мерзлоту грунта). Перспективные направления – Антарктика как одно из будущих на Земле мест по добыче полезных ископаемых, ледяной покров Антарктиды и Гренландии как лабораторий древних климатов Земли (загадочное озеро Восток), нефтегазоносные бассейны, коммуникации и населенные пункты в зоне вечной мерзлоты, воздействие глобального потепления на полярные районы Земли, «ледяная планета» – Титан.        Сейчас гляциология находится в фазе подъема. Мировые и «не очень» державы, несмотря на международный договор 1959 года, готовы ввязаться в борьбу за последний не поделенный материк на Земле – Антарктиду. В Антарктике увеличивается количество научных станций, своими исследованиями готовящих базу для претендентов на ледовый панцирь Земли.       Это самые мужские специальности в географии: почти 100% выпускников – представители сильного пола. Соответственно, студентам потребуется интенсивно заняться спортом (особенно горными лыжами, плаванием и альпинизмом), получить навыки в спелеологии, научиться водить вездеходы и снегоходы, бурить лед и грунт.      Рынок труда: соответствующие НИИ, мерзлотные станции в зоне Арктики и Антарктиды, лавинные и селевые станции в горах, гидрометеостанции, гидрометцентры.

Карта 4.

Метеорология и климатология           Перспективные направления здесь – палеоклиматология (древние климаты Земли), биометеорология (воздействие климатических условий на живые организмы, циклы солнечной активности Чижевского), медицинская климатология (жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных климатических поясах Земли), прогноз погоды на основе спутниковой метеорологии, военная метеорология (разработка так называемого климатического оружия), планетарная метеорология (изучение атмосфер Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и их спутников), проблемы глобального потепления и озоновых дыр на Земле, компьютерное моделирование климатических процессов.         Рынок труда: основная масса метеорологов-климатологов – и часто это женщины – работает синоптиками на наземных метеостанциях. Рабочие места для метеорологов-климатологов могут быть и в ряде международных структур.

Карта 5.

Ландшафтоведение      Это классика географии. Именно здесь занимаются не какой-то одной стороной природы или человеческого общества, одним природным или антропогенным компонентом, а всей совокупностью связей между разными компонентами одного природного или антропогенного комплекса (ландшафта), начиная от самых маленьких (речка, пруд, парк, лес, луг, гора, населенный пункт, поле) и заканчивая географической оболочкой Земли. Задача ландшафтоведа – не только описать тот или иной ландшафт Земли, но и выяснить историю его возникновения и дать прогноз его дальнейшего развития с учетом влияния множества факторов. И знать тут нужно основы практически всех других географических наук.      Перспективные направления – геофизика и геохимия ландшафта (влияние физических и химических процессов на формирование и динамику той или иной территории), этнокультурное ландшафтоведение (как различные культуры и поселения людей влияли на разные ландшафты Земли и как природа оказывала влияние на менталитет разных народов), экологическая оценка местности, методы аэрокосмического зондирования в ландшафтоведении, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.).        Рынок труда: НИИ, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, комитеты по охране природы, естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские (проектирование эстетических ландшафтов).

Карта 6.

Спелеология      Это пограничная наука на стыке геологии и физической географии. Она занимается изучением внутренних полостей земной коры (образование, динамика, современное состояние), в более простом понимании – исследованием пещер.      Спелеологию можно изучать по-разному: относительно горных пород и минералов, из которых сложены стены пещер (геологическая спелеология); микроклимата пещер (климатическая спелеология); присутствующих в пещерах живых организмов (биоспелеология); гидрологического режима пещер (гидроспелеология); следов материальной культуры в пещерах (археологическая спелеология); современного использования пещер (антропоспелеология); картирования пещер (топографическая спелеология). Особняком стоят спортивная и туристическая спелеология: на некоторых географических факультетах есть соответствующие клубы. Наиболее интересное и перспективное направление в спелеологии – подводная спелеология (изучает полости в рельефе дна морей и океанов).       Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических организациях, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры.

 

Карта 7.

Океанология        Старое название океанологии – океанография. А планету Земля правильнее было бы назвать Вода или Океан, ведь еще со школы мы знаем, что большая часть поверхности Земли покрыта водой (Мировой океан).        В океанологии выделяют физику океана (ее интересуют взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химию океана (соленость, химический состав воды), геологию океана (из каких горных пород и минералов состоит морское дно и подводные горы, полезные ископаемые); биологию океана (изучение водной фауны и флоры, в т. ч. выявление мест обитания организмов, имеющих продовольственное значение); топографию дна Мирового океана (картирование подводного рельефа).         В программе для океанологов очень много математики, физики и химии. Уже после 2-го курса студенты отправляются на производственную практику на морскую станцию или научное судно проводить исследования. Вы не только бесплатно покатаетесь по морям-океанам и насладитесь красотами моря и тех мест, где будет швартоваться судно, но и закалитесь, превратившись в настоящего «морского волка». А если повезет, то и окажетесь на борту батискафа!        Да и сама океанология – перспективнейшая географическая наука. Планеты Солнечной системы изучены лучше, чем глубины Мирового океана. А океанологов-подводников заслуженно сравнивают с космонавтами. Даже новый термин возник – акванавты.      Рынок труда: разные гидрографические службы, научно-исследовательские институты, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, частные фирмы, обучающие дайвингу, туристические бюро.

 

Карта 8.

Гидрология суши         В XXI веке пресная вода стала настолько ценным ресурсом, что за обладание ее источниками даже происходят военные конфликты между странами и разрабатываются проекты по доставке айсбергов к засушливым районам Земли. Оптимизировать и рационализировать водные потоки и водный баланс страны призваны люди, избравшие своей профессией гидрологию суши.         Гидрологи исследуют круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализируют режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; дают оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвуют в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляют каталоги водных объектов суши.         Гидрология тесно связана с физической географией, физикой (гидродинамика), математикой, биологией, химией, ихтиологией, гидротехникой и навигацией. Рынок труда: НИИ, озерные и речные станции, гидрологические посты и гидрообсерватории, гидроэлектростанции, предприятия водного транспорта, фирмы, занимающиеся разведением рыб, водные парки, управления речных каналов, речные порты, гидрометеоцентры.

 

Карта 9.

Почвоведение         Это биолого-географическая наука о происхождении, динамике, современном состоянии, будущем развитии почвы и о рациональном использовании почвенных ресурсов. Почвоведы-географы изучают географию почв, их морфологию и генезис, геохимию, коллоидную химию и биогеохимию, картографирование, физическую и биологическую химию, биологию, гидрологию и гидрогеологию!       Выпускники решают в сельском хозяйстве проблемы повышения плодородия почв и применения нужных удобрений, участвуют в проведении мелиораций (орошение, осушение, гипсование, известкование почвы) и в борьбе с почвенной эрозией, составляют карты почвенно-земельных ресурсов для агрономических хозяйств. Хороший почвовед – это правая рука руководителя сельхозпредприятия. Особенно сильно возросла роль географа-почвоведа сейчас, когда проводится широкомасштабная земельная реформа и услуги людей этой профессии необходимы для оценки почвенно-земельных ресурсов.

 

Карта 10.

Политическая география         Это раздел гуманитарной географии, изучающий расстановку политических сил в разных странах, или в какой-то отдельной стране, или в части этой страны. В его задачи входит анализ межэтнических отношений на разных территориях; выявление факторов (чисто политических, военных, экономических, культурных, этнических, ментально-психологических и даже природных), влияющих на территориальное распределение политических сил, явлений и процессов; комплексный анализ и детальная оценка политической ситуации в стране и мире; участие в построении и редактировании политических карт и справочников; рекомендации властным структурам и политикам, помощь в выработке политологических схем, технологий и политических и военно-политических доктрин государства.                      Политическую географию изучают вместе с социально-экономической географией, поскольку эти два направления тесно взаимосвязаны. Выпускники получают диплом географа-политолога. За их плечами – изучение политологии, страноведения, регионалистики, экономики разных стран, психологии и культуры разных народов, ну и, конечно же, иностранных языков – не меньше двух.         Политико-географы могут работать в основном в качестве аналитиков и экспертов.  

 

Карта 11.

Экономическая и социальная география           Экономическая география – один из разделов гуманитарной географии. Она изучает пространственное размещение производительных сил (население и хозяйство) и находится на стыке географии и экономики. А социальная география лежит в плоскости взаимодействия общей географии и целого ряда гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, социологии, культурологии, даже психологии (изучает менталитет населения той или иной территории).        Экономико-географы рассматривают природно-ресурсный и экономический потенциал территории (от населенного пункта до страны в целом); выявляют специфические особенности и проблемы территории; оценивают стоимость земель; ищут оптимальное место для строительства народнохозяйственных объектов; дают рекомендации для властных и хозяйственных структур по комплексному освоению и решению проблем территории; определяют степень экологического риска в процессе хозяйственного освоения территории; дают прогноз развития территории. Определенный таким образом предпринимательский климат объекта немаловажен для будущих инвестиций в этот объект.         Социогеографы участвуют в оценке трудового и интеллектуального потенциала территории; изучают образ жизни, традиции, обычаи, поведение (менталитет) разных групп населения, социальных слоев и этносов; собирают и систематизируют информацию о мигрантах; дают госструктурам рекомендации по оптимальному распределению миграционных потоков населения; помогают в обустройстве беженцев; анализируют переписи населения; принимают участие в этнографических экспедициях; помогают планировать населенные пункты и места отдыха; выявляют национальные проблемы и дают советы по их разрешению; участвуют в определении индекса человеческого развития (качество жизни населения). .

 (Из статьи О.Сычева на страницах сайта EduNews. ru)

Задание 7. Какие направления работы географов не указаны в инфокартах предыдущего задания. Продолжите дискуссию, используя материал следующего текста

 

Практически все профессии, связанные с географией, считаются перспективными по своей природе. Правда, многое зависит не от самой должности, а от того, где именно работает специалист. Не нужно объяснять, что работник небольшой фирмы будет получать намного меньше, нежели его коллега из горнодобывающей компании. Также следует отметить, что особым почетом пользуются должности, связанные с добычей газа и нефти. Берут туда только опытных ученых, которые на практике доказали свое мастерство и знания. То же касается и специалистов, занимающихся составлением карт на основе астрономических данных. Если говорить о более приземленных профессиях, способных предоставить хороший старт, то здесь следует выделить геодезиста, геолога и эколога.

Что представляет собой профессия "геодезист"? В первую очередь геодезия - это раздел науки, посвященный измерению земли. Сюда входят вычисления площади участков, составление координатных маркеров, планировка и составление карт. Геодезисты нужны во всех городах, ведь без них невозможно составить строительный проект или изменить ту же топографическую карту. Берут их как на государственное обеспечение, в тот же земельный отдел, так и в частные фирмы. Профессия "геодезист" требует хороших познаний в математике, геометрии, физике, черчении и, конечно же, географии. Особую страсть будущий специалист должен испытывать именно к черчению – работать с карандашом и ватманом придется очень много. Еще одним требованием является знание ПК, так как карты все чаще создают с помощью компьютерных программ. Большим спросом геодезисты пользуются в мегаполисах. Помимо обычных проектов по возведению мостов, строению дорог и планировке загородных участков, их также привлекают и к созданию обновленных карт местности.

Чтобы добиться успехов в геологии, нужно пожертвовать очень многим, ведь эта профессия требует полной самоотдачи. Дабы заполучить сведения о новых рудниках, приходится проводить месяцы напролет в командировках, вдали от родных и близких. Именно поэтому многие не хотят связывать свою жизнь с этой профессией. И хотя основное образование геолог получает в институте или академии, без должной практики в поле стать хорошим специалистом не получится. Человек, претендующий на эту специальность, должен иметь хорошее здоровье и быть выносливым, иначе про длительные походы и экспедиции можно забыть. В первую очередь инженер-геолог интересен горнодобывающим предприятиям, так как может найти нужные источники сырья. Но и промышленные компании, строительные организации и исследовательские центры с радостью примут в свои ряды опытного геолога.

Еще одним представителем профессий с географическим уклоном является эколог. В отличие от предыдущих профессий здесь более важна креативность, нежели аналитический склад ума. Ведь людям этой специальности часто приходится отстаивать свое мнение перед общественностью, выступать с заявлениями в СМИ и так далее. Что касается перспективы на будущее, то с годами потребность в этой профессии только возрастает. Подобные сотрудники нужны на промышленных предприятиях, дабы следить за выбросом вредных веществ в атмосферу. Без их одобрения не могут сносить парки или делать их перепланировку, а также они напрямую влияют на количество рубок в лесу.

Тема СРО :  «Моя родина - Казахстан»

Задание СРО: подготовить сообщение на тему «География родного края»

Сроки сдачи СРО: 2 неделя

Неделя 2

1.2. Тема занятия:

«Географические термины»

План практического (семинарского) занятия :

4. Основная географическая терминология

  1. Термины географии в русском и казахском языках
  2. О научных методах исследования в географии

Формы и методы обучения: беседа-полилог, проблемно-поисковый метод, этиомлогический комментарий, перевод

Справочный материал

Термины – это слова или словосочетания, которые имеют строго определенное значение в той или иной области науки и техники. Каждая наука и сфера профессиональной деятельности имеют свою терминологическую систему. Термины подразделяются на два вида: узкоспециальные и общенаучные. Узкоспециальные термины – это термины, имеющие значения, характерные для какой-либо специальности данной отрасли. Общенаучные термины – это термины, которые используются в нескольких областях науки и техники.

Наиболее обширный пласт теминологической лексики всех современных наук образуется с помощью словообразовательных элементов (корней, префиксов, суффиксов) греческого и латинского языков. Эти словообразовательные элементы имеют статус международных терминоэлементов, на основе которых создается интернациональная терминологическая лексика.

Основными способами терминообразования в русском языке являются:

1) отглагольные существительные с суффиксом –ени(е), -ани(е);

2) существительные с суффиксом –ость со значением отвлеченного признака;

3) отглагольные существительные с суффиксом –к со значением абстрактного понятия;

4) наименования с суффиксом –тель со значением предмета;

5) существительные с нулевым суффиксом со значением абстрактного понятия;

6) сложные слова, состоящие из 2-корней;

7) отглагольные прилагательные с суффиксами –уч-,-юч-;

8) терминологические сочетания слов;

9) сложносокращенные слова (аббревиатуры)

В казахском языке наряду с заимствованными терминами употребляются исконно казахские географические термины очень многочисленны и широко распространенны не только на территории Казахстана, но и далеко за его пределами. Многие термины, имеющиеся у казахов, встречаются и у других народов, говорящих на тюрко-монгольских языках. Некоторые же казахские географические термины прочно вошли и в русскую специальную литературу и употребляются наравне с терминами, уже имеющимися в русском языке (например: сор, такыр и др.).

Казахские географические термины отражают природные особенности территории Казахстана, при этом подавляющее большинство их относится к элементам рельефа, гидрографии, растительного покрова и к ландшафту в целом.

Казахи, в прошлом скотоводы, больше всего обращали внимание именно на те природные особенности своей территории, которые имели решающее значение для скотовода.

Детальному знанию элементов природы у казахов способствовала, форма ведения хозяйства: в течение многих веков казахи круглый год находились в непрерывном передвижении, переходя с одного сезонного пастбища на другое.

Кочевой образ жизни развил у казахов исключительную наблюдательность, необходимую для использования природных особенностей своей территории (прежде всего кормовых угодий), для ведения хозяйства. Сама жизнь заставляла их не только детально знать специфику того или иного пастбища (особенности рельефа, климата, растительность, характер водных источников, сезон их использования, пригодность для разных видов скота и т.д.), но и подмечать все мельчайшие особенности ландшафта, могущие служить ориентирами на пути перекочёвок, местами для укрытия скота от непогоды и т. п.

Именно поэтому географические термины, связанные с элементами рельефа, гидрографии и с особенностями растительного покрова у казахов не только многочисленны, но и узко дифференцированы. Каждая мельчайшая деталь горы, ложбины, реки, озера, пастбища и т. д. имеет у них свой особый термин, почти не встречающий аналогов у других народов, особенно у земледельцев. Эти термины представляют большую ценность для выработки научной географической терминологии на казахском языке, в которой так нуждаются и учащиеся и преподаватели средних и высших учебных заведений, а также литературные и научные работники, имеющие отношение к географической науке. Казахские географические народные термины могут оказать существенную помощь так­же картографам-транскрипторам и работникам полевых исследований Казахстана, так как в состав подавляющего большинства географиче­ских названий на территории Казахстана входят те же казахские народ­ные термины, характеризующие ту или иную особенность данной мест­ности.

Дидактический материал

Задание 1. К терминам из первого столбца, обозначающим в казахском языке погодные явления, подберите из второго столбца правильное толкование на русском языке

1. буалдыр А. мираж, марево
2. Қараборан  Б. ветры, дующие в начале весны подряд 5 — 8 дней, под дей­ствием которых, быстро стаивает снег
3. Күнгей В. снежная лавина, обвал, оползень
4. Теріскей Г. легкая мгла; легкий туман; дымчатая пелена
5. Бесқонақ Д. солнечная (южная сторона, солнцепек, склон, обращенный к солнцу)
6. Көшкін Е. Вихрь
7. Желкем Ж. северная сторона; северный склон горы
8. Сағым З. не сильный, но продолжительный дождь в летнее время, когда небо бывает обложено серовато-белыми облаками
9. Құйын И. пыльная или песчаная буря
10. Аңызғақ К. сухой, горячий ветер, дующий летом; суховей. Под влиянием такого ветра почва иссушается, пастбище выгорает, что причиняет большой вред сельскому хозяйству
11. Ақжауын Л. ветер, ветреная погода.

(Ключ к заданию 1: 1 - Г, 2 –И, 3 –Д, 4 – Ж, 5 – Б, 6 –В, 7 – Л, 8 – А, 9 – Е, 10 – К, 11 – З)

Задание 2. Прочитайте. Выпишите термины географии, подберите им соответствия в казахском языке. Сделайте анализ способов их образования. Составьте словообразовательные гнезда ключевых географических терминов.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1142.