Сельское хозяйство Казахстана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сельское хозяйство является важным сектором экономики страны.

По производству зерна Казахстан занимает третье место в СНГ после России и Украины. В 1990—2012 годы в структуре сельского хозяйства республики произошли важные изменения: ведущую роль стало играть выращивание масличных культур (их валовый сбор увеличился в 1991—2012 годы со 155 млн тонн до 977 млн тонн), картофеля (рост в 1990—2012 годы с 2324 млн тонн до 3126 млн тонн), овощей (рост валового сбора в 1990—2012 годы с 1136 млн тонн до 3062 млн тонн) и бахчевых (рост в 1990—2012 годах с 302 млн тонн до 1602 млн тонн)[50]. При это в 1990—2012 годы резко сократились валовые сборы сахарной свеклы — с 1044 млн тонн до 152 млн тонн и зерновых с 28,5 млн тонн до 11,6 млн тонн[50]. В 1990—2012 годы поголовье крупного рогатого скота сократилось с 9,8 млн до 5,7 млн, свиней с 3,2 млн до 1,0 млн, овец и коз с 36,2 млн до 17,6 млн, птицы с 59,3 млн до 33,5 млн[51]. В этот же период производство мяса упало с 1547,6 тыс. тонн до 934,1 тыс. тонн, молока с 5,6 млн тонн до 4,9 млн тонн, яиц с 4185 млн штук до 3673 млн штук, шерсти с 107,9 тыс. тонн до 38,4 тыс. тонн].

Экспорт пшеницы является одним из главных источников валютных поступлений в экономику республики. Несмотря на то, что страна находится в зоне рискованного земледелия, а сбор зерновых может отличаться в разные года более чем на 50 %, Казахстан полностью обеспечивает себя хлебом, и экспортирует не менее 70 % урожая даже в самые неурожайные годы. Например, в феврале 2013 Минсельхоз США снизил прогноз производства пшеницы в Казахстане в текущем сельхозгоду (июль 2012 — июнь 2013 года) до 9,84 млн тонн, отметив что 6,5 из них будет экспортировано. В 2011 году было собрано более 25 миллионов тонн зерна.

 На севере Казахстана выращивается яровая пшеница, овёс, ячмень и другие зерновые культуры, а также подсолнечник, лён-кудряш. Развито овощеводство, бахчеводство.

Запад славится посевами кукурузы, овощей, подсолнечника и других с/х культур. В 2009 году в Уральске предполагается построить завод по производству подсолнечного масла. Это восполнит дефицит в области, хотя производство в целом составит 4-5 процентов от общего объёма производства по РК. На юге республики при искусственном орошении дают высокие урожаи хлопчатник, сахарная свёкла, табак, рис. В 1990—2012 годах сбор хлопка-сырца в республике вырос с 324 тыс. тонн до 380 тыс. тонн. Развито садоводство.

Природные условия Казахстана, их многообразие обуславливают значительные потенциальные возможности для развития животноводства. В Казахстане традиционно занимаются овцеводством, коневодством, верблюдоводством, разведением крупного рогатого скота.

 

Задание 2. Составьте сообщение о сельскохозяйственной отрасли своего региона.

 

Задание 3. Прочитайте текст. В какой части высказана основная мысль?

Органическое сельское хозяйство представляет собой систему производства, которая позволяет избежать или в значительной степени исключить применение химических удобрений, пестицидов и регуляторов роста. В максимально возможной степени экономически целесообразные органические сельскохозяйственные системы основываются на использовании севооборотов, растительных остатков, навоза животных, бобовых культур, зеленых удобрений (сидератов), биологических методов борьбы с вредными организмами. Органическое сельское хозяйство предусматривает сохранение экологического баланса, сведение к минимуму отрицательного воздействия сельскохозяйственного производства на окружающую среду.

Картофелеводство, овощеводство и бахчеводство являются важными отраслями сельского хозяйства, призванные круглогодично обеспечить население полноценными и сбалансированными продуктами питания. По данным Казахской академии питания, норма потребления картофеля на 1 жителя республики составляет 100 кг, овощей - 120 кг, бахчи - 26 кг. При этом ассортимент овощей должен быть весьма широким. Установленные нормы потребления являются минимальными, в наиболее развитых странах производятся и употребляются значительно большее количество овощной продукции.

Почвенно-климатические условия Казахстана позволяют производить большие объемы разнообразных видов овощей, бахчи, а также картофеля, обеспечить тем самым внутренний рынок полностью. Республика имеет большой экспортный потенциал по данным видам продукции. По статданным 2016 года, в целом по Казахстану овощные культуры возделывались на площади 146,2 тыс.га, собрано 3,564 млн.т овощей. Площади картофеля составили 186,9 тыс.га, убранная продукция - 3,464 млн.т. Под бахчевые культуры отведены 93,6 тыс.га, валовые сборы составили 2,088 млн.т.

Овощи в основном употребляются в пищу в свежем виде и после неглубокой переработки. Поэтому большое значение имеет экологичность производимой продукции. Для полноценного, добротного питания, улучшения здоровья нации, народа Казахстана производство натуральных, высококачественных овощей приобретает особую актуальность.

Во всем мире ощущается острый недостаток продовольствия, в т.ч. и овощей. И здесь для многих стран, которые не обеспечены продуктами питания, не до органической продукции. Очень трудно сочетается отсутствие (недостаток) продовольствия для населения планеты и органическое земледелие, при котором производство продукции резко снижается.

( из статьи Т.Е. Айтбаева, док с.-х. наук, члена-корреспондента НАН РК)

Какие проблемы затронуты в тексте? Выберите три правильных ответа:

1. Преимущества органического сельского хозяйства

2. Объемы бахчеводства

3. Почвенно-климатические условия Казахстана

4. Недостаток продовольствия в мире

5. Объемы потребления картофеля.

6. Экспорт сельхозпродукции

7. Здоровье нации.

2.4. Тема СРО : «Флора и фауна земного шара»

Задание СРО: подготовить доклад на тему «Флора и фауна моего родного края»

Сроки сдачи СРО: 8 неделя

Модуль 3. Официально-деловой стиль в профессиональной речи географа

Неделя 8

 

6.3. Тема занятия:

«Страны наполитической карте мира»

План практического (семинарского) занятия :

1. Стилистическое своеобразие официально-деловых текстов

2. Интерпретация и анализ профессионально ориентированных текстов

Формы и методы обучения: беседа-полилог, проблемно-поисковый метод, кейс

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте текст. Выпишите из Конституции статью о государственном устройстве нашей страны. Определите стиль речи.                                 

       Политическая карта мира — тематическая карта, на которой показаны государственные границы всех стран мира. Её называют зеркалом эпохи, поскольку на ней находят своё отражения все процессы, происходящие в мире на разных этапах развития человеческого общества.

       В настоящее время на политической карте 230 стран. Все страны мира различаются:

географическим положением;

величиной территории;

численностью и национальным составом населения;

по форме правления;

по государственному устройству;

по уровню социально–экономического развития.

       Из 230 стран мира 190 суверенные — политически независимые государства, обладающие самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Остальные — несамоуправляющиеся территории, такие как — колонии, протектораты, так называемые заморские департаменты.

Задание 2. Распределите жанры по видам

Частные деловые бумаги Служебные документы
   

 

         Заявление о приеме на работу, отчет о проделанной работе, служебная записка, распоряжение, расписка, объяснительная, заявление о предоставлении отпуска, план работы, доверенность, протокол обыска, журнал наблюдений, журнал успеваемости, договор купли-продажи, завещание.

 

Задание 3. Какие из вышеперечисленных служебных документов составляются в профессиональной деятельности географов? Выпишите их.

Задание 4. В каких видах служебных документов могут использоваться данные слова и словосочетания? Выпишите их в соответствующую графу. Используя выписанные слова, составьте по три предложения для каждой графы.

Отчет о результатах геолого-разведывательных исследований Отчет о состоянии окружающей среды Отчет о результатах метеорологических наблюдений

       Степень загрязнения воздуха, температура воздуха, наличие залежей, минеральные соединения, осадки, атмосферное давление, глубина, золотосодержащая руда, порода, предельно допустимая норма, выбросы, медь, тяжелые металлы, почва, нефть, дожди, каменный уголь, передвижение воздушных масс, антициклон, уран, оксид углерода, переменная облачность,

       Наблюдается, отмечено, предполагается, говорит о наличии, превышают, надвигаются, является признаком, сменятся, обнаружены, выявлены.

 

3.1.Тема СРО: «Крупные страны мира»

Задание СРО: подготовить сообщение на тему «Крупнейшие страны мира»

Сроки сдачи СРО: 9 неделя

Неделя 9

3.2. Тема занятия:

«Государственный строй стран мира и их типология»

План практического (семинарского) занятия :

  1. Документирование трудовых отношений
  2. Интерпретация и анализ профессионально ориентированных текстов
  3. Самостоятельное построение высказываний по заданной теме.

Формы и методы обучения: беседа-полилог, проблемно-поисковый, репродуктивный метод

 

Дидактический материал

Задание 1.

Суверенные страны имеют различные формы организации государства. Важнейшей из них является государственный строй. Он может быть монархическим и республиканским.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху – королю, князю, султану, шаху, эмиру и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена (Бруней, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман и др.), или конституционной, когда верховная власть ограничена конституцией. В современном мире наиболее распространены конституционные монархии (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.). В мире реально существует 30 монархий, а формально – более 40, т. к. в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), главой государства юридически считается королева.

Теократическая монархия – это форма правления, при которой глава государства является одновременно религиозным лидером. Таких государств на земном шаре несколько: Ватикан (во главе которого стоит Папа римский), Саудовская Аравия (король возглавляет религиозную общину мусульман суннитов), султанат Бруней. Республики - эта форма правления была завоевана в ходе буржуазных революций в континентальной Европе; республиками провозгласили себя страны Латинской Америки, Африки и Азии после получения независимости.

Большая часть государств мира республики. В республиках высшая государственная власть принадлежит выборному представительскому органу, глава государства избирается всем населением страны, имеющим право голоса. В зависимости от того, как складывается распределение полномочий между парламентом и президентом, республика может иметь президентскую, президентско-парламентскую или парламентскую форму управления.

Типично президентскими республиками являются, например, США, Мексика, Бразилия, президентско-парламентскими – Франция, Италия, Индия, Украина. Чисто парламентская форма управления встречается в Канаде и Австралии.

По формам административно-территориального устройства все страны мира подразделяются на две группы. Большую из них образуют унитарные, меньшую – федеративные государства.

Унитарное государство – такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве действует единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся административные единицы обладают только исполнительной, но не законодательной властью. Унитарными являются большинство государств современного мира (Великобритания, Польша, Франция, Япония, Венгрия и др.).

Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой его территория имеет в своем составе самоуправляющиеся образования. Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. Такие федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции и т.д.), как правило, имеют собственную конституцию, органы власти. К ним относятся Россия, США, Бельгия, Нигерия, Мексика, Бразилия и многие другие. В ведение федераций входят важнейшие вопросы государственной жизни: оборона страны, внешняя политика, финансы, налогообложение, организация высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации.

Конфедерация – союз государств, объединяющихся ради решения определенных политических или военных целей, но сохранивших при этом свою самостоятельность (например, США были конфедерацией с 1776 – 1787 гг.). Уния - объединение государств под скипетром одного монарха, что иногда случалось в истории (например, Польско-Литовская уния 1386 – 1568 гг., включавшая и земли Украины).

В наше время преобладают унитарные государства, много есть и федеративных государств, а вот классических конфедераций или уний нет. По величине территории выделяются крупнейшие страны: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан.

Наряду с ними существуют микрогосударства: Ватикан, Монако, Сан-Марино, Андорра. По количеству населения выделяются крупнейшие страны с численностью населения более 100 млн. чел.: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Мексика. По политико-географическому положению государства делятся на приморские (Португалия, Нидерланды, Франция), полуостровные (Швеция, Норвегия), островные страны (Великобритания, Кипр), страны – архипелаги (Япония, Индонезия, Филиппины). Особую группу составляют страны, которые не имеют выхода к морю (Боливия, Парагвай, Монголия, Афганистан, Нигер, Венгрия и т.д.).

Наиболее сложной является типология стран по уровню социально-экономического развития. Всё зависит от того, какие признаки положить в её основу. Чаще всего основными критериями для зачисления страны в определённую группу служат следующие показатели: ВВП (ВНП), производство основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения, уровень урбанизации, структура занятости и экспорта, уровень образования и т. д. Учитывается уровень сформированности организационно-управленческих структур и функционально-отраслевых структур.

На основе этих критериев выделяют различные типы стран. Высокоразвитые страны - наиболее экономически развитые страны, на долю которых приходится 90% инвестиций, более половины производства промышленной продукции мира, 2/3 продукции машиностроения. Среди развитых стран выделяется Большая семёрка – США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Это наиболее развитые страны мира, обладающие значительным влиянием на экономические, военные и политические процессы во всём мире. Кроме Большой семёрки к высокоразвитым относятся малые промышленно развитые страны Европы: Нидерланды, Швейцария, Швеция, Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Австрия и др.

В отдельную подгруппу выделяют страны переселенческого капитала или промышленно развитые страны Южного полушария: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. Среднеразвитые страны несколько уступают высокоразвитым странам по большинству экономических показателей, сформированности хозяйственных структур. К ним относятся: Испания, Португалия, Греция, Ирландия, Турция. Постсоциалистические страны переходной экономики включают Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Болгарию, Румынию и т.д. Так же в эту группу входят республики, входившие в СССР, хотя сегодня между уровнем их развития наблюдаются значительные различия, обусловленные различным уровнем обеспеченности природными ресурсами, особенностями демографической ситуации, проводимой экономической политикой, политическим курсом руководителей.

Новые индустриальные страны в последние десятилетия достигли значительных достижений во многих отраслях хозяйства. Они опережают экономически развитые страны по темпам роста, однако характеризуются нестабильной политической системой, подвержены кризисным явлениям, имеют значительную безработицу. Примером негативных процессов в этой группе стран может служить опыт 2002 г. в Аргентине. В Азиатских странах, так называемых «дальневосточных тиграх» (или «Драконах»), толчком для ускорения экономического развития стали значительные инвестиции американского и японского капиталов, привлечение передовых технологий промышленно развитых стран, а последующие успехи связывают с удачно проведенными реформами. К этим странам относятся: Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг. В Латинской Америке к новым индустриальным странам относят Мексику, Бразилию, Чили, Уругвай.

Развивающиеся страны – самая многочисленная и пестрая группа стран. Вместе эти страны занимают более половины площади и населения земного шара. Прежде всего, обращают на себя внимание страны со зрелой структурой хозяйства: Индия, Пакистан, Таиланд, Филиппины, Индонезия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Тунис, Египет, Марокко и др. В этих странах активно взаимодействуют местный и зарубежный капитал, крепнет молодая промышленность, энергетика, улучшаются транспортные коммуникации, сфера обслуживания, активно осуществляется подготовка национальных кадров.

Отдельно выделяется группа нефтедобывающих стран. Это Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней, Бахрейн, Ирак, Иран и др. Благодаря огромным поступлениям от торговли нефтью они имеют благоприятные возможности для развития современного хозяйства, финансовой сферы, градостроительства, социальной сферы.

Наименее развиты страны, к которым ООН относит 42 страны с населением более 400 млн. чел. (Бангладеш, Чад, Нигер, Непал, Эфиопия, Сомали, Мали, Мозамбик, Гаити, Афганистан и др.), ощутимо отстают в своем развитии. В них еще преобладает многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. В потребительском сельском хозяйстве работает 85 – 90% населения, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно.

К странам с централизовано управляемой экономикой (социалистическим странам) относятся: Куба, Корейская Народно-Демократическая Республика, Китайская Народная Республика, Вьетнам. Несмотря на то, что рыночные отношения все более проникают в экономику этих стран, здесь сохраняются командно-административные методы организации и управления хозяйством.

Международные отношения и политическая карта мира в период после Второй мировой войны и до середины 80-х гг. характеризовались глобальным противостоянием Востока и Запада и «холодной войной» между ними. В это время возникли многочисленные военно-политические союзы (НАТО, Варшавский договор и др.), военные базы, очаги международной напряженности, региональные конфликты. Так, на протяжении всего после-военного периода главной «горячей точкой» был и остается Ближний Восток.


(по материалам: http://kursak.net/ekonomicheskaya-i-socialnaya-geografiya-mira/)

 

3.2.Тема СРО: «Политические деятели» 

Задание СРО: подготовиться к участию в пресс-конференции известных политических деятелей, формулированию вопросов и комментариев

Сроки сдачи СРО: 10 неделя

 


Неделя 10

3.3.Тема занятия: «География населения мира»

Формы и методы обучения: беседа-полилог, проблемный метод, комментирование инфографики

 

План практического занятия

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте текст. Перепишите первый абзац, вставляя пропущенные буквы и морфемы. Выпишите новые термины своей специальности. Определите их значение.

География населения − раздел соц…ально-экономической географии, изучающ.. территориальную организацию населения. География населения изучает числе…ость, структуру и размещение населения, ра…матриваемого в процессе общественного воспроизво…ства и взаимодействия с окружающ… природной средой.

В последнее время в географии населения прослеживается два направления. Первое – геодемографическое, которое изучает численность и структуру населения, главные демографические показатели (смертность, рождаемость, средняя продолжительность жизни) и воспроизводство населения, демографическую ситуацию и демографическую политику в мире, отдельных регионах и странах. Второе – собственно географическое, которое изучает общую географическую картину размещения населения в мире, отдельных регионах и странах, и в особенности географию расселения и населенных мест. На этом направлении наибольшее развитие получила геоурбанистика.

 

Задание 2. Опираясь на материал диаграммы, составьте текст, включая в него сложноподчиненные предложения с условными придаточными.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 502.