Пермский государственный институт культуры
Кафедра социально-культурных технологий и туризма
Баландина Г.А.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения
По направлению подготовки Социально-культурная деятельность
Пермь. 2017
Автор – составитель: доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий и туризма
Баландина Галина Александровна
Содержание
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | 4 |
2. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 8 |
3. | Планы семинарских занятий | 10 |
4. | Контрольная работа для обучающихся по заочной форме обучения и методические рекомендации по ее выполнению | 13 |
5. | Курсовая работа | 17 |
6. | Структура проекта (целевой комплексной программы) | 20 |
7. | Вопросы к зачету | 23 |
8. | Вопросы к экзамену | 25 |
1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты
Освоения ОПОП
(код
и содержание компетенций)
Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине в рамках компонентов компетенций
ПК-24 Готовность к участию в разработке и обосновании проектов и программ развития социально-культурной сферы
ПК-25 Способность проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных, гендерных различий групп населения
ПК-26 Способность к комплексной оценке социально-культурных проектов и программ, базовых социально-культурных технологических систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, коммуникативных, реабилитационных)
Планы семинарских занятий
Семинар 1. История зарождения и развития проектной деятельности в России
Цель занятия: Получение знаний по истории зарождения и развития проектной деятельности в России, обобщение исторического опыта, выявление тенденций развития проектной деятельности в России в современный период.
Вопросы для обсуждения:
1. Истоки проектной деятельности в России.
2. Внедрение проектного подхода в социальной сфере (20-30-е ХХ века). Социальное проектирование как одна из социальных технологий.
3. Теоретические основания социального проектирования (70-е гг. ХХ века).
4. Разработка методологических подходов в социально-культурном проектировании в 90-е годы ХХ века.
5. Современные концепции социально-культурного проектирования российских и зарубежных ученых.
Литература:
1. Красильников, Ю. Д. Методика социально-культурного проектирования : учебное пособие – М. : МГИК, 1993. – С. 5–10.
2. Курбатов, В. И. Социальное проектирование : учебное пособие для вузов. /В.И.Курбатов. О.В. Курбатова. – Ростов/Д: Феникс, 2001. – С. 10-15.
3. Марков, А.П., Бирженюк, Г.М. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие.– СПб, 1998.
4. Розин, В.М. Анализ концепций переустройства общества и культуры, предлагавшихся в России в ХХ веке // Наука о культуре : Итоги и перспективы. – науч.-информ. сб. – Вып. 3. – М. : изд-во РГБ, 2000. – С. 35-52.
5. Розин, В.М. Природа и особенности социального проектирования: (от замысла к реализации) //Социальное проектирование в сфере культуры : от замысла к реализации: сб. науч. трудов. /сост. Д. Б. Дондурей. – М., НИИ культуры,1988. – С.6-11.
6. Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. – М. : изд-во «Академия», 2010. - С. 128-135.
Семинар №2 Проблемы проектирования в исследованиях П.Г. Щедровицкого
Цель занятия: получение знаний методологических подходов к социально-культурному проектированию, разработанных П.Г.Щедровицким.
Вопросы для обсуждения:
1. Методология проектирования
2. Пространство проектирования
3. Программирование и организационное проектирование
4. Деятельностный подход в проектировании
5. Проблемы разработки и реализации культурной политики.
Литература:
1.Щедровицкий П.Г. Программирование и организационное проектирование, введение деятельностного подхода.
2. Щедровицкий П.Г. СМД методология и психология.
3.Щедровицкий П.Г. Программирование научных исследований и разработок (из архива Щедровицкого).- М.,1999.- Т.1.
4.Щедровицкий П.Г. Концепция или понятие культурной политики: Доклад, НИИ культуры, Москва, 26.04.1991//сайт Школы культурной политики. -1991.
5. Щедровицкий П.Г.О единстве культуры: культурная политика на пути к открытому обществу: Доклад // сайт Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». - 1993.
6. Щедровицкий П.Г. Лекция о пространстве проектирования/Архив/Школа культполитики http://www.shkp.ru/lib/arhive/second/2001-1/7
7. Щедровицкий П.Г. Лекция о методологии проектирования //Архив (Школа культполитики http://www.shkp.ru/lib/arhive/second/2001-1/7
Семинар № 3 Методологические подходы в социально-культурном проектировании
Цель занятия: получение знаний методологических подходов к социально-культурному проектированию, разработанных учеными.
Вопросы для обсуждения:
1.Методологические подходы в социально-культурном проектировании: системный, ситуационный, проблемный (прогнозный), деятельностный, объектно-ориентированный, субъектно-ориентированный (тезаурусный).
2.Принципы социокультурного проектирования. Принцип самоорганизации и саморазвития культурной жизни. Ориентация социально-культурных программ на сохранение ценностей, традиций, форм жизнедеятельности.
3. Персонифицированность культурных процессов и ценностей. Проблемно-целевая ориентация как ведущий технологический принцип проектной деятельности.
Литература:
1. Аверьянов А. Н. Системное познание : методологические проблемы – М. : Политиздат, 1985. – 263 с.
2. Анфилатов В. С. Системный анализ управления. – М. : Финансы и статистика, 2001.
3. Беляев А. А., Коротков Э. М. Системология. – М. : ИНФРА-М, 2000.
4. Вазуев С. А., Волкова В. А.. Игнатьева А. В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. – Л. : Политехника, 1991.
5. Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. – М., Рос. Институт культурологии, 1995.
6. Дридзе Т. М. Вернуть столицу горожанам // Общественные науки и современность. – 1997. – № 5. – С. 26–34.
7. Комаров С. В., Кордон С. И. Основы методологии : системодеятельностный подход, категории. / Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2005. – С. 52–54.
8. Локтионов М. В. Системный подход в менеджменте. – М. : ЮНИТИ, 2003. – 288 с.
9. Никаноров С. П. Системный анализ и системный подход. – М. : Наука, 2002.
10. Прогнозное социальное проектирование : методологические и методические проблемы / под. Ред. Г. М. Дридзе. – Раздел 1. – Гл. 2, 3. – Раздел 2. – Гл. 4.
11. Системный подход в социологии : новые направления анализа социальных систем. – М. : Комкнига, 2005.
12. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа : учебное пособие. – СПб. : Бизнеспресса, 2000.
13. Щедровицкий Г. П. Системные исследования и исследования систем. / Избранные труды. – М. : Школа культурной политики, 1995. – С. 57–114.
Курсовая работа
Для выполнения курсовой работы необходимо обратиться к учебно-методическому пособию: Курсовая работа: учебно-методическое пособие по курсовой работе направления подготовки Социально-культурная деятельность, профиль Менеджмент социально-культурной деятельности / авт.-сост. Мельникова Н. С. ; Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2012. – 24 с.
Социально-культурное проектирование – это важнейшая технологическая составляющая большинства профессий социально-культурной направленности. Каждая из них имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности – первым этапом любого начинания является разработка проекта, который в дальнейшем для его практической реализации оснащается специфическими для той или иной профессии средствами.
В этой связи основные задачи курсовой работы – продемонстрировать степень усвоения теоретических разделов учебной дисциплины, владение различными видами и методами проектирования, умение грамотно осуществить анализ социально-культурной ситуации, обосновать вариант проектного решения актуальных проблем и оснастить его в технологическом и ресурсном отношении.
Выполнение курсовой работы способствует дальнейшему формированию у студента общекультурных и профессиональных компетенций.
Темы курсовой работы:
1.Технология социально-педагогического проектирования.
2.Проектное обоснование модели общественного объединения.
3. Технология проектного обоснования шоу-акции.
4. Технология проектного обоснования модели организации (турфирмы, рекламного агентства, многофункционального культурно-досугового центра и т.д.).
5. Технология проектирования социально-культурных услуг.
6. Этапы и технология разработки проекта рекламной кампании (организации, услуги, товара, региона, личности и т.д.).
7. Технология формирования проекта избирательной кампании.
8. Технология разработки региональной культурной программы.
9. Технология проектирования в сфере рекреации и туризма
10. Технология проектирования многофункционального культурно-досугового центра
11. Технология разработки инновационного проекта в социально-культурной сфере.
12. Картографирование как метод социально-культурного проектирования
13. Технология проектирования национально-культурного ландшафта (региона, города, района)
14. Проект целевой комплексной программы (эстетического, правового, патриотического, экологического и т. п. направления)
15. Проектирование любительских объединений и клубов по интересам
16. Проектирование социально-культурных акций с различными категориями населения
17. Проект нетрадиционного культурно-досугового центра.
18. Проектирование развлекательного комплекса.
19. Проектирование региональных культурных акций (фестивалей, смотров, конкурсов)
20. Проектирование выставки.
21. Проектирование общественных организаций и объединений.
22. Проектирование Центра, Дома ремесел, народного творчества.
23. Разработка концепции социально-культурного развития (регион, город, район и т.д. – на выбор).
24. Разработка прогноза социально-культурного развития территории (уровень – на выбор).
Структура курсовой работы
Введение. В нем необходимо: раскрыть актуальность данного вида проектирования, аргументировав ее реальными проблемами практики; дать анализ современной научной литературы и оценить степень разработанности соответствующей проблемы; сформулировать цели и задачи курсовой работы.
1 глава – теоретическая.
2 глава – анализ практического опыта проектирования (в рамках темы). Анализ должен быть проведен на мировом, российском и региональном уровнях управления, выявить тенденции и проблемы.
3 глава – здесь должен быть представлен проект, разработанный студентом самостоятельно, а не скопированный откуда-нибудь. Он может быть в дальнейшем представлен в рамках дипломной работы.
Технология разработки проекта (указывается вид проекта – см. темы курсовых работ). Здесь раскрывается содержание всех этапов разработки проекта и применяемые при этом методы. Решение задач внутри каждого этапа необходимо проиллюстрировать конкретными примерами.
Содержание проекта. В данном разделе раскрывается содержание проекта, который разрабатывается каждым студентом в соответствии со структурой.
Список источников.
Приложения (результаты контент-анализа 5-ти статей, в которых раскрываются проблемы, решаемые в рамках проекта).
Содержание проекта (целевой комплексной программы)
Введение в проблему
Состояние проблемы
Вопросы к зачету
№ п/п | Формулировка вопроса | Код компетенций |
1. | Проектная сущность социально-культурных технологий. | ПК-24 |
2. | Истоки проектной деятельности в России | ПК-24 |
3. | Этапы развития проектной деятельности в России. Общая характеристика. | ПК-24 |
4. | Современные концепции социально-культурного проектирования. | ПК-24 |
5. | Методологические подходы в социально-культурном проектировании: общая характеристика. | ПК-24 |
6. | Системный подход в социально-культурном проектировании. | ПК-24 |
7. | Ситуационный подход в социально-культурном проектировании. | ПК-24 |
8. | Проблемный (прогнозный) подход в социально-культурном проектировании | ПК-24 |
9. | Сущность, содержание и специфика социально-культурного проектирования. | ПК-24 |
10. | Принципы социально-культурного проектирования. | ПК-24 |
11. | Логика формирования проекта и технология разработки его проблемно-целевого и содержательного блоков. | ПК-24 |
12. | Культура как объект проектирования: содержание понятия. | ПК-24 |
13. | Специфика проектирования в социальной и культурной сфере. | ПК-24 |
14. | Сущность, потенциал и технология проблемно-целевого подхода в процессе социокультурного проектирования. | ПК-24 |
15. | Понятие ситуации, ее структура, технология анализа. | ПК-24 |
16. | Социально-культурная среда как единица анализа ситуации и область проектной деятельности. | ПК-24 |
17. | Сфера жизнедеятельности и образ жизни как элементы ситуации и сферы проектирования | ПК-24 |
18. | Проблема как единица анализа ситуации (понятие, классификация, характеристика). | ПК-24 |
19. | Технология анализа социально-культурных проблем. | ПК-24 |
20. | Характеристика аудитории как основа разработки социально-культурных программ. | ПК-24 |
21. | Специфика социально-педагогического проектирования | ПК-24 |
22. | Технология разработки социально-педагогических программ. | ПК-24 |
23. | Проектное обоснование модели общественного объединения. | ПК-25 |
24. | Технология разработки маркетинговых программ. | ПК-24 |
25. | Позиционирование в системе разработки маркетинговых программ. | ПК-24 |
26. | Технология референтации как основа разработки маркетинговых проектов. | ПК-24 |
27. | Критерии сегментирования и характеристика аудитории проектов. | ПК-24 |
28. | Социально-демографические критерии сегментирования и характеристика аудитории проектов. | ПК-24 |
29. | Психолого-поведенческие критерии сегментирования и характеристика аудитории проектов. | ПК-24 |
30. | Социально-культурные критерии сегментирования и характеристика аудитории проектов. | ПК-24 |
31. | Понятие и сущность социального прогнозирования. Принципы социального прогнозирования. | ПК-24 |
32. | Виды прогнозов и критерии истинности социальных прогнозов. Технология разработки прогноза. | ПК-24 |
33. | Основные сферы социального прогнозирования. Методы социального прогнозирования. | ПК-24 |
В опросы к экзамену
№ п/п | Формулировка вопроса | Код компетенций |
1. | Проектная сущность социально-культурных технологий. | ПК-24 |
2. | Истоки проектной деятельности в России | ПК-24 |
3. | Этапы развития проектной деятельности в России. Общая характеристика. | ПК-24 |
4. | Современные концепции социально-культурного проектирования. | ПК-24 |
5. | Методологические подходы в социально-культурном проектировании: общая характеристика. | ПК-24 |
6. | Системный подход в социально-культурном проектировании. | ПК-24 |
7. | Ситуационный подход в социально-культурном проектировании. | ПК-24 |
8. | Проблемный (прогнозный) подход в социально-культурном проектировании | ПК-24 |
9. | Сущность, содержание и специфика социально-культурного проектирования. | ПК-24 |
10. | Принципы социально-культурного проектирования. | ПК-24 |
11. | Логика формирования проекта и технология разработки его проблемно-целевого и содержательного блоков. | ПК-24 |
12. | Культура как объект проектирования: содержание понятия. | ПК-24 |
13. | Специфика проектирования в социальной и культурной сфере. | ПК-24 |
14. | Сущность, потенциал и технология проблемно-целевого подхода в процессе социокультурного проектирования. | ПК-24 |
15. | Понятие ситуации, ее структура, технология анализа. | ПК-24 |
16. | Социально-культурная среда как единица анализа ситуации и область проектной деятельности. | ПК-24 |
17. | Сфера жизнедеятельности и образ жизни как элементы ситуации и сферы проектирования | ПК-24 |
18. | Проблема как единица анализа ситуации (понятие, классификация, характеристика). | ПК-24 |
19. | Технология анализа социально-культурных проблем. | ПК-24 |
20. | Характеристика аудитории как основа разработки социально-культурных программ. | ПК-24 |
21. | Специфика социально-педагогического проектирования | ПК-24 |
22. | Технология разработки социально-педагогических программ. | ПК-24 |
23. | Проектное обоснование модели общественного объединения. | ПК-25 |
24. | Технология разработки маркетинговых программ. | ПК-24 |
25. | Позиционирование в системе разработки маркетинговых программ. | ПК-24 |
26. | Технология референтации как основа разработки маркетинговых проектов. | ПК-24 |
27. | Критерии сегментирования и характеристика аудитории проектов. | ПК-24 |
28. | Социально-демографические критерии сегментирования и характеристика аудитории проектов. | ПК-24 |
29. | Психолого-поведенческие критерии сегментирования и характеристика аудитории проектов. | ПК-24 |
30. | Социально-культурные критерии сегментирования и характеристика аудитории проектов. | ПК-24 |
31. | Технология проектного обоснования шоу-акции. | ПК-25 |
32. | Технология проектного обоснования модели организации (турфирмы, рекламного агентства, культурно-досугового центра и т.д.). | ПК-25 |
33. | Технология проектирования услуг (на примере турпродукта). | ПК-25 |
34. | Этапы и технология разработки проекта рекламной кампании (организации, услуги, товара, региона, личности и т.д.). | ПК-25 |
35. | Технология формирования проекта избирательной кампании. | ПК-25 |
36. | Содержание проблем в сфере художественной культуры и варианты проектных решений. | ПК-25 |
37. | Содержание проблем в сфере исторической культуры и варианты проектных решений. | ПК-25 |
38. | Содержание проблем в сфере экологической культуры и варианты проектных решений. | ПК-25 |
39. | Содержание проблем в сфере политической культуры и варианты проектных решений. | ПК-25 |
40. | Содержание проблем в сфере духовно-нравственной культуры и варианты проектных решений. | ПК-25 |
41. | Содержание проблем в сфере социально-психологической культуры и варианты проектных решений | ПК-25 |
42. | Содержание проблем в сфере физической и психической культуры и варианты проектных решений. | ПК-25 |
43. | Отраслевые» проблемы и варианты проектных решений. | ПК-25 |
44. | Структура и этапы разработки региональных программ социально-культурного развития. Внебюджетные источники финансирования социально-культурных программ. | ПК-25 |
45. | Критерии и технология определения приоритетных областей социокультурного проектирования. | ПК-25 |
46. | Составляющие историко-культурной самобытности территории и возможные сценарии ее развития в рамках региональной программы. | ПК-25 |
47. | Бюджетное финансирование социально-культурных программ (источники и механизмы финансирования, условия получения средств). | ПК-25 |
48. | Условия получения средств из внебюджетных источников. | ПК-25 |
49. | Структура и технология оформления заявки на получение средств под реализацию социально-культурных программ. | ПК-25 |
50. | Картографирование как метод проектирования: понятие, виды карт, технология разработки. | ПК-25 |
51. | Особенности проектирования многофункциональных культурно-досуговых центров. | ПК-25 |
52. | Особенности проектирования национально-культурного ландшафта. | ПК-25 |
53. | Инновационное проектирование в сфере социально-культурной деятельности. | ПК-25 |
54. | Понятие и сущность социального прогнозирования. Принципы социального прогнозирования. | ПК-25 |
55. | Виды прогнозов и критерии истинности социальных прогнозов. Технология разработки прогноза. | ПК-25 |
56. | Основные сферы социального прогнозирования. Методы социального прогнозирования. | ПК-25 |
57. | Экспертиза и критерии оценки социально-культурных проектов и программ. | ПК-26 |
Примерные практико-ориентированные задания
№ п/п | Темы примерных практикоориентированных заданий | Код компетенций |
1 | Провести анализ статьи по СКД, предложить идею проекта для разрешения проблем, поднятых в статье | ПК-25 |
2 | Разработать паспорт социально-педагогического проекта для детей | ПК-24 |
3 | Разработать паспорт социально-педагогического проекта для подростков | ПК-24 |
4 | Разработать паспорт социально-педагогического проекта для взрослых женщин | ПК-24 |
5 | Разработать паспорт социально-педагогического проекта для детей с ограниченными возможностями здоровья | ПК-24 |
6 | Разработать паспорт социально-педагогического проекта для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | ПК-24 |
7 | Провести анализ социокультурной ситуации в г.Перми | ПК-25 |
8 | Разработать проектное обоснование создания общественного объединения | ПК-25 |
9 | Разработать проектное обоснование праздника | ПК-25 |
10 | Разработать проектное обоснование шоу-программы | ПК-25 |
11 | Разработать проектное обоснование проектной игры | ПК-25 |
12 | Разработать проектное обоснование тура | |
13 | Разработать проектное обоснование Концепции социально-культурного развития г.Перми | ПК-25 |
14 | Разработать проектное обоснование Концепции развития туризма в г. Перми | ПК-25 |
15 | Разработать карту-схему культурного пространства г.Перми | ПК-25 |
16 | Разработать карту видов культурной деятельности в г.Перми | ПК-25 |
17 | Разработать обоснование национально-культурного проекта | ПК-25 |
18 | Провести сегментирование аудитории проекта | ПК-24 |
19 | Построить прогноз развития культуры в г. Перми | ПК-24 |
20 | Разработать проектное обоснование рекламной кампании учреждения культуры | ПК-24 |
21 | Разработать проектное обоснование избирательной кампании | ПК-25 |
22 | Провести экспертизу социально-культурного проекта для детей | ПК-26 |
23 | Провести экспертизу социально-культурного проекта для подростков | ПК-26 |
24 | Провести анализ сметы проекта | ПК-25 |
25 | Разработать проектное обоснование проекта в культурно-досуговом центре | ПК-25 |
26. | Разработать проектное обоснование инновационного проекта для молодежи | ПК-25 |
27. | Разработать проектное обоснование инновационного проекта для взрослых | ПК-25 |
Пермский государственный институт культуры
Дата: 2018-12-28, просмотров: 339.