Назовите основные достижения русского врача Д.Самойловича
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Участвовал в ликвидации 9 эпидемий чумы

2. Разработал рецепт средства для обеззараживания одежды чумных больных

3. Установил водный путь заражения при холере

4. Открыл первую антирабическую станцию

5. Открыл возбудителя сибирской язвы

6. Открыл возбудителя чумы

 

 

Лекция №7

 

ТЕМА: Медицина нового времени. Россия начало Х I Х века.

Теоретическая основа:

1.Россия начало ХIХ века.

      Временем появления первых полноценных клиник, начальных шагов клинического преподавания, формирования первых научных клинических школ, а значит, рождения клинической медицины в России была первая половина 19-го века—к этому тезису подвело нас обсуждение медицины 18-го века. Восемнадцатое столетие круто началось грандиозными преобразованиями великого и бешеного Петра, оно запомнилось также твердым, рациональным и успешным правлением Екатерины II, а завершилось романтически-порывистой, до гротеска иррациональной и обреченной на трагический конец политикой императора Павла; мы понимаем, что эта загадочная историческая личность была отмечена явными чертами психопатии. Выстроенный под барабанный бой плац-парадов в Гатчине в боевое каре на немецкий лад; познавший ужас пугачевского бунта и славу альпийского перехода Суворова; свидетель ошеломляющих, но мимолетных карьер и бесконечных фейерверков, зарождения общественной мысли и жестокого ее подавления; твердо веривший в разум безумный 18-й век российской истории принес стране всеобщую потребность перемен и надежду на их скорое осуществление. Надежды были связаны с «политической весной», которую провозгласил новый император Александр I.

     Такое понимание этого противоречивого столетия подталкивает нас к признанию событий политической истории начала 19-го века движущей силой, локомотивом процесса становления клинической медицины — подобно тому, как преобразовательная политика Петра I сыграла роль пускового фактора применительно к отечественной медицине в целом. Не будем, однако, поддаваться обманчивому первому впечатлению: весна только мелькнула, либеральный самодержец Александр I, человек «с тройным дном и тысячью лиц», пообещав (и похоже, с самыми искренними намерениями) конституцию и ряд других реформ, не дал ничего и в завершение своего царствования оставил Европе «Священный союз» монархов, а России — самую либеральную в Европе конституцию, но для одной лишь присоединенной Польши (Царства Польского), а для страны в целом — Министерство духовных дел и народного просвещения (современники пользовались язвительным определением, по Н. М. Карамзину: «министерство затмения»), «аракчеевщину» и декабристо. Тяжелые условия жизни и бесправие привели к массовым волнениям и крестьянским войнам.

После Великой французской революции (1793) и Отечественной войны 1812 г. для передовой части дворянства стала очевидной несостоятельность самодержавной власти и необходимость раскрепощения крестьян, что нашло свое отражение в восстании декабристов 1825 года. Усилившаяся после восстания реакция со стороны царизма на материализм и революционно-демократическое движение выражалось в гонениях и  

преследовании передовых ученых, закрытии университетов, введении ряда ограничительных мер в деятельность научных и учебных учреждений. В 1820 г. была назначена правительственная ревизия университетов. В Казани попечитель учебного округа М. Л. Магницкий для обуздания «гибельного материализма» повелел, в частности, отпеть и похоронить по церковному обряду препараты университетского анатомического музея и запретил дальнейшее анатомирование.

   Особую роль в развитии медицины в первой половине XIX в. сыграли С.-Петербургская медико-хирургическая академия и Московский университет.

      Первая половина XIX в. характеризуется быстрым ростом отечественных медицинских кадров. Согласно "Правилам врачей, фармацевтов, ветеринаров, дантистов и повивальных бабок", утвержденным в 1845 г., медицинские звания подразделялись следующим образом: 1. Учено-практические (лекарь, доктор медицины, доктор медицины и хирургии). 2. Учено-служебные (уездный врач, члены врачебной управы, акушер и оператор, инспектор врачебной управы). 3. Специально-практические (дантист, повивальная бабка).

2. Становление клинической медицины.

Становление клинической медицины проходило на фоне постепенного, очень медленного, но неуклонного улучшения состояния лечебного дела в стране (к середине века в России было уже около 8 тыс. врачей; к 1865 г. губернские приказы общественного призрения открыли больше 500 больниц (свыше 17 тыс. коек).). Заболеваемость и смертность, особенно детская, оставались исключительно высокими (например, по оценкам 1819—1820 гг., около половины детей не доживали до пяти лет).

    Доминировал инфекционно-эпидемический тип патологии. Чума и оспа («черная смерть»), паразитарные тифы и детские инфекции свирепствовали по всей России; в 1823 г. к ним присоединилась холера, которая в последующие десятилетия потеснила их в качестве главной эпидемической угрозы.

     В России первые клиники появились с закономерным отставанием от европейских — в начале 19-го века — в Московском университете и Медико-хирургической академии (Петербург). Первым из основоположников отечественной клинической медицины называют декана медицинского факультета Московского университета М. Я. Мудрова, под руководством которого в Москве после великого пожара 1812 г. был заново отстроен и расширен принадлежавший университету Клинический институт и на этой базе создана первая терапевтическая клиника. Впервые Клинический институт был открыт еще в 1805 г.

   С именем М. Я. Мудрова связаны разработка первой в отечественной медицине системы врачебного расспроса больного и введение в практику гражданских лечебных учреждений России систематических записей, составляющих истории болезни. Их прообразом можно считать «скорбные листы». Он учил своих слушателей овладевать врачеванием «не со слов учителя», но путем практики, клинических наблюдений («не иначе, как внимательно наблюдая... за течением, симптомами и периодами болезни»; и требовал индивидуального подхода к больному: «Поверьте ж, что врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении причин... врачевание состоит в лечении самого больного. Вот вам вся тайна моего искусства, каково оно ни есть»…. говорил о важнейшей задаче предупреждения болезней: «Взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней ... предписать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче Матвей Яковлевич Мудров 1774—1831

предохранить от болезней, нежели лечить их. И в сем состоит первая его обязанность». Условия для теоретического обобщений в области медицины были созданы прогрессом физики, химии и биологии на рубеже 18—19 вв.: открытие роли кислорода в горении и дыхании, закона сохранения и превращения энергии, начало синтеза органич. веществ (1-я половина 19 в.), разработка учения о полноценном питании, изучение химич. процессов в живом организме, которое привело к возникновению биохимии” и т. д.

       Новые возможности для клинической медицины открыло появление дотоле неизвестных абсолютному большинству врачей методов объективного исследования больного. Речь идет о перкуссии (выстукивание грудной клетки), которую еще в 1761 г. разработал Леопольд Ауэнбруггер. Метод долго не находил применения. Лишь после того, как Жан Корвизар доказал важность перкуссии, ее стали применять в разных странах Европы. Жан Николя Корвизар де Маре  - основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I.

Жан Николя Корвизар де Маре (Corvisart, Jean Nicolas de Mare, 1755-1821) В течение 20 лет Корвизар и его ученики тщательно изучали перкуторный звук как новое средство диагностики. В отличие от автора метода, который перкутировал концами пальцев, сложенных в пирамиду, Корвизар стал выстукивать ладонью. Такой способ позволил ему с большим искусством распознавать заболевания легких, наличие жидкости в плевральной полости и околосердечной сумке, а также аневризму сердца, изучение которой принесло Корвизару большую славу. Другим важным открытием были предложенные Рене Лаэннеком аускультация (выслушивание) и стетоскоп. В России они сразу получили распространение. Аускультацию применял Феликс 

Римкевич из Вильны. (В 1824 г. он написал книгу о применении стетоскопа). Позже использовали другие русские клиницисты.

      Метод сопоставления клинических наблюдений с результатами посмертных вскрытий, примененный в 18 в. Дж. Морганьи, а затем М. Ф. К. Биша, Р. Вирховом, К. Рокитанским, Н. И. Пироговым и многими другими, а также разработка клеточной теории строения организмов породили новые дисциплины — гистологию и патологическую анатомию, которые позволили установить локализацию (место) болезни и материальный субстрат многих болезней.
     Чтобы оценить значение развития науки о лекарствах, достаточно вспомнить, какой грубый эмпиризм господствовал здесь в то время. И в 16, и в 18 в. арсенал лечебных средств независимо от того, каких взглядов придерживался врач, ограничивался кровопусканиями, клистирами, слабительными, рвотными средствами и еще немногими, однако достаточно эффективными лекарствами. В России основополагающий вклад в развитие экспериментальной фармакологии внесли труды Н. П. Кравкова.

Развитие клинической медицины в России и других странах Европы с самого начала отличалось общностью интересов и взаимосвязями ученых. Также по существу шло и развитие хирургии старейшей медицинской специальности, одной из основных составляющих клинической медицины. Хотя в разные исторические периоды в различных

странах преобладали те или иные направления. Особенность в России это то, что здесь никогда не существовало антагонизма между дипломированными врачами выпускниками

медицинских факультетов университетов и хирургами, готовившимися по методу "ремесленного ученичества". С самого начала высшего медицинского образования (1707)

в России готовили лекарей, одинаково компетентных и в хирургии, и во внутренних болезнях. Во Франции Хирургическая академия лишь в 1743 г. была приравнена к медицинскому ф-ту университета. В Англии хирурги отделились от цирюльников только

в 1745 г. В Пруссии антагонизм между врачами и хирургами сохранялся даже в XIX в.

Развитие хирургии: первый отечественный (русский) атлас анатомии на латинском языке был составлен в 1744 году Мартыном Ивановичем Шеиным. Рисовальщик, сам выполнял большинство иллюстраций. 3аложил основы научной медицинской терминологии, которая до него не существовала. Щепин К.И. первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание на русском языке. Протасов А.П. первый русский анатом-академик, ученик Ломоносова Михаила Васильевича.

Развитие терапии: еще в 1-й половине 19 в. трудами Е. О. Мухина, И. Е. Дядьковского, А. М. Филамофитского и других были заложены теоретические и экспериментальные основы развития физиологического направления в отечественной медицине, но особый расцвет его приходится на 2-ю половину 19 и 20 вв. Книга И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга” (1863) оказала решающее влияние на формирование материалистических воззрений врачей и физиологов. Наиболее полно и последовательно физиологический подход и идеи нервизма были использованы в клинической медицине С. П. Боткиным, основоположником научного направления отечественной внутренней медицины, и А. А. Остроумовым. Наряду с ними мировую славу русской терапии принесла клиническая школа Г. А. Захарьина, которая довела до совершенства метод расспроса больного. В свою очередь взгляды С. П. Боткина оказали глубокое влияние на И. П. Павлова, труды которого по физиологии пищеварения были удостоены Нобелевской премии, а созданное им учение о высшей нервной деятельности определило пути решения многих проблем как теоретической, так и клинической медицины.

В развитии отечественной педиатрии выделяют три периода: первый - до середины XIX века, второй - до Октябрьской социалистической революции, третий - советский. Первый период характеризуется возникновением и развитием педиатрии в рамках других специальностей, преимущественно акушерства и терапии. Наиболее передовые ученые того времени уже говорили о необходимости мероприятий в области здоровья детей и снижения высокой детской смертности. Крупные ученые-медики того времени - терапевт С. Г. Зыбелин (1736-1802) и акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812) в своих трудах поднимали и вопросы организации помощи детям. Особенно велики заслуги первого ученого-акушера Н. М. Максимовича-Амбодика. Он первым стал преподавать акушерство (и как часть его - педиатрию) на русском языке, создал русскую медицинскую терминологию. В своем труде "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле" он посвятил целый раздел уходу за ребенком, его питанию, болезням, свойственным детям, и методам их лечения от рождения до отроческого возраста. Как и С. Г. Зыбелин, он был горячим сторонником грудного вскармливания и распространения среди врачей и населения правил гигиены матери и ребенка.

Н. Ф. Филатов Началом второго периода и толчком к выделению педиатрии в самостоятельную дисциплину послужило открытие первых русских детских больниц: в 1834 г. в Петербурге (третья в Европе после Парижа и Вены), а в 1842 г. в Москве. Обе больницы носят теперь имя Н. Ф. Филатова. В 1844 г. в Петербурге была организована первая в Европе больница для грудных детей. В это же время С. Ф. Хотовицкий (1796-1885) начал впервые чтение полного курса детских болезней студентам Медико-хирургической Академии в Петербурге. Он же организовал в академии (1842) клинику акушерства и гинекологии, где треть общего количества мест была отведена детям. Наконец, С. Ф. Хотовицкий создал в 1847 г. первое русское учебное руководство по детским болезням - "Педиятрику", в котором дал определение сущности педиатрии и цели ее как науки, до сих пор не утратившее своего значения:

"Педиятрика есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и об основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей".И далее: "Именно же целью педиятрики, очевидно, есть, с одной стороны, споспешествование правильному, с природою сообразному ходу 'постепенного развития организма детского и свойственных ему отправлений, а с другой - удаление препятствий к правильности хода этого". Следовательно, формируясь как наука, отечественная педиатрия с самого начала носила профилактическое направление. Именно в России впервые в мире было введено обязательное преподавание педиатрии на медицинских факультетах.

   Дальнейшее развитие педиатрии связано с выделением ее в самостоятельную специальность, строительством и открытием новых больниц, а также первой самостоятельной кафедры детских болезней в Петербургской медико-хирургической академии в 1865 г. Первый руководитель кафедры - проф. В. М. Флоринский (1834-1899). В Москве систематическое чтение курса детских болезней на медицинском факультете университета было начато в 1861 г. доцентом кафедры акушерства, женских и детских болезней Н. А. Тольским, который организовал вскоре (1866) и первую педиатрическую клинику, а затем и кафедру (1873).

Хотя Петром Великим открыты были школы «для медической и хирургической практики», но так как имелись в виду исключительно потребности армии и флота, акушерству в них не обучали. Только в 1754 году устроены были акушерские школы в Петербурге и Москве, преподавать в которых были приглашены профессора с помощниками, в Петербурге Линдеман, в Москве Эразмус, которому принадлежит первое акушерское сочинение на русском языке — «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Становление акушерского образования в России связано с именем П. 3. Кондоиди (1710—1760). В 50-х годах XVIII в. он был назначен на должность архиатра — старшего врача Медицинской канцелярии, учрежденной вместо Аптекарского приказа в. 1723 г. в соответствии с реформами Петра I. По предложению П. 3. Кондоиди Сенат в 1754 г. издал указ «О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества». В 1757 г. в Москве и Петербурге были созданы «бабичьи школы», которые готовили «присяжных бабок» (образованных повивальных бабок, или акушерок). Преподавали в них 'Первоначально иностранцы: один доктор (профессор бабичьего дела) и один лекарь (акушер). В первые годы обучение было только теоретическим. Затем, после открытия первых в России повивальных (родильных) отделений на 20 коек при Московском (1764) и Петербургском (1771) Воспитательных домах, стал преподаваться и практический курс. Сначала обучение в бабичьих школах было малоэффективным. Имелись существенные трудности, при наборе учениц: так, в 1757 г. в Петербурге были зарегистрированы 11, а в Москве — 4 повивальные бабки, именно они составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате за первые 20 лет Московская школа подготовила всего 35 повивальных бабок (из которых пять были из россиян, а остальные — иностранки).

Нестор Максимович Максимович-Амбодик   С момента учреждения в первой половине XVIII века Российской Академии наук и Университета можно говорить о создании в России системы учреждений, способствующих развитию медицинского образования и науки. Нестора Максимовича Амбодика (1744 –1812)“медицины доктора и повивального искусства профессора ”,справедливо называют отцом русского акушерства. В 1770 г. после окончания Петербургской госпитальной школы он был направлен по особой стипендии на медицинский факультет Страсбургского университета, в котором в 1775 г. защитил докторскую диссертацию о печени человека («De hepate humano»). Вернувшись в Россию, Н. М. Максимович-Амбодик организовал преподавание бабичьего дела на высоком для своего времени уровне: приобрел акушерский инструментарий, лекции

сопровождал демонстрациями на фантоме и у кровати рожениц, Фантом женского таза с деревянным ребенком, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты были изготовлены по его собственным моделям и рисункам. По его инициативе в 1797 году был создан петербургский Повивальный институт при “императорской родильне ”, ставший с первых же дней основания центром акушерского образования во всей России.

Нестор Максимович Амбодик первым ввел курс акушерства на русском языке. Труд Амбодика “Искусство повивания, или наука о бабичьем деле ” с атласом рисунков на долгие годы стал главным научным пособием для всех отечественных врачей и акушерок. Его «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» явился первым оригинальным российским руководством по акушерству и педиатрии. Н. М. Амбодик одним из первых в России он применил акушерские щипцы.

     В России акушерские щипцы начали применяться в 1765 г., когда первый профессор медицинского факультета Московского университета И. Ф. Эразмус, начавший в 1765 г. преподавание акушерства на кафедре анатомии, хирургии и бабичьего искусства, стал использовать их в родах.

  Среди многочисленных модификаций акушерских щипцов, созданных в России, наиболее известны щицпы харьковского профессора И. П. Лазаревича (1829—1902). Они отличались незначительной тазовой кривизной и отсутствием перекреста ложек. Со временем в различных странах мира было создано множество моделей акушерских щипцов. Некоторые из них были хороши только в руках их создателей, другие получили всемирную известность, но одно несомненно — их изобретение значительно снизило число плодоразрушающих операций и смертность в родах.

   Во второй половине XVIII столетия Москва и Петербург становятся центрами российской акушерской науки. В 1797 г. в Петербурге был основан родильный госпиталь на 20 коек, а при нем:— Повивальная школа на 22 учащихся (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН).

  С 1798 г. после учреждения в Петербурге и Москве медико-хирургических академий преподавание акушерства стало вестись на самостоятельных кафедрах повивальной науки. Первым профессором акушерства в Московской медико-хирургической академии был Г. Фрезе. Первым профессором. акушерства в Петербургской медико-хирургической академии стал И. Конради.

  В 1790 г. кафедру повивального искусства в Московском университете возглавил Вильгельм Михайлович Рихтер (1783—1822). После окончания медицинского факультета в Москве, он получил степень доктора медицины в Эрлангенском университете. Возвратись в Alma Mater, В. М. Рихтер открыл при Клиническом институте Московского университета Повивальный институт на 3 койки (в 1820 г. их число увеличилось до 6). Так, на практике осуществлялась идея клинического преподавания акушерства в России.

Контрольные вопросы:

  1.  Дать краткую характеристику эпохи 19 в, реформы, проводимые в области медицины
  2. Условия, влияющие на развитие медицины 19 века, характеристика здравоохранения
  3. Влияние материалистических взглядов ученых-медиков данного периода на развитие медицины
  4. Развитие хирургии: становление хирургии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
  5. Развитие терапии: становление терапии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
  6. Развитие педиатрии: становление педиатрии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
  7. Развитие акушерства: становление акушерства, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины



Вопросы тестирования


1. Восстание декабристов произошло в:

1. 1861 г.

2. 1825 г.

3. 1789 г.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 319.